Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Международный туризм и его значение. Сезонность в туризме
Международный туризм во второй половине XX ― начале XXI вв. стал одним из ведущих направлений социально-экономической, культурной и политической деятельности большинства государств и регионов мира, а туристская индустрия ― неотъемлемый элемент потребительских моделей и социального поведения значительной части населения. Это сделало современную туристскую индустрию одной из самых высокодоходных и динамично развивающихся сфер мировой экономики. При этом в отличие от продажи сырья, она не истощает ресурсы, а способствует росту эффективности национальных экономик. В последние десятилетия общемировые туристские показатели характеризуются устойчивым ростом. По данным Всемирной туристской организации, специализированного учреждения ООН (ЮНВТО), международные туристские прибытия в 2008 г. по сравнению с 2004 г. увеличились на 20% и составили более 920 млн. человек. Средние темпы роста объемов туризма за прошедшие 50 лет составили около 6-7% в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. Согласно оценкам ВТО, в настоящее время наиболее перспективные сегменты туристского рынка – экологический, культурно-познавательный, тематический, научный и круизный туризм. Индустрия туризма сегодня интенсивно развивается в условиях высокой конкуренции, сильнейшего воздействия геополитики различных стран и государственных объединений, жесткой зависимости от различных угроз современного мира, периодов спадов мировой экономики, техногенных аварий и природных катаклизмов, террористических актов, вооруженных конфликтов и т.д. По прогнозам ВТО устойчивые темпы роста экономических показателей в сфере туризма сохранятся и в будущем. Отрасль в среднем будет расти на 4% в год. И к 2020 г. число международных туристских прибытий должно вырасти до 1,5 млрд поездок, а доходы увеличатся до 2 трлн долл. США. Специалистами ВТО проведены исследования развития туризма, в которых определены самые перспективные туристские направления мира в 2020 г.: первое место займет Китай, затем США, Франция, Испания, Гонконг. Россия будет находиться на девятом месте. По мнению ученых в основе развития международного туризма лежат следующие факторы ― возможности[36]. 1. Экономический рост и социальный прогресс привели к расширению объема не только деловых, но и поездок с познавательными целями. 2. Совершенствование всех видов транспорта удешевило поездки, сделало их возможными для многих слоев населения. 3. Увеличение числа наемных рабочих и служащих в экономически развитых странах и рост материального и культурного уровня повысили их стремление к духовным и познавательным ценностям. 4. Интенсификация труда и получение трудящимися продолжительных отпусков предполагают необходимость более содержательного отдыха. 5. Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей как между регионами, так и внутри них. 6. Развитие сферы услуг стимулировало технологический прогресс в области телекоммуникаций, увеличило заинтересованность в посещении различных стран и регионов. 7. Ослабление ограничения на вывоз валюты во многих странах и упрощение пограничных формальностей также стимулирует развитие туризма. За послевоенные десятилетия международный туризм быстрыми темпами развивается на всей планете. Помимо Европы, традиционного туристского региона, активно посещаются страны Америки, Азии, Африки, Океании. Сегодня, благодаря научно-техническому прогрессу, мир превратился в единое пространство, большие расстояния перестали быть барьером для желающих путешествовать. Туризм способствует внедрению и применению передовых технологий, вызывает активизацию мирового рынка товаров и услуг, способствует инвестированию средств в различные сферы производства, помогает решать проблемы занятости и оздоровления населения. Основу современного туристского рынка, как в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска рабочих и служащих. Все больший интерес к путешествиям проявляют слои населения со средним достатком: служащие, молодежь, интеллигенция, представители среднего и малого бизнеса. Международные туристские связи стали важной составной частью мирового процесса интернационализации социально-экономических отношений. Во многих странах сложилась и стабильно развивается индустрия туризма, располагающая солидной материальной базой, предоставляющая рабочие места миллионам людей и взаимодействующая практически со всеми отраслями хозяйства. В туристском бизнесе пересекаются интересы различных государственных и частных предприятий и служб, активно участвуют банки, страховые компании, торговые фирмы, клубы, акционерные общества. Туризм оказывает огромное влияние на такие важнейшие отрасли экономики, как транспорт и связь, сельское хозяйство, строительство, производство товаров народного потребления, то есть выступает катализатором экономического развития. Туристская индустрия ― значительный фактор, способствующий более интенсивному экономическому развитию тех районов земного шара, которые расположены в отдалении от крупных промышленных центров и имеют незначительные хозяйственные ресурсы. В ряде государств туризм стал крупной самостоятельной отраслью хозяйства, занимающей ведущее положение в экономике. Во многом это объясняется тем, что современная туристская индустрия предоставляет большой объем услуг, потребляемых туристами в ходе заграничного путешествия. Прежде всего, это услуги: § по доставке и перемещению туристов по стране посещения; § по размещению туристов; § по обеспечению туристов питанием; § по рекламе туристского продукта; § по сбыту туристского продукта, то естьуслуги туристских агентств; § по удовлетворению культурных потребностей туристов; § по удовлетворению деловых и научных интересов туристов; § торговых предприятий, как общего, так и специального назначения; § контрольно-административных органов; § служб охраны природы, памятников, музеев; § информационных служб для туристов; § по обеспечению туристов средствами связи; § средств информации; § государственных туристских органов; § иностранных юридических лиц и общественных организаций; § страховых компаний; § по удовлетворению потребностей в развлечениях. Для индустрии туризма присущи особые специфические свойства: ресурсная ориентация в размещении туристских предприятий; сезонный цикл в производстве туристских услуг; высокие требования к уровню развития социальной инфраструктуры информационных сетей. Индустрия туризма выполняет важную функцию в развитии хозяйственного комплекса и экономики страны, так как увеличивает местные доходы; создает новые рабочие места; способствует развитию отраслей, ориентированных на производство туристских услуг; развивает социальную и производственную инфраструктуру в туристских центрах; увеличивает валютные поступления в бюджет страны. Туризм ― один из наиболее динамично развивающихся видов бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму можно объяснить рядом факторов: для того чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется крупных финансовых вложений; на туристском рынке, несмотря на конкуренцию, могут успешно взаимодействовать как крупные, так и средние, и малые компании и фирмы; туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал. Помимо влияния на экономику международный туризм оказывает воздействие на социальную и культурную среду, экологическую обстановку. Это не только источник прибыли, но и сильный фактор роста престижа страны, ее значения в глазах мирового сообщества. В то же время рост международного туризма имеет и определенные негативные последствия: разрушение и загрязнение окружающей среды, инфляция, нарушение традиций и уклада жизни местного населения. Географическое сосредоточение международных туристских обменов соответствует географической концентрации торговли, но при этом наблюдаются некоторые отличия. Так, государства с положительным балансом по поступлениям от туризма, например США, Испания, Португалия, нередко имеют отрицательный баланс в торговле, а государства с отрицательным балансом по туризму ― положительный торговый баланс, как, например, Германия и Япония. Международный туризм, как и внешняя торговля, отражает такое разделение труда, при котором в экспорте ведущее место занимают индустриально развитые страны. По мере развития международного туризма все страны можно разделить на две категории: поставщики туристов, и принимающие туристов. К поставщикам туристов относятся индустриально развитые страны, характеризующиеся высоким показателем выезда своих граждан за границу. Число выезжающих туристов, как правило, составляет 10% от общего населения страны. Эти страны не только отправляют, но также и принимают большое количество зарубежных туристов. Здесь следует отметить США, Германию, Францию, Великобританию, Италию, Австрию, Швейцарию и др. К принимающим туристов относятся страны со средним уровнем экономического развития (Греция, Турция, Испания, Португалия), а также развивающиеся страны (Марокко, Тунис, Египет, Багамские Острова, Кипр). В ближайшем будущем можно прогнозировать следующие направления развития международного туризма[37]: § создание новых и развитие существующих туристских услуг и рынков, учитывающих состояние туристских ресурсов в странах пребывания туристов; § широкое вовлечение местной общественности и муниципальных властей в планирование и развитие туристской деятельности, обеспечение ее безопасности; § развитие связей между организаторами туризма и муниципальными структурами, чтобы достичь понимания потребностей каждого из них и найти пути их удовлетворения; § рост благосостояния местного населения, устранение налоговых, таможенных и других трудностей, которые могут препятствовать развитию туризма; § особое внимание должно быть уделено поддержанию цен на услуги в области туризма на уровнях, приемлемых для туриста и выгодных для туристской индустрии; § при инвестировании капитала следует принимать во внимание вопросы защиты окружающей среды (строительство, архитектура, антропогенные нагрузки); § осуществление более четкого маркетинга и выделение большего количества ресурсов для продвижения услуг, поиск определенных групп туристов и организация для них адресной информации по предлагаемым услугам; § повышение профессионального уровня сотрудников, работающих в сфере индустрии туризма; § развитие системы владения клубным отдыхом (таймшером); концепция таймшера связана с предложением всем желающим проводить в течение какого-то периода времени каждого года отпуск в определенном месте проживания (клубе), представляющем собой часть туристского комплекса. Фактор сезонности. Всеобщая тенденция и одновременно серьезная проблема в международном туризме ― сезонность, характеризующаяся резкими увеличениями туристских потоков летом и спадами в зимние и особенно в осенне-весенние месяцы. На сезонность в международном туризме оказывают влияние факторы как климатического, так и социального плана. Выделяют три группы факторов оказывающих влияние на сезонность туристского обслуживания: природно-климатические; особенности вида туризма; особенности труда и отдыха потребителей. Многие авторы предлагают развернутую классификацию факторов сезонности. Они определяют две группы: первичные и вторичные. К первичным относятся природно-климатические факторы, то есть климат и погода как важнейшие факторы сезонности, а также ландшафтные условия определенных стран и регионов туристского назначения. К группе вторичных факторов можно отнести: § экономические ― структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса путем предложения; возможность приобретения товаров или услуг только в определенные сезоны года или периоды; § социальные ― наличие и характер свободного времени; сюда же можно отнести потребности населения в отдыхе и оздоровлении, которые считаются социальными по своей сути и напрямую зависят от сезона года; § демографические ― спрос на туристские услуги дифференцируется по многочисленным параметрам; § психологические ― традиции, мода, подражание, показное потребление, работает негласное правило «все едут отдыхать летом ― я тоже поеду»; § материально-технические ― современное состояние и развитие туристской инфраструктуры, сезонность ее функционирования, выделение круглогодичных и сезонных туристских предприятий; § технологические ― комплексный подход в предоставлении качественных услуг, который чаще всего наиболее полно реализуется только в рамках высокого сезона. Климатические факторы, прежде всего, вызваны тем, что в большинстве районов земного шара погодные условия, благоприятные для отдыха и туризма, по месяцам неодинаковы, поэтому люди стремятся получить отпуска в наиболее комфортное по погоде время года. Несмотря на то, что в южном полушарии времена года противоположны таковым в северном полушарии, фактор сезонности в международном туризме практически не теряет своей актуальности. Большую роль играют некоторые социальные и экономические факторы. В частности, различные фирмы, учреждения, организации и в особенности промышленные предприятия на протяжении длительного времени выработали определенный режим работы, предусматривающий уход в отпуск большинства рабочих и служащих в летний период. Сезоном для того или иного туристского района принято считать период года, когда ежемесячное количество прибывающих туристов превышает их среднемесячное число за год. В случае существования двух сезонов (чаще всего летнего и зимнего) между ними протекают межсезонные периоды. При наиболее высоком в году заезде пользуются термином «горячий сезон»(красный, высокий); период почти полного отсутствия туристов принято называть «мертвым сезоном»(синим, низким). Если же рассмотреть сезонность более детально, то можно говорить о существовании в течение года пяти сезонов. Пик сезона отмечается в течение незначительного периода времени ― чаще всего одной-двух летних недель. Для него характерен максимум притока туристов в дестинацию. Пик сезона обычно выделяется в рамках горячего (высокого) сезона, характеризующегося значительным притоком туристов в дестинацию и продолжающегося в разных регионах мира от двух-трех недель до трех-четырех месяцев. В ряде регионов мира (в том числе и в России) выделяют так называемое межсезонье, которое соответствует весеннему и осеннему сезонам года. В это время характерен достаточно невысокий приток туристов в дестинацию и специализация на определенных видах туристской деятельности. Так, межсезонье позволяет развивать лечебный, спортивный, экстремальный, образовательный, деловой, научный туризм, но почти всегда исключает возможности организации пляжно-купального туризма. В зимний сезон года отмечается значительное снижение туристского потока и настает так называемый синий или низкий сезон. Наступает «рынок покупателя», когда производители туристских услуг вынуждены снижать цены до минимального уровня для привлечения дополнительного количества туристов. Вместе с тем, понятие синего сезона в высшей степени относительно, так как в этот период возможно развитие зимних видов туризма: спортивного, лыжного, а также экстремального, приключенческого, лечебного. Для отдельных стран мира (например, Норвегии, Финляндии, Швеции), специализирующихся на зимних видах туризма низкий сезон имеет положительное значение и сглаживает неравномерность распределения туристских прибытий по сезонам года. В пределах синего сезона выделяется мертвый сезон (продолжительностью в 2―3 недели), характеризующийся практически полным отсутствием притока туристов в дестинацию и оборачивающийся для большинства туристских предприятий и производителей туристских услуг стран или районов, специализирующихся на туризме, простоями и убытками. И только грамотная политика туристских фирм может позволить привлечь туристов в дестинацию в период мертвого сезона. Четкие явления сезонности туризма выявлены практически во всех европейских странах. В целом в Европе свыше 50% всех посещений туристов приходится на летние месяцы. Уровень сезонности не во всех странах мира одинаков. Как правило, там, где годовые колебания температур и других элементов климата невелики, сезонность туризма проявляется меньше. Например, круглогодичный туристский сезон имеют Египет, Тунис, Марокко, ОАЭ, Израиль. Разница прибытий по месяцам в эти страны невелика, однако лето ― основной сезон, что можно объяснить преобладанием летних отпусков у посетителей из Европы. Сезонность порождает серьезные проблемы в обслуживании туристов. В «горячий сезон» могут возникнуть трудности с транспортом, размещением, организацией питания, экскурсий для многочисленных туристов. К негативным последствиям сезонности можно отнести и тот факт, что в течение большей части года основная масса мест в гостиницах практически остается невостребованной. Для привлечения туристов вне сезона или для развития еще одного сезона ― зимнего фирмы вынуждены проводить гибкую ценовую политику или осваивать новый турпродукт, то есть зимние туристские путешествия. Расширению туристского сезона способствует и активизация делового туризма: проведение симпозиумов, международных выставок, конференций, совещаний. Как правило, все эти мероприятия проводятся зимой, весной или осенью.
4.4. Факторы развития международного туризма[38]
Индустрия туризма и гостеприимства развивается в последнее время под воздействием ряда факторов, которые можно разделить на две группы ― внешние и внутренние. Внешние определяются воздействием компонентов окружающей действительности, не связанных с функционированием индустрии туризма и гостеприимства. Внутренние факторы непосредственно связаны с особенностями организации и функционирования предприятий туристской индустрии. К внешним факторам относятся: политико-правовые, безопасность путешествий, экономические и финансовые, культурные, демографические, инфраструктурно-коммуникационные, развитие торговли, новые и новейшие технологии. Политико-правовые факторы. В зависимости от того, какую политику государство проводит по отношению к туризму в целом, туристские ресурсы используются с разной степенью интенсивности. Как правило, если государство заинтересовано в развитии туристской отрасли, это выражается в общей концепции туризма как приоритетного направления, принятии законодательных и нормативных актов, стимулирующих и регулирующих его развитие, а также в финансово-экономических мерах по поддержанию и формированию туристской инфраструктуры ― строительству гостиниц, расширению и улучшению индустрии гостеприимства. Фактор безопасности путешествий. По мере развития туризма вопросы безопасности занимают все большее место. Для туристов развитых стран стало нормой ожидать от правительств стран, заинтересованных в приеме гостей, осуществления надлежащих мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья туристов в местах отдыха, средствах размещения и на транспорте. Международные конфликты или военные действия, проявления международной преступности и терроризма не только тормозят развитие туризма, но и зачастую становятся причиной того, что правительства стран ― поставщиков международных туристов публикуют списки государств, нежелательных для посещения. Путешественники также нередко обеспокоенны санитарным состоянием средств размещения и предприятий общественного питания в посещаемых странах. Экономико-финансовые факторы. На индустрию гостеприимства оказывают влияние как макро-, так и микроэкономические факторы. Макроэкономическая нестабильность, рост инфляции и безработицы серьезно беспокоят общество, и это часто приводит к тому, что население предпочитает воздерживаться от туристских поездок. В странах, где доходы от туризма составляют значительную долю ВВП, инвестиции направляются на строительство новых гостиниц и улучшение инфраструктуры туризма. Вместе с тем, рост национального дохода, в особенности рост уровня расходов населения на личное потребление, оказывает стимулирующее воздействие на склонность людей к путешествиям. Уровень цен на продукты и товары туристского спроса рассматривается как один из важных факторов, определяющих выбор места отдыха. В вопросах финансового регулирования для туризма наибольшее значение имеет валютный курс, простота и доступность валютного обмена. Значение экономических факторов в развитии международного туризма постоянно возрастает. Все большую роль играет активизация экономических связей между государствами на основе международного разделения труда. Расширение международной торговли и совершенствование транспортных средств стали важной материальной предпосылкой развития туризма. Следует отметить и изменение стереотипа жизни человека со статичного на динамичный. Причем это массовое явление. При современных темпах труда и жизни расходы на отдых переходят в разряд необходимых. К экономической группе предпосылок развития международного туризма можно отнести также развитие внешнеэкономических связей, стремление к использованию передового опыта других стран в создании материальных и духовных ценностей проявляется в расширении научных и деловых контактов, выражением которых служит развитие новых видов международных туристских связей ― научного (конгрессного) и делового туризма. Культурные факторы. Культурное наследие всегда притягивало туристов. Культурная среда ― один из тех ресурсов, который приводит к генерированию массовых туристских потоков. Туристы посещают определенные места, имеющие мировую культурную ценность. К примеру, неизменной популярностью пользуются Лувр в Париже, исторические ансамбли Санкт-Петербурга, Великая Китайская стена в Китае, Диснейленд в Токио и т.д. В последнее время для туристского «потребления» стали пользоваться популярностью предметы народного быта, копии известных памятников, например, Эйфелевой башни, Московского Кремля, Статуи Свободы. Туристов также интересует жизнь и быт других народов, поэтому для них представляет интерес выступление местного хора, ансамбля, элементы народного быта, фольклора, народных забав, игр, развлечений, праздников. Социально-демографические факторы. Они оказывают большое влияние на развитие международного туризма. В результате роста населения Земли увеличивается туристский потенциал мира, в туристскую деятельность втягиваются новые трудовые ресурсы. К демографическим факторам также относятся: постоянно растущий взаимный интерес народов в разных странах, имеющих единый или родственный язык, либо связанных общностью истории и культуры; повышенный спрос на участие в специализированных поездках лиц одной профессии или общественной функции. Наиболее важны для развития международного туризма возрастной и семейный состав населения. Молодые люди в возрасте 18―35 лет составляют основную массу путешественников, с особой силой этот фактор начинает проявляться в туристских потоках, генерируемых странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В последнее время в постиндустриальных странах на туристские потоки все большее воздействие начала оказывать возрастная структура населения. Наибольшей туристско-рекреационной подвижностью отличаются люди в возрасте от 30 до 50 лет. Не менее 1/5 всех туристов составляют молодые люди. Тем не менее, растет доля путешествующих лиц пожилого возраста (старше 55 лет). Это явление получило название «туризм третьего возраста». В развитых странах быстрыми темпами растет сегмент путешественников третьего возраста ― людей старше 50―55 лет. Этот сегмент основан на том, что у пенсионеров развитых стран много времени и денежных средств, чтобы совершать продолжительные путешествия. Их чаще всего привлекают туристские центры, способные предложить условия для укрепления здоровья, интеллектуального и культурного обогащения. Положительное воздействие на развитие международного туризма оказывает расширение социального состава туристов, что стало возможным благодаря улучшению условий оплаты труда, увеличению продолжительности оплачиваемого отпуска, предоставлению рабочим и служащим различных социальных гарантий и льгот за счет предприятий и профсоюзов. Развитию туризма способствует также и понижение возрастного порога выхода на пенсию, что с учетом увеличения продолжительности жизни привело к появлению так называемого туризма «третьего возраста» и даже «четвертого возраста». Семейный фактор будет оказывать все возрастающее воздействие на развитие международного туризма. Продолжается рост числа семей, в которых есть дети. Данный сегмент требует особых условий отдыха и должен учитываться при планировании туристских дестинаций и в дизайне средств размещения для семейного отдыха. Инфраструктурно-коммуникационный фактор. Транспорт и туристская инфраструктура обеспечивают доставку туриста к месту отдыха и обратно, а также трансфер в рамках туристского центра, плюс максимальный комфорт и безопасность. Дальнейшее развитие международного туризма немыслимо без развития и совершенствования транспортных средств, равно как туризм немыслим без путешествия. Для многих популярных туристских дестинаций большое значение приобретает состояние инфраструктуры, в особенности аэропортов и автодорог, их пропускная способность может сыграть решающую роль в сдерживании туристских потоков. Следует помнить, что первые впечатления о туристской поездке начинаются именно с качества транспортной перевозки, итоговые впечатления также формируются фактором перевозки ― доставки туриста домой. Туристская инфраструктура предназначена для обеспечения необходимых условий работы туристских предприятий и безопасности жизни и здоровья путешественников. Туристы предпочитают ехать туда, где им обеспечиваются безопасность и комфорт. Во многих государствах существует туристская полиция, занимаюшаяся вопросами обеспечения туристской безопасности. Не менее важна и информационная поддержка. В крупных городах, как правило, есть информационные центры, где можно получить все интересующие сведения о жизни города и услугах для иностранных гостей на родном для них языке, а также наиболее популярную и качественную полиграфическую продукцию ― карты, справочники, путеводители. Развитие торговли. Отправляясь в зарубежное путешествие, турист часто интересуется, что можно купить в стране пребывания. Это могут быть уникальные изделия местных народных промыслов, сувениры на память о поездке, подарки для родных и друзей. Некоторые страны получают выгоду не только от продажи туристских услуг и сувениров, но и товаров длительного пользования. Целый ряд стран, например, Объединенные Арабские Эмираты, Турция, Греция, Италия, Сингапур привлекает к себе туристов благодаря активной торговле товарами по выгодным ценам. Шоп-туризм, по данным ВТО, представляет собой массовое и прогрессивно развивающееся направление туризма. Технологические факторы. Достижения научно-технического прогресса широко используются в туристской индустрии, и, в частности, в таких областях, как транспортные перевозки, система дистрибуции и потребительская информация. Наиболее активно внедряются новейшие технические и технологические новшества на транспорте ― появляются более современные, удобные и быстрые транспортные средства. Развитие телекоммуникационных технологий привело к созданию компьютеризованных систем бронирования, позволяющих бронировать места на транспорте и в средствах размещения в режиме он-лайн. Благодаря применению новых технологий произошло качественное изменение в системе формирования и приобретения турпродукта. Глобальные системы дистрибуции предоставляют легкий доступ миллионам пользователей: теперь потребитель сам может составить себе турпакет, провести необходимое бронирование и отправиться в путешествие по разработанному им самим маршруту. Большое влияние на рост туризма и расширение его социальной базы оказывают материально-технические факторы. Основные из них связаны с развитием средств транспорта, размещения, связи, предприятий общественного питания, розничной торговли, сервиса. В последние десятилетия в результате научно-технического прогресса транспорт стал более быстрым, безопасным, комфортабельным. Особое место в туристской деятельности занимает индустрия размещения и питания. Уровень гостиничного и ресторанного сервиса играет немаловажную роль в обслуживании иностранных туристов. Но индустрия туризма, и в особенности размещение и питание, подвержена колебаниям спроса на туристские услуги в течение года, что, несомненно приводит к возрастанию затрат на содержание этих предприятий и повышению стоимости их услуг. Помимо внешних факторов, определяющих развитие международного туризма, необходимо выделить и конкретизировать достаточно большую группу внутриотраслевых ― совершенствование турпродукта, развитие сферы туроператорского продукта и услуг, профессиональной турагентской сети, систем дистрибуции, факторы трудовых ресурсов и маркетинговые. Совершенствование турпродукта. Результат усилий представителей разных секторов туристской индустрии ― турпродукт. Наиболее важна связь между секторами размещения, пассажирского транспорта и сектором организаторов и продавцов туристских услуг. Однако качество турпродукта во многом зависит от состояния окружающей среды и инфраструктуры, в этом отношении велика роль туристских организаций: региональных туристских администраций, правительственных структур, профессиональных ассоциаций, которые могут объединить усилия для создания атмосферы гостеприимства, привлечь необходимые инвестиции. Немаловажная роль в совершенствовании туристского продукта отводится предприятиям досуга, розничной торговли, а также общественного питания. Развитие сферы туроператорского продукта и услуг. Туроператорский продукт представляет собой комплекс туристских услуг, именуемый турпакетом, который формируется фирмой и продается конечным потребителям. Туроператоры работают в тесном контакте с отельерами и авиакомпаниями, обычно заранее договариваются о квоте мест в гостиницах и на транспорте, что позволяет им вести продажу туров без перебронирования. В настоящее время десять крупнейших туроператорских компаний контролируют примерно 30% рынка. Политика туроператоров в отношении продукта, услуг и цен во многом определяет конъюнктуру рынка международного туризма. Развитие турагентской сети. Она составляет основу распределительной сети, по которой оптовики продают свои туры, выполняя при этом другие важные функции: поддерживают связь с местными сервисными предприятиями, организуют выполнение туристской программы и предоставление дополнительных услуг. От их работы во многом зависит качество оказания туристских услуг, начиная от встречи в аэропорту, доставки в отель и заканчивая организацией экскурсий, мероприятий и спортивных состязаний. Развитие систем дистрибуции. Такие системы сводят в единую цепь поставщиков, продавцов и покупателей туристского продукта. Новые информационные технологии позволили значительно упростить систему дистрибуции туристских услуг, сделать ее более информативной и эффективной для всех участников. Современные системы дистрибуции легко приспосабливаются к нуждам покупателей, предоставляя им различные варианты путешествия. Фактор трудовых ресурсов. Развитие туристской индустрии способствует повышению занятости, причем не только в развитых, но и в развивающихся странах. В связи с тем, что в развитых странах наблюдается демографический кризис, в будущем могут возникнуть трудности с набором персонала для туристских предприятий. Возможно, для этих целей некоторым странам придется импортировать рабочую силу. В развивающихся странах все большую долю населения будут составлять молодые люди, не имеющие образования и навыков для работы в туристском секторе. Нехватка квалифицированных рабочих, а также возрастающий спрос на туристские услуги в этих странах будут повышать потребности в образовании и подготовке работников для туристской индустрии. Особенно это относится к странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Маркетинг ― философия современного предприятия, работающего с целью удовлетворения туристских нужд и желаний. Он также служит инструментом воздействия на предпочтения потребителей туристских услуг. Значение маркетинга для развития международного туризма усиливается по мере того, как, с одной стороны, потребительские нужды и желания становятся все более разнообразными, с другой стороны, усиливается конкуренция на туристском рынке, вынуждая «игроков» турбизнеса применять самые хитрые и продуманные маркетинговые стратегии. Большое внимание также уделяется и группе географических факторов развития международного туризма. К ним относятся факторы: рекреационно-ресурсный, географического положения, геополитические и некоторые другие. Их влияние на развитие туризма и его пространственную организацию проявляется повсеместно, а в некоторых районах они ― определяющие. К факторам комплексного характера следует отнести сезонность, которая рассмотрена нами в предыдущем параграфе. К числу важных факторов развития международного туризма, имеющих географический характер, относят рекреационно-ресурсный потенциал территории, выражающийся в количестве и качестве природных и культурно-исторических ресурсов. Следует иметь в виду, что влияние рекреационно-ресурсного потенциала также опосредуется социально-экономическими факторами и, в первую очередь, зависит от размеров и характера рекреационных потребностей населения. Не менее важен фактор географического положения. Он выступает во всех разновидностях: физико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, эколого-географическое положение. Характер геополитического положения туристских дестинаций зачастую оказывает определяющее воздействие на основные тенденции развития международного туризма. Так, туристы никогда не изъявят желание посещать туристские центры, расположенные в очагах геополитической нестабильности, даже если они располагают разнообразными туристскими ресурсами.
4.5. Тенденции развития международного туристского рынка[39]
А.Ю. Александрова в работе «Современные тенденции развития международного туризма» выделяет ряд основных направлений развития международного туризма, которые в авторском сокращении и корректировке приведены нами ниже. Такая авторская позиция сопоставлена с позициями других авторов, которые также отмечают основные направления развития международного туризма. В последние десятилетия международный туризм сделал гигантский рывок, превратившись в одну из самых крупных и высокодоходных отраслей мирового хозяйства. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами. Международный туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др., выступая катализатором социально-экономического развития. Он обеспечивает занятость более 250 млн человек, то есть каждого восьмого работника в мире. При всем впечатляющем росте индустрии гостеприимства именно качественные сдвиги в туристском спросе и предложении определяли развитие международного туризма в последние десятилетия. В середине 1980-х гг. в туристском спросе западноевропейских государств проявились новые тенденции. Они были обусловлены рядом факторов экономического и социального порядка, а также изменениями в психологии современного человека. Решающее влияние на структуру туристского потребления оказало ухудшение экономической конъюнктуры. Кризис, охвативший индустриально развитые страны, сопровождался резким падением покупательной способности населения. Перемены в социальной сфере, связанные с ухудшением экономической конъюнктуры, в свою очередь, сказались на характере туристского спроса. Был снижен возраст выхода на пенсию, удлинен отпускной период, сокращена рабочая неделя и введен гибкий график работы. Эти меры, направленные на сглаживание сложившихся диспропорций на рынке труда, одновременно способствовали увеличению фонда свободного времени населения и расширению круга потенциальных потребителей туристских услуг. Наконец, современный характер туристского спроса складывается под воздействием субъективных факторов. С появлением новых ценностей в психологии человека происходят глубокие перемены. Они обусловлены следующими моментами: более свободным, непосредственным самовыражением и самоутверждением личностью своих физических и духовных данных; пересмотром отношений с другими индивидуумами, социальными группами и учреждениями; формированием иного отношения к природе. Рассмотренные факторы определили глубокие сдвиги в туристском потреблении. С увеличением объема свободного времени на фоне ухудшения общеэкономической ситуации в рекреационном поведении населения обнаруживаются две основные тенденции ― дробление отпускного периода и рост непродолжительных поездок. В начале 1980-х гг. в Австрии и Великобритании свыше 20% населения выезжали на отдых летом и зимой, а 10% отправлялись в путешествия три и более раз в год. Аналогичная ситуация сложилась в Италии, Германии, других развитых странах Европы. Туры стали менее продолжительными, но более частыми. В западной литературе это явление получило название «путешествия с интервалами», которые пользуются спросом в течение всего года с некоторым оживлением в апреле, сентябре-октябре и феврале, помогая решить одну из самых острых проблем туристской отрасли ― сгладить сезонную неравномерность в работе предприятий транспорта, размещения, общественного питания и т.д. Большую популярность у населения Западной Европы приобрели маршруты выходных и праздничных дней. Они включают посещение выставок, музеев, галерей, а также магазинов, в частности антикварных. С неменьшим удовольствием люди проводят уик-энд в национальных парках или ненадолго отправляются в путь, чтобы принять участие в фестивалях, карнавалах, различных дегустациях. По данным статистических обследований, более 40% неделовых поездок европейцев на короткие расстояния приходились на города, треть имела целью отдых в горах, на море и в сельской местности, остальные 30% предпринимались для занятий летними и зимними видами спорта, лечения. Главные «поставщики» туристов на западноевропейский рынок краткосрочных поездок ― Германия и Великобритания. На долю этих стран приходится 35 и 10% туров соответственно. Большая их часть организуется во Францию, Австрию и Германию. Первое место среди европейских стран по числу краткосрочных визитов занимает Франция. Развивая ближний туризм, она принимает временных посетителей из Германии, Бельгии, Великобритании, Италии, Испании. При всем росте числа непродолжительных поездок на небольшие расстояния туризм не сводится к этой форме отдыха населения. Одновременно сохраняется спрос на дальние путешествия. Другая тенденция ― расширение туристского спроса пожилых людей. На первый взгляд, туризм лиц старше 55 лет может показаться парадоксом, так как выход на пенсию и обеспечивает заслуженный отдых. Однако углубленное изучение потребностей разных возрастных групп населения свидетельствует, что такая проблема не только существует, но стоит очень остро. В отличие от занятой части населения, для которой туризм ― это отдых, позволяющий отойти от повседневных забот и восстановить свою работоспособность, для пенсионеров, располагающих значительным свободным временем, турпоездка ― форма активного образа жизни. Данное обстоятельство, в частности, объясняет существование туристского рынка лиц старшего возраста ― «туризм третьего возраста». Не остаются обделенными пожилые физически немощные люди. Они также хотят путешествовать и получать удовольствие от новых впечатлений, но жестко ограничены в своих возможностях. Отдых этой категории населения организуется в рамках программ для «четвертого возраста». Их распространением занимаются специальные структуры ― пенсионные клубы и ассоциации. Наконец, коренные изменения происходят в стиле отдыха. Пассивное времяпрепровождение на пляже, хотя и остается наиболее распространенной формой проведения отпуска, все в меньшей степени отвечает процессу растущей диверсификации индивидуальных запросов. На смену «трем S» море-солнце-пляж (Sea-Sun-Sand) постепенно приходит формула «три L» национальные традиции-пейзаж-досуг (Lore-Landscape-Leisure). Она наилучшим образом соответствует новым ценностям, которые утверждаются в психологии человека и получают выражение в поведении и мышлении современного туриста. Известный французский туризмолог М. Бретон-Жирар (M. Breton-Girard) дает следующий портрет современного туриста: «Сегодня турист обретает спортивные черты, становясь искателем приключений. Он стремится постоянно превзойти себя, какими бы ни были его настроения и капризы природы, и меняется вместе со временем решительного поворота к природе. Отныне турист отправляется в путь в поисках независимости, развлечений и жизненной силы. Он отвергает обыденность, проявляя свою индивидуальность. Ему чужды формула членства и коллективное начало. Человек желает активного времяпрепровождения, физической деятельности для обретения формы. Он хочет убежать от толпы, но на короткое время, и попробовать вести непривычный образ жизни. Взрыв интереса к развлечениям и движению наиболее ярко иллюстрирует эту эволюцию». Последние десятилетия в секторе туризма были отмечены углублением специализации, нарастанием процессов концентрации производства, переходом на новые технологии. В туризме, как и в других отраслях экономики, специализация стала важным принципом организации работы предприятий. Среди многих направлений деятельности фирма выделяет для себя главные, концентрируя на них основные усилия. Они соответствуют определенным сегментам туристского рынка, состоящим из групп людей с отличительными характеристиками: демографическими, психографическими, поведенческими и пр. По мере углубления специализации сегментация рынка становится все более и более детализированной. Компании прибегают к самым разным методикам, чтобы повысить однородность выделяемых секторов. В гостиничном хозяйстве отели все больше делают ставку на конкретные секторы рынка. Часть их специализируется на обслуживании транзитных пассажиров с низким и средним уровнями доходов. Многие отели выбирают в качестве целевого сегмента деловых туристов. Многие туристские фирмы ориентируются в своей деятельности на конкретный вид туризма. Если крупнейшие компании монополизировали массовые поездки с целью отдыха и познавательного туризма, то ряд мелких и средних фирм укрепили свои позиции на других сегментах рынка, в частности поощрительном туризме. Предприятиям, практикующим вознаграждение работников по результатам труда в виде предоставления бесплатных или частично оплачиваемых туристских путевок, они оказывают квалифицированную помощь в разработке и реализации специальных программ стимулирования трудового коллектива. По договору с администрацией предприятия турфирма планирует и организует инсентив-туры. Наконец, турфирмы обычно имеют страновую или региональную специализацию, отправляя в определенные страны (регионы) или принимая из них посетителей. Специализация ведет к росту числа туристских компаний, диверсифицируя рынки производителей, а также товаров и услуг. Она способствует увеличению объемов производства и снижению себестоимости туристского продукта, росту его качества, производительности труда и в целом эффективности туристской деятельности. Вместе с тем существуют известные пределы углубления специализации. Чем более узкую нишу на рынке занимает компания, тем выше коммерческий риск. Поэтому наряду со специализацией современная индустрия туризма характеризуется нарастанием процессов концентрации, централизации производства и капитала. Концентрация протекает крайне неравномерно в разных отраслях, на отдельных предприятиях, в странах. В отличие от отраслей материального производства, где еще на рубеже XIX―XX вв. доминирующее положение получили крупные предприятия, в туризме этот процесс начался сравнительно недавно, только в 1970-х гг. Однако он проходит очень бурно, охватив все секторы туристской индустрии. В сфере размещения и общественного питания сформировались гигантские гостиничные и ресторанные цепи; среди турфирм выделился ряд туроператоров, установивших контроль над основными рынками сбыта туристского продукта, а рынок воздушных перевозок оказался поделенным между ведущими авиакомпаниями мира. Концентрация производства в туристской индустрии осуществляется двумя путями: внутренним и внешним. В первом случае укрупнение происходит в рамках отдельной хозяйствующей единицы вследствие капитализации прибыли (внутреннего роста). Во втором ― экономическая власть у монополистического образования сосредоточивается в результате сотрудничества (кооперации) или объединения (слияния) широкого круга предприятий. Объединение или слияние компаний может идти по трем направлениям: горизонтально, вертикально и по диагонали. Соответственно различают три вида концентрации (интеграции). Горизонтальная концентрация имеет место при объединении предприятий, находящихся на одной ступени технологического процесса, выпускающих одинаковую продукцию или оказывающих аналогичные услуги. Компании могут сотрудничать на временной или постоянной основе, а также создавать новые совместные фирмы. Примером горизонтальной интеграции в туризме служит объединение отелей в гостиничные цепи. В настоящее время в Северной Америке и Европе насчитывается свыше 3000 гостиничных цепей с числом звеньев не менее десяти в каждой. Рейтинг крупнейших из них регулярно публикует журнал «Hotels». Он выделяет три типа гостиничных цепей: компании корпоративные, по управлению гостиницами и объединения независимых гостиниц. Внедрение авиаперевозчиков в сферу деятельности туристских фирм составляет характерную особенность современного этапа развития индустрии гостеприимства. На туристском рынке Германии, одном из крупнейших и высокомонополизированных в Европе и мире, авиакомпания «Люфтганза» выступает в качестве ядра, вокруг которого формируется своеобразный блок туроператорских и турагентских фирм. В последнее время «Люфтганза» укрепила свои позиции во всех секторах пассажирского авиатранспорта, создав широкую сеть партнеров. В отличие от первых двух диагональный тип интеграции, илидиверсификация, предполагает объединение функционально и технологически не связанных между собой предприятий. Диверсифицированные, многоотраслевые образования имеют одно важное преимущество. Они создают возможности для взаимной компенсации рисков, когда убытки одних отраслей покрываются из прибылей других. Туристские компании редко простирают свои интересы за пределы отрасли. В основной массе они имеют небольшие размеры и недостаточно прочную финансовую базу для диверсификации. Немногочисленные крупные туристские предприятия, занимающие устойчивые позиции на рынке, связывают свой коммерческий успех с относительно высокими темпами роста туризма и продолжают наращивать масштабы деятельности в этом направлении. В последнее время туризм обретает все более глобальный характер. Становление общемирового туристского рынка сопровождается мощными процессами транснационализации, которые находят выражение в международном переплетении частных капиталов, усилении связей между монополиями разных стран и в широком развитии транснациональных компаний в сфере туристского бизнеса. Многие предприятия индустрии гостеприимства, объединяясь в крупные хозяйственные комплексы, преодолевают рамки отдельных государств, ломая тем самым национальные барьеры. За короткий период они превратились в заметное явление международной жизни и, словно нити, опутали мировое пространство. Эти новые экономические образования, соответствующие более высокому уровню концентрации и централизации производства и капитала, способствуют утверждению и распространению международных стандартов туристского обслуживания. Современный туристский бизнес невозможно представить без соответствующего информационного обеспечения. Разработка даже самого простого тура требует большого объема информации: знания расписаний и тарифов на международные или внутренние перевозки, цен на обслуживание, классности гостиничных и других туристских услуг. Раньше эти данные фирма получала из сборника справочных материалов. Их она собирала, хранила и использовала в своей работе. Постепенно толстые многостраничные досье замещались компьютерными информационными технологиями. За сравнительно короткий срок они прошли длинный путь развития: от автоматизации отдельных рабочих операций до создания электронных дистрибьютерных систем мирового масштаба. Благодаря быстроте передачи информации, надежности, гибкости в использовании и другим преимуществам, новые технологии позволили значительно расширить потенциал туристского рынка и обеспечили слаженную работу всех звеньев в цепи предприятий, производящих туристский продукт и доводящих его до конечного потребителя. Компьютерные системы в туризме имеют много разновидностей. Они различаются техническими характеристиками, функциональными возможностями, а также размерами сети. Одни из них замкнуты в границах отдельно взятого района или страны. Например, в Канаде, в провинции Новая Шотландия, Министерство туризма в середине 1980-х гг. одобрило и успешно реализует программу развития локального резервирования. Система, сформированная с этой целью на базе местного телефонного центра, ежегодно принимает 300 тыс. звонков и производит 70 тыс. бронирований. Аналогичные сети созданы в других провинциях Канады. Наряду с локальными системами электронные информационные услуги предоставляют гостиничные группы. Каждая крупная цепь отелей оснащена собственной компьютерной сетью бронирования. Мировой охват имеют глобальные компьютерные сети резервирования, объединившие внешние системы связи авиакомпаний с комплексом компьютерных сетей отелей, турагентств, фирм по прокату автомобилей и т.д. Они позволяют резервировать пакеты туристских услуг или отдельные их элементы ― от авиаперелетов и размещения в отелях до билетов в театр и страховых полисов. Все существующие глобальные компьютерные системы бронирования выполняют одни и те же функции и в этом, безусловно, схожи. Вместе с тем каждая из них имеет характерные особенности, выделяющие ее в ряду подобных сетей и позволяющие вести конкурентную борьбу на рынке информационных услуг. Наиболее известные компьютерные системы бронирования и резервирования, которые делят информационный рынок между собой, ― Sabre; Amadeus; Worldspan и Galileo. В.А. Квартальнов полагает, что в туристском секторе отмечаются следующие тенденции: замедленные темпы роста (но все-таки роста); большая конкуренция в целевой направленности регионов; рост воздействия на туризм экономических, социокультурных факторов, а также окружающей среды; повышение требовательности к туристскому продукту и избранному типу обслуживания. Совокупность этих факторов приводит к заключению: для достижения успеха в туризме необходим профессионализм, составной частью которого служит разумное регулирование туристской деятельности в сфере защиты прав и интересов потребителя, сочетающее элементы государственного регулирования и саморегулирования. В своей работе он также обобщает основные тенденции развития рынка отдельных направлений туризма, рынка отдельных туристских регионов и территорий и рынка поставщиков туристских услуг. В частности, выделяется (по материалам Конференции ВТО, Лиссабон, 1998 г.) пять перспективных направлений туризма: приключенческий, круизный, экологический, тематический и культурно-познавательный. Рост международного туристского рынка выдвигает повышенные требования к поставщикам услуг в туризме. Исследования гостиничной индустрии показали, что: § отели будут продолжать отставать от авиатранспорта и других секторов туриндустрии по уровню компьютеризации и использования современных технологий в бронировании туров; § налоговое бремя отелей будет увеличиваться, и доля туризма в общем объеме налогов за десятилетие повысится с 10,4 до 11%; § возрастут расходы правительств на пропаганду туризма; § гостиничная индустрия меняет способ подсчета своих прибылей: с дохода на один номер ― на доход с одного клиента; § только 30% всех отелей Европы относятся к гостиничным цепям; § в гостиничной индустрии ускоряется процесс слияния компаний, отмечается увеличение количества договоров франшизы и внешних инвестиций. § становится выгодным и прибыльным быть «зеленой» гостиницей, то есть заботиться об охране окружающей среды. Известно, что большинство организаторов конгрессного и инсентив-туризма, выбирая отель, придают большое значение экологии. Важное условие привлечения туристов в регион ― повышение комфортности отелей и качества обслуживания. Желательно в каждом номере устанавливать видеотелефон и компьютер, подключенный к глобальной сети, для отправки любой информации. Возрастает популярность отелей-музеев, то есть старых частных отелей, по комфортабельности соответствующих мировым стандартам, но сохраняющим неповторимое очарование старины. Международная цепь отелей «Хилтон» планирует возвести на Луне отель. Проект обойдется корпорации в 6―12 млрд дол. США. Согласно проекту отель будет представлять собой стальнуюконструкцию, покрытую материалами, которые используются при создании космических «челноков». Его клиентам будет предоставлен сервис на уровне пятизвездочного отеля. Оплата за номер с видом на Землю превысит стоимость других номеров. При отеле планируется пляж. Весь комплекс будет располагаться под огромным герметичным куполом. Объекты питания тоже будут претерпевать определенные изменения, правда, не массового характера. В частности, меню ресторанов, баров, кафе будет составляться с большим разнообразием, учитывая возрастающую популярность экзотической кухни. В качестве фона к процессу приема пищи будет использоваться национальная музыка и развлекательные программы. Средства транспорта подвержены наибольшей динамике.Использование авиатранспорта как самого скоростного средства доставки туристов к месту назначения возрастет. Перелет из Москвы в Нью-Йорк займет всего 2,5 ч. Место авиапассажира будет оборудовано индивидуальным телеэкраном, что даст возможность туристу получать необходимую информацию о стране прибытия (экскурсии, полезные советы, телефоны туристских бюро, консульства) на борту самолета. Использование более совершенных самолетов сделает возможным снижение стоимости международных поездок. Однако это может оказать негативное влияние на транзитный туризм в страны Ближнего Востока: мощным авиалайнерам не понадобятся остановки при перелетах из Европы в Азию, поэтому число поездок в этот регион сократится. Несмотря на это, доля Ближнего Востока в международном туризме будет расти. Большие изменения произойдут в наземном и водном транспорте. Повысится комфортабельность автобусов, места пассажиров, как и в самолете, будут оснащены индивидуальными телеэкранами. Пассажирам круизных судов будет предоставляться исчерпывающая информация о порте захода (береговые экскурсии, население, род занятий, традиции, обычаи и пр.). Для оценки перспектив роста туристских потоков в региональном разрезе принято использовать следующие показатели: низкий, ниже среднего, средний, высокий и выше среднего. Европа как источник и потребитель туристских потоков имеет в перспективе средний показатель, что выявляет возможные варианты развития регионального туризма. Например, перспективы выездного туризма из Европы в Америку, Восточную и Южную Азию, страны Тихоокеанского бассейна оцениваются показателем выше среднего, а в Ближневосточный регион ― показателем ниже среднего, что связано с экономическими трудностями и малопривлекательностью расположенных в нем стран. Америка имеет показатель ниже среднего как по перспективам роставнутрирегионального туризма, так и по туристским потокам в Южную Азию и страны Ближнего Востока. Доминирующая роль Северной Америки на континенте и высокая доля учтенных туристских потоков в рамках приграничного обмена между США и Канадой дают низкую оценку перспективам развития внутрирегионального туризма. Южная Азия испытывала политическую нестабильность в 1990-е годы, что вызвало спад выездного и въездного туризма. Основными регионами по приему выездного туризма из Южной Азии станут Восточная Азия и страны Тихоокеанского бассейна. Перспективы въездного туризма в Южную Азию оцениваются показателем выше среднего, несмотря на небезопасную для туристов политическую нестабильность в регионе, сбои в авиадоставках из основных стран-поставщиков туристских потоков, а также недостаток средств для развития туристского продукта и продажи его за рубеж. Ближний Восток имеет в перспективе впечатляющий экономический рост, что создает условия для роста выездного туризма и позволяет оценивать его показателем выше среднего. Оценка перспектив въездного туризма проблематична: с одной стороны, стабильность в регионе могла бы усилить рост въездного туризма, с другой стороны, привлекательность региона выражена неясно, идет процесс изучения и исследования этой ситуации. Рост показателей въездного туризма на Ближний Восток будет осуществляться в основном в рамках развития внутрирегионального туризма, но не за счет Европы и Америки. Африка как регион состоит из множества субрегионов со сложившимися для каждого из них тенденциями развития туризма. Проблемы, присущие этому континенту, ограничивают потенциальный рост регионального туризма, поэтому оценки касаются возможностей средних темпов роста перспектив как выездного, так и въездного туризма. Средний показатель роста въездного туризма в Африку будет характерен для поездок из Европы, Америки и Ближнего Востока. Страны Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна могут бытьоценены в перспективе показателем выше среднего, как по выездному, так и по въездному туризму. Наиболее принимаемыми регионами выездного туризма из стран Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна будут субрегионы Латиноамериканского континента, а также страны ― партнеры Восточной Азии, Тихоокеанского бассейна (внутрирегиональный туризм) и Южной Азии. Эта тенденция сохранится в связи с высоким ростом населения в таких странах, как Южная Корея, Тайвань, Индонезия, Малайзия, Таиланд, а также за счет того, что Китай расширит поездки в соседние страны. Согласно прогнозу ВТО Китай к 2020 г. станет ведущим туристским направлением в мире, обогнав лидирующую пятерку ― Францию, США, Испанию, Италию и Великобританию. Пока Китай занимает шестое место (22 млн прибытий). Предполагается, что при ежегодном приросте 8% число туристских прибытий в Китай достигнет к 2020 г. 137,1 млн. Вторым по популярности туристским направлением станут США (102,4 млн прибытий), затем ― Франция (93,3 млн), Испания (71,0 млн) и Гонконг (59,3 млн). Великобритания окажется на седьмом месте (52,8 млн прибытий). Всего к 2020 г. количество международных прибытий составит 1,6 млрд, что в три раза превысит показатели 1995 г. Коллектив ученых под руководством Ю.В. Забаева, И.А. Рябовой и Е.Л. Драчевой в одной из своих работ также выделяют основные тенденции развития международного туризма. Приводим точку зрения авторов ниже с некоторыми изменениями и дополнениями. Одна из главных особенностей развития туризма ― неравномерное распределение международных туристских потоков в разных регионах и странах. Туристские потоки сконцентрированы в нескольких регионах земного шара, их движение имеет в основном интрарегиональный характер. Сегодня наблюдаются такие пропорции: массовые или групповые туристы составляют 20―30% от общего числа лиц, путешествующих за границу; остальные 70―80% ― индивидуальные туристы, путешествующие, как правило, в близлежащие страны. Это соотношение в последние годы меняется в пользу массового туризма, причины следующие: § уменьшение числа последовательных дней отпуска и в то же время увеличение частоты отпусков; § низкая цена авиаперевозок; § увеличение числа чартеров для удобства туристов, путешествующих группами; § повышенная заинтересованность туроператоров в массовом туризме, поскольку он приносит большой доход; § поиск новых направлений, имеющих большие преимущества с экономической точки зрения; § увеличение числа рабочих мест в массовом туризме; § увеличение числа туристов, путешествующих на автобусах благодаря низкой цене турпакета. Объемы путешествий с целью рекреации увеличиваются более динамично по сравнению с объемом делового туризма. Если в 1970-х гг. на рынке международного туризма преобладал деловой сегмент, то в настоящее время соотношение изменилось в сторону рекреационного туризма: 60% туристов путешествуют с целью отдыха и только 40% ― с деловыми целями. Можно предположить, что в основном развитие туризма будет осуществляться за счет увеличения числа путешествующих с целью рекреации, несмотря на то, что деловой туризм будет иметь важное значение для мирового туризма в целом. Во всех экономически развитых странах для работающих предусматриваются оплачиваемые отпуска. В развивающихся странах положение с оплачиваемыми отпусками также стабилизируется. Увеличивается их продолжительность. Это дает возможность проводить больше времени в отпусках за рубежом, совершать длительные путешествия. К концу XX в. наметилась тенденция к увеличению продолжительности пребывания во время международных путешествий и количества путешествий, совершаемых в течение года. Первое происходит в основном за счет числа туристов пожилого возраста, пенсионеров, особенно из тех стран, где пенсии составляют значительные суммы, их уровень достаточен для заграничных путешествий. В то же время в мировом туризме отмечается рост количества краткосрочных поездок на выходные дни или на две-три ночевки. Это происходит за счет молодых туристов, стремящихся вырваться в путешествие на несколько дней, чтобы не допускать длительных перерывов в работе. Туроператоры проявляют интерес к путешествиям старшей возрастной группы населения (третий возраст). Эта категория потребителей имеет больше времени, больше денег. У них есть уже взрослые дети. Они верны своим привязанностям, едут в знакомые места, не хотят экспериментировать, теснее привязываются к определенному месту проживания, знают всех служащих в гостинице. Наблюдается возрастание требовательности клиентов к сервису. Это особенно проявляется по мере того, как туристы все больше путешествуют и узнают о современном сервисе. Чем чаще туристы путешествуют, тем большего комфорта они хотят, сравнивая уровень предоставляемого сервиса, часто что-то критикуя, требуя рекламаций. Отмечается рост мобильности населения. У многих есть автомобили, они легко снимаются с места и путешествуют. Увеличились туристские расходы, путешествующие стали тратить больше денег во время поездок. Теперь пользуются популярностью нетрадиционные средства размещения ―горные шале, охотничьи домики, бунгало и пр. Туристский продукт становится все более изощренным. Создаются новые гастрономические концепции. Много внимания обращается на мелочи и на то, что не имеет прямого отношения к средствам размещения или экскурсиям. Туроператоры испытывают сильную конкуренцию со стороны авиакомпаний, которые стали продавать собственные туры, комбинируя авиабилет с услугами прямых поставщиков туруслуг (гостиниц, экскурсионных бюро и др.). Боле Date: 2015-10-19; view: 4195; Нарушение авторских прав |