Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 33. Курс социологии в средней школе, логика его построения. Межпредметные связи
Принципы и подходы к социологическому образованию учащихся средних школ. Авторские школьные программы. Особенности школьной программы, её отличие от вузовской. Социология получила "прописку" в общеобразовательных заведениях не только как инструмент изучения общественного мнения или методика консультирования, но и как учебная дисциплина, претендующая на свое место в системе социально-гуманитарного образования учащихся. Появились пока еще немногочисленные учебники и учебные пособия, свидетельствующие о возрастающем интересе ученых-социологов к социологической подготовке школьников. Однако их содержание и уровень характеризуются в большей степени академическим и вузовским стилем преподавания, оторванным зачастую от потребностей школьного обучения. До сих пор социологию воспринимают преимущественно как вузовскую дисциплину. На это указывает абсолютное большинство публикаций в журнале "Социологические исследования" в рубрике "Кафедра. Консультации". Они отражают современное состояние и тенденции развития учебного курса по различным областям социологии в высшей школе. Практически нет ни одной публикации, посвященной проблемам социологического образования в среднем учебном заведении. Все это позволяет мне утверждать, что тема "Социология в школе" еще не стала предметом детального и всестороннего обсуждения среди социологической общественности. Между тем она предполагает в первую очередь обобщение опыта преподавания социологии в школе и практической деятельности социолога в качества консультанта и исследователя образовательных проблем. В настоящее время преподавание социологии в средних учебных заведениях ведется во многом "кустарным способом", несмотря на то, что Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования РФ данная дисциплина введена в учебный план. В большинстве школ, где включена социология в учебный процесс, ее изучение проводится, как правило, по выбору учащихся или на факультативной основе без учета требований государственного образовательного стандарта. Подавляющее число преподавателей социологии - это работники вузов, научно-исследовательских учреждений, т.е. внештатные сотрудники школы. Это связано с тем, что профессиональная подготовка социологов для работы в средних учебных заведениях еще только начинается. К тому же все ведущие социологические факультеты России ориентированы главным образом на обучение специалистов для вузов и исследовательских организаций. В основе социологического образования учащихся средних школ должны лежать несколько иные, чем в вузе, принципы и подходы. Во-первых, обучение социологии следует вести с учетом максимального приближения учащихся к изучаемым темам или проблемам, обращаясь непосредственно к их "Я" и опираясь на имеющийся у них жизненный опыт или "картину мира" (принцип персонификации обучения). Обучение включает исследовательскую, поисковую деятельность самого учащегося. Поэтому конкретизация тематического содержания учебных программ курса часто ведется от имени самих учащихся. Апелляция к обыденному уровню их знаний не обуславливает снижение качества учебной деятельности, потерю ее профессиональной ориентации. Она лишь предполагает построение учебного процесса в форме диалога, своеобразного "коммуникативного дискурса", в котором ничто не принимается на веру, а лишь доказывается и обосновывается в ходе дискуссии. Во-вторых, учащиеся как главные участники процесса обучения должны решать свои собственные проблемы, осваивая при этом новые методы и средства деятельности (принцип практической направленности обучения). Решение этих проблем возможно лишь в ситуации "здесь и теперь", в которой осуществляется взаимодействие "лицом к лицу" и интенсивная обратная связь. Следовательно, обучение сочетается с творческим решением своих проблем - познавательных, практических и прочих. Следующим принципом социологического обучения учащихся является совместное конструированные и программирование учебного процесса. Главное - не "давать знания", а уметь использовать потенциал учащихся для совместногопроектирования учебного процесса. Понятия большой науки необходимо операционализировать, перевести на язык жизни и при помощи совместно вырабатываемых рабочихопределений попытаться вместе с ними создавать (и воссоздавать) сложную, постоянноменяющуюся картину социальной реальности, учитывая при этом как объективные, так исубъективные факторы ее развития. Сторонники инновационного обучения полагают, чтовсе люди талантливы с детства и надо лишь вовремя обнаружить эти способности инаправить их на общую пользу. В-четвертых, организация учебной работы с учащимися должна вестись с учетом перехода от простого по форме изложения и сложного по содержанию к простому по содержанию и сложному по форме представления (принцип "формально-содержательной редукции" или "сведения", означающий редукцию сложной информации к простым базовым составляющим). "Действительно, приходя в этот мир, ребенок встречает его уже существующим, во всей сложности и противоречии. И лишь с годами он учится вычленять в мире простые составляющие". В своей педагогической практике преподаватели используют, как правило, вузовские учебные программы, лишь в той или иной мере адаптированные к условиям среднего образования. То же самое относится и к рекомендуемой учебной литературе, список которой составляется чаще всего в расчете на более подготовленную аудиторию. В результате учебные курсы по социологии оказываются либо чрезмерно сложными и теоретизированными для их качественного усвоения учащимися, либо упрощенными и адаптированными вариантами соответствующих вузовских курсов. Поэтому особенно актуальной становится разработка авторских школьных программ. Построение курса социологии на основе учебного пособия для учащихся 10-11 классов «Введение в социологию» А. И. Кравченко (2000г.) Логика построения и программа курса Ю. М. Резник. Программа 1-го уровня: «Человек в обществе: элементарные начала социологии и социальной антропологии» (для учащихся 9 класса общеобразовательной школы). Программа 2-го уровня: «Введение в социологию» (для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и гимназий). Ю. М. Резник предлагает свой вариант учебных программ и связанные с ними комментарии или представления, почерпнутые им главным образом из собственного опыта преподавательской деятельности в школе на протяжении 3 лет. На таком понимании основано наше представление об уровнях и поэтапности социологического обучения учащихся. Учебный курс содержит программы двух уровней. Программа первого уровня "Человек в обществе: элементарные начала социологии и социальной антропологии" (9 класс) тематически связана с более сложными познавательными и практическими проблемами, не имеющими в научной литературе однозначного решения. Программа второго уровня "Введение в социологию" (10-11 классы) включает более конкретные темы и определенные формулировки, получившие распространение в научно-педагогических изысканиях. Обе программы изложены по возможности языком проблемной логики. Их объединяет общая установка автора на выявление и презентацию антропологического измерения социологии и ее построение как социологической антропологии или "социологии жизни" [3]. ПРОГРАММА I УРОВНЯ ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ: ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ НАЧАЛА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ (для 9 класса общеобразовательной школы) ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА: Основная цель курса (1-й уровень социологической подготовки) - приобщить учащихся к социальному (прежде всего - символическому) конструированию собственной и совместной жизни средствами науки, сделать их соавторами и партнерами (пускай и младшими) проекта под условным названием "Моя жизнь в нашем обществе". Смысл этого названия заключается в том, что ответственность за собственную жизнь несет прежде всего сам человек, но сделать ее полноценной и счастливой он может только вместе с другими, помогая им в свою очередь обрести себя или осуществить их предназначение. Отсюда следуют такие задачи курса: 1) сформировать у учащихся основные представления о человеке и обществе; 2) привить элементарные навыки рефлексивного мышления; 3) способствовать преодолению у учащихся отчужденного отношения к самим себе, другим людям, обществу в целом; 4) приобщить учащихся к социальному конструированию собственной жизни, научить их приемам самостоятельного ориентирования в социальном мире. Общий объем курса - 36 аудиторных часов. Занятия проводятся в форме бесед, информационных сообщений (микролекций) и игровых тренингов (практикума). ТЕМАТИКА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА: Тема 1. МОЯ ЖИЗНЬ, ЕЕ ЦЕННОСТЬ И СМЫСЛ (4 часа). - Кто я? Как я воспринимаю себя? (беседа) Что такое "Я"? Границы моего "Я". Уточнение выражений "мое тело"; "моя душа"; "мой дом"; "моя родина"; "мой мир". - Что такое жизнь? (информация) Существующие представления о жизни в науке и обыденном сознании. Жизнь как вечная, неразгаданная тайна; жизнь как постоянная игра; жизнь как пространство возможностей; моя жизнь есть то, что я из нее делаю; жизнь как непрерывный поток проблем. - Цели, смысл и ценности моей жизни (беседа). Зачем я живу? Чем я занимаюсь в жизни? Что я ценю в жизни? Тема 2. КТО МЕНЯ ОКРУЖАЕТ (4 часа)? - Как я воспринимаю других? (беседа и информация) Я и другие. Образы других во мне. Ориентации на других. "Ты-ориентация", "вы- ориентация", "они-ориентация". - Разнообразие ситуаций общения (информация). Смысл и содержание общения. Ситуация "Я и Он(она)"; ситуация "Мы и Они"; ситуация "Он(она) и другие". - Мой круг общения. Гармонизация отношений с людьми (беседа). Моя семья. Мои друзья. Мои знакомые. Проблемы конформности и конфликтности в моем общении. Конфликтен ли я? Можно ли выйти из конфликтных ситуаций? Тема 3. ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ Я ЖИВУ (4 часа). - Что такое общество? (информация) Исходные определения: общество как среда моей жизни; общество как пространство самореализации; общество как моя совместная жизнь с другими u1083 людьми; общество как сфера принуждения; общество есть надличностное, объективно существующее образование, управляемое законами и пр. - Как устроено общество? (информация) Общество состоит из людей; общество - это связи (отношения) между людьми; общество конструируется действиями людей; общество - это институты, которые определяют жизнь людей и пр. - Общество во мне или я в обществе? Проблема идентичности (беседа) Способы взаимодействия личности и общества. Как я воспринимаю общество? Как я описываю и изучаю общество? Как я понимаю общество? Как я изменяю общество? Как я использую общество для своих потребностей и целей? и пр. Тема 4. ЧТО Я ЗНАЮ О ЯВЛЕНИЯХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ? (6 часов) - Как я понимаю культуру? (информация и беседа) Исходные определения культуры. Культура и мой духовный мир. Есть ли у молодежи собственная культура? - Мое социальное положение (информация, опрос и беседа). Что такое "социальный статус" и "социальная страта"? Критерии дифференциации общества и моего социального окружения. К каким социальным группам я принадлежу? - Что я знаю об экономике и предпринимательстве? (беседа) Что значит быть хорошим предпринимателем? Экономика моей семьи. Проблема бедных и богатых. - Мое отношение к политике и политикам (беседа). Что такое политика? Мои политические пристрастия. За кого будет голосовать моя семья? Есть ли у меня проблемы с местной властью? - Мое образование (беседа). Как школа помогает мне стать образованным человеком? "Выгодно" ли быть обра- зованным? Как решаются проблемы образования в обществе и в моей семье? - Мое отношение к искусству и музыке (беседа) Что я ценю в искусстве? Мои любимые произведения. Кто они - мои кумиры? - Религия в моей жизни (беседа). Во что я верю? Мое отношение к религии и верующим. Тема 5. ЧТО И КАК Я ДЕЛАЮ В ОБЩЕСТВЕ? (ОБРАЗ МОЕЙ ЖИЗНИ) (4 часа) - Моя учеба (беседа). Что значит хорошо учиться? Как я готовлюсь к занятиям? Мои трудности и недостатки в учебе. Достоинства, которые помогают мне лучше учиться. - Школа как поле моей деятельности (беседа). Какое место в моей жизни занимает школа? Что я делаю для школы? - Как я отдыхаю? (беседа) Мои любимые занятия. Мир моих увлечений. Что значит быть разносторонним человеком? Физкультура и спорт в моей жизни. - Мои домашние дела (беседа). Зачем мне нужно участвовать в домашнем хозяйстве? Как я веду себя в сфере услуг (в магазине, на рынке, парикмахерской)? Тема 6. МОИ ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА В ОБЩЕСТВЕ (2 часа). - Общество для меня или я для общества? (беседа) Могу ли я быть свободным в обществе? Что значит быть гражданином? Соотношение прав и обязанностей человека и гражданина. - Мои человеческие и гражданские права (информация и беседа). Что я знаю о своих правах. Международные документы о правах детей и состояние правовой охраны детства в нашей стране. - Мои общественные обязанности (информация и беседа). Круг моих обязанностей в обществе. Стоит ли говорить о гражданском долге? Проблема космополитизма. Осуществимо ли на практике "всеобщее гражданское состояние", о котором мечтал И. Кант? Тема 7. МОЯ ЖИЗНЬ КАК АРЕНА ТВОРЧЕСТВА (6 часов). - Общество творит меня или я создаю общество? (беседа) Как общество воздействует на меня и мою жизнь? Школа, семья, коллектив как "агенты" социализации. Как противостоять "издержкам воспитания"? Могу ли я быть конструктором собственной жизни? - Этапы и процедуры самоконструирования жизни (информация). Конкретизация процесса самоконструирования жизни: (1) учет и оценка всех значимых внешних факторов и обстоятельств жизни; (2) анализ внутренних ресурсов - способностей, возможностей и т.д.; установление предела собственной компетентности; (3) выбор жизненного пути (стратегии жизни); (4) обоснование и подбор средств реализации стратегии жизни; (5) выработка собственных разрешающих механизмов, позволяющих "развязывать" проблемные узлы быстро и эффективно; (6) формирование системы самоконтроля - правил, норм и пр.; (7) осуществление пробных, "экспериментальных" шагов в направлении собственных целей; (8) самокоррекция и уточнение стратегических и ситуативных ориентаций. - Как я планирую свое социальное будущее? (информация и беседа) Что мне нужно еще узнать или сделать для u1083 лучшего постижения себя в обществе и посредством общества (критерии планирования)? Что можно планировать в жизни? Профессия, которую я выбираю. Образ моей будущей семьи. Возможное место жительства. - Как я решаю проблемы моей настоящей жизни? (беседа) В чем заключается "секрет" моего жизненного успеха? Всегда ли нужно искать виноватых в своих жизненных неудачах? Что легче: изменить себя или других людей? Тема 8. ИГРОВОЙ ПРАКТИКУМ (6 часов). Практикум проводится по отдельной программе. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Гуревич П.С. Человек. 9 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 1995.-336 с. 2. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения / Редкол. И.Т. Фролов и др.; Сост. П.С. Гуревич. - М.: Политиздат, 1991. - 463 с. 3. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век / Редкол. И.Т. Фролов и др.; Сост. П.С. Гуревич. - М.: Республика, 1995. - 528 с. 4. Человек и общество (Основы современной цивилизации): Учеб. хрестоматия для средней школы. Авт.-сост. П.А. Белоусов, О.Н. Козлова, Г.А. Нечаева, И.А. Новиков и др. - М.: Изд-во "Геликон", 1992. - 304 с. ПРОГРАММА 2 УРОВНЯ "ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ" (для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и гимназий) Курс рассчитан на учащихся 10-11 классов средней школы, а также студентов первых курсов несоциологических факультетов (отделений) вуза, проявивших склонность к изучению общественных наук и стремящихся глубже разобраться в сложных проблемах общественной жизни. Общий объем курса - 120 учебных часов. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА: 1) познакомить учащихся с основными понятиями и положениями социологической науки; 2) дать представление о современном состоянии общества, его структуре, институтах и других социальных феноменах; 3) научить элементарным приемам социологического исследования и конструирования социальных явлений; 4) сформировать навыки социологической рефлексии как одного из способов научного познания ("видения") общественной жизни; 5) способствовать преодолению у учащихся отчужденного отношения к самим себе, другим людям, обществу в целом; 6) приобщить учащихся к социальному конструированию жизни, научить их приемам самостоятельного ориентирования в социальном мире. СТРУКТУРА КУРСА И УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ: Курс состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных частей: (1) "Социология о дифференциации общества" (предназначена для 10 класса средней школы или гимназии, а также студентов 1 курса вузов) и (2) "Социология о функционировании и развитии общества" (рассчитана на учащихся 11 класса или студентов 1-2 курса вуза). Каждая часть включает в свою очередь два цикла занятий: цикл теоретических занятий - "Основные понятия и проблемы социологии" (социологическая аналитика) и цикл практических занятий - "Практикум по методам социологической деятельности" (социологическая техника). Теоретические и практические занятия объединены общей тематикой и проводятся параллельно. Учебные занятия по теоретическому циклу курса включают в себя лекции и семинары. Каждое занятие предполагает не только разбор теоретических положений по конкретной теме (фрагмент "Теоретические вопросы"), но и знакомство учащихся с биографическими данными крупнейших социологов (фрагмент "Из истории социологической мысли"). Отбор тех или иных представителей социологической науки зависит от рассматриваемой темы и содержания проблем. В конце каждого занятия предусмотрено давать краткий словарь используемых терминов. В практическом цикле курса рассматриваются вопросы социологического обеспечения исследования и практического решения различных социальных проблем. Учащиеся и студенты знакомятся с наиболее распространенными методами проведения социологического исследования, средствами диагностики, проектирования и оптимизации управления социальными процессами. Занятия включают практические упражнения и игровые тренинги. В конце каждого учебного года (или семестра) преподаватель вместе с учащимися проводит учебную игру "Социум", рассчитанную, как правило, на 1 день работы (6 часов). ТЕМАТИКА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА: ЧАСТЬ I. СОЦИОЛОГИЯ О ПРИРОДЕ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБЩЕСТВА (10 класс) РАЗДЕЛ I. КАК МОЖНО ПОДХОДИТЬ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО МИРА? Date: 2015-10-19; view: 674; Нарушение авторских прав |