Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность процесса познания





Является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.

Агностики – (а-против, gnosis – знание) – получить достоверные знания о мире невозможно. (Беркли)

Эмпирики – (от греч. – опыт) только при помощи осущений, через опыт мир может быть познаваемым. (Бэкон, Локк, Юм)

Эмпиризм (от греч. "эмпериа" - опыт) источником всего знания полагает чувственный опыт. Согласно ему рациональное является лишь надстройкой над данными чувственного опыта. Рациональное создается комбинациями опытных данных в уме человека, а значит, ничего не прибавляет к содержанию знания. Эмпиризм тесно смыкается с сенсуализмом (от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение), в котором чувственность считается единственным источником достоверного познания (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк и др.). Как целостная система он сформировался в XVII-XVIII вв. Но был эмпиризм и субъективно-идеалистический, признающий единственной реальностью субъективный опыт (Д. Беркли и Д. Юм). Это направление довело до крайности эмпирико-сенсуалистическую методологию, сведя предметный мир, данный человеку в опыте и ощущениях, к самим ощущениям. Д. Локк, напротив, утверждал объективность данной в чувственном восприятии реальности. Он полагал, что сознание человека первоначально представляет собой tabula rasa, чистую доску, на которую чувственные впечатления наносят свои письмена, которые затем обрабатывает рассудок, порождая знание.
Позднее окажется, что чисто эмпирическая гносеология не выдерживает критики. Для объяснения реально совершающегося познавательного процесса эмпиризм оказывается вынужденным выходить за пределы чувственных данных и рассматривать их наряду с характеристиками сознания и активной деятельности рассудка, а также логическими операциями. Попытки обосновать индукцию на чисто эмпирической основе и представить логику и математику как простое индуктивное обобщение чувственного опыта оказались несостоятельными. Чувственное познание может нас обманывать (миражи, галлюцинации и т.д.).
Рационалисты – критерий истины – разум. (Декарт, Спиноза, Лейбниц) Рационализм (от лат. ratio - разум) признает рассудок основой познания, он противостоит как иррационализму, так и эмпиризму с сенсуализмом. Как целостная система гносеологических воззрений рационализм сложился в XVII-XVIII вв. Он представлен такими философами, как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц. Рационализм, в противоположность религиозному мировоззрению, исходил из идеи естественного порядка вещей, признавал единую причинную зависимость, пронизывающую все мироздание.
Рационализм может быть как материалистическим (к нему тяготеет Спиноза), так и идеалистическим (Лейбниц). Но тот и другой противостоят эмпиризму, так как признают самостоятельность, независимость рассудочного знания от эмпирического опыта. Если основной тезис сенсуализма звучал так: "нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах" (Локк), - то Лейбниц добавил к нему: "кроме самого разума". Только рассудок способен постигать истину. В своем крайнем выражении рационализм вел к теории врожденных идей Декарта и Лейбница, принижал роль чувственного восприятия, что могло повлечь отрыв мышления от эмпирически реального объекта познания. Рационализм абсолютизирует математические научные методы познания, логику. Апогея этот процесс достигает у Гегеля, когда рацио становится демиургом реальности, что превращает его метод в панлогизм

Кант преодолел спор между эмпириками и рационалистами. Всегда необходим синтез чувственного и рационального. Эмпирия дает материал, содержание нашего познания, аразум придает ему форму.

 

Истина

Истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания.

Истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Объективная сторона показывает нам истину в той части, содержание которой от нас не зависит, поскольку она существует в объективной реальности.

Субъективная сторона истины указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственно участие принимает сознание последнего.

Date: 2015-10-19; view: 268; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию