Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модель коррекционной школы для слепых и слабовидящих детей⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
Поэтапная программа развития учреждения в рамках создания «Модели специальной (коррекционной) школы не интернатного типа для слепых и слабовидящих детей»
1 этап. Основная задача: Создание концепции, определение стратегии и тактики деятельности; системы дифференцированного образования; Работа психолого-медико-педагогического консилиума. Содержание деятельности: Изучение контингента воспитанников. Разработка и утверждение учебных планов. Освоение информационных технологий образования. Управленческие решения. Изменение наполняемости классов (до 12 (8) человек). Организация дифференцированного образования (классов основного общего образования, (слепые/ слабовидящие учащихся, обучение на дому, классов ЗПР, вспомогательных классов).Создание системы Мониторинга, разработка программ деятельности служб учреждения. 2 этап. Основная задача: Программное обеспечение образования и оздоровления воспитанников. Создание Программ индивидуальных коррекционных занятий; Службы психологической диагностики и коррекции. Организация работы медицинского блока. Выработка приемов индивидуального клинико-психолого-педагогического подхода. Содержание деятельности. Функционирование системы дифференцированного обучения: разработка и реализация авторских программ; Проведение индивидуально-коррекционных занятий учителями-дефектологами. Разработка и осуществление программ оздоровления для детей с нарушением зрения и др. Поиск адекватных методов обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей. Управленческие решения. Создание коллектива единомышленников: Организация постоянно действующих семинаров; Разработка и обсуждение программ и авторских методик на методических объединениях, методическом совете и педагогическом совете школы. Организация внутришкольной системы руководства и контроля, научно-методического анализа результатов работы по образованию и оздоравливанию воспитанников. 3 этап Основные задачи. Апробация новых технологий и авторских программ обучения, воспитания и развития и озоравливания. Осуществление медико-реабилитационных программ. Организация работы ЛФК. Создание служб социально-педагогической поддержки. Разработка системы дополнительного образования. Содержание деятельности. Поиски путей построения индивидуальных образовательных и оздоровительных траекторий слепых и слабовидящих детей со сложной структурой дефекта. Деятельность социально-педагогической службы. Профориентационная работа, формирование мотивации к послешкольному образованию. Управленческие решения. Совершенствование содержания индивидуальных коррекционных занятий (коррекция нарушений зрения, моторики и др.) Создание и утверждение нормативной документации (Устав. Образовательные программы. Положения, регламентирующие работу различных служб нового типа учреждения). Совершенствование системы мониторинга
Проблема обретения себя как личности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья жизненно важная, и это обусловило разработку скоординированности работы всех педагогических направлений (педагогов школы, воспитателей, психолога, логопеда, медицинских работников, тифлопедагогов) с целью поэтапного формирования компенсаторных умений и навыков профессионального, трудового и социального поведения всех возрастных категорий учащихся школы.
В связи с этим при организации учебной деятельности методическая работа выстраивается по следующим направлениям деятельности: 1. Сформированы блоки методической программы: учебно - методическая работа, воспитательная, лечебно-оздоровительная, коррекционная, профессионально-трудовая со своими задачами: Учебно-методический: - обеспечение образовательного уровня согласно стандарту специального образования слепых и слабовидящих учащихся при учете психофизического состояния каждого ученика; - внедрение и разработка новых технологий коррекционного обучения с целью формирования у учащихся коррекционно-компенсаторных умений и навыков; - организация системы динамического наблюдения за состоянием высших психических функций и уровнем знаний учащихся; - создание базы данных по формам и методам организации коррекционно-образовательного процесса, определение и разработка составляющих его результативности; - организация постоянной системы повышения квалификации педагогов. Воспитательный: - создание базы данных по диагностике уровня воспитанности каждого ученика, класса в целом; - развитие механизмов социализации детей с нарушением зрения, формирование моделей поведения c целью интеграции в общество зрячих разных возрастных групп; - формирование идеалов жизни в сознании детей; - определение составляющих коррекционно-воспитательной работы по формированию правильного отношения к дефекту; Лечебно-оздоровительный: - организация систематического наблюдения за состоянием здоровья каждого учащегося с привлечением посещения уроков медицинскими службами школы; - организация скоординированной работы с психиатром, врачами - психоневрологами, педиатрами; - внедрение в жизнь каждого воспитанника здоровьсберегающих технологий; - пропаганда здорового образа жизни; Коррекционный: - разработка и создание базы данных по планированию и моделированию коррекционно-развивающих уроков для каждого звена школы; - разработка системы-картотеки специальных коррекционных упражнений для практического использования на уроках педагогами и воспитателями; - организация дифференцированного и индивидуального обучения с целью максимально грамотной помощи учащимся школы; - практическая деятельность педагогов и всех коррекционных служб школы по созданию учебных кабинетов как основного составляющего коррекционно-развивающей среды учебно-воспитательного процесса. Профессионально-трудовой: - изучение вопроса востребованности учащихся с патологией зрения рынком региона; - переориентация в профессионально-трудовой подготовке учащихся с учетом региональных условий; - воспитание у учащихся потребности и осмысления необходимости трудовой деятельности. Определена методическая тема школы: «П остроение модели специальной (коррекционной) школы не интернатного типа для слепых и слабовидящих детей» Перед всеми участниками педагогического процесса поставлена задача овладения специальными педагогическими технологиями обучения и воспитания детей, имеющих ограниченные физические возможности по зрению. Для реализации этой задачи определены следующие направления деятельности педагогического коллектива: -Изучение нормативных документов руководящих органов народного образования, направленных на обеспечение получения учащимися с патологией зрения стандарта образования; -Формирование банка данных первичного, вторичного дефектов и сопутствующих заболеваний учащихся школы для организации коррекционно - образовательного процесса обучения; -Изучение теоретических вопросов, достижений науки, практического опыта коллег /в городе, республике, РФ и проч./ по проблеме создания модели школы не интернатного типа для детей с ограниченными физическими возможностями; -Изучение специальных методов обучения и воспитания на основе опыта педагогов-новаторов и творчески работающих учителей; -Обеспечение индивидуальной помощи учителям в выявлении и преодолении трудностей по разработке и освоению коррекционно-компенсаторных умений и навыков учащихся; -Разработка составляющих для организации дифференцированного подхода к учебной деятельности, отбору содержания образовательных программ с учетом зрительных возможностей, интересов, склонностей и потребностей детей; -Анализ оценочной деятельности (ведение мониторинга) и выделение соответствия методов обучения формам организации уроков для полного отражения специфики обучения учащихся; -Разработка видов коррекционно-развивающих упражнений и использование их на уроках различных циклов; Эти вопросы определили методическую организацию педагогической мысли коллектива и решались через следующие формы организации методической работы: педагогические чтения, исследования, обзоры научной, педагогической и другой литературы, тематические заседания методических объединений, смотры-конкурсы творческих работ, методические оперативные заседания, педагогические советы, деловые игры, предметные недели, семинары-практикумы, творческие отчеты учителей. 2001 год коллектив методическую работу подчинил задачам построения модели общего и индивидуализированного коррекционно-развивающего процесса для детей с патологией зрения. (Создание концепции, определение стратегии и тактики деятельности; системы дифференцированного образования; создание и определение задач медико - психолого--педагогической службы школы). Методические объединения накапливали теоретический опыт в решении роли классного руководителя в социальной адаптации учащихся с нарушением зрения За этот период проведены педагогические советы:
Наиболее положительные показатели позволили коллективу на базе школы с неполным предметным участием педагогических работников школы успешно подготовить и провести более 17 различных мероприятий для слушателей ИП КРО РТ, педагогических работников города. Среди этих мероприятий: · различные заседания подразделений методической сети города – до 10 раз в год; · научно-практическую конференцию «Инновационные подходы к организации образовательно-воспитательного процесса в работе с детьми, имеющими нарушения зрения» для слушателей курсов ИПКРО; · семинар-практикум для студентов выпускного курса КГПУ; · курсовые мероприятия на базе школы: Проблема школы на 2006 – 2012 учебные годы: ВТОРОЙ этап работы педагогического коллектива в рамках комплексно-целевой программы развития Ггосударственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 172 III, IV видов» по проблеме: «Создание специальной (коррекционной) ШКОЛЫ НЕ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению» имеет следующее содержание: Научно-методическая тема школы: «Индивидуально-дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся с учетом зрительных возможностей, интересов, склонностей и способностей детей с патологией зрения в целях эффективности коррекции недостатков их психофизического развития» Цель: апробация и внедрение системы индивидуально-дифференцированного обучения как одной из составляющих личностно ориентированного обучения для обеспечения детям со сложной структурой дефекта зрения оптимального уровня развития. Задачи: 1. Продолжить работу над методической темой школы. Развивать механизм включения педагогов в новую парадигму образования на основе методической работы инновационного уровня (способствовать формированию готовности педагогического коллектива к освоению необходимых технологий на основе ресурсного анализа, изучения содержания изменений в педагогической системе и в работе педагога); 2. Повышение эффективности учебного процесса на основе внедрения индивидуально-дифференцированного подхода к обучению и воспитанию учащихся с учетом зрительных возможностей, интересов, склонностей и способностей детей с патологией зрения; 3. Повышение качества проведения учебных занятий на основе введения информационно-коммуникативных технологий; 4. Продолжение педагогических экспериментов по поиску новых технологий, форм и методов обучения; 5. Профессиональное становление молодых преподавателей; 6. Разработка в школьных методических объединениях учебных, научно-методических и дидактических материалов, авторских программ; 7. Продолжить работу по обобщению и распространению передового педагогического опыта. Способствовать актуализации методического уровня педагогов, повышению профессиональной компетентности, моделировать мотивацию достижения успеха. 8. Продолжить мониторинг результативности работы педагогов на основе самопроектирования и других составляющих системы оценки качества образования как условия обновления качества образования по показателям: качество обучения и воспитания; здоровьесбережение; социализация; развитие профессиональной компетентности. Этапы реализации программы:
Для решения поставленных задач определены основные направления деятельности педагогического коллектива: 1. Работа с кадрами. Цель: совершенствовать систему работы с педагогическими кадрами по повышению профессиональной компетентности за счёт самообразования, самопроектирования и самооценки деятельности. 2. Аттестация педагогических работников. Цель: определение соответствия уровня профессиональной компетентности и создание условий для повышения квалификационной категории педагогических работников. 3. Работа с молодыми (вновь прибывшими) специалистами. Цель: оказание методической помощи. Консультация по вопросам оформления документации. Знакомство с нормативными документами по организации образовательного процесса. Проведение открытых занятий вновь прибывшими специалистами. 4. Обобщение и распространение опыта работы. Цель: обобщение и распространение результатов творческой деятельности педагогов. Заполнение информационных карт передового педагогического опыта. Демонстрация практического применения опыта на семинарах и разработка рекомендаций по его внедрению. Сбор материалов для оформления портфолио педагогов. Участие педагогов в научно-практических конференциях, семинарах и пр. 5. Педагогические советы. Цель: активизация работы педагогического коллектива по выполнению программы развития школы. Решение воспитательных задач вхождения в социум. 6. Предметные недели. Цель: развитие интересов и раскрытие творческого потенциала учащихся. 7. Методические семинары. Цель: повышение профессиональных компетенций педагогов, работающих со школьниками с ограниченными возможностями здоровья. Изучение вопросов, являющихся проблемными для определенной группы педагогов. Методика разработки рабочих программ учебных предметов. Соблюдение офтальмологических рекомендаций и применение тифлосредств на занятиях с учащимися. Анализ и самоанализ коррекционно-развивающих уроков. Практическое применение элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Методика использования интерактивного оборудования на уроках. 8. Коррекционная развивающая работа. Цель: и нтеграция коррекционного компонента в систему планирования всех служб учреждения, в каждое конкретное мероприятие, в работу каждого специалиста в отдельности и всех вместе взятых. Для решения этих задач в школе сформирована как структурная единица медико-психолого-педагогическая служба. В ее составе: врач-офтальмолог, врач-психоневролог, психолог, логопед, тифлопедагог. 9. Инновационная деятельность. Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников школы через саморазвитие учителей, проектирование авторской системы работы, выполнение инновационных проектов на основе информационно-методического сопровождения педагогов. 10. Роль сайта школы в создании единой образовательной сети для учителей, учеников и родителей в региональной системе коррекционного образования».
Означенные задачи методической работы в 2009 – 2010 учебном году отражены в планах МО учителей, классных руководителей и воспитателей. Заместителем директора составлен скоординированный план работы всех структур школы, а также мониторинг образовательного, воспитательного и коррекционного процессов в школе. (Приложения)
Результативность работы педагогического коллектива (до 2010 года)
ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ на период вплоть до 2012 года.
Основной стратегической целью развития школы остается создание коррекционно-развивающей среды и обеспечение тифлоинформационного пространства как условий для получения образования учащимися в соответствии с государственными образовательными стандартами, а также успешная социализация детей-инвалидов по зрению. 1. совершенствование работы по реализации комплексного проекта модернизации образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование» по двум направлениям; - разработка и внедрение в практику критериальной оценки деятельности педагогов школы; - отработка и введение гибкой системы профилей обучения в старшей школе путем введения поэтапного предпрофильного и профильного обучения; 2. дальнейшее внедрение компьютерных, информационных технологий по развитию и социализации учащихся со зрительной патологией в общеобразовательный процесс и в систему воспитательной работы; 3. дальнейшее обновление учебно-методических материалов к учебным предметам для реализации информационно-технологического, историко-культурологического, коррекционно-развивающего образования, духовно-нравственного, патриотического и эстетического воспитания; 4. дальнейшее применение комплексного подхода по созданию коррекционно-развивающего пространства для социально-адаптированного развития учащихся со зрительной патологией, применение новейших технологий в трудовой реабилитации учащихся; 5. формирование у детей с нарушениями зрения адаптивно-компенсаторных навыков ориентировки и поведения в социуме; 6. изучение и внедрение передовых педагогических систем, технологий обучения, воспитания и развития личности учащегося при адекватной охране и укреплении здоровья (педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащегося: игровые технологии, проблемное обучение, проектная деятельность учащихся и др); 7. Разработка методических материалов по учебной и воспитательной деятельности с последующим представлением их на кафедру коррекционной педагогики ИРО МО и Н РТ для экспертного анализа и публикации; 8. использование здоровьесберегающих технологий в образовательном, воспитательном и коррекционном процессах, формирование комфортной, оздоравливающей среды, снижающей тревожность ученика; 9. развитие физического потенциала ребенка через реализацию программ двигательной активности; 10. расширение социального пространства: обеспечение открытости сведений о деятельности школы (совершенствование работы школьного сайта в сети Интернет); 11. совершенствование системы воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся с нарушениями зрения; 12. выравнивание качества школьного образования, повышение уровня обученности учащихся с нарушениями зрения, повышение информационной культуры и функциональной грамотности выпускников школы; 13. дальнейшее участие в государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ, методическое сопровождение работы по подготовке к ЕГЭ; 14. подведение итогов работы педагогического коллектива по второму этапу комплексной программы развития школы и разработка следующего этапа, направленного на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса в рамках системы профориентационной работы, учитывая потребность учащегося, его способности и склонности, а также социальные заказы семьи.
|