Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей-сирот





Принципы психолого-педагогического сопровождения

Детей-сирот

(В книге: Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н., Чернявская А. П.

Профориентация и самоопределение детей-сирот: учеб.-метод. пособие / под. ред. Л. В. Байбородовой, М. И. Рожкова. – 2-е изд., доп.и перераб. — М., 2010. - 251 с.)

Принципы – это исходные положения или требования, которые необходимо учитывать при организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей-сирот. Кратко охарактеризуем принципы сопровождения (см. табл. 10).

 

Таблица 10

Принципы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей-сирот

 

Принципы Пути и способы реализации принципов
  Поддержка и развитие индивидуальности ребенка - соотнесение уровня актуальности развития и зоны ближайшего развития на основе диагностики индивидуальных сфер ребенка; - установление доверительных отношений взрослого с ребенком; - оказание индивидуализированной помощи со стороны педагогов на основе осознания границ вмешательства в деятельность ребенка; - отбор педагогических средств (методов, технологий) развития профессиональных интересов, адекватных уровню подготовленности ребенка, его индивидуальным свойствам; - проектирование индивидуальной деятельности и жизненных планов воспитанника; - оценивание достижений ребенка с учетом развития сфер индивидуальности и продвижения ребенка к своим жизненным и профессиональным планам
  Учет, соблюдение и согласование личных образовательных, профессиональных интересов и жизненных планов ребенка - выявление и развитие познавательных интересов воспитанника, его профессиональных планов и жизненных замыслов; - построение индивидуальных образовательных маршрутов по учебным предметам с учетом познавательных интересов и профессиональных планов; - организация дополнительного образования воспитанника; - включение ребенка в различные виды образовательной, досуговой, трудовой деятельности с ребенком с учетом познавательных и профессиональных интересов, жизненных и профессиональных планов; - органичное сочетание профориентационной работы с решением личных и социальных проблем ребенка; - использование социальных и профессиональных проб; - помощь в определение оптимальных усилий по достижению намеченных планов
  Вариативность и гибкость в организации индивидуальной деятельности ребенка - своевременное выявление проблем и трудностей в деятельности воспитанника и оперативное принятие решений по оказанию соответствующей поддержки и помощи; - создание различных ситуаций, позволяющих раскрыть, проверить склонности ребенка, его профессиональные интересы и возможности; - предоставление различных вариантов для выбора и принятия жизненно важных решений; - гибкое реагирование на изменения в поведении воспитанника, его достижения, соответствующее изменение способов взаимодействия с ребенком; - изменение степени самостоятельности воспитанника в зависимости от сложности и новизны жизненной ситуации; - регулирование взаимоотношений ребенка с людьми, товарищами по совместной деятельности; - обоснование выбора степени вмешательства в деятельность воспитанника; - своевременная корректировка действий педагогов и ребенка; - оперативная доработка индивидуальных программ, планов, маршрута образовательной деятельности ребенка; - корректировка профессиональных планов воспитанника в связи с изменившимися обстоятельствами.
  Обеспечение субъектной позиции ребенка - обеспечение осознания важности и значимости участия ребенка в деятельности, развитие мотивации на достижения и высокий результат; - обучение воспитанника способам самодиагностики; - обучение объективной самооценке собственных достижений и возможностей; - обучение способам самоорганизации, самоуправления, самоконтроля и самоанализа; - привлечение воспитанника к проектированию своей деятельности, разработке индивидуальных образовательных программ, маршрута, профессиональных планов; - создание ситуации для самоопределения, свободного выбора воспитанником сложности, объема, содержания, форм деятельности, позиции, степени самостоятельности, форм контроля за результатами деятельности и отчетности о своих достижениях; - недопустимость насилия, давления на ребенка в ситуации выбора, признание его права на собственное мнение и ошибку
  Оптимистическая стратегия сопровождения - принятие ребенка таким, каков он есть, толерантность, оптимизм, опора на лучшие его стороны; - выражение радости за успехи ребенка, оказание ему оперативной помощи в преодолении трудностей и решении проблем, которые сложны для него; - выявление и развитие мотивов, ориентирующих ребенка на успешность образования, их профессиональных и личных планов; - выявление индивидуальных склонностей и способностей воспитанника, позволяющих проявить свои сильные стороны в образовательной и будущей профессиональной деятельности; - создание ситуаций, в которых ребенок может проявить свою индивидуальность, собственную позицию, выразить свое личное отношение и мнение о своих жизненных и профессиональных планах, достижениях; - оценивание достижений ребенка с учетом его реальных возможностей; - создание ситуаций для подкрепления или обнаружения личных достижений, осознание своего продвижения к намеченной цели, ситуаций успеха, особенно в том момент, когда ребенок может потерять уверенность в своих силах; - выбор видов и способов деятельности, где ребенок может проявить свои лидерские качества
  Непрерывность, системность и преемственность сопровождения - выстраивание системы целей, задач развития и образования ребенка с учетом его возраста, индивидуальных особенностей, профессиональных планов, результатов деятельности; - обеспечение взаимосвязи общего и дополнительного образования в воспитательном учреждении; - поэтапное развитие самостоятельности воспитанника, освоение способов самоорганизации своей деятельности, изменение его роли и позиции в образовательном процессе; - оптимальное использование ресурсов учебной, внеучебной деятельности детей, дополнительного образования; - развитие средств стимулирования самообразования и самовоспитания ребенка с учетом его опыта, достижений и профессиональных перспектив; - отбор форм, методов, технологий обучения и воспитания на каждом этапе развития с учетом мотивации, жизненных и профессиональных планов, образовательных задач.
  Взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения ребенка-сироты - коллективная разработка субъектами сопровождения программы диагностики образовательной деятельности и уровня профессионального самоопределения ребенка, согласованность действий в реализации этой программы; - определение общих установок и подходов к процессу обучения, воспитания и развития ребенка, непротиворечивость действий по оказанию ему помощи и поддержки в профессиональном самоопределении; - совместная разработка педагогами и специалистами рекомендаций по взаимодействию с ребенком, по оказанию согласованной помощи в решении его проблем; - кооперация и интеграция действий всех субъектов сопровождения; - согласованность при отборе педагогических средств, обеспечивающих профессиональное самоопределение воспитанника, определение способов и методов оценивания его достижений, профессиональной сориентированности; - формирование непротиворечивой установки на взаимодействие с родителями и родственниками ребенка-сироты, согласованность действий при взаимодействии с родственниками; - разработка комплексных программ психолого-педагогического сопровождения; - четкое распределение функций, обязанностей и ответственности между субъектами сопровождения при разработке и реализации программ развития воспитанника

 


Все принципы взаимосвязаны, дополняют друг друга. Пе­дагогам, психологам и другим специалистам важно учитывать и реализовывать эти принципы, взаимодействуя с ребенком, используя различные способы и средства сопровождения про­фессионального самоопределения.







Date: 2015-10-21; view: 862; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию