Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Начало туризма в Узбекистане
Несмотря на то, что в современном постиндустриальном обществе "bisness-travel" является одним из ключевых видов деятельности, во многих странах оказалось сложным сформировать механизм разработки политики и управления, которые бы соответствовали значению туризма. В рыночных отношениях в основном обслуживают туристов частные и коммерческие компании. Тем не менее, туризм может развиваться, если государство создаст оптимальную экономическую и правовую атмосферу. В то же время, если государство не будет заниматся вопросами профессиональной подготовки, охраны природной и культурной среды, информационно-рекламной работы и упрощения формальностей, то туризм, целиком отданный во власть рыночной стихии, не сможет достичь той степени развития, которую можно ожидать от него. При этом имеет значение разработка государством соответствующих методологических, методических и практических подходов и решений к развитию туризма, формированию рынка туристских услуг, реформированию методов и рычагов экономического регулирования, совершенствованию организационных структур управления туризмом, увеличению его зкспортного потенциала и, самое важное, привлечению иностранных инвестиций. В 1985-89 гг. объем внутреннего и регионального туризма в Узбекистане составлял 1,4-1,6 млн. человек, причем число иностранных туристов достигало 130-180 тыс. человек. Для сравнения: Турция в 1985 году приняла 1,5 млн., в 1992 году - около 7 млн. иностранных туристов. Даже Сингапур, который в 1966 году оказал 129 тыс. туруслуги перестроил свою отрасль и в 1976 году в эту азиатскую страну прибыло 1,5 млн., а в 1986 го;ду - 3,2 млн. человек. Еще один пример: Венгрия в 1981 годы приняла 14,2 млн. туристов, а в 1991 году - уже 19,1 млн. Прогресс в этих государствах очевиден. В 1992 гоцу туристская сфера Узбекистана предоставила иностранным туристам лишь 27 видов услуг. В таких странах, как Турция, Италия, Испания этот показатель колеблется в пределах 250-400. Узбекский туризм был ограничен в своих возможностях, при социалистической форме хозяйствования. Переход в конце 80-х гоцов к политике регионального хозрасчета и последовавшая за ней дезинтеграция хозяйственных связей, инфляция, распад советского государства и сложная политическая обстановка в Среднеазиатском регионе привели к тому, что с 1990 года туристская отрасль Узбекистана наравне с цругими отраслями экономики вступила в затяжной кризис. Количество иностранных туристов к 1992 году, по некоторым оценкам, сократилась в 4-5 раз. Уровень использования туристского потенциала не превышал 6%, а отдача от одного интуриста составила в среднем 12 долларов в сутки. Услуги часто предоставлялись по заниженным тарифам, «деревянные» рубли. По самым скромным подсчетам, в 1992 году республика недополучила более 3 млн. долларов. Причем, номерной фонд, соответствующий международным стандартам, в тот период был незначителен: К концу 1992 года каждый второй объект туризма оказался убыточным или малорентабельным. К началу 90-х годов началось реформирование туристкой отрасли. Была создана Национальная компания «Узбектуризм», которая включила в себя более 150 хозяйствующих субъектов частности Республиканский совет по туризму и экскурсиям, Ташкентское, Самаркандское и Бухарское отделения Госкоминтура СССР и молодежной туристской организации БМТ "Спутник". Через год Кабинетом Министров Республики утвержден Устав этой организации. В дальнейшем выходили Постановления правительства, прямо и косвенно влияющие на национальный туризм. Эксперты, положительно оценили решение о формировании единого центра регулирования туризма. Во многих странах сектор туризма зачастую относится к другим ведомствам, например. министерству или госкомитету гражданской авиации, транспорта. внешней или внутренней торговли, внутренних дел, окружающей среды, сценических искусств, промышленности и промыслов. молодежи и спорта, культуры, труда, экономики и т.д. В этих случаях отмечается разновекторность и межведомственность, что в итоге снижает эффективность развития туристской сферы. Узбекский вариант национальной туристской администрации позволяет не только заниматься рекламно-информационной деятельностью, выдачей лицензии, статистикой и сбором экономической информации, конкретным управлением туризмом, но играть "сквозную" роль - пробивать проекты туристской направленности в других инстанциях - министерстве финансов, макроэкономики, госкомимуществе и др. Нельзя сказать, что это сразу изменило ситуацию в позитивную сторону. На 1 января 1993 года НК "Узбектуризм" вышла с дефицитом платежного баланса в 1,04 млрд. рублей, включая компенсацию за переданные объекты. Эксперты указывали, что причиной такого положения стали существовавшее долгое время ведомственная разобщенность, отсутствие единого контролирующего и координирующего органа в системе государственного управления. Началось создание национальной туристской модели Узбекистана с учетом позитивного опыта Турции, Израиля, методическик рекомендаций ВТО. Приоритетными направлениями стали: национальный внутренний туризм, Международный туризм на основе глобального проекта "Великий Шелковый путь", сфера услуг и торговли, подготовка кадров и создание новых рабочих мест, программа разгосударствления. Были разгосударствлены и приватизированы туристские объекты, многие из них сменили форму собственности и хозяйствования. Существенный сдвиг наметился и в номерном фонде: если за период 1991-95 гг. он в гостиницах возрос на 70 % и составил 9,8 тыс. мест, то к 1996 году снизился до 7,9 тыс. Это произошло из-за реконструкции номеров 1-й и 2-й категории и Перевода их в "высший" разряд. В 1996 году в структуру НК "Узбектуризм" входило 98 предприятий всех форм собственности, в том числе 24 государственных, 31 акционерное общество открытого типа (АООТ), 2 - закрытого типа (АОЗТ), 10 обществ с ограниченной ответственностью (000), 2 совместных предприятия (СП), 27 - коллективных предприятий (КП), 2 - арендных предприятия (АП). В этот период проявилась Эффективность хозяйственнофинансовой деятельности вышеуказанных организаций. Так, наиболее высокий удельный вес по предоставлению услуг сложился в АООТ и АОЗТ (свыше 44 % всех предоставленных услуг), а самый низкий в АП и 000 (всего 3°/о). Таким образоь, можно считать, что 1992 год явился Началом первого этапа экономических реформ в системе туризма, по существу заложившим основы новой экономики республики. Второй этап экономических преобразований в отрасли туризма охватывает 1993-1995 годы, когда разработана национальная модель развития туризма. Этот этап наряду с предпосылками экономического подъема туристского обслуживания, породил ряд проблем, связанных с разработкой новых туристских маршрутов, улучшением обслуживания, расширением материальнотехнической базы туризма, совершенствованием организационной структуры упаравления и другие, которые невозможно было решить в рамках только НК "Узбектуризм". Большую роль в этом сыграли Указ Президента "О мерах по активизации участия Республики Узбекистан в возрождении Великого шелкового пути и развитию международного туризма в республике" и Постановление Кабинета Министров "О мерах по созданию современной инфраструктуры международного туризма в Республике Узбекистан". С 1 июля 1995 года Министерством иностранных дел Республики Узбекистан была установлена единая туристская виза, которая действительна на территории всей страны, за исключением тех объектов, которые определены законодательством как закрытые. Другим шагом в направлении развития туризма в рамках второго зтапа стало yтверждение Кабинетом Министров национальной программы «Мерос» направленной на сохранение и приумножение историко-культурного наследия - памитников, аркитектурных сооружений,произведений искусства. В этот же период было разработано Положение о специальных открытых экономических зонах по международному туризмув Ташкенте, Самарканде, Бухаре и Хиве. Национальная компания "Узбектуризм" с целью установления прямых связей с туроператорами открыла представительство тех странах, с которыми Узбекистан имеет прямые воздушные сообщения. В Германии (Франкфурт-на-Майне), Великобритании (Лондон), США (Нью-Иорк), Объединенных Арабских Эмиратах (Шардж), России (Москва). Кстати западными экспертами, в частности международной группой "Мак-Налти", положительно оценена деятельность этих представительств и предлагается расширить их функции. В период тpemьeгo зтапа рефıормированııя тıуризма -с 1995 по 1997 годы - когда началась активная приватизация в этой сефере услуг. К началу 1996 года в этой сфере было разгосударствтлено около 90 % общего числа туристских объектов системы НК "Узбектуризм". С 1998 года узбекскııй туризм вступил в четıвертый этап экономическгıх реформ - этап возрождения, которое, по оценкам специалистов, приведет к увеличению экспортного потенциала, обеспечению стабильного притока валюты, туристов, частного капитала и инвестиции. Постановлением Кабинета Министров "О совершенствовании организации туристических организаций" была реорганизована Национальная компания "Узбектуризм" и создана Ассоциация частных туристских организаций Узбекистана. В республике началось формирование национального туризма на уровне мировых стандартов, реформирование инфраструктуры обслуживания, которая косвенно касается туризма, в частности, пограничной, таможенной, аэропортной служб, встречающих туристов из-за рубежа. Именно эти представления в мировоззрении туриста определяют облик и статус государства. С другой стороны, туризм не требует таких громадных финансовых влиианий и инвестиций, как промышленность, строительная индустрия или сельское хозяйство. Некоторые узбекские эксперты прогнозировали, что для реализации проектов по развитию туристской отрасли в период 1993-2000 годов было бы достаточно 0,5 млрд. долларов. Причем расходы на созцание новой инфраструктуры превышали доходы до 1999 года, затем ситуация должна была измениться и к 2002 году удалось бы расчитатся за кредиты, инвестиции и прямые капитаьные вложения. Однако в реальности не так все просто. Сегодня туризм (если брать только Национальную компанию "Узбектуризм") занимает около 0,4°,% ВВП страны. Это, естественно, мало, особенно учитывая то обетоятельство, что в некоторых странах этот показатель достигает 25% ВВП. С мая 1999 года начался пятый этап реформирования экономики туриэма. Указ Приздента Республики Узбекистан И.Каримова "О государственной программе развития туризма" не только создал политическую основу для укрепления позиции национального и международного туризма в стране, но и укрепил ее экономические основы. Этим документом туристским предприятиям предоставлялись дополнительные таможенные льготы. Более того, в дипломатических представительствах Узбекистана за рубежом вводилась должность советника по туризму. В августе парламент страны принял Закон РУз «О туризме», что создало правовую основу функционирования этой отрасли экономики. Исходя из этого. гтеред Национальной компанией стоит основная задача - дальнейшее развитие совершенствование туристского кпмплекса Узбекистана, его интегрирование в международııую туристскую cиcmeмy как высокоразвитой индустрии.. Для этого, конечно, нeoбxoдимо постоянно корректировать стратегию и тактику реформ в этой сфере экономики. По оценкам узбекских спецалистов, при благоприятном стечении обстоятельств можно ожидать притока туристов и посетителей в Узбекистан до 2-2,5 млн. человек в год. Для этого необходимо создать соответствующую материально-техническую базу, в первую очередь сеть отелей и кемпингов, гостиниц и турбаз, способных принять такой объем посетителей. По нашему мнению, 65% основного потока туристов, составляющих средний класс и ниже, могут размещаться в "трехзвездочных" гостиницах (так называемый туристский класс). Около 20-25% составляют туризм высшего класса, и эта часть туристов обычно занимает гостиницы в "четыре звезды". А "пять звезд" требуют посетители элитарного и бизнес туризма, составляющие 10-15°% общего потока. В настоящее время в Узбекистане иностранные туристы в основном располагаются в дорогостоящих Гостиницах ("четыре звезды") и это уменьшает интерес со стороны небогатых туристов. Все более актуальным становится строительство небольших отелей, на 80-100 человек. Причем, география размещения этих объектов не должна замыкаться только на исторически важных городах - Ташкенте, Бухаре, Самарканде и Хиве. В Узбекистане достаточно других не менее интересных точек для туризма,но маршруты через них пролегают изредка. Причина несоответствие туристской инфраструктуры в данной регионе, отсутствие соответствующего сервиса. Поэтому многие oбласти республики остаются за пределами туристской сферы. Важно также созцание индустрии развлечений для тyристов. Наиболее полному знакомству с Узбекистаном могут способствовать, например, театральные постановки на объектах туризма, которые зримо популяризируют историю pecпублики ее культуру и традиции. Кроме того, нужна система досуга. природные парки, ночные казино и бары, площадки для игры в гольф и т.н. Комфорт и сервис должен ощущаться во все время путешествия. В мировой практике удельный вес валютных поступлений от сферы услуг, торговли и развлечений составляет 45-50 % от валового дохода. Программа развития узбекского турпродукта включает задачи реконструкции, расширения и строительства международных терминалов в аэропортах, железнодорожных вокзалах и автобусных станциях, а также создание современной системы телекоммуникаций во всех принимающих туристских центрах республики. Экономическая политика должна стимулировать малые предприятия по развитию народных промыслов, кустарных и ремесленных мастерских, организацию выпуска традиционных национальных изделий и товаров повседневного туристского спроса. Меняется и система управления туризмом. Акционирование предприятий отрасли принципиально трансформировало структуру взаимоотношений с НК "Узбектуризм". Смена форм собственности показала, что рычаги прямого административного воздействия потеряли свою эффективность и значимость. Реальное регулирование хозяйственных процессов становится возможным только через долю пакета акций, находящегося в рапторяжении государства. Этот размер, по оценкам экспертов, должен составлять около 30 %. Date: 2015-10-19; view: 2160; Нарушение авторских прав |