Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура и цивилизация





 

Противопоставление культуры и цивилизации возникло в Германии в XVI11 - XIX веках. Эта понятийная конструкция имела вполне очевидные социально-исторические корни. Германия в тот период состояла из множества карликовых феодальных государств и не имела национального политического самосознания, хотя ощущение единства национальной культуры было весьма ярко выражено. Противопоставление культуры и цивилизации стало, таким образом, результатом осмысления германской наукой состояния культурного единства при одновременной политической раздробленности собственной нации.

Немецкий социолог Фердинанд Теннис в конце XIX столетия сформулировал представление о направлении эволюционирования социальной организации от «общины» (Gemeinschaft) к «обществу» (Gesellschaft). Соответственно имеются два типа социальных отношений: общинные и общественные. Отношения первого рода коренятся в эмоциях, привязанностях, душевной склонности и сохраняют собственную самотождественность как сознательно, в силу следования традиции, так и бессознательно, в силу эмоциональных уз и благодаря объединяющему влиянию общего языка. Это отношения, характерные для таких общностей, как семья, соседство, род, даже этнос или нация. Главное здесь – органичность, конкретность отношений, их укорененность в традиции. Они, эти отношения, и есть отношения в рамках общей культуры.

В основе отношений второго рода, или общественных отношений, лежит рациональный обмен, смена находящихся во владении вещей. Они имеют вещную природу и характеризуются противоположно направленными устремлениями участников. Они, конечно, могут частично основываться и на общинных отношениях, но могут существовать также между разделенными и чуждыми друг другу людьми, даже между врагами, благодаря сознательному решению участвующих в них индивидов. Отношения такого рода имеют целиком рациональную структуру. Их субъектами могут быть не только индивидуумы, но и разного рода группы, коллективы, даже сообщества и государства, рассматриваемые как формальные «лица». Это отношения в рамках цивилизации.

Констатировав развитие от «общины» к «обществу», Теннис, таким образом, констатировал, что общественный прогресс происходит за счет утраты культурного компонента отношений, разрыва традиционных связей, непрерывного снижения доли тепла, родственности, взаимной душевной склонности в отношениях людей друг к другу. Их место заступают холодный расчет и рационализм.

Теннисовская и подобные ей оценки состояния и перспектив развития культуры вели к идеализации отношений типа общинных, необратимо уходящих в прошлое, к возникновению концепций культурного пессимизма и к так называемой критике культуры, то есть по существу к критике современности, ведущей, якобы к распаду и гибели культуры. Основоположником критики культуры был Фридрих Ницше, а вся эта традиция, иногда называемая неоромантической, вела, хотя и косвенным образом, к выводам вполне реакционным, совмещающимся с направлением активно развернувшейся в Германии после первой мировой войны нацистской пропаганды.

Освальд Шпенглер, опубликовавший в 1919 году свою знаменитую книгу «Закат Европы», увидел в цивилизации свидетельство грядущей гибели Запада. «Гибель Запада... представляет не более и не менее как проблему цивилизации....Цивилизация есть совокупность крайне внешних и крайне искусственных состояний, к которым способны люди, достигшие последних стадий развития. Цивилизация есть завершение. Она следует за культурой, как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как окоченение за развитием, как духовная старость и каменный и окаменяющий мировой город за господством земли и детством души, получившими выражение, например, в дорическом и готическом стилях. Она неотвратимый конец; к ней приходят с глубокой внутренней необходимостью все культуры». Для Шпенглера, как и для Тенниса, и для многих других, противопоставление культуры и цивилизации – это противопоставление духовной, идеалистической стороны существования – технологической и утилитарно-материалистической. К культуре относится все созданное духом, органичное, творческое, конкретное. К цивилизации - нетворческое, неорганичное, всеобщее.

Уже в наше время Герберт Маркузе противопоставил цивилизацию культуре как жесткую и холодную повседневность – вечному празднику, как реальность – утопии. Культура для него – это плоды работы литературы, искусства, музыки, философии, накапливающиеся и пронизывающие всю историю человечества. Духовный труд культуры противостоит материальному труду цивилизации, как будний день противостоит выходному, работа – досугу, царство необходимости – царству свободы, и природа – духу.

Парадоксальным образом учение о противостоянии культуры и цивилизации легло в основу обеих существовавших в XX веке версий тоталитарной идеологии. О связи критики культуры с нацистской пропагандой уже сказано. Действительно, ходы мысли, ведущие от критики культуры к национализму, расизму, антисемитизму и прочим нацистским «измам», прослеживаются довольно отчетливо. Если мы хотим покончить с пагубным влиянием цивилизации, разлагающей человеческие отношения, то мы должны противопоставить безликому и бесчувственному космополитизму эмоциональную близость членов рода, нации, расы («мы одной крови – ты и я...»), должны осудить и уничтожить еврейство как символ торгашества и расчетливости, противопоставить демократии как торжеству рациональной процедуры принцип фюрерства, где горячо любимый фюрер воплощает собой идею нации и народа. Затем последует критика загнивающего Запада, «германская» наука будет противопоставлена «западной» науке, германское искусство, воспевающее романтические ценности семьи, народа, расы, окажется бесконечно выше «вырожденного» абстрактного искусства Запада, отчего последнее будет подлежать презрению и уничтожению: картины и книги – в огне, художники – в концлагерях.

В то же время, если рассмотреть марксистскую традицию, сложившуюся в рамках эволюционистского подхода, там тоже можно увидеть элементы критики цивилизации, а именно: торгашеской буржуазной цивилизации, уничтожающей подлинность человеческих отношений. Об этом – весь «Манифест коммунистической партии». В нем же - и решение проблемы. Пролетариат – продукт безжалостной и рациональной технической цивилизации, но его задача – преодолеть эту цивилизацию путем социалистической революции, а затем, «обогатив себя всем культурным богатством, которое накопило человечество», воссоединить цивилизацию и культуру. Это как бы программа возвращения «потерянного рая» культуры на новом витке исторического развития. Герберт Маркузе, относящийся к неомарксистскому направлению, выражает именно это утопическое представление о скачке из царства необходимости в царство свободы.

Разумеется, сами критики культуры от Ницше и Тенниса до Шпенглера и более поздних вовсе и не собирались делать такие радикальные выводы из своих теорий, какие делали нацисты, с одной стороны, и большевики, – с другой. Там, где речь идет о практической политике на основе культуркритических идей, мы имеем дело с вульгаризацией философских и культурологических положений. Но все равно надо относиться настороженно ко всем высказываниям, раздающимся часто и сейчас в России, о том, что спасение от жестокости и бессердечия новой нашей реальности – в народе, или в провинции, где отношения чище и лучше, теплее и эмоциональнее, что идея России – это идея соборности, коллективности. Такими соображениями, даже если они сформулированы с самыми лучшими намерениями, может быть вымощена дорога в ад.

Заключая рассмотрение эволюционистской парадигмы в изучении культуры, можно сказать, что она внесла бесконечно много в познание культурной реальности человечества, в понимание человеческой природы, функций культуры, закономерностей ее развития. Многие из работ представителей эволюционистского направления не потеряли своего познавательного значения и по сей день, поскольку в них культура, до того рассыпавшаяся калейдоскопическими картинками, лишенными видимого смысла и единства, обрела определенную целостность, была систематизирована и упорядочена, хотя именно эта ее систематичность, в той или иной степени навязанная культуре, стала одной из главных причин смены парадигм в изучении культуры.

 

Date: 2015-10-19; view: 283; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию