Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
К.Г. Юнг. Письма
Когда Норман вошел, он казался очень подавленным. Прошлой ночью он не пришел ночевать домой и сейчас выглядел сбитым с толку. Я налил два стакана холодной воды – как обычно. – Я не знаю, что со мной происходит, – сказал он. – У меня были самые обычные намерения, я уже устал и хотел возвращаться домой, но вдруг завел разговор с одной молоденькой курочкой, а потом провел у нее почти всю ночь. По-моему, это оказалось совсем неплохо. Он засмеялся, думая о чем-то своем. – Эта девочка пришла ко мне. Как же ее звали?.. По-моему, Пенни. После вечеринки мы прекрасно провели время. Я проводил ее домой, и мы всю ночь занимались любовью, пока не взошло солнце. Ее муж – морской офицер, его неделями не бывает дома. Совсем не заметно, что ей его не хватает; по крайней мере, замужество не слишком ее связывает. Во всяком случае, ей со мной очень понравилось. Он говорил как распутник. – Мне хочется, чтобы Нэнси тоже... тоже была так раскована. – Он провел рукой по волосам. – Я имею в виду, со мной. Заниматься с ней любовью – все равно, что играть в бридж с болваном, который только держит в руках карты. У меня такое мнение: или нужно быть партнером, или просто не играть, разве не так? Опять он вернулся к матери. – Как вы встретились с вашей женой? – спросил я. Норман вспыхнул. – Это была феерия. Я влюбился в нее с первого взгляда! Я был совершенно ослеплен ею. Она не выходила у меня из головы. Она пользовалась огромным успехом, за ней увивался еще десяток ребят. Фактически мне пришлось за нее драться. Очень многие обращали на нее внимание, она могла удерживать парня при себе и одновременно смотреть на других. Тогда ей точно нравилось заниматься со мной любовью, и мы занимались этим целыми днями. Однажды, когда я слишком устал, она надо мной рассмеялась. Я в шутку ей сказал: «Ты просто ненасытна». – «Я думала, это мужчинам никогда не бывает достаточно, – ответила она, – они только и делают, что говорят о женщинах, которые все время этим занимаются». Он слабо ухмыльнулся. – Конечно, мне стало чуть-чуть больно. Ее слова вызвали у меня мысли о мужчинах, которые у нее были до меня. Мне не нравилось слушать о ее прошлом. Я снова почувствовал у себя узел в верхней части желудка. – Я непременно хотел жениться на Нэнси. Но она сказала, что еще не готова к постоянным отношениям со мной. Потом она забеременела; сказала, что ее подвели контрацептивы. Что касается меня, то я был просто счастлив. Я ее любил, и самым большим моим желанием было иметь от нее ребенка. Но она не сразу сказала «да». Я знаю, что она много думала о том, чтобы воспитывать детей одной. Тогда она была очень самостоятельной. Но в конце концов она согласилась. Норман улыбнулся. – У нас была маленькая свадьба, на которой присутствовало несколько близких друзей. Отца Нэнси, разумеется, на ней не было: он от них ушел, когда ей было четыре года. Но ее дядя сказал о ней много хорошего. Они всегда были очень близки. Ее мать все время плакала. Следующие несколько месяцев все шло очень плохо. Пока мы искали подходящее жилье, нам пришлось жить вместе с ее матерью. Нэнси пребывала в депрессии и много спала. Она не могла быстро везде успевать, поэтому мне приходилось каждое утро вставать и просматривать рекламные объявления. Он вытащил носовой платок и высморкался. – Найти квартиру, на которую у нас хватило бы денег, было совсем непросто. Я рассматривал все предложения. Не раз я возвращался домой и плакал, уткнувшись головой ей в колени. Это случалось, когда я уже выбивался из сил. Однажды я взял смотровой ордер на двухкомнатную квартиру, расположенную прямо над бакалейным магазином. Когда мы вместе с Нэнси пошли ее смотреть, жена сказала, что не сможет в ней жить, потому что она вызывает у нее депрессию. Так оно и было. Комнаты были маленькие и темные, к тому же там отвратительно пахло. В конце концов Нэнси встала с кровати и сама нашла квартиру получше. Норман опустил взгляд. – После рождения ребенка все изменилось. У нас все наладилось: я имею в виду, что изо всех сил старался сделать ей что-то приятное, но ее не слишком интересовали мои потуги, понимаете? Она никогда от меня не отворачивалась... Но она не... у нее не... он беспомощно пожал плечами. – Наверное, ей действительно не нравилось заниматься этим, как мне казалось... – Надо было что-то делать, – сказал Норман. – Я немало времени проводил в командировках. В них не было особой необходимости, зато я не оставался дома. Нэнси мои отъезды никогда не расстраивали, она была сама любовь, когда целовала меня на прощание. «Счастливо, – говорила она. – Не скучай!» Если бы я мог не скучать! Несколько дней в командировке всегда заставляли меня тосковать по дому. Иногда мне попадались женщины, но без Нэнси я все равно ощущал себя одиноким. Я все время спешил вернуться домой. Без нее я никогда не чувствовал себя счастливым. – Норман пожал плечами. – Сейчас тоже не чувствую. Это была уже наша четвертая сессия. Некоторые фрагменты жизни Нормана стали складываться в целостное представление. Норман обладал так называемой расщепленной анимой. С одной стороны, его анима относилась к материнскому типу, внутреннему образу женщины, который воплощал в себе стабильность и эмоциональную безопасность. Этот образ он проецировал на жену. С другой стороны, это была заброшенная анима, похожая на «перекати-поле», готовая броситься в объятия самому дьяволу, и эту часть анимы он автоматически проецировал на любую женщину, которая была ему сексуально доступна. Норман находился где-то между ними. Но образ матери играл преобладающую роль: Норман мог вступать в отношения с женщинами, но эти отношения не доставляли ему удовольствия. С точки зрения психологии, анима мужчины – это его душа. Юнг называл аниму архетипом самой жизни. Когда мужчина полон жизненных сил, он «воодушевлен». Не имея связи со своей душой, мужчина ощущает острую тоску и отсутствие жизненных сил. В наше время мы называем такое состояние депрессией – это первый симптом кризиса среднего возраста. Но это переживание совсем не новое. Такое состояние первобытные люди называли потерей души. Я вспоминаю время своей влюбленности в женщину, которая потом стала моей женой. В то время мы находились в Париже, в двух шагах от Эйфелевой башни. Стоял очень густой туман. Мы прижались друг к другу и целовались. Случилось то, что случилось, со мной все было кончено. Я с головой окунулся в наслаждение. У нас женой отношения почему-то не сложились, но я до сих пор о ней мечтаю. Когда мы расстались, у меня наступила депрессия и продолжалась почти три года. Мне больше нравится называть это состояние «потерей души», потому что именно так оно и ощущается. Мужчина, не осознающий свою фемининность, имеет склонность к перепадам настроения и сентиментальности – он становится одержимым своей анимой. Находясь под воздействием своего настроения и неуправляемых эмоциональных реакций, он может оказаться одержимым своей душой, вместо того чтобы ладить с ней. В процессе психологического становления мужчины Юнг различал четыре разных стадии развития анимы. Он называл их Евой, Еленой, Марией и Софией. На первой стадии, стадии Евы, анима полностью определяется связью матерью; она связана не столько с родной матерью, сколько с материнским образом, который символизирует проявление заботы, а также атмосферу любви и безопасности. Поведение мужчины с такой анимой нельзя назвать эффективным, так как у него отсутствует ясная связь с фемининностью, и он становится ее легкой жертвой, полностью находясь в ее власти. Он часто страдает импотенцией или же у него вообще не появляется никакого сексуального влечения. На второй стадии, символом которой служит исторический образ Елены Троянской, анима становится образом выражения коллективной сексуальности. Она – Марлен Дитрих, Мэрилин Монро, Тина Тернер, вместе взятые. Мужчина, попавший под ее заклятие, часто становится Дон Жуаном, который увлечен нескончаемой чередой любовных приключений. Такие любовные романы обязательно быстро заканчиваются, и это происходит по двум причинам: 1) любовный пыл мужчины изменяется – чувства подчиняются его прихоти и утром часто куда-то исчезают; 2) никакая реальная женщина не может жить одними ожиданиями, которые проходят вместе с бессознательным идеальным образом мужчины. Третья стадия анимы – Мария. Она проявляется в религиозных чувствах и способности к настоящим дружеским отношениям между людьми разного пола. Мужчина с такой анимой может видеть женщину такой, какая она есть, независимо от собственных потребностей и влечений. Его сексуальность интегрирована в его жизнь, а не является автономной функцией, которая определяет его влечения. Он может отличать любовь от похоти. Он способен поддерживать длительные отношения, так как может понять разницу между объектом своих желаний и образом своей внутренней фемининности. На четвертой стадии, Софии (которая в Библии называется Мудростью), мужская анима становится проводником к внутренней жизни, посредником между сознанием и содержанием бессознательного. София стоит за потребностью в решении великих философских проблем и поиском смысла жизни. Это Беатриче из Дантова «Ада» и муза творчества в жизни любого художника. Она естественная спутница архетипа «мудрого старца», существующего в мужской психике. Вполне естественно, что на этой стадии сексуальность мужчины становится очень высокой, так как включает в себя и духовную размерность. С теоретической точки зрения, при достижении мужчиной определенного возраста его анима оказывается на очередной стадии своего развития. Переход на следующую стадию развития происходит, когда исчерпаны все возможности на данной стадии развития, то есть когда этого требуют условия внутренней адаптации (к самому себе) и внешней адаптации (к окружающему миру). Фактически переход с одной стадии на другую редко происходит гладко, так как психика человека не только побуждает к личностному росту и поддерживает его, но вместе с тем (как ни пара доксально) является очень консервативной и с трудом избавляется от своего содержания. Следовательно, психологический кризис обычно происходит неожиданно для мужчины, как только у него появляется неотложная потребность перейти с одной стадии развития на другую. Именно поэтому на любой стадии жизни мужчина периодически может вступать в контакт с этими характерными образами анимы, как только у него возникнет необходимость в компенсации доминирующей сознательной установки. В данном случае психологическое развитие Нормана затормозилось на промежуточной стадии развития анимы между Евой и Еленой. В своей жене он видел не Нэнси, а Еву. Когда у него появлялось мимолетное влечение к другой женщине, он видел в ней Елену. В своей жене, как в «независимой Другой», он видел черты Марии: например, такой была ее жизнь до встречи с ним, но до любого контакта с Софией ему было очень далеко. Внутренний образ мужской фемининности изначально определяется в процессе его ощущения родной матери. Впоследствии, в ходе общения с другими женщинами – родственницами, учителями и т.п. – он изменяется и становится таким постоянно заряженным энергетически, что мужчину влечет к женщинам, которые как-то соответствуют этому образу – или совершенно противоположному ему. Любой мужчина, не осознающий свою фемининность, склонен видеть в реальной женщине эту часть своей психики и своей души. Самый известный способ испытать это переживание – просто влюбиться. Чтобы это понять, нам нужно подробнее разобраться с феноменом проекции. В силу своей сущности мы склонны верить в то, что мир является таким, каким мы его видим, а люди – такими, какими мы их себе представляем. Впоследствии мы узнаем, что это совсем не так, ибо люди оказываются совершенно иными. Если они не становятся очень близкими нам, мы прекращаем о них думать. Если же это близкие друзья, у нас возникает ощущение опустошенности. Юнг полагал, что мы постоянно проецируем содержание своего бессознательного на все, что нас окружает. Не признавая в себе какие-то черты личности, мы «находим» их в других людях. Таким образом в своем воображении мы создаем отношения с другими людьми, которые часто не имеют ничего общего с подлинными отношениями. Избежать этого не может никто. У бессознательного есть прямое назначение – быть содержанием проекции. Таков закон жизни. Обычно проекция считается негативным явлением, но ее положительное свойство заключается в том, что она является свя зующим звеном между людьми, помогает устанавливать дружес кие отношения и другие формы общения. Ее функция такая же, как у колесной смазки. При всех проблемах, которые с ней связаны, жизнь без проекций была бы гораздо скучнее. Проекции нашей психики могут попадать и на неодушевленные предметы. Нам хорошо известен феномен фетишизма, который обычно считается нездоровым. Раньше люди смеялись над вами, если вы не сводили взгляда, например, с ботинок или пуговиц. Они и сейчас смеются над этим, но теперь психологи знают, что эти предметы имеют символический смысл. В один несчастный день, гуляя в горах в окрестностях Цюриха и испытывая огромную жалость к себе, я наткнулся на некий предмет, который лежал у меня на пути. Я сделал шаг назад и поднял его. Это был маленький черный эбонитовый слоник. Для меня он стал божественным и волшебным. Я просто влюбился в него. Я решил, что это явление имеет прямое отношение к феномену, который Юнг называл синхронизмом. В таких случаях события, происходящие во внутреннем мире человека, совпадают с внешними событиями. Я решил, что в моей психике происходят какие-то процессы, и следующие несколько лет стал их исследовать. Я ходил в зоопарк, чтобы увидеть слонов, я читал о них книги, я их коллекционировал. Я рисовал слонов на картинах, ими были переполнены мои сны. Сегодня меня окружают слоны всех размеров, изготовленные из самых разных материалов, и многие домашние предметы имеют форму слона или какой-то его части: кофейные чашки, лампы, пепельницы, кашпо, ножи для резания бумаги, корзины для бумаг и даже колокольчик, который звонит к обеду. Я был совершенно уверен в том, что между мной и слонами есть определенная связь и поэтому я нашел того, первого слона. Далее будет изложено несколько малоизвестных фактов о слонах. Матери Будды, царице Майе, в ночь, когда она зачала спасителя, приснился сон, что в ее чрево вошел белый слон (этот эпизод в христианстве аналогичен Благовещению Марии). В кундалини йоге слон – символ муладхара чакры, самого нижнего духовного центра, находящегося где-то между анальным отверстием и гениталиями. (Она становится особенно активной, если человек находится в депрессии.) У слона длина пениса в расслабленном состоянии достигает шести футов. Согласно древнему мифу, слоны раньше могли летать и, как облака, меняли свою форму. Однажды стая слонов села на ветку дерева и задавила одного святого. С тех пор они были навсегда обречены ходить по земле. (Эта мифологема сравнима с притчей о человеке, который взмыл в воздух, а затем упал на землю. Возможно, именно поэтому я не люблю высоту.) Самым непримиримым врагом слона является змея – наиболее распространенный символ бессознательного. (Змей я тоже рисовал, а однажды изобразил, как змея целуется со слоном.) Еще где-то я прочел о человеке, который четыре года прятал от людей двух слонов. Он предохранял их от появления слонят, затем продал их, но потом, усомнившись в том, что новые хозяева будут как следует о них заботиться, ночью увел их обратно, и с тех пор его никто никогда не видел. В одной из газет приведены слова его дочери: «Не так-то легко спрятать пару слонов шести-семи футов высотой. Единственное, что я могу сказать, что мой отец – очень умный человек». Действительно, умный. А слоны – невидимки. Я добавил это их качество к моему списку малоизвестных фактов. Проекции бывают активные и пассивные. Пассивная проекция является абсолютно автоматической и непроизвольной. Наш взгляд прикован к одному-единственному человеку из многих людей, находящихся в комнате, и, безнадежно влюбившись, мы чувствуем, что совершенно подавлены. Мы можем совсем ничего не знать об этом человеке; но, по существу, чем меньше бы о нем знаем, тем легче на него проецируем: существующий вакуум мы заполняем собственным психическим материалом. Активную проекцию также называют эмпатией. Вы ощущаете себя «на месте» другого человека, представляя себе, что с ним происходит. Для аналитика очень важно иметь это качество. При отсутствии эмпатии наступает тоскливая череда скучных дней, которые похожи один на другой, и совершенно неинтересных людей с непонятными проблемами. При наличии эмпатии вы находитесь на самом острие своего восприятия. Существует очень тонкая грань между эмпатией и идентификацией. Идентификация не предполагает отделения субъекта от объекта и наличия разницы между мной и другим человеком. Мы – две горошины из одного стручка. Что хорошо для меня, должно быть хорошо и для него (или для нее). На основе этого заблуждения строятся многие отношения. Оно становится мотивацией для многочисленных «полезных» советов другим и предпосылкой для любой терапевтической системы, опирающейся на внушение или адаптацию к социально одобряемым нормам поведения и социальным идеалам. Психотерапия, которая проводится на такой основе, приносит больше вреда, чем пользы. Именно поэтому Юнг настаивал, чтобы все, кто обучается психоанализу, прежде чем стать практикующими аналитиками, должны пройти собственный анализ. Только хорошо осознавая собственные комплексы и предубеждения, я могу понять, где заканчивается моя личность и начинается другая. И даже в этом случае у меня не может быть полной уверенности. Когда приходит пациент, похожий на Нормана, фактически я должен сосредоточить на нем все свое внимание. В межличностных отношениях идентификация встречается так же часто, как картошка. Она всегда приводит к неприятностям. Если вы идентифицируетесь с другим человеком, ваше эмоциональное состояние становится тесно связанным с настроением этого человека и с его отношением к вам. А затем эта тесная связь быстро превращается цепкую и липкую сентиментальность. Я очень благодарен моему другу Арнольду, который заметил, что такая психологическая ситуация отразилась в старой популярной песне: «Я хочу быть счастливым, но я не могу быть счастливым, пока не сделаю счастливой и тебя». Это классическое отражение двойной связи. Вы не можете вести себя независимо, и ваша зависимость будет выражаться в том, что другой человек отвечает за то, как вы себя чувствуете. Более того, с точки зрения психологии ваши отношения ничем не отличаются от детско-родительских отношений. Хуже того: вся кий раз очень трудно сказать, кто из партнеров является родителем, а кто ребенком. Мы можем с удовольствием брать на себя ответственность за своих детей, но такие отношения между взрослыми людьми не могут долго продолжаться. Ни один из партнеров не может развиваться без сопутствующего двойственного воздействия на другого; это обстоятельство очень влияет на них обоих. Проекция, если она не воздействует так глубоко, что достигает уровня идентификации, на самом деле оказывается весьма полезной. Если мы считаем, что какое-то качество или какая-то характерная личностная черта есть у другого человека, а затем оказывается, что это не так, нам следует осознать, что мир – это не результат нашего творчества. Обладая достаточной степенью самоосознания, мы можем узнать что-то о самих себе. Этот процесс называется устранением проекций. Он не происходит за одни сутки и причиняет столько боли, сколько вы можете вытерпеть. Устранение проекций необходимо, когда фрустрируются наши ожидания относительно других людей. Если же нет явного различия между тем, что является истинным согласно нашим ожиданиям или представлениям, и самой реальностью, значит, нет никакой необходимости и в устранении проекций. Дареному коню в зубы не смотрят, не нужно будить спящую собаку – до тех пор, пока это возможно. Я думал о том, как все сказанное выше относится к Норману. Норман влюбился не в Нэнси. Он влюбился в собственную душу, иными словами, в самого себя. Когда он встретил Нэнси, она была хорошим крючком для его проекций: и в качестве заботливой матери (Ева), и в качестве желанного сексуального партнера (Елена). С тех пор его отношение к ней не изменилось. Зато изменилось отношение Нэнси к Норману. Безусловно, ему стало больно. По существу, она отказалась исполнять роль его души. Норман очутился на необитаемом острове. Он женился на женщине, которая перестала быть воплощением его влюбленности. Мне не нужно было говорить Норману о его проекциях на жену, ибо что-то у него внутри препятствовало этому осознанию. Все это время он мучительно страдал от потери души, как в свое время страдал и я. Единственное средство облегчить эти страдания осознать, что он в своей жене видел раньше и видит сейчас, и сопоставить то, что он осознал, с той, какой он ее себе представляет. Несомненно, он все еще не обрел свою душу. Но, по крайней мере, он перестал видеть в жене то, чего в ней не было. Очень часто мужчина занят поиском своей души в оказавшейся рядом женщине. Раз двенадцать это приходилось делать мне самому. Я мог влюбиться в одно мгновение, моментально. Это мое качество совершенно изумляло Арнольда. – Ты еще сосунок, – говорил он мне, когда в очередной раз я приходил домой с горящими глазами. – Как ты мог? – Я люблю ее, – возражал я. – На этот раз все очень серьезно. – Неужели? – говорил он. – Расскажи-ка мне, что случилось. Арнольд признавал, что ощущал воздействие своего негативного материнского комплекса. На всех женщин, которых я приглашал к нам домой, он смотрел подозрительным, патриархальным взглядом. Он везде находил скрытые мотивы, независимо от их реального присутствия. Там, где я видел ангела, он узнавал ведьму. Однажды он мне сказал, что не может влюбиться, так как слишком хорошо знает себя. – Моя анима – хладнокровная потаскуха, – совершенно спокойно говорил Арнольд. Когда он в конце концов влюбился, она оказалась мягкой, теплой и очень живой феей. Это была практически полная компенсация. Тем не менее, несомненная правда то, что мужчина, находящийся под воздействием позитивного материнского комплекса, является ранимым и подверженным влиянию женщин. У его анимы неизменно горящий взгляд, он всегда смотрит на женщин сквозь розовые очки. Он действительно любит женщин и склонен идентифицироваться с ними. Он стремится быть в их обществе, ибо там прекрасно себя чувствует. Как правило, он очаровательный любовник, Дон Жуан, который не может отказать ни одной женщине. К тому же, как правило, он является сверхчувствительным, а его чувственная сфера – легко ранимой. Мужчине такого типа обязательно требуется найти и осознать связь со своей тенью, которая всегда принимает образ безжалостного мошенника, который, скрываясь в бессознательном, наполняет хаосом сердце простодушной женщины. Но у него может быть гораздо более грубая персона, похожая на толстую слоновью шкуру. Позитивный материнский комплекс вызывает у мужчины склонность видеть идеал отношений с женщиной в неразлучности между ними. Хотя индивидуальное психологическое развитие, то есть индивидуация, невозможна без отношений с окружающими, она невозможна и при такой неразлучности. Процесс индивидуации требует концентрации внимания на внутренней оси «Эго бессознательное». Тесное психологическое слияние размывает или вовсе уничтожает границы между людьми, так как одно Эго сливается с другим. Индивидуация позволяет создать основу для отношений с другим человеком исходя из целостности личности. Неразлучность – это фактически слияние с другим человеком, превращение двух индивидуальностей в одну. «Единый фронт», характеризующий брак Нормана, был основан на идеале неразлучности. Норман идентифицировался со своей женой; он так ей поклонялся, что иногда забывал о том, что сам находится в состоянии психологической смерти. При этом он стал на нее обижаться. Связь постепенно слабела, но все еще была достаточно крепкой. В этом нет ничего удивительного, так как на протяжении нескольких лет их жизнь строилась на основе взаимной фантазии, что у них нет проблем. Они не дрались и не ссорились не потому, что у них не было проблем, а потому, что не раскрывали друг другу свои истинные чувства. Они не могли этого сделать, ибо ни один из них не мог выдержать проявления дисгармонии. На месте Нормана я бы взял все платья его жены и разорвал бы их в клочья. «А теперь, – сказал бы я, – отправляйся вместе со своим другом». Тогда она могла бы увидеть, что я чувствовал на самом деле. На месте его жены я колотил бы его по голове бейсбольной битой. Но это лишь моя фантазия, не больше. У меня не было чувства, что Норману следует расстаться с женой. Действительно, у меня было несколько циничное отношение к безоблачной супружеской жизни, но если бы Норман смог увидеть свою жену более реально, – то есть в отсутствие всех его проекций, – их брак можно было бы спасти. Все зависело бы от того, насколько понравилось бы ему то, что он увидит, и смогла бы она выдержать то, что он это увидит. Выход из ситуации, в которой оказались Норман и Нэнси, не был до конца ясен. Единственное, что я делал, – всегда намеренно отстаивал противоположную точку зрения, что бы он ни выбрал. Моя функция заключалась в том, чтобы поддерживать на пряжение конфликта, пока Норман не поймет, что он делает и по чему. В изначальном отношении Нормана к Нэнси не было ничего плохого. Его отношение к ней свидетельствовало лишь о том со стоянии, в котором тогда находилась его психология. Разумеется, и ее психология тоже. Ее влечение к нему указывало лишь на со стояние ее внутренней маскулинности, ее анимуса, который, ко нечно же, проецировался на Нормана, по крайней мере, раньше. Что же она в нем нашла? Что она ожидала? С точки зрения Нормана, ее не настолько «опьянила» влюбленность, как это слу чилось с ним, но она все равно согласилась выйти за него замуж. Почему? Просто потому что забеременела? Не думаю. По-моему, она нашла в нем нечто, удовлетворявшее ее собственную внутрен нюю потребность. Образ внутренней маскулинности женщины очень окрашен ее восприятием родного отца. Условно говоря, как мужчина склонен жениться на «своей матери», так и женщина склонна выби рать мужчину, психологически похожего на своего отца или, опять же, на полную его противоположность. Если анима мужчины становится частью его души, то анимус женщины лучше сравнить с бессознательным рассудком. Он нега тивно проявляется в ее безапелляционных идеях, нелогичных рассуждениях и высказывании прописных истин, которые вообще могут быть правильными, но совсем не соответствовать конкрет ной ситуации. Бессознательное женщины (одержимой анимусом) всегда полно идей и мнений. Женщины такого типа всегда на слуху: образно выражаясь, они родились, чтобы носить брюки и уста навливать правила в курятнике или, по крайней мере, к этому стремятся. С одной стороны, они привлекают внимание мужчины, а с другой – хладнокровно его кастрируют. Анимус женщины начинает ей психологически помогать только тогда, когда она может объяснить разницу между «ним» и своим «Я». Если задача мужчины при ассимиляции анимы состоит в том, чтобы раскрыть свои истинные чувства, то, ассимилируя анимус, женщина должна постоянно подвергать сомнению свои мысли и варианты выбора, сопоставляя их с тем, как она считает на самом деле. Поступая таким образом, через какое-то время она может сделать анимус своим ценным внутренним спутником, наделяющим ее позитивными маскулинными качествами: предприимчивостью, мужеством, объективностью и духовной мудростью. Юнг описывает четыре стадии развития женского анимуса, аналогичные состоянию развития мужской анимы. Сначала он появляется в снах и фантазиях как фаллос, воплощение физической силы, например, в образе атлета или «культуриста». Эта стадия развития анимуса соответствует стадии Евы в развитии анимы. Для женщины с таким анимусом мужчина – это просто «жеребец»; он существует лишь для оплодотворения яйцеклетки и является приспособлением, помогающим женщине рожать детей. На второй стадии, соответствующей стадии Елены в развитии анимы, анимус обладает инициативой и способностью планировать действия. Он скрывается за стремлением женщины к независимости и желанием сделать собственную карьеру. Женщина с анимусом такого типа по-прежнему относится к мужчинам на уровне общественного сознания, но сам этот уровень изменяется: мужчина – это традиционно муж-отец, глава семьи, основная функция которого заключается в том, чтобы защищать и материально обеспечивать семью. На следующей стадии, соответствующей стадии Марии в развитии анимы, анимус – это «логос», который в сновидениях часто воплощается в образе профессора или священника. Женщина с таким анимусом испытывает трепетное уважение к традиционным знаниям; она может заниматься творческой деятельностью и всегда рада узнать о себе что-то новое. Она может относиться к мужчине как к индивидуальности, то есть как к своему возлюбленному. На четвертой стадии анимус становится воплощением духовности, как, например, Ганди или Мартин Лютер Кинг. На этом, высшем, уровне, соответствующем уровню Софии в развитии анимы, анимус является посредником между сознанием женщины и ее бессознательным. В мифологии он появляется в образе Гермеса, вестника богов; в сновидениях – в образе помощника-проводника. Для женщин с таким развитием анимуса сексуальность это больше, чем просто акт, доставляющий физиологическое наслаждение; он наполнен духовным смыслом. Каждый из приведенных выше аспектов анимуса женщина будет проецировать на мужчину, при этом предполагая, что он будет вести себя в соответствии с ее ожиданиями. Как отмечалось ранее, все то же самое относится к аниме. Поэтому в любых отношениях между мужчиной и женщиной участвуют по крайней мере четыре стороны. С точки зрения межличностного общения отношения, возможности общения являются довольно сложными и запутанными, как показано на диаграмме:
Если при напряженных отношениях между партнерами один из них проходит анализ, значит, анализ проходят они оба. Я не мог работать отдельно с Норманом, так как он жил не один. Я мог лишь делать некоторые предположения относительно особенностей психологии его жены исходя из его замечаний, но если бы Норман не подходил Нэнси, как подходит руке перчатка, она давно бы от него ушла – или он ушел бы. По-моему, развитие анимуса жены Нормана соответствовало уровню, находящемуся между второй и третьей стадиями. Все зависело от того, с кем она общалась. С одной стороны, у нее был образ Нормана как мужа-отца (та роль, за соответствие которой он так боролся); с другой – у нее был любовник, воплощавший ее непрожитую творческую жизнь. В своем эссе «Брак как психологическое отношение» Юнг говорит об одном из партнеров как о психологическом контейнере, а о другом – как о содержимом этого контейнера. Тот, кто содержится в контейнере, живет полностью в рамках институциональных ограничений брака; вне супружеских отношений у него нет ни существенных обязательств, ни жизненно важных интересов. Вместе с тем партнер, который является контейнером, ощущает ограничивающее воздействие своего состояния и ищет облегчения в отношениях вне брака. Что касается Нормана и Нэнси, трудно сказать, кто из них является контейнером, а кто его содержимым; у них обоих были внебрачные отношения, но вместе с тем каждый из них стремился получить ощущение безопасности, включающей в себя «удержание». Вполне понятно, что им еще следовало немало работать над своими отношениями. Работа над отношениями вовсе не означает, что партнерам следует обсуждать психологический смысл или психологические последствия того, что между ними происходит. Ничего подобного. Особенно если между ними произошла ссора или в семье ощущается нездоровая атмосфера. Вполне достаточно признать, что у одного из них плохое настроение или же он испытывает душевные муки, вместо того чтобы рассуждать об аниме, анимусе, комплексах и т.п. Это, в конечном счете, только психологические понятия, а концентрация внимания на теории обязательно вызовет гнев у кого-то из партнеров. Отношения развиваются на основе чувственных ценностей, а не на том, что написано в книгах. Ваша работа над отношениями с другим человеком заключается в том, чтобы закрыть свой рот, когда вы уже готовы взорваться. В том, чтобы не подвергать его воздействию своего аффекта. В том, чтобы спокойно покинуть поле брани и рвать на себе волосы. В том, чтобы спрашивать себя, а не своего спутника, какой у вас активизировался комплекс и к чему это приведет. Правильным является не вопрос: «Почему он или она так поступает по отношению ко мне?» или «Кем же они себя считают?», а «Почему я поступил именно так? Кто, по-моему, они такие?» И даже более того: «Что это говорит о моей психологии? Что мне с этим делать?» Именно так вы можете создать внутренний контейнер, свой собственный теменос. Безусловно, сильным эмоциям иногда нужен выход, так как их источником является не комплекс, а подлинное чувство. Это различие очень тонкое, распознать его нелегко, и в этом заключается вторая причина, объясняющая ценность контейнера. Вы можете увидеть различие, если что-то ценное ушло для вас навсегда или разбилось вдребезги. Тогда вы можете говорить от чистого сердца. Так, например, далеко не все эмоции Нормана исходят от комплексов. Источником некоторых из них являются потребности, ключевые для его индивидуации. Когда он сможет увидеть разницу, тогда нам будет о чем поговорить. В общем, ваша работа над отношениями с другим человеком заключается в том, чтобы держать свое настроение при себе и исследовать его. Вам нельзя выражать свои эмоции и отравлять ими межличностные отношения. Преимущество этого подхода заключается в том, что он возвращает нас обратно к нашему непосредственному ощущению своего «Я». Глупо себе представлять, что можно изменить человека, который нам кажется причиной нашей душевной боли. Но, обладая надежным контейнером, мы можем измениться сами и изменить свои реакции. Широко распространено мнение, что в таких случаях нужно «оставить все как есть и ничего не менять». Фактически это означает признать власть комплекса. Вся хитрость заключается в том, чтобы оказаться на некоторой дистанции от комплекса, получить о нем объективное представление и противостоять ему. Вы не можете этого сделать, если идентифицировались с ним и не видите разницы между собой и эмоциями, которые берут вас за горло при активизации комплекса. И этого нельзя сделать, не обладая надежным контейнером. Бесконечная болтовня двух закомплексованных людей совершенно безрезультатна. Обычно на нее уходит много времени и энергии, а зачастую все становится только хуже. Это самое общее представление. Юнг нашел ему образное выражение: «Когда анима встречается с анимусом, анимус вынимает из ножен меч своей власти, а анима распространяет свой яд иллюзии и соблазна». Разумеется, встреча анимуса и анимы не всегда столь плачевна. Действительно, люди часто влюбляются друг в друга. Но основная борьба в отношениях между ними вызвана тем, что мужчина проецирует на женщину свою аниму, а женщина на мужчину – свой анимус. Мы можем это осознавать интеллектуально, но если человек, в которого мы влюбились, не поступает в соответствии с нашими ожиданиями, если он или она больше не соответствует нашему образу и представлению, – все пропало. Это и называется закомплексованностью. Наши эмоции не соответствуют нашим мыслям. Наши реакции проявляются во всем диапазоне от слепой ярости и кипящего гнева до унизительного разочарования и скорбного молчания – в зависимости от нашей психологии. Любая ваша первая реакция ощущается так, словно копье пронзило ваше сердце. Проекция, которая возникает в терапевтических отношениях, называется переносом. Норман видел меня всего один месяц и уже спроецировал, то есть перенес на меня образ, воплощающий власть и авторитет. Фактически я стал для него суррогатным отцом. Для него отношения со мной стали воплощением ценности, присущей отношениям с мудрым старцем. Это отношение было мало связано непосредственно с моей личностью. Оно присутствовало где-то в глубине еще до того, как он ко мне пришел. Отчасти этот образ был связан с традиционными для нашей культуры представлениями о человеке, профессия которого заключается в том, чтобы помогать людям и лечить их. Отчасти он был связан с особенностями индивидуальной психологии Нормана и его потребностью найти смысл жизни. Во мне он увидел человека, который мог бы открыть ему путь к постижению этого смысла. Вполне естественно, что он спутал меня со своим внутренним целителем – спроецировал на меня свои знания о себе, которые на самом деле были его собственными. Когда это станет ясно, если, конечно, это случится, он уже увидит меня таким, какой я есть в действительности, а не таким, каким он меня себе представляет. Я это знаю, так как у меня было три аналитика и все они на какое-то время становились для меня богами, а одна – богиней. Перенос, как и любая проекция, может вызывать дрожь и открывать новую перспективу в жизни, но к другому человеку он имеет мало отношения. А что же можно сказать о моих чувствах к Норману, то есть о контрпереносе? Так... давайте просто скажем, что я в него углубился. Date: 2015-10-18; view: 315; Нарушение авторских прав |