Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава II. Экспериментальное исследование особенностей ценностных ориентаций у студентов





Организация и методы исследования. Анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов 3 курса

Экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа проводилось в несколько этапов.

I этап предусматривал анализ литературы по теме исследования: определение объекта, цели, предмета; постановку задач и методов исследования; анализ, обобщение, подбор материала по проблеме ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа (июнь – август 2006г.).

II этап – экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов 3 курса (сентябрь - октябрь 2006 г.).

III этап – экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов 4 курса (сентябрь - октябрь 2007 г.).

IV этап – сравнительный анализ исследований ценностных ориентаций (ноябрь-декабрь 2007г.).

На первом этапе исследования применялся метод теоретического анализа литературы, позволивший нам рассмотреть проблему ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа.

При организации экспериментального исследования в соответствии с целью и задачами работы в число респондентов были включены испытуемые в количестве 20 человек, студенты факультета Педагогики и психологии педагогического института г. Лесосибирска.

Возраст испытуемых студентов 3 курса, по материалам анкетирования составляет от 19 до 34 лет.

Возраст испытуемых студентов 4 курса от 20 до 35лет.

Соотношение исследуемых студентов составляет 50% женатых (замужем) и 50% не женатых (не замужем);

У 8 из 20 опрошенных есть дети.

Для исследования ценностных ориентаций нами была составлена следующая анкета.

Анкета

1. Возраст

2. Семейное положение

3. Дети

4. Ценности в жизни

(поставьте цифры в порядке значимости для Вас)

а) профессия

б) социальный статус

в) семья

г) самосовершенствование

д) ваш вариант ответа

5. Почему решили поступить в ВУЗ?

а) необходимо получить диплом

б) возможность интеллектуального развития

в) возможность улучшить свое материальное положение

г) получение профессии

д) желание родителей

е) для самоутверждения

ж) ваш вариант ответа

6. Чем обусловлен выбор данной профессии?

7. Как планируете применить полученные знания?

а) буду работать по выбранной профессии

б) не буду работать по данной профессии

в) еще не решил(а)

 

Далее были использованы следующие методики.

Методика 1. «Ценностные ориентации» (М. Рокич)

М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Методика 2. Морфологический тест жизненных ценностей.

Предлагаемый вариант опросника жизненных ценностей призван помочь практическому психологу как в индивидуальной диагностике и консультировании, так и при исследовании различных групп (трудовых и учебных коллективов) по проблемам мотивации, для лучшего понимания важности различных жизненных сфер деятельности. Методика возникла как результат использования и дальнейшего усовершенствования методики И. Г. Сенина.

Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином «ценность» мы понимаем отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность.

Перечень жизненных ценностей включает:

1. Развитие себя, т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.

2. Духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.

3. Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.

4. Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.

5. Собственный престиж, т. е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.

6. Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.

7. Достижение, т. е. постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.

8. Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.

Терминальные ценности реализуются по-разному, в различных жизненных сферах. Под жизненной сферой понимается социальная сфера, где осуществляется деятельность человека. Значимость той или иной жизненной сферы для разных людей неодинакова.

Перечень жизненных сфер:

1. Сфера профессиональной жизни.

2. Сфера образования.

3. Сфера семейной жизни.

4. Сфера общественной активности.

5. Сфера увлечений.

6. Сфера физической активности.

Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка.

Морфологический тест жизненных ценностей состоит из 112 утверждений (см. приложение 1), каждое из которых испытуемому необходимо оценивать по 5-балльной системе. Перед началом тестирования испытуемому дается следующая инструкция:

«Вам предлагается опросник, в котором описаны различные желания и стремления человека. Просим Вас оценить каждое утверждение по 5-балльной шкале следующим образом:

- если для Вас смысл утверждения не имеет никакого значения, то в соответствующей клетке бланка поставьте цифру 1;

- если для Вас имеет небольшое значение, то поставьте цифру 2;

- если для Вас имеет определенное значение - поставьте цифру 3;

- если для Вас это важно - поставьте цифру 4;

- если для Вас это очень важно - поставьте цифру 5.

 

В результате проведенного анкетирования было выявлено, что ценность «семья» занимает первое место для 65% испытуемых;

на втором месте оказалась ценность «самосовершенствование», она является важной для 15% испытуемых; на третьем месте у 15% испытуемых оказалась ценность «здоровье», хотя эта ценность не была указана в анкете, но у опрашиваемых была возможность выбора; четвёртое место для 5% анкетируемых заняла ценность «профессия».

В нашей анкете был предложен следующий вопрос: «Как планируете применить полученные знания?» - 60% опрошенных ответили, что будут работать по выбранной профессии; 35% студентов ещё не решили и только 5% респондентов ответили, что не будут работать по данной профессии.

Результаты диагностики по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича представлены в таблицах 1, 2.


Таблица 1

Результаты исследования ценностных ориентаций у студентов 3 курса по методике «Ценностные ориентации» М.Рокича (терминальные ценности)

Номер п/п Список А (терминальные ценности): 3 курс %
  – активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); 5,2
  –жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); 5,2
  – здоровье (физическое и психическое); 47,3
  – интересная работа;
  – красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
  – любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  – материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
  – наличие хороших и верных друзей; 5,2
  – общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
  – познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); 5,2
  – продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
  – развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); 15,7
  – развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
  – свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); 5,2
  – счастливая семейная жизнь; 10,5
  – счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
  – творчество (возможность творческой деятельности);
  – уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). 5,2

 


Таблица 2

Результаты исследования ценностных ориентаций у студентов 3 курса по методике «Ценностные ориентации» М.Рокича (инструментальные ценности)

Номер п/п Список Б (инструментальные ценности): 3 курс %
  – аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
  – воспитанность (хорошие манеры); 10,5
  – высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
  – жизнерадостность (чувство юмора); 5,2
  – исполнительность (дисциплинированность); 10,5
  – независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); 5,2
  – непримиримость к недостаткам в себе и других;
  – образованность (широта знаний, высокая общая культура); 5,2
  – ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); 10,5
  – рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
  – самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
  – смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
  – твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
  – терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); 15,7
  – широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); 10,5
  – честность (правдивость, искренность);  
  – эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
  – чуткость (заботливость). 5,2

 

Анализ групповой иерархии ценностных ориентаций студентов 3 курса позволил выявить следующее:

первое место в списке значимых терминальных ценностей для 47,3 % испытуемых занимает здоровье (физическое и психическое).

Второе место для 15,7 % респондентов занимает развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование).

На третьем месте находится ценность счастливая семейная жизнь, эта ценность стала значимой для 10,5 % испытуемых.

Четвёртое место по предпочтению у студентов 3 курса разделили такие ценности как:

– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

– наличие хороших и верных друзей;

– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Эти ценности явились значимыми для 5,2 % испытуемых.

Из иерархии инструментальных ценностей, студенты предпочли

– честность (правдивость, искренность) она явилась значимой для 21 % испытуемых;

– ценность терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) имеет второе место и оказалась значимой для 15,7 % опрошенных;

Третье место разделили такие ценности как:

– воспитанность (хорошие манеры);

– исполнительность (дисциплинированность);

– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки). Они стали значимыми для 10,5 % испытуемых.

На четвёртом месте стоят такие ценности как:

– жизнерадостность (чувство юмора);

– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

– образованность (широта знаний, высокая общая культура);

– чуткость (заботливость). Они приобрели значимость для 5,2 % респондентов.

Результаты исследования показали, что потребность в здоровье занимает ведущее место в иерархии жизненных ценностей.

Ценность «развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)» заняла второе место в иерархии ценностей.

Стремление к саморазвитию является одной из главных целей в освоении профессии педагога и ценность её очень важна на протяжении всего жизненного пути учителя.

Ценность «счастливая семейная жизнь» занимает третье место. Потребность в счастливой семейной жизни у большего количества испытуемых объясняется тем, что основную часть студентов составляют женщины – хранительницы семейного очага у многих из них есть свои семьи и дети, а многие только собираются создать свою семью и соответственно это для них является наиболее важным в жизни.

Четвёртое место разделили такие ценности как: активная деятельная жизнь; жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); наличие хороших и верных друзей; познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений.

Таким образом, не случайно такие ценности как потребность в честности, правдивости, искренности, терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения), а также аккуратность, воспитанность (хорошие манеры), исполнительность (дисциплинированность), широта взглядов занимают важное место в становлении будущих педагогов, так как актуализация этих потребностей составляет основную базу педагогической профессии.

Результаты исследования студентов 3 курса по морфологическому тесту жизненных ценностей представлены в таблице 3.

 

Таблица 3

Показатели студентов 3 курса по морфологическому тесту жизненных ценностей

Ценности Баллы
Жизненные ценности Развитие себя 38.5
Духовное удовлетворение 41.2
Креативность 35.6
Активные социальные контакты 37.6
Собственный престиж 32.6
Высокое материальное положение  
Достижение  
Сохранение собственной индивидуальности 36.7
Жизненные сферы Сфера профессиональной жизни 59.1
Сфера образования 56.6
Сфера семейной жизни  
Сфера общественной активности  
Сфера увлечений 48.8
Сфера физической активности  

 

Анализ показателей представленных в таблице 3, позволяет отметить, что ценность «Сфера профессиональной жизни» занимает главное место в иерархии жизненных сфер у студентов 3 курса (59.1 балл). Этот факт может означать, что сфера профессиональной жизни служит для студентов основанием для развития собственного профессионального становления как специалиста в области образования и положительного отношения к будущей профессии.

Ценность «Сфера образования» (56.6 баллов) является одной из наиболее значимых для студентов, она заняла 2 место в ранге жизненных сфер.

Интерес к семейной жизни, также явился преобладающим для испытуемых (51 балл), данной ценности принадлежит третье ранговое место в иерархии жизненных сфер.

Сфера «Стремление к активным социальным контактам» занимает четвёртое место в иерархии жизненных сфер (49 баллов).

Сфера увлечений занимает пятое место в иерархии жизненных сфер, для студентов психологического факультета 3 курса.

На шестом ранговом месте находится «Сфера физической активности» (37 баллов). Таким образом, значимыми ценностями жизненной сферы у студентов 3 курса являются ценности сферы профессиональной жизни, сферы образования и сферы семейной жизни.

В иерархии жизненных ценностей доминирующей является ценность «Духовное удовлетворение» (41.2 балла).

Второе место в иерархии жизненных ценностей заняла потребность в достижениях, то есть стремление к достижению ощутимых результатов в любом виде деятельности. Эта потребность объясняется самим характером учебной деятельности студентов (41 балл).

Ценность «Материальное благосостояние» по количеству набранных баллов (39 баллов) находится на третьем месте.

Следующая иерархия жизненных ценностей по количеству баллов является менее значимой для студентов 3 курса: ценность «Стремление к развитию себя» (38.5 балла); ценность «Активные социальные контакты» (37.6 балла); ценность «Сохранение собственной индивидуальности» (36.7 балла); ценность «Креативность» (35.6 балла).

На протяжении обучения в институте увеличивается стремление студентов к завоеванию авторитета, признания, поддержанию собственного престижа. К сожалению, данная ценность оценена наименьшим количеством баллов (32.6 балла) и является менее значимой из всех обозначенных жизненных ценностей у исследуемых студентов.

 

Date: 2015-10-18; view: 867; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию