Лизинг в Великобритании
Первая в мире зарегистрированная лизинговая компания — Birmingham Wagon Company была основана 20 марта 1855 года в Бирмингеме (Англия). Эта компания давала в лизинг на срок в 5–8 лет железнодорожные вагоны для перевозки угля и различных минеральных ресурсов.
В 1861 году появилась другая, аналогичная по профилю деятельности компания - North Central Wagon and Finance Company, передававшая в HP вагоны железнодорожным компаниям, каменноугольным копям и каменоломням. В тот год прибыль лизингодателя составила 637 фунтов, а в 1865 году общая стоимость вагонов, переданных пользователям на условиях аренды-продажи, составила 105 тыс. фунтов. В конце XIX века North Central Wagon and Finance Company насчитывал в обороте на условиях HP около 25 тыс. вагонов.
Виды лизинговых продуктов
В начале ХХ века лизинговый бизнес в Великобритании все в большей степени специализировался на определенных типах оборудования, например машин для производства различных видов обуви, телефонного оборудования.
Первопроходцем современного лизингового бизнеса в Великобритании стала компания Mercantile Leasing Company, которая была учреждена 8 июня 1960 года.
В лизинговой индустрии Великобритании используются три вида лизинговых продуктов: финансовый лизинг; соглашения по аренде товаров с опционом покупки; оперативный лизинг.
Контракт "а leasing" представляет собой контракт между лизингодателем и лизингополучателем для сдачи внаем особого актива. Лизингодатель удерживает за собой право собственности на актив, но передает право использования актива лизингополучателю на согласованный период времени за определенные арендные платежи.
Контракт "а hire purchase contract"предназначен для сдачи внаем актива, который содержит в себе положение, предоставляющее нанимателю опцион (т. е. право) приобрести правовой титл на актив после исполнения определенных условий в контракте. В контракте может содержаться условие внесения точно определенного платежа в конце аренды.
И тот, и другой контракт регулируются Бухгалтерским стандартом SSAP 21. Общее между лизингом и арендой-продажей - оба продукта отделяют пользование от собственности. Основное различие договора аренды-продажи и лизинга заключается в том, что пользователь по договору лизинга не имеет права покупки используемого им оборудования (т. е. в английский договор лизинга не может быть включено условие, которое стало обязательным элементом в договоре лизинга, заключенном на континенте). Аренда-продажа - это продукт, облегчающий компании приобретение актива.
Таким образом, финансовый лизинг в британском определении представляет более узкое понятие, чем соответствующие определения во многих других странах. При финансовом лизинге клиент обязуется полностью оплатить капитальную и финансируемую стоимость (т. е. и проценты) и имеет обычно право получить титул - выгоды от какой-либо остаточной стоимости в конце лизингового периода, но не может стать собственником актива.
Лизинг - это метод получения 100% финансирования оборудования, тогда как в контракте аренды-продажи такого же оборудования может быть предусмотрен депозит на сумму 10% и более от стоимости имущества.
Как видно, ближе к российскому пониманию лизингового договора относится британский контракт аренды-продажи.
Бухгалтерский стандарт SSAP 21 "Бухгалтерский учет и отчетность арендных соглашений" предписывает, как следует трактовать все вопросы, связанные с бухгалтерской стороной аренды. В нем проводится различие между двумя видами таких операций.
Под финансовым лизингом понимается сделка, при которой "в основном все риски и вознаграждения от владения и пользования арендованным средством переходят на арендатора".
Финансовая аренда должна учитываться арендатором и как актив, и как пассив для выплаты арендных платежей в будущем. Этот актив подлежит амортизации. Денежные платежи для покрытия арендного обязательства распределяются на весь период действия арендного соглашения.
Налоговые правила
С лизинговых компаний в Великобритании взимаются такие основные налоги, как:
Исторически в Великобритании правовой собственник завода и машины, передаваемых в лизинг (лизингодатель), имел право на налоговые скидки, квалифицируемые как капитальные расходы, то есть расходы на приобретение основного капитала. Действительно, стимулом для активного развития лизинга служили налоговые льготы. Так, в 1970-е - начале 1980-х годов компании имели право вычитать 100% инвестиций из налогооблагаемой прибыли в году, в котором они производились, правда, только в конце отчетного года. Сначала использовался общий для всех норматив 100-процентной скидки, потом он был заменен сначала на 75-процентный, а затем на 50-процентный норматив и, в конце концов, сведен до 0%. Однако в последнее время в основном использовалась "долгосрочно фондируемая аренда", при которой лизингодатель облагался налогами только на финансовый элемент лизинговых платежей, но при этом не получал права на налоговые скидки на капитал в течение срока аренды. Здесь следует иметь в виду, что платежи лизингополучателя состоят из двух элементов:
Лизингополучатель имел право на налоговые скидки на капитал, как если бы все капитальные расходы были понесены вначале - часто в эквиваленте стоимости актива, а также имел право на вычет финансового элемента при подсчете налогооблагаемой прибыли за весь период действия соглашения. Причем при прямом лизинге право на налоговые скидки имел лизингодатель, а при лизинге с правом покупки объекта право на налоговые скидки предоставлялось лизингополучателю. Как часть реформы Корпоративного налога предусматривались фундаментальные изменения в части налогообложения лизинга, включая установление фиксированного уровня налоговых скидок в системе британской амортизационной политики. Таким образом, налоговые скидки, как инструмент налогообложения остаются в новой системе налогообложения заводов и машин. Date: 2015-10-19; view: 461; Нарушение авторских прав |