Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Периодизация ораториального творчества Генделя





Нет никаких оснований резко противопоставлять оперное и ораториальное творчество Генделя или проводить между ними непроходимую временную и эстетическую границу. В течение очень долгого времени, практически до 1738 года, обе жанровые сферы развивались композитором одновременно и параллельно.

Так, в ранние годы Гендель поставил в Гамбурге не только свои первые оперы "Альмира" и "Нерон", но и "Страсти по Иоанну". В бытность в Италии в 1706–1710 годах он, помимо опер, написал также около 100 светских кантат и оратории "Триумф времени и правды" и "Воскресение". А деля свое время между Лондоном и Ганновером в 1711-1717 годах, Гендель, опять-таки наряду с операми, создал такие шедевры, как "Оду королеве Анне", "Утрехтский Te Deum", ораторию "Эсфирь" и цикл Чендосских антемов [12].

Отдельного внимания заслуживает хронология творчества Генделя после 1737 года, когда оратории действительно стали преобладать [13]:

 

 

Годы Оратории, оды, кантаты Театральная музыка
Триумф времени и правды (на итал. языке, 2-я редакция); Траурный гимн памяти королевы Каролины оперы "Береника", "Ксеркс", "Фарамонд"
"Саул" "Именео" (одноактная опера)
"Израиль в Египте"; Ода святой Цецилии  
L'Allegro, il Penseroso ed il Moderato (на итал. языке) "Деидамия" (опера)
"Мессия"  
"Самсон"  
"Деттингенский Te Deum"; "Семела"; "Иосиф и его братья"  
"Геракл"; "Валтасар"  
  Музыка к маске Дж.Мильтона “Комус” [14] (вошла в “Ораторию на случай”)
"Оратория на случай"; "Иуда Маккавей"  
"Иешуа"; "Александр Бал"  
"Сусанна"; "Соломон"  
"Теодора"; "Выбор Геркулеса" Музыка к драме Т.Смоллета “Альцеста”
"Иеффай"  
Триумф времени и правды (последний вариант; на англ. языке)  

 



 

Как видно из таблицы, в творчестве Генделя театральные жанры продолжали присутствовать даже после явного перехода пальмы первенства к ораториям. В ораториях нередко использовался музыкальный материал ранее сочиненных опер (например, в "Мессии" есть фрагменты из "Именео"), а жанр некоторых сочинений либо менялся в зависимости от ситуации, либо вбирал в себя сразу многие признаки. Так, итальянская оратория “Триумф времени и правды” (две версии, Рим 1707 и Лондон 1737) в третьей переработке (1757) стала английской маской, исполненной в театре Ковент-Гарден. К сюжету о трагической любви Ациса и Галатеи композитор также обращался трижды. В первом случае (Рим, 1708) это театральная серенада – то есть фактически опера, во втором варианте (1718, замок Кэннонс, резиденция герцога Чендоса, с новой музыкой) – английская маска, в третьем (Лондон, 1732) – также “серенада”, но уже английская. По традиции это произведение причисляют к ораториям, хотя и жанр серенады, и жанр маски подразумевали сценическое воплощение. "Семела" по драме У.Конгрива также представляет собой скорее английскую оперу, нежели обычную генделевскую ораторию: это вновь трагическая история о любви и ревности, а не хоровая фреска.

Библейская или мифологическая тематика обычно предстает у Генделя в опосредованном театральном преломлении, основываясь не только на сакральном первоисточнике, но и на его драматических переработках. На то были свои причины как формального, так и эстетического свойства. Во-первых, использование исключительно сакрального текста Писания было возможно лишь в преимущественно хоровых ораториях без ярко очерченных протагонистов, исполняющих арии и вступающих между собой в диалоги (в Ветхом Завете, в отличие от Евангелий, диалогов почти нет). Во-вторых, традиция адаптации библейских сюжетов к сценической практике XVII – первой половины XVIII веков уже сложилась, и композитор мог опираться на прецеденты в драматическом театре (поздние пьесы Жана Расина "Эсфирь" и "Аталия", написанные для пансиона благородных девиц; трагедия Джона Мильтона "Самсон-борец") и даже на оперной сцене (оперы на библейские сюжеты ставились в Гамбургском театре; в Париже в 1732 году состоялась премьера духовной оперы Мишеля де Монтеклера "Иеффай"). Правда, церковные власти во всех странах смотрели на сценическое воплощение таких сюжетов довольно враждебно, и даже использование непосредственно библейских текстов в ораториях, исполнявшихся в театральном зале, иногда встречалось в штыки.

Светских ораторий на античные мифологические или аллегорические сюжеты у Генделя несколько меньше. Любопытно, что в этих ораториях явное предпочтение также отдается самым мощным и сильным героям: Юпитеру (Зевсу) и его сыну Геркулесу (Гераклу). О них повествуется в ораториях “Семела” [15], “Геркулес” [16], “Выбор Геракла” [17], пастиччо “Юпитер в Аргосе”.



Особняком стоят свободные от театральных ассоциаций, морально-философские оратории: “Триумф времени и правды” и “L’ allegro, il pensieroso ed il moderato” (1740) [18]. Нынешнему слушателю они, вероятно, наименее доступны в образно-эмоциональном отношении, поскольку содержащаяся в них символико-аллегорическая система текстовых и музыкальных аллюзий требует особой расшифровки.

 








Date: 2015-10-19; view: 1319; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию