Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когда все будто вылетело из головы





Что происходит, когда вы, выступая, вдруг забываете текст своей пре­зентации? Тони Алессандра обычно в таких случаях вопрошает аудиторик громким, комичным голосом: «Да, так на чем я остановился?» И кто-то иг слушателей обязательно подсказывает ему, на чем.

Многих талантливых ораторов сковывает страх оказаться в ситуации когда «все будто вылетело из головы», мешая им в полной мере проявит! себя. Такие ораторы выходят на сцену с бумажками, блокнотами, слайдамр в формате PowerPoint и прочими предметами, на которых расписаны все


основные моменты презентации — чтобы, не дай Бог, не сбиться или не сказать что-то не то. Конечно, такой подход позволяет перестраховаться от возможных неприятностей, однако вряд ли стоит полагаться на него на про­тяжении всей своей карьеры оратора. Когда вы чересчур ограждаете себя от каких-то неприятных моментов и проявляете излишнюю осторожность, вы тем самым сдерживаете свою естественную энергию, искусственно ре­гулируете течение презентации и снижаете эффект от потенциально дра­матичных жестов — в общем, делаете все то, что может отбить у слушателя охоту в будущем приходить на ваши выступления.

Если вы что-то подзабыли, можете попросить помощи у зала. Для этого я предлагаю несколько реплик, которые можно использовать в подобных случаях. Не забывайте, что произносить их следует оптимистичным, жиз­нерадостным тоном — это всегда подкупает слушателей:

» «Да, так на чем я остановился?»

■«Так, давайте посмотрим, до какой страницы я уже дошел»

■«Ну вот, вы меня сбили своей ремаркой!»

■«Итак, кто помнит, на чем я закончил?»

■«Я, помнится, начал развивать одну свою идею...» (в этом месте мягко

переведите взгляд на потолок, кто-то из слушателей обязательно под­скажет вам, на чем вы остановились).

КОГДА НЕТ ВАРИАНТОВ

Если у вас вдруг вылетели из головы ключевые имена и фамилии, но просить слушателей подсказать их неэтично, просто перейдите к следую­щему пункту — большинство из присутствующих в зале просто не заметят такой «нестыковки». Даже те, чьи имена и фамилии вы собирались упомя­нуть, но не упомянули, простят вам такую оплошность, если ваша презен­тация произведет на них впечатление.

■■■-■■■ ■■. ■ ■ :. ■ '


ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ; ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ И ПОДВОДНЫЕ КАМНИ

Структурой вашей презентации могут быть предусмотрены ответы на вопросы слушателей. Выделяя какое-то время на то, чтобы удовлетворить любопытство присутствующих в зале, вы тем самым предоставляете себе отличную возможность прояснить все моменты, которые по какой-либо при­чине не рассмотрели должным образом. Объявив о том, что вы готовы отве­чать на вопросы аудитории, скажите: «Первый вопрос, пожалуйста». Вы­слушивая вопросы присутствующих в зале, сохраняйте нейтральное выра­жение лица.

Если вопрос несет негативный оттенок, то перед тем, как отвечать на него, переформулируйте его так, чтобы он звучал более доброжелательно. Отвечая на заданный вопрос, как минимум первые полторы-две минуты смотрите непосредственно на человека, задавшего его. Не бойтесь прояв­лять твердость, иногда можно ответить коротко: «да» или «нет».

Если вопрос требует детального разъяснения, терпеливо поясните все от начала до конца. Если кто-то из слушателей спрашивает о том, о чем вы уже рассказывали во время презентации, все равно дайте исчерпывающий ответ: некоторые из присутствующих в зале, возможно, не до конца уловили смысл сказанного вами, и им тоже будет интересно выслушать ваше разъяс­нение. Если же кто-то задает вам вопрос, который уже был озвучен пару минут назад, просто скажите: «Я полагаю, мы уже рассмотрели этот воп­рос» и переходите к следующему.

Лучший способ ответить на длинный и пространный вопрос — это ухва­тить какой-нибудь из его аспектов и детально остановиться на нем. Время от времени вы можете сталкиваться с риторическими вопросами: слуша­тель высказывает реплику и с интересом ожидает вашей реакции на нее. Не попадайтесь на такую наживку, уточните у автора реплики: «В чем кон­кретно заключается ваш вопрос?»

Если вы видите, что вопросы слушателей в основном касаются какой-то одной темы, которую вам не хотелось бы подробно рассматривать, поста­райтесь уйти от нее: заинтересуйте присутствующих в зале какой-нибудь иной темой и предложите высказаться тем, кто еще не задавал вопросы.


На вопросы слушателей лучше всего отвечать ближе к завершению пре­зентации, но ни в коем случае не в самом конце, поскольку вопросы и ответы могут «смазать» эффект от ранее сказанного вами. Постройте свою пре­зентацию таким образом, чтобы после ответов на вопросы присутствующих в зале у вас еще осталось время на запоминающуюся завершающую часть. Кроме неправильного планирования структуры презентации, отвечая на вопросы слушателей, вы можете столкнуться еще с целым рядом подвод­ных камней. Наиболее распространены из них следующие:

■Оратор не повторяет заданный ему вопрос. Некоторые ораторы совер­шают ошибку, не повторяя адресованный им вопрос для тех слушате­лей, которые, возможно, не расслышали его. Повторять вопросы слу­шателей просто необходимо; вы можете даже слегка перефразировать заданный вам вопрос — с тем, чтобы его смысл был полностью понятен всем в зале.

■Оратор отвечает на вопрос слишком поспешно. Даже если вы можете сразу предоставить исчерпывающую информацию по заданному воп­росу, прежде чем отвечать на него, сделайте небольшую паузу — дабы у слушателей создалось впечатление, что вы собрались с мыслями пе­ред тем, какдать ответ. Если вы отвечаете на вопросы моментально, вас могут счесть эдаким хвастливым всезнайкой. Никто и не подумает уп­рекнуть вас за секундную паузу, от нее вы только выиграете.

■Когда оратор не уверен в своих знаниях, он начинает гадать. Аудитория всегда четко распознает нерешительные ответы. Если вы не знаете от­вета на тот или иной вопрос, лучше ничего не придумывать, а честно признаться в этом. Если же считаете, что вам все-таки стоит попытать­ся ответить, предварите свой ответ следующими словами:

 

—«По моим оценкам...»

—«Я не точно не уверен, но я полагаю, что...»

—«Я постараюсь дать как можно более точный ответ на этот воп­рос...»

—Любой ремаркой, смысл которой сводится к тому, что вы предоста­вите всю информацию, которой вы обладаете, но отнюдь не уверены в том, что это будет исчерпывающий ответ на поставленный вопрос.


* Ответ оратора слишком громоздкий. Длинные и пространные фразы
в ответ на четкий и конкретный вопрос «смазывают» впечатление от в
целом неплохой презентации. Конечно, случается, что для адекватно­
го ответа на заданный вопрос оратору приходится предоставить ин­
формацию вводного характера, однако подобные ситуации — боль­
шая редкость.

■ Оратор позволяет кому-то из слушателей взять инициативу в свои руки. Если аудитория, перед которой вы выступаете, довольно многочислен­на, вероятность того, что кто-то из присутствующих в зале будет прояв­лять слишком высокую активность, задавая вам новые и новые вопро­сы, довольно высока. В таких случаях я рекомендую отвечать не более чем на два вопроса одного слушателя. Выслушав третий вопрос, дип­ломатично заметьте: «Давайте все-таки предоставим и другим возмож­ность высказаться» или «Давайте, наверное, послушаем тех, кто еще не задавал вопросы».

* Отвечая на вопрос, оратор не смотрит на того, кто его задал. Когда вы
начинаете отвечать, обращайтесь непосредственно к слушателю, кото­
рый адресовал вам вопрос, через 10— 15 секунд можете перевести взгляд
на какой-либо сегмент аудитории. Но перед тем как отвечать на вопрос,
обязательно установите визуальный контакт с тем слушателем, кото­
рый его задал, — в противном случае присутствующие в зале могут
посчитать, что вы просто не уважаете этого человека.

»• Оратор ввязывается в бессмысленные препирательства со слуша­телем, задавшим вопрос. Это уже не подводный камень, а полновес­ная мина! Когда ответ на вопрос плавно переходит в диалог межпу оратором и тем, кто его задал, последствия для оратора могут быть весьма плачевными, а именно: 1) аудитории быстро надоест слу­шать вашу перепалку; 2) присутствующие в зале разочаруются в вас; 3) слушатель, задавший вам вопрос, войдет в азарт; 4) у вас не останется времени на то, чтобы ответить на вопросы всех желаю­щих. Если вы видите, что ваш ответ грозит перерасти в двусторон­нюю дискуссию, мягко предложите своему оппоненту продолжить обсуждение поднятого им вопроса после презентации (или во время перерыва).


■ Пространные рассуждения задающего вопрос слушателя. Такие слу­
шатели зачастую преследуют одну-единственную цель — насладить­
ся звучанием своего голоса, ответ оратора их, в общем-то, мало интере­
сует. Оратору в таком случае необходимо собраться с духом и дослу­
шать вопрос до конца.

Если же разглагольствования такого субъекта слишком затянулись, надо как можно вежливее прервать говорящего: «Учитывая то, что мы несколько ограничены по времени, я вынужден перебить вас и дать на ваш вопрос следующий ответ...» Этим вы завоюете дополнительные симпатии у остальных слушателей, которые, вероятно, уже начали опа­саться, что болтун не уймется до конца презентации.

■ Оратор дает ответ на вопрос, смысл которого он до конца не понял. Это
обычно происходит тогда, когда оратор толком не расслышал вопрос,
когда он не дал слушателю закончить мысль, или когда тот, кто задавал
вопрос, не сумел внятно объяснить, что конкретно его интересует. Что­
бы прояснить для себя суть вопроса, вы можете переспросить: «Если я
правильно понял ваш вопрос...» В этот момент тот, кто задал вопрос,
либо поправит вас, либо кивнет головой в знак согласия. Вы также мо­
жете попросить его перефразировать свой вопрос.

Лаконичный, но не совсем соответствующий заданному вопросу от­вет, по крайней мере, позволит вам сэкономить время. Если после этого задававший вопрос постарается прояснить для вас его смысл, вы смо­жете удовлетворить любопытство слушателя.

■ Отвечать ли на вопросы гипотетического характера? Это уже — на
усмотрение оратора. Некоторые слушатели любят задавать вопросы о
том, что не произошло, но могло произойти, или о том, что вряд ли ког­
да-либо произойдет. Поэтому ответ на такой вопрос — всегда чистая
гипотеза. Если у вас есть желание пофантазировать, предварите свой
ответ словами: «В случае, если...» Если же вы не считаете нужным
отвечать на вопрос гипотетического характера, так и скажите:

—«Я бы предпочел не строить гипотез».

—«Давайте адресуем этот вопрос тем, кто занимается составлением прогнозов».


— «Это интересный вопрос, но, к сожалению, у нас остается не так много времени, поэтому давайте рассмотрим его в другой раз».

■ Оратор демонстрирует недовольство вопросам или тем, кто его задал. Такое иногда случается с теми ораторами, у которых довольно плотный график выступлений. Кто-то из слушателей может задать провокаци­онный, искажающий суть изложенного вами или просто неуместный вопрос. В таких случаях оратору необходимо сохранять спокойствие и постараться дать максимально приемлемый ответ, демонстрируя пони­мание ситуации.


Почему ораторам иногда не удается проявить себя

С

уществует множество предпосылок для успешного выступления перед публикой, но и для неудачного выступления предпосылок хватает (см. предыдущие главы). Поэтому я хотел бы остано­виться подробнее на наиболее распространенных ошибках, которые допускают ораторы (профессиональные ораторы — не исключение), каж­дая из которых (подчеркиваю — каждая!) тем или иным образом связана с недостаточной подготовкой.

Date: 2015-10-19; view: 269; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию