Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Научное познание⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 Высшая форма познания называется научным познанием. Оно выделяется среди многих других видов познавательной деятельности следующими качествами: · истинность и объективность результата, его обоснованность; · системность; · высокая рационализированность и логичность. Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический. На первом происходит опытное, экспериментальное исследование вещей и процессов, чувственное познание преобладает над рациональным, изучаемые вещи и процессы отражаются сравнительно поверхностно (рассматриваются как явления). Эмпирический уровень выявляет объективные факты в результате экспериментов и наблюдений, как правило, со стороны их очевидных связей. Результатами эмпирического познания являются большинство законов физики и химии (например, закон Архимеда, закон Джоуля—Ленца и т.д.). На теоретическом уровне познания субъект познания (то есть человек) использует абстрактное мышление. С его помощью он изучает суть вещей и процессов, их причинно-целевую направленность. В основе деятельности теоретика лежит выявление общих, фундаментальных закономерностей. К методам эмпирического познания относятся наблюдение, сравнение, описание, эксперимент. Теоретическими методами являются формализация, математизация, метод восхождения от абстрактного к конкретному и др. Различия между данными видами познания наблюдаются и в формах существования добытого знания. Так, на первом уровне ученые оперируют научными фактами, эмпирическими закономерностями и описаниями, а на втором широко используют категории (научные понятия), гипотезы (умозаключения, посредством которых выдвигаются какие-либо предположения), теории, концепции. На протяжении многих столетий учеными велись споры о том, какой вид научного познания важнее. Английские мыслители Локк, Беркли, ученые-позитивисты отдавали предпочтение эмпирическому пути познания; рационалисты Кант, Декарт, Лейбниц утверждали обратное. Тем не менее, вся современная наука базируется на сочетании этих двух уровней познания и использует общие для них методы — анализ, синтез, индукцию, дедукцию, моделирование и т.д. Характерны также тесное взаимодействие и взаимопроникновение между такими видами наук, в основе которых, как раньше считалось, лежат различные методы познания (гуманитарные и естественные). Важнейшей особенностью научного познания является преемственность научных знаний. Каждое новой поколение людей, как правило, не отбрасывает научные достижения прошлого, а воспринимает их и развивает в соответствии с новыми практическими потребностями. Научная теория — это система обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон действительности. Научная теория, как правило, отлична от практики, так как она является духовным, мысленным отражением и воспроизведением реальной действительности. Вместе с тем она неразрывно связана с практикой, которая ставит перед познанием новые задачи и требует их решения. Поэтому практика входит в качестве органического элемента в большинство научных теорий. Каждая научная теория имеет сложную структуру. Например, в физических научных теориях можно выделить две части: формальные вычисления (математические уравнения, логические символы, правила и пр.) и «содержательное» наполнение (категории, законы, принципы). Как естественнонаучные, так и общественные научные теории вызваны историческими условиями, в которых они возникают, а также связаны с философскими взглядами, мировоззрением ученого, с определенными методологическими принципами подхода к действительности. Научные теории могут играть и играют большую роль в развитии научно-технического прогресса. Таким образом, возникая как обобщение познавательной деятельности, научные теории способствуют преобразованию природы и общественной жизни.
Ненаучное познание. Виды. 1. Мифы: Ø Эсхатологические – о конце света. Ø Тотемические - о происхождении человеческих родов от животных. Ø Теогонические – о происхождении богов. Ø Этиологические – о происхождении реалий космоса и повседневной жизни. 2. Здравый смысл, обыденное познание – стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающий мир и самих себя, являющиеся основанием для практической деятельности и морали. 3. Художественный образ, образное познание – специфический для искусства способ воспроизведения объективной действительности в живой, конкретно-чувственной, непосредственно воспринимаемой форме с позиций определенного идеала. 4. Народная мудрость -собранный воедино обобщенный опыт разных людей, разных поколений. Социальное познание. Социальное познание – познание общества, происходящих в нем процессов. Особенности социального познания: 1. Субъект познания (общество) и объект (общество) совпадают. 2. Сложно дать объективную и непредвзятую оценку, т.к. человек не может быть беспристрастным, он включен в социально-политическую борьбу 3. Затрагивает интересы различных социальных сил и групп. 4. Сложность изучаемого объекта – общества и общественных связей. 5. Возможности эксперимента и наблюдения ограничены. Конкретно-исторический подход – подход к познанию социальных явлений, позволяющий понять отдельное событие, выявляя его как неповторимую индивидуальность, так и нечто общее для подобных событий, их закономерности. Социальный факт – научное знание о событии, описанное с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место, и отраженное в специальных научных публикациях. Виды социальных фактов: 1. Действия, поступки отдельных людей и больших групп. 2. Материальные и духовные продукты человеческой деятельности. 3. Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки. Интерпретация – это толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-либо. Социальное знание – знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, социально-демографическими и профессиональными группами. Гуманитарное знание – рассматривает мир человека, цели и мотивы деятельности, его духовные ценности, личностное восприятие мира. Истина. Истина -это адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных особенностей познающего субъекта. Заблуждение – неадекватное отражение действительности. Ложь – сознательное искажение действительности
|