Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сознание, самосознание и бессознательноеСтр 1 из 10Следующая ⇒ 1. Говоря о человеке и его духовной сфере, невозможно обойти понятие сознания. Многоплановость и чрезвычайная сложность сознания делают его предметом изучения многих наук. Оно является одним из основных понятий философии, психологии и социологии, обозначая высший уровень духовной активности человека. Однозначное определение сознания дать фактически невозможно - это сложнейшая философская проблема, вместе с тем все согласятся, что оно представляет собой надбиологическую форму восприятия, осознания и познания внешнего мира, регуляции человеческой деятельности. Важнейшей функцией сознания является мысленное построение действий и способность предвидения их последствий, контроль и управление поведением человека, способность отдавать себе отчет в происходящем. Сознание иногда определяют как свойство или функцию мозга, однако мозг есть и у животных, но сознания - нет. Сознание является продуктом трудовой, общественной, познавательной и духовной деятельности человека в ее целостности, а его материальным носителем является человек как биологический вид и его физиологический орган - мозг. Однако мозг сам по себе не способен производить сознание и мышление, ибо если ребенок лишается социальной среды и воспитания, то в нем не разовьется ни речевая, ни мыслительная, ни сознательная деятельность. Сознание есть как бы осознание знания, его совокупность. Поэтому рост сознания связан с познанием. Как подчеркивали Аристотель и Маркс, сознание человека имеет общественную природу, т.е. является продуктом не столько биологического, сколько социального развития: оно возможно только в обществе и благодаря ему. Хотя сознание обладает определенной автономией, его нельзя рассматривать вне связи с социальной жизнью. Сознание не только формируется, но во многом и определяется общественными отношениями. Оно является сложным системным образованием, имеющим различные уровни (по объему восприятия, его ясности и т.д.). Сознание может быть как индивидуальным, так и общественным (идеология). Общественное сознание есть качественно особая духовная система, которая живет своей относительно самостоятельной жизнью. Однако личное и общественное сознание находятся в постоянном взаимодействии. Понятие духовного с необходимостью связано с феноменом сознания. Феномен духовного возможен только при наличии сознания, он и есть само сознание в его чистоте или процессе очищения. Именно благодаря феноменам сознания и свободы возможно осуществление духовного познания. Сознание дает возможность человеку знать нечто о себе, да и вообще быть данным самому себе, т.е. бытийствовать. Положение человека в мире таково, что он является обладателем сознания, или, скорее, оно обладает человеком, потому что в акте самосознания человек узнает себя как нечто совершенно неведомое для самого себя, и сознание является тем лучом света, благодаря которому возможно существование предметов, мира и самого человека. Человек находится внутри сознания, поэтому единственный философский и духовный способ познания сознания - это самопознание. М.К. Мамардашвили определял сознание как "предельное понятие философии как таковой, о чем бы она ни была", "явление, которое есть и которое, в то же время, нельзя ухватить, представить как вещь. То есть о нем в принципе невозможно построить теорию", возможно лишь косвенное описание сознания, ибо человек находится внутри него. Ученый говорит о том, что в определенном смысле вся философия представляет собой "реализованное сознание"3. Уже Платон предпринял первую попытку постановки проблемы сознания, одновременно возникают теории сознания в древнеиндийской культуре в рамках буддизма и различных индуистских школ. Символом духовного в данном аспекте является "чистое сознание", как абсолютное "я" в философии Фихте или нирвана в буддизме. Оно является идеалом, над раскрытием которого особенно глубоко поработали восточные традиции. Духовный путь здесь видится как разотождествление сознания с любым наличным его содержанием, которое пытается захватить все "поле сознания". Отчуждая от себя "не-я", человек постоянно углубляет сам себя, узнает себя как нечто новое. В результате так осуществляемого духовного познания происходит раскрепощение сознания от любого наличного его содержания, внутреннего мира человека от тирании влечений, эмоций, хаотичных мыслей и т.д. Исходя из бесконечности и безграничности сознания, человек обладает потенциальной способностью разотождествления с любым содержанием своего "я", что позволяет ему глубже и по-иному осознавать себя, свою сущность. Объективируя любое содержание сознания, отчуждая его от себя как "не-я", человек идет по бесконечному пути к самому себе, к своей сущности, которая постоянно ускользает от объективации и теряется в бездонной глубине, которую можно выразить лишь символом. Нет предела духовному творческому самопознанию как очищению сознания. Философия - это всегда недоверие и критическое отношение к настоящему содержанию сознания. Движущим стимулом развития философии является сомнение, она всегда - поиск истины, которая не может быть вложена в прокрустово ложе определенного содержания. Свобода человека, которая заложена в потенции, заключается в его способности определять направленность своего сознания. Философом же является тот, кто не стремится жертвовать своей свободной волей, а наоборот, отрешается от всего, привносимого в сознание, методом сомнения, направляя волю на познание. Духовное в этом смысле заключается в осуществлении потенций свободной воли. 2. Сознание, включая в себя отношение субъекта к ценностям, выступает в виде самосознания. Это сознание, обращенное на само себя, оно является продуктом созерцания субъектом содержания собственного внутреннего мира (Декарт). Оно является осознанием и оценкой человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности, т.е. своего нравственного облика, ценностей, идеалов и мотивов поведения. В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет свое место в круговороте природных и общественных событий. Самосознание тесно связано с рефлексией, благодаря которой оно способно подниматься до уровня теоретического мышления, философии. Самосознание носит общественный характер. Оно может быть свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе общественных отношений, своих общих интересов и идеалов. 3. Бессознательное является совокупностью психических процессов и состояний, не представленных в сознании субъекта. Идея бессознательной психики возникла уже у Лейбница в "Монадологии" (1714), трактовавшего бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений. Идея бессознательного, таким образом, существовала издавна, однако в научный оборот ввел ее психоаналитик Зигмунд Фрейд (1856-1939). Он представил бессознательное в виде могущественной иррациональной силы, антагонистичной (противоположной) деятельности сознания. Возвышенные ценности и идеалы Фрейд был склонен объяснять беccознательными и далеко не идеальными мотивами, проекциями вытесненных влечений. Наше "Я", по Фрейду, совсем не так "прозрачно", как полагали философы - это лишь одна из психических инстанций, развивающаяся под определяющим влиянием бессознательных влечений. Сновидения - это язык, на котором говорит беccознательное, они обладают особым cимволичеcким языком, общим для всех людей. Миф еcть коллективное сновидение народов, а религия - "коллективный невроз". Психоанализ призван вскрыть бессознательные мотивы и нейтрализовать их: "Там, где было Оно, должно cтать Я ", - познание делает наc cвободными.
На оcнове cвоей метапcихологии Фрейд cоздал cвоеобразную филоcофию культуры, в которой интерпретация произведений иcкуccтва, религиозных представлений или социальных институтов проводится на основе методов, разработанных для толкования сновидений и cимптомов пациентов-невротиков. Подход Фрейда ко вcем облаcтям культуры являетcя "разоблачительным". Как за сферой сознания cкрываютcя неузнанные влечения, так и произведения культуры оказываютcя переодетыми продуктами беccознательной cтраcти. От невротика художник отличаетcя лишь даром cублимации и воплощения тех же детcких переживаний и образов cновидений. Художник замещает вытеcненные запретные предcтавления миром cублимированных образов или идей. Свои идеи Фрейд сравнивал с открытиями Коперника и Дарвина, нанесшими удар по человеческому самомнению, ставившему человека в центр мира и на вершину бытия. Наука показала, что человек населяет одну из планет в безмерном космосе и ведет свой род от животных. К этому психоанализ Фрейда добавил то, что даже в своем "собственном доме", в своей душе, человек не является "хозяином". Вместе с Марксом и Ницше Фрейд стал классиком "эры подозрения", т.е. создателем мировоззрения для тех, кто ищет за всеми идеалами и ценностями экономический интерес, волю к власти или инстинкт. Культура была для него частью биологической эволюции, подчиненной общим для всего живого законам. Фрейд ближе всего стоял к материалистической традиции, и крайне негативно относился к попыткам соединения психоанализа с религиозным мировоззрением и с "грязной ямой оккультизма". Именно это было основной причиной разрыва с К. Юнгом, который первым попытался вывести психоанализ за пределы натурализма и естественнонаучных теорий прошлых веков. Юнг отмечает, что у пророков, поэтов, основателей сект и религиозных движений наблюдаются те же состояния, которые психиатр встречает у больных, слишком близко подошедших к "священному огню", в результате чего психика не выдерживает и происходит раскол личности. У пророков и поэтов к их собственному голосу часто примешивается идущий из глубин голос как бы другой личности, но им, в отличие от психически больных, удается овладеть этим содержанием, придать ему художественную или религиозную форму. Впоследствии Юнг назвал опыт коллективного бессознательного "архетипическим": приходящие из глубин коллективного бессознательного образы не зависят от воли и желания людей, они наделены огромной притягательностью и психической энергией. Каждому человеку мир этих праформ открывается в сновидениях, которые оказываются главным источником сведений о бессознательном. В дальнейшем возникает неофрейдизм, представляющий собой "культуралистскую" школу, противостоящую "биологизму" Фрейда и его последователей (К. Хорни, Х.С. Салливан). Но наибольшую известность за пределами собственно психологии и психотерапии получили работы Эриха Фромма. Его "Гуманистический психоанализ" и "демократический социализм" определяются видением человеческой природы, отличным как от биологического редукционизма Фрейда, так и от различных социологических теорий "среды", превращающих человека в игрушку внешних сил. Свободу он рассматривает как пространство реализации личности, а человека - как существо, прежде всего экзистенциальное, самореализация которого связана с любовью.
|