Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания для самостоятельной работы. К субъективным признакам состава преступления относятся субъект и субъективная сторона





 

К субъективным признакам состава преступления относятся субъект и субъективная сторона.

При изучении вопроса о субъекте преступления следует учитывать, что он является одним из элементов состава преступления. Согласно ст. 18 УК Украины лицо может нести уголовную ответственность за совершенное им преступление, если оно: 1) является физическим лицом, т. е. человеком; 2) является вменяемым; 3) достигло возраста, с которого может наступать уголовная ответственность. Это основные законодательно установленные признаки субъекта преступления, которые студенту предстоит детально изучить на основе норм УК и рекомендуемой литературы.

В рамках данного вопроса студенту предстоит также изучить понятие специального субъекта преступления, признаки которого указаны в ряде статей Особенной части УК и являются обязательными в конструкции данного состава преступления. Например, специальные субъекты предусмотрены для служебных и воинских преступлений (ст. 364–370, 401–435 УК).

Приступая к изучению субъективной стороны состава преступления, следует уяснить, что ее содержанием является психическое отношение лица к совершаемому общественно опасному деянию и его общественно опасным последствиям. Она характеризуется тремя признаками: виной, мотивом и целью.

Центральное место в характеристике субъективной стороны преступления занимает категория вины. Согласно ч. 2 ст. 2 УК Украины лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в установленном порядке и установлена обвинительным приговором суда. Объективное вменение, т. е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

Статья 23 УК дает определение вины и указывает на ее формы – умысел и неосторожность, а последующие объемные ст. 24–25 УК посвящены определениям понятия умысла и его видам (прямой и косвенный) и понятия неосторожности и ее видам (преступной самоуверенности и преступной небрежности).

Студенту предстоит освоить данные вопросы с помощью рекомендуемой литературы и научиться выделять субъективную сторону в любом составе преступления, определять формы вины, виды умысла и неосторожности, т. к. ответы на эти вопросы имеют решающее значение для квалификации преступления и определения меры ответственности виновного.

Немаловажное значение при изучении данной темы имеют вопросы уголовной ответственности за преступления, совершенные с двумя формами вины, так называемая двойная (смешанная) форма вины. Смешанная форма вины характеризуется разным психическим отношением (в форме умысла и неосторожности) лица к деянию и общественно опасным последствиям этого деяния.

Субъективная сторона включает также материал о факультативных признаках субъективной стороны преступления – мотиве и цели преступления. Студенту необходимо уяснить содержание каждого из названных понятий и научиться распознавать значение мотива, цели преступления в конструкции любого состава преступления.

ЗАДАЧИ

 

31. 14 сентября 2014 в 22 час. 30 мин. Валиев соверщил убийство из хулиганских побуждений. Следствием было установлено, что Валиев родился 14 сентября 2000 г. в 18 час. 15 мин.

Подлежит ли Валиев уголовной ответственности за совершенное убийство? С какого возраста наступает уголовная ответственность? Когда лицо считается достигшим возраста уголовной ответственности? Как устанавливается возраст лица при отсутствии документальных данных?

32. В пятнадцатилетнем возрасте Осаулов вступил в преступную организацию и в ее составе участвовал в нескольких нападениях на инкассаторов, во время которых двое из них были убиты и похищены денег на сумму, составляющую особо крупный размер. Осаулов был осужден по ч. 1 ст. 255 УК.

Может ли Осаулов быть субъектом этого преступления?

 

33. Ганин был обвинен в убийстве соседки по квартире. На досудебном следствии Ганин не отрицал факт убийства, но заявил, что не может отвечать за свои действия, поскольку болен хронической душевной болезнью – эпилепсией. Судебно-психиатрической экспертизой было установлено, что Ганин действительно страдает эпилепсией, однако во время совершения убийства не пребывал в состоянии эпилептического припадка.

Можно ли признать Ганина невменяемым?

 

34. Волошин, злоупотребляющий спиртными напитками, в очередной раз явился домой пьяным. Как всегда он начал обижать жену, ударил ее по голове. Из-за систематических издевательств мужа у Волошиной возникло состояние сильного душевного волнения, и она ударила его в грудь ножом, которым в этот момент чистила огурец. Нож попал в сердце, муж умер. Волошина была осуждена за умышленное убийство, совершенное в состоянии сильного душевного волнения. Адвокат обжаловал приговор, считая, что преступление совершено в состоянии невменяемости.


Подлежит ли жалоба удовлетворению?

 

35. Гершензон в состоянии сильного душевного волнения, вызванного тяжким оскорблением со стороны Романова, убил его. В связи с этим он сам заболел психической болезнью, лишившей его возможности осознавать свои действия. После выздоровления Гершензон был привлечен к уголовной ответственности: через 6 лет со дня совершения преступления суд вынес приговор, которым осудил его к 1 году лишения свободы. Адвокат обжаловал приговор в связи с нарушением требований уголовного закона, требуя освобождения Гершензона от уголовной ответственности.

Как следует решить дело?

 

36. На Рябошапку, возвращавшегося вечером из гостей, двое несовершеннолетних совершили разбойное нападение. Одного из них Рябошапка убил, другого тяжело ранил. Он был осужден за убийство при превышении пределов необходимой обороны к лишению свободы на максимальный срок, предусмотренный санкцией закона. Такой размер наказания суд обосновал тем, что Рябошапка совершил преступление в состоянии опьянения, т. е. при отягчающих обстоятельствах.

Обоснован ли приговор суда?

 

37. Долганов огородил грядку с луком оголенным проводом и подключил его к электросети напряжением 220 вольт. Подросток Сергеев подошел к проводу, притронулся к нему рукой и был смертельно травмирован электротоком. Долганов работал механиком на электростанции.

Подлежит ли Долганов уголовной ответственности? Если подлежит, то как квалифицировать его действия? Ответ обоснуйте.

 

38. Атрощенко задумал убить свою тещу. Для этого он отравил конфеты, лежавшие у нее в комнате. Однако конфеты съела жена Атрощенко, которая зашла в комнату своей матери в поисках нужной ей книги. В результате она умерла.

Дайте анализ субъективной стороны преступления. Определите форму вины.

 

39. Спортсмен Духов во время управления спортивным катером увидел двух девушек, которые катались на лодке. С целью привлечь их внимание и продемонстрировать свое мастерство, он на большой скорости направил катер в сторону лодки. Когда до лодки оставалось около 10 м, он попытался обогнать ее, но на вираже произошло столкновение. От сильного удара девушек выбросило из лодки и они попали под винт катера. Духову удалось достать девушек из воды, но в результате столкновения они получили тяжкие телесные повреждения.

Дайте анализ субъективной стороны деяния, которое совершил Духов.

 

40. Предприниматель Туманов, который имел пятилетний стаж водителя, спеша на деловую встречу, на открытом участке шоссе превысил скорость, и когда на дорогу неожиданно выбежала 10-летняя девочка, не успел затормозить и сбил ее. В результате удара ребенок получил средней тяжести телесные повреждения.

Определите субъективную сторону совершенного Тумановым деяния. Каким в целом является совершенное им преступление: умышленным или неосторожным?

 


Тема 5: УЧЕНИЕ О НАКАЗАНИИ

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

1. Понятие и признаки уголовного наказания. Сущность и цели наказания.

2. Система наказаний, ее значение для успешного осуществления борьбы с преступностью.

3. Виды наказаний. Основные и дополнительные наказания.

4. Характеристика отдельных видов наказаний по действующему УК Украины.

5. Принципы и общие начала назначения наказания.

 

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

И ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА УКРАИНЫ:

 

Конституція України (Основний закон): прийнята на п'ятій сес. Верхов. Ради України 28 черв. 1996 р. // Відом. Верхов. Ради України. 1996. – № 30. – ст. 141 (з наст. змін. та доповн.).

Кодекс України про адміністративні правопорушення: закон УРСР від 07.12.1984 р. № 8073–X // Відом. Верх. Ради УРСР від 18.12.1984–1984 р.– № 51– Ст. 1122 (з наст. змін. та доповн.).

Кримінальний кодекс України: закон України від 05.04.2001 р. № 2341-III// Голос України від 19.06.2001. – № 107 (з наст. змін. та доповн.).

Кримінально-виконавчий кодекс України: закон України від 11.07.2003 р. № 1129-IV// Відом. Верхов. Ради України. 2004. № 3-4. Ст. 21 (з наст. змін. та доповн.).

Про практику призначення судами кримінального покарання: постанова Верховного Суду України від 24.10.2003 р. № 7 // Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/v0007700-03 (з наст. змін. та доповн.).

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Караман О. Л. Філософські аспекти проблеми покарання [Електронний ресурс] / О. Л. Караман // Вісник Луганського національного університету імені Тараса Шевченка. Педагогічні науки. – 2014. – № 5(1). – С. 39-49. – Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/vlup_2014_5(1)__7.pdf.

Леонов Б. Покарання як засіб запобігання злочинності [Електронний ресурс] / Б. Леонов // Вісник Національної академії прокуратури України. – 2015. – № 2. – С. 66-70. – Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/Vnapu_2015_2_11.pdf.

Мина В. В. Мета покарання крізь призму наукових теорій [Електронний ресурс] / В. В. Мина //Наукові записки Інституту законодавства Верховної Ради України. – 2014. – № 2. – С. 20-26. – Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/Nzizvru_2014_2_7.pdf.

Самбор М. А. Виправні роботи як адміністративне стягнення та кримінальне покарання [Електронний ресурс] / М. А. Самбор // Юридична наука. – 2014. – № 4. – С. 80-89. – Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/jnn_2014_4_10.pdf.

Ющик О. І. Зміст покарання [Електронний ресурс] / О. І. Ющик // Науковий вісник Ужгородського національного університету. Сер.: Право. – 2014. – Вип. 26. – С. 238-242. – Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/nvuzhpr_2014_26_63.pdf.

 







Date: 2015-10-19; view: 458; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию