Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность познания





Познание

Познание - это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, т. е. обусловленный, прежде всего практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершен­ствование. Знание - это всегда ре­зультат активного взаимодействия субъекта (того, кто познает) с объектом (тем, что познается). Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира.

А гностицизм Скептицизм Оптимизм
(гр. agnostos — недоступный познанию) отрицает полностью или частично возможность познания мира, познание не дает достоверных сведений о мире (гр. skeptikos — рассматривающий, критикующий). Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер (лат. optimus — наилучший). Утверждает принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире

Познание всегда носит твор­ческий характер. Познание имеет как бы два уровня, две стороны - чувственную и рацио­нальную. Основными формами чувствен­ного познания являются ощущение, восприятие и представление. Ощущение - это отражение от­дельных свойств предметов, явлений, процессов, воздействую­щих на органы чувств. Восприятие - это процесс формирования целостного образа, отражающий предметы, явления и их свойства, чувственно-конкретный об­раз. Представление - это образ объекта познания, запечатленный в памяти. Это качество приобретает решающее значение на второй ступени познания - ступени рационального познания. На уровне рационального по­знания (иногда его еще называют абстрактным или логиче­ским мышлением) тоже существуют три основные формы: по­нятие, суждение и умозаключение. Понятие - это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явле­ний и процессов действительности. Наши понятия о предмете познания лишены всех подробностей, индивидуальных черт, т. е. того, чем конкретно этот предмет отличается от других пред­метов того же класса, остаются только его общие черты. Суждение - это такая форма мысли, при которой посредством связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо о предмете или явле­нии. Умозаключением называется операция мышления, при которой формируются новые суждения. Это более высокий уровень логического мышления. Умозаключения бывают раз­личных видов: индуктивные, дедуктивные, получаемые поаналогии. По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противопо­ложные точки зрения: 1) единственным источником всех на­ших знаний является чувственный опыт (эмпиризм, сенсуализм); 2) наши знания могут быть полученытолько с помощью ума, без опоры на чувства (рационализм). В действительности, не противопоставление чувственного и рационального начал в познании, а их внутреннее единство. Своеобразной формой сопряжения чувственного и рацио­нального в познании выступает интуиция - способность непо­средственного или прямого постижения истины в результате озарения, наития, прозрения. В интуиции четко и ясно осоз­нается лишь результат (вывод, истина), а конкретные процес­сы, ведущие к нему, остаются за пределами сознания, т. е. ко­ренятся в области бессознательного. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Эмоции возникают на основе человеческой психи­ки, а чувства - это эмоции, но выраженные в соответствую­щих понятиях (например, чувство патриотизма, ненависть, любовь и т. п.). Под их воздействием формируется мотивационная сторона познания, выражающаяся в устойчивости инте­ресов и целей познающего субъекта к объекту познания.

 







Date: 2015-10-19; view: 2277; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию