Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Гендель и кантатно-ораториальные жанры его эпохи





Чтобы понять, чем была оратория во времена Генделя, нужно хотя бы эскизно представлять себе всю существовавшую тогда систему церковных и духовных жанров. Важно также различать собственно церковные жанры, предназначенные для литургического использования в храме и написанные на канонические или традиционные тексты – и духовные жанры, в которых используются религиозные сюжеты, образы и даже тексты, но которые не исполнялись в храме и не включались в литургию. Кроме того, крупные вокально-инструментальные жанры могли иметь и чисто светское содержание.

 

ЦЕРКОВНЫЕ ЖАНРЫ:

Месса и Реквием (заупокойная месса, Missa pro defunctis)

Обработки различных текстов Proprium, в том числе Magnificat и Te Deum

Stabat Mater [1]

Пассион (страсти) и Summa passionis – "Семь слов Спасителя на кресте" [2]

Псалм

Мотет

Ламентации (плачи пророка Иеремии) [3]

Духовный концерт – в протестантской и православной службе [4]

Духовная кантата [5]

Немецкая протестантская оратория (если таковая звучала во время богослужения).

 

НЕЛИТУРГИЧЕСКИЕ ДУХОВНЫЕ ЖАНРЫ:

Оратория и кантата на библейский, евангельский или христианский агиографический сюжет со свободно сочиненным текстом на латинском или другом языке.

Священная драма (dramma sacro) – особый вид неаполитанской оперы на агиографические сюжеты с вкраплениями комических сцен слуг. Такие драмы исполнялись в городских консерваториях и духовных учреждениях, но не в театре [6]. Родственна “школьной драме” иезуитских учебных заведений.

Духовное вильянсико – специфический испанский жанр, род небольшой кантаты с элементами театрализации.

Английский антем [7].

 

СВЕТСКИЕ ЖАНРЫ:

Оратория на светский сюжет или текст (который мог быть и философским, и морально-назидательным)

Кантата: итальянская, французская, немецкая

Ода (жанр, промежуточный между ораторией и кантатой; по содержанию ода бывает торжественной или траурной, ее особый английский вид – цецилианская, в честь в честь святой Цецилии, покровительницы музыки и музыкантов) [8].



 

Хотя в теории музыкальной композиции вплоть до начала XIX века продолжали разграничивать церковный, театральный и камерный стили, на практике они нередко смешивались, причем театральный доминировал и проникал повсюду. Оперные формы (увертюра, ария, дуэт, речитатив), драматизация образов, живописная изобразительность и виртуозное сольное пение проникли даже в мессу, пассион и реквием. У протестантов театрализация церковной музыки была связана не столько с ее обмирщением, сколько с ориентацией на проповедническую эмоциональную яркость и доходчивость.

Оратории духовного содержания, но написанные не на литургический текст иногда исполнялись в театре с костюмами и декорациями (но, конечно, без сценического действия). Если же до костюмов дело не доходило, то театр все равно оставался главным местом, где звучали оратории, ибо во время постов и дней памяти особ из царствующего дома драматические представления были запрещены, а на концерты стекалась многочисленная публика. В великий пост перед Пасхой нередко давались “страстные оратории” или sepolcri на сюжеты о страданиях и смерти Христа, написанные на свободно сочиненные тексты (итальянский текст П.Метастазио использовали, например, А.Кальдара, позднее – А.Сальери, различные немецкие тексты – К.Г.Граун, Й.Гайдн, позднее – Бетховен). Очень близка к этому и ранняя (1716) оратория Генделя “Страсти по Брокесу” [9] .

Чисто светские кантатно-ораториальные жанры вплотную примыкали к опере, особенно в таких ее разновидностях, как серенада, театральное празднество или английская маска (до сих пор идут споры о жанре “Ациса и Галатеи” и “Семелы” Генделя). Напомним, что Бах называл свои светские кантаты BWV 201 и 213 “dramma per musica”. Сольная итальянская кантата, если она сопровождалась оркестром и включала большое количество частей, трактовалась как маленькая моноопера, где героиня проживала целую судьбу (Гендель – кантаты “Лукреция”, “Покинутая Армида”, Телеман – “Ино”).

Несколько особняком стоял Te Deum (“Тебя, Бога, хвалим”) – вид хорового мотета, очень популярный в XVIII веке. Хотя Te Deum писался на традиционный латинский текст для особо торжественного богослужения (важнейшие поводы: коронации, военные победы, заключение мирных договоров, исцеление монархов от болезни), в силу своей “государственной” специфики он фактически был жанром полусветским, включавшим в себя элементы не только театральной, но и батальной музыки (трубы и литавры, маршевые ритмы). Нередко подразумевалась проекция образа Бога на образ Царя, что сказывалось в некоторых текстовых вольностях и музыкальных аллюзиях. Например, во Франции времен Людовика XIV (до 1715 года) Te Deum был обращен равно к Богу и к Королю, господину и отцу своих подданных, благо текст давал к этому много поводов. В Германии эпохи Фридриха II (правил в1740-1786) таким господином был король – полководец, философ и музыкант (см. чрезвычайно пышный Te Deum К.Г.Грауна [10]).



Два крупных генделевских Te Deum – Утрехтский (1712) и Деттингенский (1743) – посвящены соответственно завершению войны за испанское наследство, в которую была вовлечена и Англия, и победе английских и союзных австрийских войск над французами. У Генделя есть еще два более лаконичных и менее известных сочинения на этот текст (1714 и 1718).

Стилистика многих церковных и духовных жанров (прежде всего антема, Te Deum, мотета, немецкого пассиона) проникала внутрь ораториального стиля Генделя, однако еще более сильным оказывалось влияние сугубо светских жанров – оперы, оды, итальянской кантаты.

 








Date: 2015-10-19; view: 1024; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию