Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смычные губно-губные: М, Б, П





Описание артикуляций. Основным действующим органом, производящим рассматриваемые звуки, являются губы. Губы, смыкаясь, образуют преграду. В полость рта нагнетается давление воздуха. В результате прорыва преграды создается акустическое впечатление губных звуков.

Мускулы сближающихся губ более напряжены при производстве глухого смычного, напряжение уменьшается при артикуляции звонкого и носового. Сжатие не по всей линии губ одинаково: посередине сильнее, по бокам слабее. Полезно применять специальное упражнение: зажать губами продолговатый предмет (спичку, карандаш) и отпустить его.

В артикуляции более активной является нижняя губа. Она вместе с нижней челюстью приближается к верхней.

Одновременно с основной (губной) артикуляцией язык отодвигается назад и принимает положение, отличающееся от нейтрального,--передняя часть языка не касается нижних зубов. Так производятся твердые звуки. Мягкие губные—звуки, при произнесении которых губы и передне-средняя часть языка действуют одновременно. Дополнительная артикуляция—причина палатализации губных состоит в том, что язык всей массой сосредотачивается впереди, передняя часть спинки языка приближается к твердому небу.

Приведенное описание относится ко всем трем парам губно-губных. Основное отличие звука П от остальных в том, что он произносится без участия голоса; звука М в том, что он произносится с опущенным мягким небом (т.е. с открытым носовым проходом).

Последовательность упражнений такова: сначала отрабатывается противопоставление по твердости-мягкости, затем по назальности-неназальности, наконец,—по глухости-звонкости.

1. Открыть рот ровно настолько, чтобы можно было наблюдать движения языка (или логопеду, или самому ребенку с помощью зеркала). Язык поочередно занимает два положения: переднее—касаясь краями нижних зубов по всему периметру нижней челюсти, кончиком—внутренней поверхности нижней губы; заднее—язык отведен назад вниз так, чтобы совсем не касаться нижних зубов, кончик языка подвернут вниз. Движение вперед-назад можно производить так, что как бы «чертя» кончиком языка линию от нижней губы до корня уздечки. Упражнение делается беззвучно.

2. То же упражнение производится при плотно сомкнутых губах и с голосом. В переднем и заднем положении языка звучание различается по тембру. Это следует специально зафиксировать.

3. Продолжается предыдущее упражнение, но теперь с образованием губной смычки. Переднее положение языка соответствует укладу мягкого звука, заднее—твердого. В первом положении составляются слоги с гласными переднего ряда, во втором—слоги с гласными заднего и среднего ряда:

А) Переднее положение—исходная позиция: звук И.

И: - ми – ми – ми

И: - ме – ме – ме

И: - мё – мё – мё

И: - мю – мю – мю

И: - мя – мя – мя

 

Б) Заднее положение—исходная позиция: звук А.

А: - ма – ма – ма

А: - мо – мо – мо

А: - мы – мы – мы

А: - му – му – му

А: - мэ – мэ – мэ

 

В) Переднее положение: ми—ме—мё—мя—мю—ми

Г) Заднее положение: ма—мо—му—мы—мэ—ма

Д) Переход из переднего положения в заднее: мя—ма, ми—мы, ме—мэ, мё—мо, мю—му.

 

4. Упражнения на сдвоенные согласные:


а) мимми

б) мамма

в) мымми

г) миммы


мемме мюммю мяммя мёммё

моммо мумму мыммы мэммэ

мэмме моммё муммю маммя

меммэ мёммо мямма мюмму


 

5. Упражнения с неприкрытыми и прикрытыми закрытыми слогами:


а) имь—им

б) ам—амь

в) мым—мимь

г) мим—мымь


емь—ем юмь—юм ямь—ям ёмь—ём

 

ом—омь

ум—умь ым—ымь эм—эмь мом—мёмь мум—мюмь

мэм—мемь мам—мямь

 

мем—мэмь

мюм—мумь мям—мамь мём—момь

 


Произношение звуков Б отличается от звуков М одновременным со смычкой поднятием небной занавески, закрывающей носовую полость, и более энергичной губной артикуляцией. (Способы постановки движения небной занавески хорошо разработаны в логопедической литературе, поэтому здесь они не рассматриваются). Слоговые упражнения для Б такие же, как и для М.

 


6. а) и: - би - би - би

и: - бе - бе - бе

и: - бё - бё - бё

б) а: - ба - ба – ба

а: - бо - бо - бо

а: - бы - бы - бы

и: - бю - бю - бю

и: - бя - бя – бя

 

а: - бу - бу – бу

а: - бэ - бэ – бэ


в) би—бе—бё—бя—бю—би

г) ба—бо—бу—бы—бэ—ба

д) бя—ба, би—бы, бе—бэ, бё—бо, бю—бу.

 


7. а) бибби

беббе

бюббю

бяббя

бёббё

б) бабба

боббо

буббу

быббы

бэббэ

в) быбби

бэббе

боббё

буббю

баббя

г) биббы

беббэ

бёббо

бюббу

бябба



 

Звук П произносится почти так же, как Б, с той разницей, что не работают голосовые складки и губная артикуляция еще более энергична (небная занавеска поднимается одновременно с губной смычкой).

 


8. а) и: - пи - пи - пи

и: - пе - пе - пе

и: - пё - пё - пё

и: - пю - пю - пю

и: - пя - пя – пя

б) а: - па - па - па

а: - по - по - по

а: - пы - пы - пы

а: - пу - пу – пу

а: - пэ - пэ – пэ


в) пи—пе—пё—пя—пю—пи

г) па—по—пу—пы—пэ—па

д) пя—па, пи—пы, пе—пэ, пё—по, пю—пу.

 


9. а) пиппи

пеппе

пюппю

пяппя

пёппё

б) паппа

поппо

пуппу

пыппы

пэппэ

в) пыппи

пэппе

поппё

пуппю

паппя

г) пиппы

пеппэ

пёппо

пюппу

пяппа


 


10. а) ипь—ип

епь—еп

юпь—юп

япь—яп

ёпь—ёп

б) ап—апь

оп—опь

уп—упь

ып—ыпь

эп—эпь

в) пып—пипь

поп—пёпь

пуп—пюпь

пэп—пепь

пап—пяпь

г) пип—пыпь

пеп—пэпь

пюп—пупь

пёп—попь

пяп—папь


 

Далее проводятся упражнения, предназначенные для закрепления навыков различения губно-губных смычных в слогах и словах.


11. а) ма—ба—ма

ми—би—ми

мо—бо—мо

ме—бе—ме

мы—бы—мы

ба—ма—ба

би—ми—би

бо—мо—бо

бе—ме—бе

бы—мы—бы и т. д.


б) ма—бба

ми—бби

мо—ббо

ме—ббе

мы—ббы

ба—бба

би—бби

бо—ббо

бе—ббе

бы—ббы

ма—мма

ми—мми

мо—ммо

ме—мме

мы—ммы

ба—мма

би—мми

бо—ммо

бе—мме

бы—ммы и т.д.


 


в) бамба—мабма

бимба—мибма

бумба—мубма

бемба—мебма

бомба—мобма

бюмба—мюбма

и т.д.

мбабма—бмамба

мбибма—бмимба

мбубма—бмумба

мбебма—бмемба

мбобма—бмомба

мбюбма—бмюмба

и т.д.

абмба—амбма

ибмби—имбми

убмбу—умбму

ебмбе—ембме

обмбо—омбмо

юбмбю—юмбмю

и т.д.


 

Примечание: при произнесении сочетаний Б и М на границе между ними происходит размыкание губ, как в положении перед гласными. Последовательность артикуляционных движений такова: смыкание губ—движение небной занавески (вверх или вниз)—размыкание губ.


 


12. а) ба-па-ба

би-пи-би

бо-по-бо

бе-пе-бе

бы-пы-бы

и т. д.

 

па-ба-па

пи-би-пи

по-бо-по

пе-бе-пе

пы-бы-пы

и т. д.

б) ба—ппа

би—ппи

бо—ппо

бе—ппе

бы—ппы

 

 

па—ппа

пи—ппи

по—ппо

пе—ппе

пы—ппы

 

па—бба

пи—бби

по—ббо

пе—ббе

пы—ббы

 

 

ба—бба

би—бби

бо—ббо

бе—ббе

бы—ббы


 

Примечание: упражнения типа 11 в) для сочетаний П и Б не рекомендуются, так как в русском языке если бы реально и встречались такие сочетания, то первый в сочетании звук ассимилировал бы (уподобился) со вторым, таким образом, сочетания апба звучало бы как абба, а сочетание абпа звучало бы как аппа. Это справедливо для всех пар глухой—звонкий.

 


13. а) памма—бамма

пимма—бимма

помма—бомма

пемма—бемма

пумма—бумма

и т. д.

маппа—баппа

миппа—биппа

моппа—боппа

меппа—беппа

муппа—буппа

и т. д.

пабба—мабба

пибба—мибба

побба—мобба

пебба—мебба

пубба—мубба

и т. д.


б) бомпа—помпа—момпа

бимпи—пимпи—мимпи

бумпу—пумпу—мумпу

бемпе—пемпе—мемпе

бымпы—пымпы—мымпы

бюмпи—пюмпи—мюмпи

и т. д.

бопма—попма—мопма

бипми—пипми—мипми

бупму—пупму—мупму

бепме—пепме—мепме

быпмы—пыпмы—мыпмы

бюпми—пюпми—мюпми

и т. д.


 



в) бмапма—бмампа

бмипми—бмимпи

бмопмо—бмомпо

бмепме—бмемпе

бмупму—бмумпу

и т. д.

мпабма—пмабма

мпибми—пмибми

мпобмо—пмобмо

мпебме—пмебме

мпубму—пмубму

и т. д.

пмамба—мпабма

пмимби—мпибми

пмомбо—мпобмо

пмембе—мпебме

пмумбу—мпубму

и т. д.


 


г) апмба—абмпа

ипмби—ибмпи

опмбо—обмпо

епмбе—ебмпе

упмбу—убмпу

и т. д.

бапмба—пабмпа

бипмби—пибмпи

бопмбо—побмпо

бепмбе—пебмпе

бупмбу—пубмпу

и т. д.

мапмба—бапмба

мипмби—бипмби

мопмбо—бопмбо

мепмбе—бепмбе

мупмбу—бупмбу

и т. д.


 

14. Следующие фразы следует произносить как скороговорки:

У попа папа поп, у Боба папа Боб, у баобаба папа баобаб.

У мима Бима пимы.

Бим, обуй пимы и помимо пумы поймай эму у ямы.

Боба, буй оббей. Боб по бую—бум. Бей, Боба, бей.

Я поем, и мы попоем.

Майя, я и Эмма поем о маме поэму.

Майя моя, умой Мая. Май мой, майю умой.

Папа, попоем оба эпопею.

Боба попу бобом—оп. И попу об боб побои, и бобу об попа побои.

Бобу об попа бой, побои и амба.

Пуме бы яму—маме бы боа.

Пообобью бобы—и папе б, и Бобу б по бобу.

Пою о моем папе, пою о моей маме.

По-моему мои пимы у мамы.

 







Date: 2015-10-21; view: 753; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.039 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию