Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация и виды туроперейтинга и туроператоров





 

Поскольку туроперейтинг весьма разнообразный и разнонаправленный вид приложения человеческого труда, возникает потребность классифицировать как его самого, так и туроператоров по различным признакам.

Детальная классификация туроператоров и туроперейтинга приводится по работе Д.С. Ушакова[64] с некоторыми дополнениями и корректировкой. Прежде всего, основываясь на географии туроперейтинга, можно выделить аутгоинговых, инкаминговых и инсайд-туроператоров. Аутгоинговый туроператор (отправляющий, инициативный) специализируется на разработке, продвижении и реализации выездных международных туров, то есть путешествий граждан своей страны за ее пределы (рис. 7.5). Это наиболее сложный, требующий приложения наибольших усилий и капиталовложений вид туроперейтинга. Сложность аутгоинга заключается в необходимости детального изучения продаваемого направления и получении исчерпывающей информации о самых разных аспектах.

 

 

 


Зарубежная страна

 

Потребители
Турагентства
Инициативный туроператор (пакет услуг + страховка + виза + перелет)
Россия

 

       
 
   
 

 


Прямой сбыт

 

Рис. 7.5. Схема работы инициативного туроператора[65]

 

Вторая причина наивысшей сложности аутгоинга ― необходимость деловых контактов с зарубежными партнерами (отели, meet-компании, экскурсионные и транспортные организации), требующая от персонала, кроме знания иностранных языков, учитывать и следующие факторы:

§ часовые пояса ― разница во времени приводит к неоперативности выполнения заявок;

§ особенности организации работы населения страны-реципиента (перерывы, выходные, праздники и т.д.);

§ уровень развития средств связи в стране-реципиенте;

§ психологические и социальные особенности работников зарубежных партнеров (уровень их ответственности, оперативности, профессионализма и др.);

§ географическая удаленность партнеров, затрудняющая организацию командировок, информационных туров и вынуждающая операторов верить партнерам «на слово»;

§ довольно пессимистические перспективы и высокая стоимость издержек возможных судебных разбирательств туроператора с зарубежными партнерами.

В зависимости от активности сотрудничества аутгоингового туроператора и авиакомпаний (а они ― ведущие поставщики туристских услуг на рынке) можно классифицировать международных туроператоров на флайтеров и нон-флайтеров. Флайтер ― аутгоинговый туроператор ― активный фрахтователь воздушных судов, принадлежащих местным авиакомпаниям. То есть, туроператор получает возможность организации чартерных рейсов и, соответственно, возможность не только предварительно оплатить чартер, но и реализовать максимальное количество путевок или авиабилетов на заказанный рейс, чтобы обеспечить его максимальную рентабельность.

В зависимости от форм сотрудничества флайтеров с авиакомпаниями можно также выделить абсолютных и относительных флайтеров. Абсолютный флайтер ― туроператор, первым приобретающий по договору чартера воздушное судно полностью, то есть обязующийся по согласованию с руководством авиакомпании и наземными службами аэропорта полностью оплатить и осуществить полет под полную собственную ответственность. Эта форма типична для крупных туроператоров.

Относительный флайтер ― более мелкий туроператор, объемы продаж и рыночные возможности которого не позволяют ему гарантировать «подъем» чартерного авиарейса собственными силами. Он консолидирует свои усилия в рамках пула ― временно создаваемого объединения, существующего для достижения определенной общей цели его участников, разделяя между собой салон самолета на блоки кресел.

Наконец, нон-флайтеры ― аутгоинговые туроператоры, форма работы которых не подразумевает фрахт воздушных судов ни на каких условиях. Отказ международного туроператора от участия в организации чартеров может иметь ряд причин:

§ туроператор работает по направлениям, на которых отлажены недорогие и максимально удобные регулярные авиарейсы;

§ туроператор предоставляет VIP-отдых в немассовых и непопулярных направлениях ― невозможность загрузки целого лайнера или блока мест;

§ туроператор вообще не занимается организацией авиа-туров, предлагая железнодорожные, автобусные туры и морские круизы;

§ туроператор не имеет финансовой или рыночной возможности для организации чартерных авиарейсов.

Также аутгоинговых туроператоров в зависимости от форм их сотрудничества с зарубежными курортами можно классифицировать на презентативных и репрезентативных. Репрезентативная форма сотрудничества аутгоингового туроператора с иностранным курортом заключается в доверении наземного обслуживания своих туристов иностранному партнеру ― meet-компании (принимающей стороне, инкаминговому туроператору). Презентативная форма ― высшая стадия развития туроперейтинга, характеризующаяся наличием у туроператора представительства на курорте (частного лица, отделения, филиала). Но это удовольствие дорогостоящее и его могут себе позволить только туроператоры, плотно сотрудничающие с данным курортом.

В отличие аутгоинга, инкаминг (принимающий или рецептивный туроперейтинг) ― функция туроператора по разработке, продвижению и организации туров на территории собственной страны для иностранных граждан. Инкаминг напрямую связан с аутгоингом, обеспечивая последнему прием, размещение, организацию досуга туристов в местах их временного пребывания. Именно инкаминг для властей страны наиболее приоритетное направление туроперейтинга, поскольку от его развития напрямую зависит объем валютных поступлений в экономику страны-реципиента, ситуация на рынке рабочей силы, уровень развития инфраструктуры.

Организация въездного туризма также требует от туроператора определенного уровня профессионализма и опыта работы для эффективного преодоления следующих проблем.

1. Проектирование и планирование турпродукта должно подразумевать возможности своей модификации в зависимости от особенностей потребностей приезжающих туристов. К ним следует отнести обычную стыковку тура под время прибытия и отправления туристов, количество дней, проводимых туристами, а также возможные модификации тура, необходимые для максимального удовлетворения потребностей туристов.

2. Инкам-туры требуют приложения усилий туроператоров для продвижения турпродукции на зарубежных туристских рынках. Инкам-туроператор должен донести до зарубежных потенциальных туристов информацию о своей стране, особенностях и уникальности ее туристского потенциала, убедить их в необходимости и безопасности ее посещения и т.д. Вместе с тем, инкаминг активно поддерживается государством как серьезный источник иностранных валютных поступлений.

3. Инкам-туроперейтинг в значительной степени зависит от имиджа страны-реципиента в мире. Особенно большое влияние на имидж страны оказывает политическая обстановка в регионе и география терроризма, а также уровень преступности, распространение опасных заболеваний, качество местных пищевых продуктов и др.

4. Инкаминг также имеет ряд преимуществ перед аутгоингом. Прежде всего, это большие возможности в процессе планирования туров, так как туроператор прекрасно владеет информацией о туристском потенциале своей страны и состоянии инфраструктуры туризма. Туроператор может легко наладить контакты с различными предприятиями транспорта, размещения, питания, экскурсионного обслуживания и др. При этом издержки инкам-туроператора будут значительно более низкими по сравнению с аутгоингом. Кроме того, инкаминговый туроператор находится в непосредственной близости от туристов в ходе реализации туров и имеет возможность контролировать ситуацию, моментально разрешить возникающий конфликт, избежать нестыковок и накладок.

Наконец, инсайдинг ― вид туроперейтинга, планирующий, продвигающий и реализующий внутренний турпродукт, то есть туры по территории своей страны для своих сограждан. Инсайд-туроперейтинг базируется на туристском потенциале своей страны и ориентирован на удовлетворение туристских потребностей своих сограждан. Инсайдинг также активно поддерживается государством, так как не приводит к оттоку денежных средств и влияет на экономику регионов.

Следует также заметить, что инсайдинг ― это самый дешевый, но и наименее прибыльный вид туроперейтинга. Одновременно он значительно облегчает и удешевляет процедуру установления договорных отношений, нужную для планирования и ценообразования тура; снимает необходимость оформления и распространения информации о местах пребывания на туристском рынке; не требует организации информационных туров и активной рекламы и пропаганды.

Добавить еще следует и то, чтотуроператор одновременно может быть и инициативным, и рецептивным, и инсайдинговым. Так, фирма «Ювента-тур» занимается отправкой российских туристов в любую страну мира, приемом иностранных туристов (этнический, ностальгический, образовательный туризм), а также комплектует и продает туры по территории России для соотечественников. Следовательно, фирма ― и инициативный, и рецептивный, и инсайдинговый туроператор одновременно.

Профиль работы туроператора ― доминирующие в его ассортименте виды или географические направления туров, то есть виды или направления туров, доля которых в объеме продаж туроператора максимальна, их продажа обеспечивает основную долю прибыли туроператора. В реализации этих туров туроператор достиг наивысшего мастерства и профессионализма, с ними потребитель идентифицирует оператора на рынке.

Каждый оператор ― специалист в организации конкретного вида туров или в работе с тем или иным географическим направлением. Профиль его деятельности может быть популяризован (то есть широко известен на потребительском рынке) или малоизвестен потребителям. В зависимости от типа применяемых транспортных средств в организуемых турах, туроператор может специализироваться на продаже авиатуров, круизов, железнодорожных и автобусных туров. В зависимости от целей туров, он будет специализироваться на продаже познавательных (экскурсионных), паломнических, образовательных, спортивных, экологических, оздоровительных, тематических, деревенских, молодежных и других туров. Таким образом, от того, какой вид туров в ассортименте туроператоров доминирует, зависит направление их деятельности, будут они специализироваться, например, на круизах, автобусных турах, на продаже индивидуальных или групповых туров.

Принципиально важен вопрос, какие именно туры считаются групповыми. В частности принято считать групповыми туры 15―20 человек. Но, автобусный тур на Черное море с 20 туристами будет считаться групповым, а тур в Анталью на самолете не будет, так как вместимость автобуса и самолета различна. Следовательно, групповыми считаются туры, когда туроператору выгодно приобретать не отдельные билеты у перевозчиков, а арендовать транспортное средство целиком.

К примеру, в Берлин из Саратова ходит регулярный автобус. Стоимость билета в оба конца 300 дол. Аренда автобуса целиком в оба конца обойдется оператору в 7500 дол. Если оператор реализует 10 путевок на конкретные заезд, ему выгоднее приобрести билеты на проезд у транспортной компании, поскольку 3000 намного меньше 7500 дол. Однако, продав уже 30 мест на автобус, оператору экономически выгоднее арендовать автобус полностью ― на аренде он сэкономит 1500 дол.

Профиль работы туроператора может различаться по направлениям, которые при этом бывают популярными и непопулярными. Популярные направления работы оператора: он организует регулярные групповые поездки в течение всего туристского сезона (например, в Египет, Турцию, Италию, Францию). Непопулярные же направления отличаются тем, что туры в них либо индивидуальные, либо нерегулярные в течение всего турсезона (к примеру, поездки в Таиланд, Малайзию, на Сейшельские, Канарские острова). Кроме того, направления работы туроператора зависят от колебания туристской активности в течение года: они могут быть сезонными (туры в Анталью, Сочи, Домбай) или полисезонными (круглогодичными) ― туры в санатории, автобусные туры по Европе, туры «Классическая Италия», «Средневековая Франция» и др.

Опять же, в зависимости от направления работы, профиль туроператора может быть:

§ сильно концентрированным ― оператор специализируется на работе с ограниченным количеством отелей на определенном курорте (распространен среди операторов, имеющих оплаченные блоки мест в ряде гостиниц);

§ концентрированным ― туроператор специализируется на работе со многими отелями узкого перечня курортов (распространен среди туроператоров, имеющих стабильные договорные отношения с поставщиками услуг, либо небольшие квоты мест во многих гостиницах курортов);

§ рассеянным ― туроператор в принципе предлагает большой перечень курортов в нескольких странах (работа по разовым заявкам).

Наконец, направление работы туроператора может быть дорогим и недорогим. Дороговизна того или иного направления определяется географической удаленностью дестинации, уровнем жизни населения принимающего региона. Например, в силу географической удаленности и высокого уровня жизни дорогими считаются США, Канада, Япония, Австралия и др. Европа ― географически более близкая к нашей стране и более дешевая, несмотря на высокий уровень жизни населения. В то же время Таиланд и Малайзия в силу своей географической удаленности (даже, несмотря на низкий уровень жизни населения) и, соответственно, дороговизны авиаперелета, ― направления очень дорогие.

Любой туроператор, выбирая профиль своей дальнейшей работы, руководствуется следующими факторами: собственная рыночная стратегия (стратегия поведения туроператора на рынке); ценовая стратегия на рынке; рыночные и финансовые возможности туроператора; конкурентная стратегия туроператора на рынке; факторы внешней среды туроперейтинга (законодательство, политическая, социально-экономическая и экологическая ситуация в дестинации).

В зависимости от профиля работы туроператоров можно условно разделить на монопрофильных («специалистов») и многопрофильных («универсалов»). Монопрофильные операторы специализируются на одном направлении или предлагают туры одного вида. Достоинства монопрофильности:

§ достижение высокого профессионализма в организации данного вида туров или работе с определенным направлением;

§ максимальная информированность работников туроператора и высокое качество их работы;

§ возможность идентификации туроператора на рынке, как организатора именно этого вида туров или работающего именно в этом направлении;

§ возможность получения аккредитации в посольствах стран, на работе с которыми специализируется туроператор;

§ возможность получения помощи со стороны властей курортов, с которыми сотрудничает туроператор ― проявление туроператорского лоббизма;

§ более низкий в сравнении с многопрофильными операторами размер капиталовложений.

Но у монопрофильных операторов есть и явные недостатки: рост зависимости от поставщиков услуг; небольшая гибкость предлагаемых туров; необходимость постоянной их модификации, вследствие устаревания продукта; формирование стереотипа профильности у потребителя (идентификация оператора с профилем) ― переквалификация приводит к недоверию, появлению сложностей в ломке стереотипов и др.

Монопрофильность туроператора может быть стартовой и эволюционной. В случае стартовой монопрофильности, оператор еще до начала активной деятельности предполагал заниматься ограниченным числом направлений или видов туров. Это типичный пример открытия деятельности «под кого-то» (большого знатока направления или вида тура) или «подо что-то» (выгодный договор с поставщиками услуг). Стартовая монопрофильность также появляется, когда туроператор выходит на рынок с принципиально новым турпродуктом, пытаясь занять определенную рыночную нишу. Эволюционная монопрофильность подразумевает постепенный процесс формирования однопрофильности, переход от многопрофильности к однопрофильности и др.

Многопрофильные туроператоры отличаются одновременной работой с несколькими направлениями и видами туров. Позитивные черты многопрофильности: большие возможности охвата рынка; возможность комбинирования двух и более туров в один; гибкость в работе и расстановка акцентов на том или ином направлении; меньшая зависимость туроператоров от направлений и поставщиков услуг ― от внешней среды туроперейтинга. Однако многопрофильность требует значительных капиталовложений, расходов, кадровых ресурсов и чревата снижением качества турпродукта.

Аналогичную классификацию туроператоров по видам деятельности предлагает Е.Н. Ильина[66]. Она так разделяет всех туроператоров.

1. Операторы массового рынка, продающие турпакеты с использованием чартерных авиарейсов в места массового туризма.

2. Специализированные операторы, которые специализируются на определенном продукте или сегменте рынка (страна, вид туризма и др.). В свою очередь, они могут быть туроператорами:

§ специального интереса (например, организация экологических и сельских туров, приключенческий туризм, сафари);

§ специального места назначения (например, поездки в США, Италию, Турцию);

§ определенной клиентуры (например, молодежь, семейные пары, бизнесмены, пенсионеры);

§ специальных мест размещения (например, дома отдыха, пансионаты, турбазы, санатории);

§ использующими определенный вид транспорта (поезда, самолеты, автобусы, морские и речные суда).

Классифицируют также туроператоров и по размерам. Различаются крупные, средние и мелкие. К крупным туроператорам относятся предприятия, услугами которых пользуются более 100 тыс. человек в год, а их оборот составляет более 35 млн дол. В группу средних входят предприятия с клиентурой от 30 до 100 тыс. человек в год. К категории мелких относятся предприятия, обслуживающие за год менее 30 тыс. туристов.

По региону деятельности туроператоры подразделяются на местных, региональных, межрегиональных и международных. Различают их также по экономическим функциям. Не все предприятия при организации туров стремятся получить, в первую очередь, максимальную прибыль. В этой группе выделяются коммерческие туроператоры, чья цель ― максимизация прибыли, некоммерческие (общеполезные), их цели ― образовательные, воспитательные, полезность, и предприятия «черного туризма», занимающиеся туристской деятельностью непостоянно, по обстоятельствам.

Также туроператоры делятся на истинных и посредников. Туроператор «истинный» формирует тур путем заключения прямых договоров с производителями услуг за границей или в другом регионе своей страны. Как правило, он работает на туристов-индивидуалов (эксклюзив-туры). Туроператор-посредник имеет партнера за границей, то есть рецептивного туроператора. Это удобнее в организационном и финансовом плане. Как правило, туроператор-посредник формирует турпродукт для массового потока туристов. Схема работы туроператора-посредника и истинного туроператора представлена на рисунке 7.6.

 

 

Рис. 7.6. Схемы работы туроператора-посредника

и истинного туроператора

 

Date: 2015-10-19; view: 5593; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию