Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Практикум по риторике





Б.Г. Бобылев

 

 

Практикум по риторике

 

 
 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

Б.Г. Бобылев

 

Практикум по риторике

 

Рекомендовано Ученым советом ОрелГТУ в качестве
методического пособия

 

 

Орел 2002

 

УДК 811.161.1’271 + 811.161.1’38] (07)

ББК 83.7я7

Б 72

 

 

Рецензенты:

Зав. кафедрой гуманитарных дисциплин ОИУУ
доктор филогических наук, профессор

Л.Д. Беднарская,

Зав. кафедрой иностранных языков ОГТУ
профессор, кандидат филологических наук

Ю.Г. Коротких

 

 

Б 72 Бобылев Б.Г. Практикум по риторике: Методическое пособие /
Б.Г. Бобылев. – Орел: ОрелГТУ, 2002. – 68 с.

 

 

Пособие содержит вопросы и задания для семинарских и практических занятий, включает разнообразные дидактические материалы, обеспечивающие организацию учебного процесса по курсу риторики. Предназначено для студентов технических университетов, однако может быть использовано и студентами других вузов, а также абитуриентами и старшеклассниками.

 

УДК 811.161.1271+811.161.138 (07)

ББК 83.7я7

.

 

 

© ОрелГТУ, 2002

© Бобылев Б.Г., 2002

 

Содержание

 

Введение..................................................................................................... 4

Занятие 1. Риторика – наука убеждать.
Из истории риторики.............................................................. 5

Занятие 2. Требования к поведению говорящего............................... 9

Занятие 3. Логические и психологические основы
риторики................................................................................. 13

Занятие 4. Изобретение содержания речи.......................................... 16

Занятие 5. Композизия ораторской речи............................................ 21

Занятие 6. Речевые средства оратора.................................................. 28

Занятие 7. Техника произнесения публичной речи.......................... 33

Занятие 8. Роды и виды ораторской речи.......................................... 35

 

Литература............................................................................................... 40

 

Приложение 1. Духовные писатели о языке..................................... 43

Приложение 2. Советы оратору........................................................... 49

Приложение 3. Артикуляционная гимнастика.................................. 56

Приложение 4. Тропы и фигуры красноречия.................................. 61

 

 

Введение

 

Публичная речь в настоящее время играет все более активную роль в жизни общества. Владение умением выступать публично, эффективно воздействовать на аудиторию при помощи слова является важной предпосылкой успеха во многих областях и видах профессиональной деятельности: политике, менеджменте, торговле, юриспруденции, педагогике, сервисе и др. Эффективность публичного выступления обусловливается знанием уместности высказывания, логикой, эмоциональностью и выразительностью речи оратора. Наибольшее впечатление производит речь говоримая, но не читаемая по рукописи. Важно создать у слушателя впечатление, что речь творится непосредственно в момент выступления, которое должно звучать как разговор с аудиторией. Коммуникативность, установка на живое общение со слушателями создается разговорностью речи, зрительным и голосовым контактом. Вместе с тем каждая речь, рассчитывающая на успех, должна тщательно готовиться и продумываться. При этом намечается цель, определяется материал, способы его подачи и расположения, разрабатывается план речи (тезисы, подтезисы), определяются средства речевого воздействия. При выборе темы выступления необходимо стремиться к тому, чтобы она была интересна как для самого оратора, так и для его слушателей. Целью выступления могут быть развлечение, информация, воодушевление, убеждение, побуждение (агитация). Главными источниками материала для выступления являются: 1) личный опыт; 2) размышления и наблюдения; 3) беседа; 4) чтение.

Для воздействия на аудиторию используются как логические, так и эмоциональные аргументы.

Логические аргументы: 1) факты и обобщение их (индукция);
2) аналогия (используется только в том случае, если уместно сопоставление явлений); 3) умозаключение о причинной зависимости (имеет два вида: заключение от причины к следствию и заключение от следствия к причине); 4) дедукция, или умозаключение из общего положения.


Пояснение: дедукция состоит из трех суждений: большой посылки – общего положения и заключения. Этот трехстепенный процесс называется силлогизмом. Пример силлогизма из «Основ искусства речи» Поля Сопера:

I. Ни один нечестный человек не будет избран мэром.

II. Х нечестен.

III. Следовательно, Х не будет избран мэром.

I – большая посылка, II – малая посылка, III – заключение.

Эмоциональные (психологические) аргументы: 1) физическое благополучие (сохранение жизни и безопасности), свобода, удобство, привычки слушателей; 2) материальные, экономические и социальные интересы публики; 3) чувство собственного достоинства собравшихся; 4) истина и право (стремление людей к правде и справедливости).

Публичные речи обычно имеют три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении выделяют зачин (его цель – привлечь внимание) и завязку (ее цель –заинтересовать аудиторию). В основной части формулируется и поясняется тезис, главное положение речи, приводятся аргументы и факты в его поддержку. Цель заключения – усилить значение сказанного и создать соответствующую установку и настроение у слушателя. В заключении могут содержаться напоминание исходного тезиса, обобщение и призыв.

Важную роль для создания выразительности речи оратора играют так называемые тропы (выразительные средства) и фигуры (особые приемы речи, повышающие ее убедительность и силу воздействия). Примером тропа может служить метафора, примером фигуры – риторический вопрос.

 

 







Date: 2015-10-19; view: 673; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию