Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнительные упражнения для языка





11. «Часики» — приоткрыть рот, высунуть язык и двигать им влево-вправо от одно­
го угла рта до другого. Повторить движения 5-6 раз в каждую сторону.

12. «Качели» — широко открыть рот, высунуть язык и двигать им вверх-вниз. Ниж­
няя челюсть не двигается, зубы не прикусывают язык. Повторить движения 5-6 раз
в каждую сторону.

13. «Шоколадка» — приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и
против часовой стрелки. Повторить по 2-3 раза в каждую сторону.

14. «Конфетка» — упереться кончиком языка в щеку (губы сомкнуты, а зубы раз­
двинуты) — «спрятали конфетку за щеку», нажать несильно пальцем на щеку и язык
(язык сопротивляется нажатию) — «конфетка твердая!» Повторить по 2-4 раза с левой
и правой щекой.


 

Пальчиковая гимнастика

1. «Пальчики здороваются» — кончиком большого пальца правой руки касаться кончи­
ков всех остальных пальцев поочередно. То же делать пальцами левой руки и обеих рук сразу.

2. «Руки здороваются» — пальцы правой руки «здороваются» с пальцами левой.

3. «В кулачок 1» — поочередно сгибать пальцы руки, начиная с большого, и собирать
их в кулак. Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

4. «В кулачок 2» — поочередно собирать пальцы в кулак, начиная с мизинца. Делать
это правой, левой рукой и обеими руками.

5. «Из кулачка 1» — одновременно собрать пальцы в кулак (большой палец наверху),
а затем поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца. Делать это правой, ле­
вой рукой и обеими руками.

6. «Из кулачка 2» — одновременно собрать пальцы в кулак (большой палец — внут­
ри кулака), а затем поочередно выпрямлять их, начиная с мизинца. Делать это правой,
левой рукой и обеими руками.

7. «Коза» — выпрямить указательный палец и мизинец, большой палец держит согну­
тые средний и безымянный пальцы. Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

8. «Зайчик» — выпрямить вверх указательный и средний пальцы, а кончики выпрям­
ленных безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца.

9. «Зайчик играет на барабане» — сделать «Зайчика», а потом постукивать попере­
менно безымянным пальцем и мизинцем по большому пальцу, произнося: «бум-бум...».
Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

 

10. «Кошка» — выпрямить вверх указательный палец и мизинец, а кончики выпрям­
ленных среднего и указательного пальцев соединить с кончиком большого пальца. Делать
это правой, левой рукой и обеими руками.

11. «Кошка мяукает» — сделать «Кошку», а потом разводить-сводить средний и бе­
зымянный пальцы с большим пальцем, произнося: «мяу-мяу...». Делать это правой, ле­
вой рукой и обеими руками.

12. «Мышка» — сделать «Кошку», указательный палец и мизинец сильно согнуть, подве­
дя их к среднему и безымянному пальцам. Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

13. «Мышка пищит» — сделать «Мышку», а потом разводить-сводить средний и бе­
зымянный пальцы с большим пальцем, произнося: «пи-пи...» Делать это правой, левой
рукой и обеими руками.

14. «Лошадь скачет» — вытянуть средний палец, остальные пальцы «скачут» по сто­
лу, цокать при этом языком.

15. «Собака бежит» — вытянуть средний палец, остальные «бегут» по столу.

16. «Улитка» — положить ладонь на стол, поднять указательный и средний пальцы
(«усики улитки»). Делать правой, левой рукой и обеими руками.

17. «Улитка ползет» — сделать «Улитку», и медленно передвигать руку по столу, не
приподнимая большой и безымянный пальцы, мизинец. Делать это правой, левой рукой
и обеими руками.

18. «Собака» — соединить указательный, средний и безымянный пальцы, большой
палец поднять вверх, мизинец опустить вниз (ладонь расположена ребром). Делать это
правой, левой рукой и обеими руками.

19. «Собака лает» — сделать «Собаку», и двигать мизинцем вверх (до безымянного паль­
ца) — вниз, произнося: «гав-гав...». Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

20. «Оса» — выпрямить указательный палец (остальные пальцы придерживает большой
палец) и вращать им по часовой стрелке и против часовой стрелки, произнося: «з-з-з...».
Делать это правой, левой рукой и обеими руками.

21. «Человечек» —указательный и средний пальцы «ходят-бегают» по столу (остальные
пальцы придерживает большой палец). Делать это правой, левой рукой и обеими руками.



 

 


Занятие


 

1. Артикуляционная гимнастика.

2. «Самолёт» — произноси длительно звук л, используя игрушку или
имитирующие самолёт движения руки.

3. Повтори, прочитай слоги.


ла ЛО лу лы

ла-ла ло-ло лу-лу лы-лы

4. Повтори, прочитай слова.

 

  ла ЛО
  лак лоб
  лавка лодка
  ласка ложка
  лампа локоть
  лапа лось
  ландыш лошадь
  ласточка лом

 

ла-ла-ла ла-ло
ло-ло-ло ло-лу
лу-лу-лу лу-лы
лы-лы-лы лы-ла
   
лу лы
лук лысый
лужа лыжи
луч лыжник
лупа лыко
Луша лыжный
луковица лыжница
лужица лысина

 


 

5. Посчитай слова от 1 до 5.

Пример: одна лодка, две лодки, три лодки, четыре... и т.д.

лодка лампа лужа лось

6. Прочитай (повтори) вслух только слова со звуком л.

лоб лыжи бочка локоть

мех лапа лампа диван

лак кофе ложка лыжник

дым дыня ветка ландыш

7. Изменяй предложения.

Пример: Я еду на лыжах.

Ты едешь на лыжах. Он едет на лыжах. Она едет на лыжах. Мы едем на лыжах. Вы едете на лыжах. Они едут на лыжах.

1) Я еду на лошади. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они...

2) Я мою ложки.

3) Я топаю по лужам.

4) Я иду на лыжах.

5) Я вижу лося.

6) Я ловко кидаю мяч.

I


8. Повтори, прочитай предложения.

а) Лапа у кота. б) Лада моет ложку.

Лампа светит. Луша едет на лошади.

У Вовы лыжи. Катя ловко ловит мяч.

Ласточка в небе. Лада топает по лужам.

У Луши лупа. Петя моет лоб и локти.

Маме нужен лук. Собака лает на лося.

9. Закончи предложения словом со звуком л.

У кошки не ноги, а мягкие... (что?)

Мама красит ногти... (чем?)

Суп едят... (чем?)

Лодочник плывёт на... (на чём?)

Лыжник едет на... (на чём?)

В лампу ввернули... (что?)

Леди ящик ломают... (чем?)

Быстрые ноги с копытами у... (кого?)

На дорогах после дождя остаются... (что?)

Слова: лапы, лаком, ложкой, лодке, лыжах, лампочку, ломом, шади, лужи.

 

10. Найди и соедини линиями половинки слов. Какие слова получились?

ло ка

лу шадь

лас па

11. Придумай предложения со словами.
Пример: лает на... — Собака лает на кошку.

лает на... ловит на.,

лает в... ловит у...

лает под... ловит в...

лает за... ловит под...


12. Назови картинки, раскрась их, подпиши. Какие предметы живые, а какие неживые?




 


 

 
 


 


 
 


 


 
 


 

 


 

 

Занятие

1. Артикуляционная гимнастика.


 


 


2. «Самолёт» — произноси длительно звук л.
       
3. Проговори, прочитай слоги.  
  ла ла-лы ла-ло-лу
  ЛО ло-лу лы-ла-ло
  лу лу-ла ло-лы-ла
  лы лы-ло лу-ло-лы

 


4. «Поезд едет — колёса стучат» — произноси слоги, меняя ударения (выделенный слог ударный).

 

лала- лала.. лала- лала... лалала- лалала...
лоло- лоло.. лоло- лоло... лололо- лололо...
лулу-лулу... лулу- лулу... лулулу- лулулу...
лылы-лылы лылы- ■ лылы... лылылы- лылылы...
       
Проговори, прочитай слова.    
ла ЛО лу  
ладонь лопата луна  
лапша лото лужайка  
ладья ловушка лукошко  
лавина лошадка лунатик  

6. Посчитай слова от 1 до 5 и обратно.

Пример: одна ладонь, две ладони, три ладони, четыре... и т.д.

ладонь лопата лукошко

7. Проговори, прочитай предложения. Поиграй в игру «Исправь
взрослого» (взрослый говорит неправильно, меняет звук л на у, в, ль, й,
а ребёнок исправляет).

На лужайке много ландышей. На лугу пасутся лошади. Луша покупает лото. Ловушки ставят ловить мышей. Лыжник бежит по лыжне. Лавина ломает дома.

8. Изменяй предложения.

1) Я ем лапшу. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они...

2) Я копаю лопатой.

3) Я бегаю по лугу, как лошадка.

4) Я не ломаю лыжи.

9. Замени первый звук в слове на звук л. Какое новое слово получи­
лось? Напиши его.

Пример: мак — лак.

 

сук — Павка —
ком — ножка —
нуга — маска —
папа — кокон —

 

10. Дорисуй, назови картинки. Впиши пропущенные буквы.

 

 



 

 

 

 

Л   п   т  

 


л   ж н   к

 

       
       
       
    А  

 

 

 


л   ш   д  


л   к   ш к о

 

Занятие 3

 

 
 
 
 

 


1. Артикуляционная гимнастика

2. «Самолёт» — произноси длительно звук л.

3. «Мячик отскакивает от забора» — произноси звук л многократно
и отрывисто.

4. Повтори слоговые упражнения.

ла-ло-лу ала
ло-лы-ла оло
лу-ла-лы улу
лы-лу-ло илы

ала-илы оло-улу улу-илы илы-оло

5. Повтори слова, поиграй в игру «Исправь взрослого».


лу
ла

ло

 

пила пилот шалун
скала болото колун
салат солома валун
халат талон тулуп
пчела Володя получка
палатка голодный голубка
юла холодный белуга

лы

волы полы

столы

колы

улыбка

малыш

полынь


 

 


6. Посчитай слова от 1 до 5.

Пример: один халат, два халата, три... и т.д.

а) салат б) колодец в) холодная ложка

тулуп голубка ласковая улыбка

талон булавка голодная лошадка

пилот шоколадка халат в полоску

7. Прочитай чистоговорки, доскажи слова в рифму.

Ла-ла-ла, жужжит и мёд несёт... Ла-ла-ла, как у тебя идут...? Ло-ло-ло, зимой от снега всё... Ло-ло-ло, поля все снегом... Лу-лу-лу, все танцуют на... Лы-лы-лы, в кухне вымою...

Слова: пчела, дела, бело, замело, балу, полы.

8. Повтори предложения, поиграй в игру «Исправь взрослого».

Лавка мала. У дяди Володи была лодка.

Лыжи малы. У мамы на халате была булавка.

Шалун ушиб лоб. Лайка ласкается к Володе.

У дома была лужа. У деда была лысая голова.

Лавка стоит у стола. Надо помочь голодной ласточке.

Володя унёс колун. Лохматый пёс ловит пчелу.

9. Изменяй предложения.

1) Я звоню Володе. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они...

2) Я буду пилотом.

3) Я починю поломанную юлу.

4) Я ем луковый салат.


3. Выучи чистоговорки.

Ла-ла-ла, у меня юла. Ло-ло-ло, еду я в село. Лу-лу-лу, газеты на полу. Лы-лы-лы, забиваю я голы.

1. Продолжи предложение по образцу.
Пример: Вова был в кино, и Таня была.

 

Дима взял яблоко, и Надя... Коля отдал книгу, и Оля... Миша пил молоко, и Даша... Паша назвал слово, и Маша... Папа позвал собаку, и мама... Ваня дал мячик, и Зоя... Петя отнял кубик, и Лена... Никита спал днём, и Настя... Сын подмёл пол, и дочка... Олег поднял лопату, и Луша... Щегол свил гнездо, и ласточка... Павел жил на пятом этаже, и Нина...

2. Вставь в слово пропущенные слоги. Прочитай слова.

 

ла пи   ло у   в лу ва   н лы сто  
ку к та н ту п у бка
та нт со ма бе га по нь
бу вка бо то по чка ма ш

13. Помоги Володе выбрать слова со звуком л. Раскрась картинки, в названиях которых есть звук л.



 

..

 



Занятие


 


 


1. Проговори слоговые упражнения.


 


 


лы-лу-ла ло-лу-лы лу-ла-ло ла-ло-лу


ла-ала ло-оло лу-улу лы-илы


 


ала-ла оло-ло улу-лу илы-лы


 

 


2. «Поезд» — произноси слоги, меняя ударения (выделенный слог

ударный).


лалы-лалы... лола-лола.. лула-лула... лылу-лылу. лыло-лыло... лалы-лалы.


лалалу-лалалу... лылыла-лылыла... лулуло-лулуло...


 

3. Повтори слова.      
  ла ло лу лы
  мыла мыло голубь милый
  учила голос голубок белый
  писала голова жёлудь целый
  читала молоко палуба алый
  ходила золото силуэт тяжёлый
  упала половина голубой каникулы

 

 

4. Поиграй в игру «Один — много». Измени слова по образцу.

пила — пилы сила — силы

пчела —... скула —...

скала —... шпала —...

акула —... школа —...

пиала —... одеяло —...

5. Игра «2 — 5 — 10».

Пример: два жёлудя, пять желудей, десять желудей.

жёлудь голос

волосок молоток

6. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова со звуком л.

Алла тихо пела, у неё тихий... Малыш пьёт белое... У Володи в ванной висит голубое... Из золота можно сделать чайную... Пилот не боится ничего, он —...

Слова: голос, молоко, полотенце, ложку, смелый.

7. Выучи чистоговорку.

Лы-лы-лы, стоят в комнате столы, Лу-лу-лу, идёт Милочка к столу, Ла-ла-ла, стоит Мила у стола.


8. Проговори предложения, поиграй в игру «Исправь взрослого».

Катя ела лапшу. Худая лодка утонула в воде.

Мила села на лавку. Вода затопила луга.

Лампа упала со стола. Мама купила молоко, лук и сала!

Мама купила ландыши. Володя нёс белого голубя.

Мила вымыла лоб. На небе светила белая луна.

Лодка качалась на воде. Мила надела голубой халат.


9. Прочитай слова-родственники. Придумай с каждым словом пред ложение.

ГОЛУБой КОЛоть

ГОЛУБенький КОЛун

ГОЛУБоватый осКОЛок

ГОЛУБизна от КОЛоть

ГОЛУБика за КОЛоть

 

 

 

ГОЛУБь заКОЛочка

ГОЛУБка наКОЛоть

 

ГОЛУБятня наКОЛотый

10. Прочитай слова наоборот, напиши их правильно. Пример: кул лук.

алип — ашпал —

апал — _________________ околом —

анул — _________________ атапол —

олым —_________________ аволог —


11. Рассмотри рисунки, назови слова со звуком л и найди 5 отличий. Раскрась картинки. Выучи стихотворение «Зима».


 


ЗИМА

Всё бело, бело, бело. Много снега намело. Вот весёлые деньки! Все на лыжи и коньки!


 

 


 



 

 

 

 

 

 


 


 


 



 

 


 

 

 

 

Занятие

1. «Самолёт» — произноси длительно звук л.

2. «Мячик скачет» — произноси быстро, многократно и отрывисто

звук л.


 

 

3. Повтори слоги. Выполни слоговые упражнения.

ал ал-ол ал-ул-ил

ол ол-ул ол-ил-ал

ул ул-ил ул-ал-ол

ил ил-ал ил-ол-ул


 


4. Проговори, прочитай слова. Повтори по три слова. Пример: стулстолвол, елпелбыл.


ол

ал

пенал

вокзал

сигнал

металл

овал


 

 

ул, ыл

 

пол мул

стол стул

ствол мускул

футбол гул

баскетбол тыл


ел, ел

мел

отдел

Павел

новосёл

узел


5. Повтори слова. Поиграй в игру «Она и он».


 


Пример: Она пела, и он пел.


ал, ял


ыл, ил


ул


ел


 

дал пил дул пел
спал бил надул сел
упал был тянул одел
звал жил махнул висел
читал давил заснул хотел
писал остыл боднул успел
сказал звонил кинул свистел
скакал ходил стегнул задел

6. Проговори, прочитай предложения.


Пенал упал. Вова искал пенал. Дима мёл пол. Митя дул на воду. Миша дал Вове пенал. Отец уехал на вокзал. Федя читал и писал.

 

Кот сел на стул. Павел ушёл на футбол.


Федул губы надул. Козёл боднул Петю. Дедушка забил кол. Нападающий забил гол. Петя был мал, да удал. Щегол звонко пел. Мел упал на пол. Дятел сидел на суку. Кол стоял, стоял и упал.


 


7. Выучи чистоговорки.


.


 


а) Ал-ал-ал, Вова на диване спал. Ол-ол-ол, Дима забивает гол. Ул-ул-ул, Петя две свечи задул. Ил-ил-ил, маме я цветы купил.


б) Ал-ал-ал, пенал на пол «^упал. Ол-ол-ол, пенал упал на стол. Ул-ул-ул, пенал упал на стул. Ыл-ыл-ыл, я пенал забыл, <ьл#. кга /ш<^&^ &РЛ

8. Изменяй предложения.

1) Я мою пол. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они...

2) Я иду на футбол.

3 Я завязываю узел.

4) Я еду на вокзал.

5) Я сяду на стул.

6) Я покупаю синий пенал.

9. Закончи предложение, подобрав подходящее по смыслу слово.
Покажи это линиями.

Дима письмо... — спал

Папа на диване... высыпал

написал пел поймал звонил ходил купил кинул въехал

Самосвал на землю песок...

Михаил по телефону маме...

Дедушка сегодня на футбол..

Павел камень в воду...

Щегол песенку звонко...

Новосёл в новый дом...

Сокол мышку...

Витя в магазине пенал...

 
 

 

10. Выучи скороговорки.

Папа тянул сети, тянул, тянул и вытянул. Ужин остыл, и чай остыл — где ты был?


11. Изменяй предложения по образцу.

Пример: Вася сел на стул, а потом встал.

 

Петя надел шапку, а потом...

Папа зажёг спичку, а потом...

Дедушка лёг на диван, а потом...

Вова тапки снял, а потом...

Алёша пришёл на каток, а потом...

Козёл прибежал есть, а потом...

Мул прискакал к дому, а потом...

Поезд приехал на вокзал, а потом...

Самосвал насыпал в кузов землю, а потом...

Павел развязал узел, а потом...

Слова: снял, погасил, встал, надел, ушёл, убежал, ускакал, уехал, высыпал, завязал.

 

12. Прочитай чистоговорки, добавь слово со звуком л в рифму.

Ал-ал-ал, Золушка спешит на... Ал-ал-ал, песок ссыпает... Ол-ол-ол, доктор делает... Ол-ол-ол, нужен для очков... Ул-ул-ул, котёнок сел на... Ул-ул-ул, я огонёк свечи... Ил-ил-ил, Вася из бокала... Ыл-ыл-ыл, всю посуду я...

Слова: бал, самосвал, укол, чехол, стул, задул, пил, помыл.


13. Прочитай слово, поставив слоги на место. Напиши это слово.

Пример:зал, вок — вокзал.
вал, под -вал, об -тел, дя -
 

нал, ка -_________________ бол, фут -___________

нал, пе -  
кол, со-  
зёл, ко-  

14. Придумай предложения со словами.

Пример: уехал от... — Внук уехал от бабушки к маме.


зашел за... подошёл к... сошёл с... отошёл от... дошёл до... вышел из... ушёл в...

 
 
 

 
 

съехал с... въехал в... отъехал от... заехал за...

 

доехал до... уехал от... подъехал к...

15. Выучи стихотворение.

Веник


-


 


Веник пол подметал. Веник очень устал. Он чихнул, он зевнул И тихонько лёг под стул.

Л. Зубкова


 


 

 


 


16. Назови картинки, раскрась их. На какие две группы их можно распределить?


козел

сокол

 

 



Повтори слоговые упражнения

ла-ло-лу лу-ла-ло лы-лу-ла ло-лы-лу


 


ал-ил-ол ул-ил-ал ил-ал-ул ол-ул-ил


 


 


 


 


2. Посчитай слова от 1 до 5 и обратно.

Пример: один стол, два стола, три... и т.д.


 


СТОЛ

бокал


 

 


пенал


•. - • ■..--• "


 

3. Прочитай слова, вставляя пропущенную букву л.

 

■УК си . а го.убка по.овина бу. авк;
осё. . а ндыш сигна. вокза. .уна
са. ат пи . от ко. одец аку. а водо.а
дяте. У- ыбка . ужайка одеко. он буйво.

4. Прочитай предложения, поиграй в игру «Исправь взрослого».

а) Ластик упал. Таня села за стол.

Митя кушал салат. Петя заснул на лугу.

Петя кушал шоколад. Мама шила одеяло.

Папа спал в шалаше. Папа наточил пилу.

Мама мыла пол. На ветке пел

б) Шалун скакал на палочке. Володя пошёл в школу. Стол стоял около окна.

поставила локти на стол, погасил лампу, успел сделать задание, положит мел на стол, хотел сделать полочку. Малыш пил молоко, пил, пил и ходил по болоту и

5. Доскажи слово в рифму.

1) Заставил плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а...

2) Лейся, дождь весёлый, мы с тобою дружим! Хорошо нам бегать босиком по...

3) Сшил себе котёнок тапки, Чтоб зимой не мёрзли...

4) Два берёзовых коня по снегам несут Кони эти рыжи, а зовут их...

Слова: лук, лужам, лапки, лыжи.


6. Изменяй предложения


 


 
 

1) Я купил лыжи. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они...

2) Я сидел за столом.

3) Я ласково целую малыша.

4) Я улыбаюсь смелому пилоту.

5) Я положу мел на стол.

6) Я видел белого голубя.


 

 

7. Выучи скороговорки.

Сел и всё съел.

Алла пила, пила молоко, да не допила


,


 


 

8.


 

 

— Заяц белый,

Ты куда за лыком бегал?

Заяц белый отвечал:

- Я не бегал, я скакал!

 


 





 


 


лишнее слово.

9. Повтори (прочитай) слова, оно лишнее.

Пример: сокол, щегол, лук, соловей. — Лишний лук, потому что этоовощ, а всё остальноептицы.


 


 


,

лось, лошадь, ландыш, буйвол юла, колун, пила, чулок, халат, калоши, лодка, полочка, стол, салат, мел, шоколад, калач ласточка, козёл, осёл, пилот, водолаз, лампа, белуга, лосось, дятел, акула


 


 


 


Луша, ландыши Алла, шоколадка Лада, баскетбол пчела, палатка

10. Составь предложения по двум словам

Пример: Володя, салат. — Володя съел салат.

Date: 2015-10-19; view: 1165; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию