Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определения культуры





 

Легкозаметить, что говоря о возникновении и развитии представлений о культуре, мы уклонялись от определения того, что же все-таки такое культура. Это не случайное уклонение. В 1952 году американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон опубликовали книгу с обзором имевшихся к тому времени концепций и определений культуры. Они проанализировали более ста пятидесяти определений, каждое из которых отражало существенную сторону понятия культуры и, безусловно, имело право на существование. В 1963 году Кребер и Клакхон переиздали свое исследование, существенно дополнив перечень определений культуры за счет новых интерпретаций, появившихся за десятилетие, прошедшее со времени выхода первого издания. Это был, пожалуй, наиболее полный из имевшихся в мировой литературе обзоров определений и концепций культуры. Но и он не был достаточно полным, ибо Кребер и Клакхон сосредоточивались на подходах, имевшихся в англо-американской литературе. Многообразие определений и концепций, имевшихся в немецкоязычной и франкоязычной традиции, в общем, осталось вне поля зрения исследователей.

Тем не менее, эта работа дает достаточно четкое представление о типах и способах определения понятия культуры. Кребер и Клакхон разделили все определения культуры на шесть основных типов (от А до F), некоторые из которых, в свою очередь, разделяются на несколько групп.

А. Описательные определения, в которых упор делается на перечисление всего того, что обнимается понятием культуры. Родоначальником такого способа определения культуры является знаменитый антрополог Э. Тайлор. По Тайлору, «культура, или цивилизация в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».

В. Исторические определения, где упор делается на процессы социального наследования, на традицию. Примером здесь может служить определение, данное знаменитым лингвистом Э. Сепиром: культура – это «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни». Недостатком определений такого рода является подчеркивание стабильности и неизменности, отчего упускается из виду активность человека в развитии и изменении культуры.

С. Нормативные определения. Они делятся на две группы. Первая – определения, ориентирующиеся на идею образа жизни. «Образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой... Культура племени есть совокупность стандартизованных верований и практик, которым следует племя» (антрополог К. Уислер). Вторая группа – определения, ориентирующиеся на представления об идеалах и ценностях. Здесь можно процитировать два высказывания: «Культура – это выход избыточной человеческой энергии в постоянной реализации высших способностей человека» (философ Т. Карвер);

культура – «это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции), независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях» (социолог У. Томас).

D. Психологические определения, где упор делается либо на процесс адаптации к среде (D-I), либо на процесс научения (D-I1), либо на формирование привычек (D-III). Под индексом D-IV Кребер и Клакхон помещают «чисто психологические определения». Ниже следуют образцы определений, характерных для каждой из этих четырех групп.

D-I: «Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и есть культура, или цивилизация... Эти приспособления обеспечиваются путем сочетания таких приемов как варьирование, селекция и передача по наследству» (социологи У. Самнер и А. Келлер).

D-II: «Культура – это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках, как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей» (антрополог Р. Бенедикт).

D-1II: Культура - это «формы привычного поведения. общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» (социолог К. Янг).

D-IV: «Под культурой мы будем понимать совокупность всех сублимаций, всех подстановок или результирующих реакций, короче, все в обществе, что подавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации» (психоаналитик Г. Рохайм).

Е. Структурные определения, где упор делается на структурную организацию культуры. Характерны здесь определения, данные антропологом Р. Линтоном: «а) <...> Культуры – это, в конечном счете, не более, чем организованные повторяющиеся реакции членов общества, б) Культура – это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества».

И, наконец, F. Генетические определения, где культура определяется с точки зрения ее происхождения. Они разделяются на четыре группы: F-I, где культура рассматривается как продукт или артефакт, F-II, где упор делается на идеях, F-II1, где подчеркивается роль символов, и F-IV, где культура определяется как нечто, происходящее из того, что не есть культура. Ниже следуют наиболее характерные образцы определений каждой группы.

F-I: «В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга» (социолог П. Сорокин).

F-II: «Культура – это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобществления» (социолог Г. Беккер).

A-III: «Культура – это имя для особого порядка, или класса, феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, которую мы называем «символизацией». Говоря точнее, культура состоит из материальных объектов – орудий, приспособлений, орнаментов, амулетов и т.д., – действий, верований и установок, функционирующих в контекстах символизирования. Это тонкий механизм, организация экзосоматических путей и средств, используемых животным особого рода, то есть человеком, для борьбы за существование или выживание» (социолог Л. Уайт).

F-IV: «То, что отличает человека от животных, мы называем культурой» (естествоиспытатель и философ В. Оствальд).

Каждое из этих многообразных определений сосредоточивается на какой-то одной стороне, или характеристике, или качестве культуры. Как правило, они не являются взаимоисключающими. Разумеется, из краткого определения понять ход мыслей того или иного автора зачастую трудно или просто невозможно. Для этого нужен более широкий контекст. Но, тем не менее, можно приблизительно представить себе, в чем были бы согласны авторы буквально всех приведенных определений. Они были бы согласны, что культура – это то, что отличает человека от животных, что культура – это характеристика человеческого общества. Далее, они, наверное, согласились бы, что культура не наследуется биологически, но предполагает обучение. И еще: они наверняка признали бы, что культура напрямую связана с идеями, которые существуют и передаются в символической форме (посредством языка).

Это самые общие суждения о культуре, относительно которых возможно согласие среди исследователей самых разных направлений в социальных и гуманитарных науках. Далее, конечно, начались бы разногласия. На них мы сейчас сосредоточиваться не будем. Для нас важно, что этих, предполагающих консенсус, представлений о культуре достаточно для обоснования культурного анализа.

 

6. Функции культуры.

 

Функции культуры – совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей. Люди порождают культуру и используют ее в своих интересах. Под функциями культуры можно понимать совокупность селектированных историческим опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей. При этом все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют почти все формы индивид. активности человека в силу его связанности с социальным окружением. Число такого рода функций культуры весьма велико, и они могут быть выстроены в иерархическую структуру от наиболее общих до сравнительно частных.

Наиболее общими функциями культуры являются:

1. Функция социализации – человек как биологический вид становится человеком в социальном смысле лишь только в том случае, если он включен в культуру. Только действую в предметном поле культуры и находясь в общении человек усваивает язык, формы человеческой деятельности, приобретает знания и т.д.

2. Функция адаптации – благодаря культуре происходит приспособление человека к изменяющимся природным и социальным условиям его существования.

3. Нормативно-регулятивная функция – в культуре происходит накопление ценностных ориентаций, норм, традиций и обычаев, обеспечивающих устойчивое взаимодействие между людьми.

4. Коммуникативная функция – в культуре формируются формы и символические средства, обеспечивающие общение между людьми.

5. Интегративная функция – культура является основанием устойчивого коллективного существования людей и их деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей.

6. Познавательная функция – посредством культуры происходит накопление социально значимого опыта и знаний людей и передача их последующим поколениям.

7. Функция реалибитации и релаксации – благодаря культуре в обществе создается система норм, образцов, форм, традиций и стереотипов, позволяющих человеку восстанавливать и поддерживать свои физические и духовные силы, следить за здоровьем.

8. Функция самоидентификации – через культуру передается система этнических, социальных, конфессиональных, государственных и других маркеров, позволяющих человеку ощущать себя частицей социальной целостности.


Date: 2015-10-19; view: 1601; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию