Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Практикум по риторике
Б.Г. Бобылев
Практикум по риторике
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Б.Г. Бобылев
Практикум по риторике
Рекомендовано Ученым советом ОрелГТУ в качестве
Орел 2002
УДК 811.161.1’271 + 811.161.1’38] (07) ББК 83.7я7 Б 72
Рецензенты: Зав. кафедрой гуманитарных дисциплин ОИУУ Л.Д. Беднарская, Зав. кафедрой иностранных языков ОГТУ Ю.Г. Коротких
Б 72 Бобылев Б.Г. Практикум по риторике: Методическое пособие /
Пособие содержит вопросы и задания для семинарских и практических занятий, включает разнообразные дидактические материалы, обеспечивающие организацию учебного процесса по курсу риторики. Предназначено для студентов технических университетов, однако может быть использовано и студентами других вузов, а также абитуриентами и старшеклассниками.
УДК 811.161.1271+811.161.138 (07) ББК 83.7я7 .
© ОрелГТУ, 2002 © Бобылев Б.Г., 2002
Содержание
Введение..................................................................................................... 4 Занятие 1. Риторика – наука убеждать. Занятие 2. Требования к поведению говорящего............................... 9 Занятие 3. Логические и психологические основы Занятие 4. Изобретение содержания речи.......................................... 16 Занятие 5. Композизия ораторской речи............................................ 21 Занятие 6. Речевые средства оратора.................................................. 28 Занятие 7. Техника произнесения публичной речи.......................... 33 Занятие 8. Роды и виды ораторской речи.......................................... 35
Литература............................................................................................... 40
Приложение 1. Духовные писатели о языке..................................... 43 Приложение 2. Советы оратору........................................................... 49 Приложение 3. Артикуляционная гимнастика.................................. 56 Приложение 4. Тропы и фигуры красноречия.................................. 61
Введение
Публичная речь в настоящее время играет все более активную роль в жизни общества. Владение умением выступать публично, эффективно воздействовать на аудиторию при помощи слова является важной предпосылкой успеха во многих областях и видах профессиональной деятельности: политике, менеджменте, торговле, юриспруденции, педагогике, сервисе и др. Эффективность публичного выступления обусловливается знанием уместности высказывания, логикой, эмоциональностью и выразительностью речи оратора. Наибольшее впечатление производит речь говоримая, но не читаемая по рукописи. Важно создать у слушателя впечатление, что речь творится непосредственно в момент выступления, которое должно звучать как разговор с аудиторией. Коммуникативность, установка на живое общение со слушателями создается разговорностью речи, зрительным и голосовым контактом. Вместе с тем каждая речь, рассчитывающая на успех, должна тщательно готовиться и продумываться. При этом намечается цель, определяется материал, способы его подачи и расположения, разрабатывается план речи (тезисы, подтезисы), определяются средства речевого воздействия. При выборе темы выступления необходимо стремиться к тому, чтобы она была интересна как для самого оратора, так и для его слушателей. Целью выступления могут быть развлечение, информация, воодушевление, убеждение, побуждение (агитация). Главными источниками материала для выступления являются: 1) личный опыт; 2) размышления и наблюдения; 3) беседа; 4) чтение. Для воздействия на аудиторию используются как логические, так и эмоциональные аргументы. Логические аргументы: 1) факты и обобщение их (индукция); Пояснение: дедукция состоит из трех суждений: большой посылки – общего положения и заключения. Этот трехстепенный процесс называется силлогизмом. Пример силлогизма из «Основ искусства речи» Поля Сопера: I. Ни один нечестный человек не будет избран мэром. II. Х нечестен. III. Следовательно, Х не будет избран мэром. I – большая посылка, II – малая посылка, III – заключение. Эмоциональные (психологические) аргументы: 1) физическое благополучие (сохранение жизни и безопасности), свобода, удобство, привычки слушателей; 2) материальные, экономические и социальные интересы публики; 3) чувство собственного достоинства собравшихся; 4) истина и право (стремление людей к правде и справедливости). Публичные речи обычно имеют три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении выделяют зачин (его цель – привлечь внимание) и завязку (ее цель –заинтересовать аудиторию). В основной части формулируется и поясняется тезис, главное положение речи, приводятся аргументы и факты в его поддержку. Цель заключения – усилить значение сказанного и создать соответствующую установку и настроение у слушателя. В заключении могут содержаться напоминание исходного тезиса, обобщение и призыв. Важную роль для создания выразительности речи оратора играют так называемые тропы (выразительные средства) и фигуры (особые приемы речи, повышающие ее убедительность и силу воздействия). Примером тропа может служить метафора, примером фигуры – риторический вопрос.
Date: 2015-10-19; view: 673; Нарушение авторских прав |