Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Самостоятельная работа № 5 ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
ТЕМА: СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ ЗАДАНИЕ № 1. Дайте определения следующим терминам, приводя примеры на каждый случай: антитеза, оксюморон, зевгма, литота, перифраза, риторический вопрос. Обратите внимание! Давайте формулировки терминам, используя словари и справочники по культуре речи, например: 1. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник./Под ред.Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова и др. – М: Флинта:Наука, 2003. и др. издания. 2. Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. Учебное пособие.- М: Эксмо, 2008. Проиллюстрируйте примерами из прозаических, поэтических и публицистических текстов.
Примеры приводите из художественной литературы и СМИ.
ЗАДАНИЕ № 2. Сочините пять рекламных текстов, построенных на 1) анафоре; 2) эпифоре; 3) антитезе; 4) хиазме; 5) олицетворении. Образец: Лето. Жара. Июль. Температура воздуха повышается, а наши цены снижаются! У нас не распродажа! У нас обвал цен!!!
Обратите внимание! Приступая к работе над рекламными текстами, уточните значение терминов анафора, эпифора, антитеза, хиазм, олицетворение в словарях и справочниках по культуре речи, например: Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник./Под ред.Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова и др. – М: Флинта:Наука, 2003. и др. издания. Помните, что рекламный текст имеет нормативный характер, то есть конструируется в соответствии с многоуровневыми нормами: речевой, стилевой, композиционной, под которой понимается системное использование смысловых структур в целях наиболее оптимального развёртывания воздействующего изложения. Минимальный объем текста – 5 предложений.
ЗАДАНИЕ № 3. Проанализируйте выразительные средства текста. Найдите в тексте известные Вам тропы и стилистические фигуры: метафоры, сравнения, гиперболы, антитезы, синонимические повторы, градации, анафоры, эпифоры и др. Вариант 1. Каждый народ по-своему вступает в брак, рождается, болеет и умирает; по-своему лечится, трудится, хозяйствует и отдыхает; по-своему горюет, плачет, сердится и отчаивается; по-своему улыбается, шутит, смеется и радуется; по-своему ходит и пляшет; по-своему поет и творит музыку; по-своему говорит, декламирует, острит и ораторствует; по-своему наблюдает, созерцает и творит живопись; по-своему исследует, познает, рассуждает и доказывает; по-своему нищенствует, благотворит и гостеприимствует; по-своему строит дома и храмы; по-своему молится и геройствует… Словом, у каждого народа иной, особый душевный уклад и духовно-творческий акт. Так нам всем дано от Бога. И это хорошо. Это прекрасно. Богат и прекрасен сад Божий; обилен формами, блещет красками и видами, сияет и радует многообразием: Все хочет петь и славить Бога: Заря, и ландыш, и ковыль, И лес, и поле, и дорога, И ветром зыблемая пыль. (И.А. Ильин) Вариант 2. Шостакович начал симфонию в Ленинграде, а закончил её в Куйбышеве. Кажется непонятным, как он пронёс эту бурю с собой. Как он всю её сразу же перенёс на графленные нотные листы. Как эти звуки родились и жили в нем. Три месяца спустя Седьмую симфонию Шостаковича слушала в Колонном зале Москва. Включены были микрофоны, и радиоволны разносили звуки симфонии по всему земному шару. Он играл, сидя на краешке стула, - худенький, с острыми плечами, в подтяжках, с хохолком, торчащим на голове… Он играл – и вся природа была во власти его пленительной музыки. За окнами медленно опускался тонкий, как прозрачное стекло, снег. Он играл, а сквозь эти окна не проникал ни один звук. Он играл – и белые мраморные колонны внимали его музыке. А рядом грохотала война. Страшная и великая. Полыхало пламя её и пахло горькой гарью пожарищ, слышался гром катастроф, пролетал ветер победы… (А. Каплер). Вариант 3. Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! (М.Ю.Лермонтов) Вариант 4. В деревне быстро исчезали голубоватые ночные сумерки. Они исчезали покорно, без борьбы, словно зная о справедливости: всему свой черёд и свое место. Черёд пришел широкому благодатному утру. Сначала стало тихо. Так тихо, что ни одного звука не пролетало по деревне. Так тихо, что даже петухи в преддверии утра крепились и сдерживали свой пыл. Белая ночь ушла вместе с сумерками, багряная заря подпалила треть горизонта, и вся деревня замерла, будто готовясь к пробуждению. В это самое время за палисадом пробежало девичье платье. Почти одновременно в сторону метнулся черный пиджак. И тотчас же из-за леса выпросталось громадное солнце. Казалось, что оно, не скрывая своей щедрости, озорно щурилось и подмигивало разбуженному белому свету. Немного погодя оно стало круглее и меньше, а красный угольный жар его сменился ровным, нестерпимо золотым. (По В. Белову) Вариант 5. Ночью крепчал мороз. С утра роща поседела – серебряный иней лег на тонкие безлистные ветви. Поседела и грустит, словно молодая девушка. Но подойди поближе – и нет никакой грусти. Напротив, улыбаются деревья черными отметинами на белой бересте. Улыбаются ветви, устремляя свои мысли к высокому небу. Улыбается щекастенькая синичка. Дрыгая не подчинявшимся ей хвостиком, она тюкнула раза два и, тонко свистнув, запрыгала по бревну. Вот она вспорхнула с бревна, метнулась над ушастой головой кравшегося за ней кота. Тот прыгнул, лапой ударил по воздуху и шмякнулся на траву. Секунду разочарованно глядел вослед синице. Потом встал и, жмурясь, лениво пошел дальше. Побежишь дальше, и вдруг запляшут, захороводят березки, взявшись за руки. У речки спит нестарый осинник. Глубоко, по-ребячьи. Увял до весны его зеленый шатер. (По В. Пескову) Вариант 6. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О, моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств! Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть. (С.Есенин)
|