Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научное познание





Высшая форма познания называется научным познанием. Оно выделяется среди многих других видов познавательной деятельности следующими качествами:

· истинность и объективность результата, его обоснованность;

· системность;

· высокая рационализированность и логичность.

Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический. На первом происходит опытное, экспериментальное исследование вещей и процессов, чувственное познание преобладает над рациональным, изучаемые вещи и процессы отражаются сравнительно поверхностно (рассматриваются как явления). Эмпирический уровень выявляет объективные факты в результате экспериментов и наблюдений, как правило, со стороны их очевидных связей. Результатами эмпирического познания являются большинство законов физики и химии (например, закон Архимеда, закон Джоуля—Ленца и т.д.).

На теоретическом уровне познания субъект познания (то есть человек) использует абстрактное мышление. С его помощью он изучает суть вещей и процессов, их причинно-целевую направленность. В основе деятельности теоретика лежит выявление общих, фундаментальных закономерностей.

К методам эмпирического познания относятся наблюдение, сравнение, описание, эксперимент.

Теоретическими методами являются формализация, математизация, метод восхождения от абстрактного к конкретному и др.

Различия между данными видами познания наблюдаются и в формах существования добытого знания. Так, на первом уровне ученые оперируют научными фактами, эмпирическими закономерностями и описаниями, а на втором широко используют категории (научные понятия), гипотезы (умозаключения, посредством которых выдвигаются какие-либо предположения), теории, концепции.

На протяжении многих столетий учеными велись споры о том, какой вид научного познания важнее. Английские мыслители Локк, Беркли, ученые-позитивисты отдавали предпочтение эмпирическому пути познания; рационалисты Кант, Декарт, Лейбниц утверждали обратное. Тем не менее, вся современная наука базируется на сочетании этих двух уровней познания и использует общие для них методы — анализ, синтез, индукцию, дедукцию, моделирование и т.д. Характерны также тесное взаимодействие и взаимопроникновение между такими видами наук, в основе которых, как раньше считалось, лежат различные методы познания (гуманитарные и естественные).

Важнейшей особенностью научного познания является преемственность научных знаний. Каждое новой поколение людей, как правило, не отбрасывает научные достижения прошлого, а воспринимает их и развивает в соответствии с новыми практическими потребностями.

Научная теория — это система обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон действительности. Научная теория, как правило, отлична от практики, так как она является духовным, мысленным отражением и воспроизведением реальной действительности. Вместе с тем она неразрывно связана с практикой, которая ставит перед познанием новые задачи и требует их решения. Поэтому практика входит в качестве органического элемента в большинство научных теорий.

Каждая научная теория имеет сложную структуру. Например, в физических научных теориях можно выделить две части: формальные вычисления (математические уравнения, логические символы, правила и пр.) и «содержательное» наполнение (категории, законы, принципы). Как естественнонаучные, так и общественные научные теории вызваны историческими условиями, в которых они возникают, а также связаны с философскими взглядами, мировоззрением ученого, с определенными методологическими принципами подхода к действительности.

Научные теории могут играть и играют большую роль в развитии научно-технического прогресса. Таким образом, возникая как обобщение познавательной деятельности, научные теории способствуют преобразованию природы и общественной жизни.

 

 

Ненаучное познание.

Виды.

1. Мифы:

Ø Эсхатологические – о конце света.

Ø Тотемические - о происхождении человеческих родов от животных.

Ø Теогонические – о происхождении богов.

Ø Этиологические – о происхождении реалий космоса и повседневной жизни.

2. Здравый смысл, обыденное познание – стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающий мир и самих себя, являющиеся основанием для практической деятельности и морали.

3. Художественный образ, образное познание – специфический для искусства способ воспроизведения объективной действительности в живой, конкретно-чувственной, непосредственно воспринимаемой форме с позиций определенного идеала.

4. Народная мудрость -собранный воедино обобщенный опыт разных людей, разных поколений.

Социальное познание.

Социальное познание – познание общества, происходящих в нем процессов.

Особенности социального познания:

1. Субъект познания (общество) и объект (общество) совпадают.

2. Сложно дать объективную и непредвзятую оценку, т.к. человек не может быть беспристрастным, он включен в социально-политическую борьбу

3. Затрагивает интересы различных социальных сил и групп.

4. Сложность изучаемого объекта – общества и общественных связей.

5. Возможности эксперимента и наблюдения ограничены.

Конкретно-исторический подход – подход к познанию социальных явлений, позволяющий понять отдельное событие, выявляя его как неповторимую индивидуальность, так и нечто общее для подобных событий, их закономерности.

Социальный факт – научное знание о событии, описанное с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место, и отраженное в специальных научных публикациях.

Виды социальных фактов:

1. Действия, поступки отдельных людей и больших групп.

2. Материальные и духовные продукты человеческой деятельности.

3. Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки.

Интерпретация – это толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-либо.

Социальное знание – знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, социально-демографическими и профессиональными группами.

Гуманитарное знание – рассматривает мир человека, цели и мотивы деятельности, его духовные ценности, личностное восприятие мира.

Истина.

Истина -это адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных особенностей познающего субъекта.

Заблуждение – неадекватное отражение действительности.

Ложь – сознательное искажение действительности

Date: 2015-10-19; view: 1989; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию