Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






М. Лютер





Мартин Лютер (Luther, 1483-1546) – немецкий теолог и общественный деятель эпохи Реформации, основатель протестантизма. Он получил степень магистра свободных искусств и намеревался изучать юриспруденцию, однако пережил острый духовный кризис и, поступив в монастырь, постригся в монахи, принял духовный сан. Затем Лютер получил степень доктора богословия и стал профессором библеистики Виттенбергского университета. Уже в монастыре Лютер испытывал гнетущее чувство собственной греховности и неизбежности небесной кары, которое не могли смягчить ни молитва, ни суровый аскетизм. Постепенно у него вызревает концепция «оправдания только верой» (justificatio sola fide) в заступничество Христа, без малейшей заслуги человека. Эта концепция стала догматическим фундаментом протестантизма. Лютер утверждает, что божественная справедливость выражается не в наказании и воздаянии, но в высшей милости, которая никак не зависит от поведения человека, но даруется по абсолютной суверенной воле Господа и проявляется в личной вере в искупительную жертву Иисуса Христа. Такая вера проявляется в абсолютном доверии к Спасителю, состоянии полного смирения и сокрушения сердца человека, осознающего свое полное ничтожество и неискоренимую греховность.

Вопрос о свободе воли – важнейший для Лютера; он разрабатывался им постоянно, начиная с трудов 1517 г. В трактате «О рабстве воли» (De servo arbitrio, 1525) Лютер полемизирует с позицией Эразма Роттердамского, ученого-гуманиста, богослова и писателя, выраженной им в сочинении «Диатриба, или Рассуждение о свободе воли». Лютер отмежевывался, с одной стороны, от католической доктрины, с другой – от идеологии ренессансного гуманизма. По мнению Эразма, отрицание свободы воли человека делает его неодушевленным существом, не способным отвечать за свои поступки, а Бога – деспотом, не достойным ни почитания, ни любви. Лютер считал себя последователем Августина, но его позиция намного радикальнее. Лютер стремился найти опору в ветхозаветной традиции и в посланиях ап. Павла. Лютер придавал исключительное значение первородному греху, вследствие которого человек лишился способности к самоизменению. Согласно Лютеру, признав абсолютную свободу Бога, необходимо признать и с необходимостью вытекающее из этого абсолютное рабство человеческой воли. Человеческая воля находится посередине между Богом и сатаной; сама по себе она не может обратиться к добру. Эразм утверждал, что Бог не мог повелеть людям того, что им не по силам; иначе его пришлось бы признать злобным насмешником, и поэтому, «все, что предписано, возможно». Лютер же возражал, что императивы Писания предписаны Богом лишь для самоиспытания человека, сокрушения его самонадеянности и гордыни. «Дела Закона» непременно должны исполняться, но только для осознания нашей слабости, поврежденности грехом и обретения мобилизующей веры в благодать.

Критический пафос Лютера был направлен против утилитарно-расчетливой сотериологии католицизма. Лютер призывает к очищению человеческой воли от всякой заботы о небесных наказаниях и наградах, к тому, чтобы все заслуги человек приписывал Богу. В то же время Лютер заложил основы критики ренессансного титанизма, т.е. обожествления человека как творца и созидателя. В этом можно видеть позитивные моменты учения Лютера. Но нельзя не отметить, что, отмежевываясь от пелагианства, Лютер впадает в иную крайность, отрицая значение человеческих усилий в деле спасения и синергию Божественной и человеческой воль.

Работа Лютера «О рабстве воли» оказала значительное воздействие на раннепротестантскую проповедь. Тема рабства воли получила развитие в работах последователей Лютера. Его ближайший соратник Ф. Меланхтон утверждал полное бессилие человеческой воли; он повторял формулу оправдания верой, в которой не берется в расчет любовь и всякая иная добродетель и заслуга. У Ж. Кальвина тезис о рабстве воли утрирован в доктрине о предопределении: каждый человек от начала мира предопределен либо к спасению, либо к вечной гибели. В протестантской неоортодоксии К. Барта также ощутимо влияние воззрения Лютера на свободу.

Date: 2015-10-19; view: 278; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию