Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ориентаций у студентов
Целью данного этапа исследования явилось сравнение результатов исследования ценностных ориентаций у студентов, обучавшихся на 3 курсе и этих же студентов, обучающихся уже на 4 курсе факультета «Педагогика и психология». В результате анкетирования у студентов 3 курса было выявлено, что по значимости жизненных ценностей ценность «семья» находится на первом месте, данная ценность является доминирующей для 65% испытуемых; на втором месте – ценность «самосовершенствование», она является важной для 15% испытуемых; на третьем месте оказалась ценность «здоровье», ее предпочли 15% испытуемых, хотя эта ценность не была указана в анкете, но у опрашиваемых была возможность самостоятельного определения ценности. У студентов 4 курса наблюдается такое же распределение ценностей, но хочется отметить, что изменилось количественное отношение к данным ценностям, а именно, уменьшились показатели предпочтения ценности «семья», она является приоритетной для 60% испытуемых; для 30% респондентов главной оказалась ценность самосовершенствование, ее предпочтение для студентов 4 курса увеличилось на 15%; такая ценность как «здоровье» является важной лишь для 5% испытуемых, то есть, заметна утрата значимости данной ценности для опрошенных студентов. Основной причиной побудившей большее число испытуемых к поступлению в ВУЗ, была возможность повысить свой интеллектуальный уровень. Получение профессии и ценность самоутверждения явились главными лишь для 20% студентов, и лишь незначительная часть поставила на первое место необходимость получения диплома и возможность улучшить своё материальное положение. Сравнивая результаты анкетирования, можно сделать следующие выводы: уменьшилось число студентов планирующих применить полученные знания на практике на 5%; не определившихся в выборе профессии стало на 5% меньше; уверенных, что не будут работать по данной профессии стало на 10% больше. Сравнительные показатели исследования ценностных ориентаций по методике М.Рокича студентов 3 и 4 курсов представлены в таблицах 7, 8.
Таблица 7 Сравнительные показатели исследования ценностей ориентаций (терминальные ценности) по методике М.Рокича студентов 3 и 4 курсов
Таблица 8 Сравнительные показатели исследования ценностей ориентаций (инструментальные ценности) по методике М. Рокича студентов 3 и 4 курсов
Первое место в списке предпочитаемых испытуемыми терминальных ценностей занимает здоровье (физическое и психическое). Эта ценность для большинства студентов по-прежнему занимает первое ранговое место, но для 5,2% испытуемых студентов 4 курса стала менее значимой. На втором месте у студентов 3 курса находилась ценность «развитие» (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование), но для 10,5% студентов 4 курса, эта ценность стала менее важной. Это возможно означает, что потребность реализуется, и её ценность потеряла своё значение. А ценность счастливая семейная жизнь, для студентов 4 курса, напротив приобрела важность для 10,5% испытуемых и поднялась с третьего места на второе. Таким образом, в иерархии терминальных ценностей абсолютно доминируют следующие ценности: здоровье (физическое и психическое); Сравнительный анализ результатов исследования показал, что потребность в здоровье занимает ведущее место в иерархии жизненных ценностей. Однако выяснилось и то, что между потребностью студентов в здоровье и усилиями, направленными на его формирование и сохранение, существует явное несоответствие. В связи с этим, необходима актуализация потребности в здоровье физическом и духовном, обусловленная их ценностью, как средства достижения других жизненно важных ценностей (например, быть красивым, богатым, занять определенное положение в обществе, на производстве и т.п.), что будет активизировать действенную заботу о физическом благополучии. Потребность в счастливой семейной жизни у большего количества испытуемых объясняется тем, что основную часть студентов составляют женщины – хранительницы семейного очага у многих из них есть свои семьи и дети, а многие только собираются создать свою семью и соответственно это для них является наиболее важным в жизни. Эффективной также представляется форма воздействия на ценность потребности – «уверенность в себе (внутреннюю гармонию, свободу от внутренних противоречий, сомнений)». Качество субъективных ощущений в процессе учебной деятельности должно восприниматься, прежде всего, как комфортность, что обуславливается гармонией, свободой от внутренних противоречий, сомнений. Только при соблюдении данного условия можно надеяться на действительно положительный эффект и развитие других важных ценностей. Такие потребности как: активная деятельная жизнь; наличие хороших и верных друзей; познание; свобода, на втором этапе исследования потеряли свою значимость. В иерархии инструментальных ценностей абсолютно доминируют следующие ценности: жизнерадостность (чувство юмора); воспитанность (хорошие манеры). Третье ранговое место разделили такие ценности как: – честность (правдивость, искренность); – аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; – широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки). Сравнительный анализ результатов исследования позволил выявить, что потребность в честности, правдивости, искренности занимает ведущее место в иерархии жизненных ценностей у студентов 3 курса. Эта потребность переместилась на третье место и стала менее значимой. Доминирующей становится потребность «жизнерадостность (чувство юмора)». Способность быть жизнерадостным, весёлым и заражать своим оптимизмом других, одна из составляющих профессии педагог и является ценным для испытуемых. Честность (правдивость, искренность), воспитанность, хорошие манеры, а также аккуратность, широта взглядов должны присутствовать у педагога, так как он является примером для подражания. Не случайно выше перечисленные ценности занимают важное место в становлении будущих педагогов, актуализация этих потребностей составляет основную базу педагогической профессии. Такие потребности как: исполнительность (дисциплинированность); терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); чуткость заботливость; для студентов 4 курса потеряли свою значимость. В целом, у студентов четвертого курса вполне сложилась система профессиональных ценностей. В то же время более половины ценностей находятся в состоянии внутреннего конфликта. Полученные данные свидетельствуют о необходимости уделять большее внимание профессиональной этике в образовательном процессе. Необходимо также организовывать образовательный процесс в соответствии с требованиями рынка, то есть быть более практико-ориентированным. В этом случае образование станет более конкурентоспособным, а у студентов будет меньше внутренних конфликтов. Сравнительный анализ результатов исследования по морфологическому тесту жизненных ценностей представлен в таблице 9. В результате сравнительного анализа выявлено ценностей жизненной сферы, что многие студенты третьего и четвёртого курсов, выбирают ценности сферы профессиональной жизни. Это означает, что сфера профессиональной жизни служит для студентов основанием для развития собственного профессионального становления как специалиста в области образования и положительного отношения к будущей профессии. Но по сравнению с исследованием проведенном со студентами 3 курса ценность утратила своё значение на 3 балла.
Таблица 9 Сравнительные показатели результатов исследования по морфологическому тесту жизненных ценностей студентов 3 курса и 4 курса
Сфера образования является одной из наиболее значимых ценностей для студентов, она заняла 2 место как у студентов 3 курса, так и у студентов 4 курса. Но по сравнению с показателями предыдущего исследования её значение уменьшилось на 2 балла. Интерес к семейной жизни, также явился преобладающим, и претерпел изменения на протяжении года. За год он вырос на 1балл. Хотя эта ценность так и осталась на третьем месте, как у студентов 3 курса, так и у студентов 4 курса. Стремление к активным социальным контактам, имеет значение для большинства студентов. За год оно понизилось на 1балл, и по-прежнему занимает четвёртое место как у студентов 3 курса, так и у студентов 4 курса. Сфера увлечений, также сохранила своё место в сфере ценностей для студентов психологического факультета 3 и 4 курса. Но на протяжении года она уменьшилась в общем значении на 2 балла. Сфера физической активности по-прежнему занимает шестое место, как у студентов 3 курса, так и у студентов 4 курса. Но понизилась на 1,5 балла. У испытуемых студентов появилось больше уверенности в себе. В иерархии жизненных ценностей, как мы и ожидали, многие студенты ставят удовлетворение своих духовных потребностей выше материальных. Духовные потребности занимают в общей шкале 6 место как на 3, так и на 4 курсе. Для многих студентов характерна высокая потребность в достижениях, т.е. стремление к достижению ощутимых результатов в любом виде деятельности. Эта потребность объясняется самим характером учебной деятельности студентов. Материальное благосостояние не является для студентов главным. За год оно понизилось на 1,5 балла. Но так и осталось на 8 месте. Стремление к развитию себя у большинства студентов понижается на 2,2 балла. Активные социальные контакты напротив поднялись на 4 курсе по сравнению с 3 курсом на 9 место. В общем значении на 4 курсе социальные контакты понизились на один балл. На 4 курсе значимость сохранения собственной индивидуальности для студентов возросла и переместилась с 12 на 11 место, т.е. стремление к неповторимости и индивидуальности имеет тенденцию к увеличению в процессе обучения и взросления студентов. В общем значении прослеживается понижение на 0,6 балла. Креативность – эта потребность не поменяла своей значимости для испытуемых на протяжении года. В общем значении она опустилась на 1 балл. На протяжении обучения в институте увеличивается стремление студентов к завоеванию авторитета, признания, поддержанию собственного престижа. Эта потребность у студентов 3 курса и 4 курса уже реализована и объясняется процессом изменения социального статуса, по сравнению с первокурсниками (кроме того, многие старшекурсники начинают работать, заводят собственную семью). Поэтому, на наш взгляд, она занимает последнее место как у студентов 3 курса, так и у студентов 4 курса. Сравнительный анализ полученных результатов позволил нам дать ответ на вопрос, поставленный в начале нашего исследования: каковы особенности ценностных ориентаций студентов педагогического ВУЗа по методике «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина. Доминирующими в иерархии жизненных ценностей для испытуемых оказались следующие ценности: ценность «развитие себя» - испытуемые стремятся получать объективную информацию об особенностях своего характера, способностях, других характеристиках своей личности. Респонденты стремятся к самосовершенствованию, считая при этом, что потенциальные возможности человека почти неограниченны и что в первую очередь, в жизни необходимо добиться наиболее полной их реализации, они серьезно относятся к своим обязанностям, компетентны в делах, снисходительны к людям и их недостаткам, требовательны к себе. Ценность «достижение» - испытуемые стремятся к достижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни. Они, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели на каждом ее этапе и считая, что главное - добиться этих целей. Часто большое количество жизненных достижений служит для них основанием для высокой самооценки.
Заключение
В ходе работы нами были достигнуты задачи, поставленные в начале исследования. Мы изучили литературу по теме исследования, рассмотрели теоретические аспекты проблемы. Подобрали методики для исследования ценностных ориентаций у студентов. Провели сравнительный анализ результатов исследования и сформулировали выводы. Нами был проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования, и согласно данному анализу выделено определение понятия ценностных ориентаций. Ценность - это значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию – функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках [37, с.148]. Также нами были изучены: место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности и её развитии, и дана психологическая характеристика студенчества. В результате анкетирования, было выявлено, что по значимости жизненных ценностей, ценность «семья» находится на первом месте; на втором месте – ценность «самосовершенствование»; на третьем месте оказалась ценность «здоровье». Основной причиной побудившей большее число испытуемых к поступлению в ВУЗ, была возможность повысить свой интеллектуальный уровень. Результаты анкетирования показали что по сравнению с 3 курсом спустя год, уменьшилось число студентов планирующих применить полученные знания на практике на 5%; не определившихся в выборе профессии стало на 5% меньше; уверенных, что не будут работать по данной профессии стало на 10% больше. Исследования ценностных ориентаций по методике М. Рокича у студентов педагогического ВУЗа позволили нам сделать следующие выводы: первое место в списке предпочитаемых испытуемыми терминальных ценностей абсолютно доминируют следующие ценности: 1). здоровье (физическое и психическое); 2). счастливая семейная жизнь; 3). уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Такие потребности как: активная деятельная жизнь; наличие хороших и верных друзей; познание; свобода, на втором этапе исследования потеряли свою значимость. В иерархии инструментальных ценностей абсолютно доминируют следующие ценности: 1). жизнерадостность (чувство юмора); 2). воспитанность (хорошие манеры). Третье ранговое место разделили такие ценности как: – честность (правдивость, искренность); – аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; – широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки). В целом, у студентов четвертого курса вполне сложилась система профессиональных ценностей. В то же время более половины ценностей находятся в состоянии внутреннего конфликта. Полученные данные свидетельствуют о необходимости уделять большее внимание профессиональной этике в образовательном процессе. Необходимо также организовывать образовательный процесс в соответствии с требованиями рынка, то есть быть более практико-ориентированным. В этом случае образование станет более конкурентоспособным, а у студентов будет меньше внутренних конфликтов. В ходе проведенного экспериментального исследования нами было выявлено, что по методике «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина доминирующими в иерархии жизненных ценностей для испытуемых оказались следующие ценности: ценность «Развитие себя» - испытуемые стремятся получать объективную информацию об особенностях своего характера, способностях, других характеристиках своей личности. Респонденты стремятся к самосовершенствованию, считая при этом, что потенциальные возможности человека почти неограниченны и что в первую очередь, в жизни необходимо добиться наиболее полной их реализации, они серьезно относятся к своим обязанностям, компетентны в делах, снисходительны к людям и их недостаткам, требовательны к себе. Ценность «Достижение» - испытуемые стремятся к достижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни. Они, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели на каждом ее этапе и считая, что главное - добиться этих целей. Часто большое количество жизненных достижений служит для них основанием для высокой самооценки. Таким образом, задачи, поставленные в работе, успешно реализованы в ходе экспериментального исследования.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологи-ческая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. - М.: Наука, 1989. 2. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. - М., 1979. 3. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. - 1984. - Т.5. - № 5. - С.63-70. 4. Аристотель. Сочинения: В 4 т. - М.: Мысль, 1984. - Т. 4. 5. Безменова И. К., Гулевич О. А. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением: Реферативный обзор. - М.: РПО, 1999. 6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). — М.: Просвещение, 1968. 7. Братусь Б. С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988. 8. Бубнова С. С, Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. — 1999. — № 5. — С.38-44. 9. Будинайте Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопр. психол. — 1993.— № 5. — С. 99-105. 10. Василюк Ф. Е. Психотехника выбора. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии /Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М.: Смысл, 1997. 11. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М.: Изд-во МГУ, 1984. 12. Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М., 1981. 13. Выжлецов Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. — 1995. — № 6. — С. 61-73. 14. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психол. 1994. № 3 15. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000. 16. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности. Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. — М., 1989. 17. Жуков Т. И. О международной ассоциации школьной и профессиональной ориентации // Вопр. психол. 1973. № 5. С. 140-145. 18. Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. — М., 1994. 19. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. — М.: Политиздат, 1986. 20. Кант И. Сочинения: В 6 т: Пер. с нем. — М.: Мысль, 1965. —Т. 4. — Ч. 1. 21. Китайская философия: Энциклопедический словарь / Под ред. М. Л. Титаренко. — М.: Мысль, 1994. 22. Конфуций. Изречения / Перевод, предисловие и комментарии И. И. Семененко. — М.: Изд-во МГУ, 1994. 23. Краснорядцева О. М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов//Сибирский психол. журн. — Томск, 1998. — № 7. — С. 25-29. 24. Кропоткин П. А. Этика: Избранные труды. — М.: Политиздат, 1991. 25. Леонтьев Д. А. Внутренний мир личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000. 26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.. 1977. 27. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентации. — М., 1992, 28. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. — М.: Смысл, 1997. 29. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. 30. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. — М.: Республика, 1994. 31. Надирашвили Ш. А. Установка и деятельность. — Тбилиси, 1987. 32. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., Владос 1998. 33. Прангишвили А. С. Проблема установки на современном уровне разработки грузинской психологической школы. Психологические исследования. — Тбилиси, 1973. 34. Психология современного подростка /Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1987. 35. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. — М.: Миф, 1993. — Т 1. 36. Rokeach M. The nature of human values. — N.Y., Free Press, 1973. 37. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.М., 1976. 38. Семененко И. И. Афоризмы Конфуция. — М.: МГУ, 1987. 39. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. — М.: Политиздат, 1975. 40. Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. — М., 1990. 41. Серый А. В. Ценностные ориентации как фактор формирования и развития системы личностных смыслов индивида. Вопросы общей и дифференциальной психологии. — Кемерово: Кузбассвузиздат. 42. Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values // Journal of Personality and Social Psychology. — 1987. — Vol.58. — № 5. — P.550-562. 43. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. —Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 44. Филиппов Ф.Р. Социальная ориентация и социальные перемещения // Вопросы социальной и профессиональной ориентации молодежи. - Свердловск, 1982. 45. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. С англ. И нем. — М.: Прогресс, 1990. 46. Человек и его работа. Социологическое исследование / Под ред. А.Г.Здравомыслова. М., 1967. 47. Шерковин Ю. А. Проблема ценностных ориентации и массовые информационные процессы // Психол. журн. — 1982. — Т.3. — № 5. — С.235-145. 48. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социол. журн. — 1994. — № 1. — С. 35-52.
Date: 2015-10-18; view: 448; Нарушение авторских прав |