Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование артикуляционной функции





Важным этапом в формировании исполнительского аппарата является подключение языка для обеспечения разделяющей (или прерывающей) его функции как основы штриховой техники и выразительности исполнения на духовых инструментах. Подключение языка имеет сложную структуру действия, т.к. она способствует сохранению певучести и создается впечатление непрерывности звучания инструмента при исполнении штриховых технических приемов. Привычного прерывания воздушно-звукового потока уже не происходит, а также исключаются нередко слышимые у некоторых исполнителей в момент атаки при чередовании звуков (типа: ляп-ляп-ляп; либо тьфу-тьфу), либо тормозного рефлекса, стимулирующего т.н. “затыкание” при звукоизвлечении на медных духовых инструментах.

В процессе вокализации на гласных (А, Е, И, Я и других) звуковедение имеет непрерывный – протяженный характер. Язык в этом процессе, вполне естественно, участия не принимает – по аналогии с пением (см. рис.16).

 
 

 

Рис. 16. Артикуляция гласных при вокализации на примере гласной «А» - по этой аналогии производится прием «ПА» при звукоизвлечении на духовых инструментах. В первый момент губы смыкаются для произнесении гласной «П», а затем образуют необходимую щель для прохождения воздуха в инструмент, но уже определенным образом преобразованного.

 

При игре на духовом инструменте его функция заключается в организации разделительных действий на более поздних этапах, при произнесении согласных звуков: П, Л, Н, Д, К, Т. Достоверность подобных аналогий определяется работами О.Ф.Сеффери [113] и А.Н.Яковлева [161], а также результатами экспериментальных исследований: вокальной артикуляции М.И.Ланского [1988]. Практика использования артикуляционного алгоритма в освоении духовых инструментов по технологии СТОДИ показала, что сущностным сходством технологических приемов артикуляции в пении и игре на духовых инструментах являются однородность вокализации в обоих случаях:

- во первых, фрикативная атака (без использования языка на слоге – Па), обеспечивающая устойчивость зукоизвлечения;

- во-вторых, разделяющая функция языка, выражающая в двух функциях формирующих штриховую артикуляцию, произнесение различных фонем во время звукоизвлечения (см. ниже).

На рисунке 16 проиллюстрировано положение языка в процессе вокализации на открытом гласном «А». Таким образом, определился очень важный аналоговый ориентир при разработке артикуляционного алгоритма и построении Сферы Артикуляции в технологии СТОДИ – между фрикативная (безязыковая) атака звука как начальной стадии построения звукоряда на духовых инструментах, так и управлением ее в произнесении и связывании отдельных звуков в мелодию, т. е., в процессе звуковедения.

Практическое использование указанного артикуляционного алгоритма (ПА, ЛА, НА, ДА, ГА) в начальном этапе освоения духового инструмента, и с последующим выходом на профессиональный уровень – на штрихи: ТА-КА; ТЕ-КЕ; ТИ-КИ; ЧИ-КИ, показали свою высокую эффективность, также и в процессе профессиональной реабилитации (переобучении). Суть этого алгоритмазаключалась впостепенном подключении языка – от безъязыковой атаки при мягком подключении к воздушному потоку (в пассивной форме, от ЛА, НА, ДА, ГА) и подготовка его к произнесению более твердых слоговых фонем: ТА, ТУ, ТИ и ЧИ с подключением вспомогательных приемов артикуляции – КА, КЕ, КУ, КИ. При этом чрезвычайно важно соблюдать строгую последовательность в подключении указанных фонем.

Этот алгоритм формирования штриховой техники (опред. В.Н.Говора) при освоении и ее реализации при игре на всех духовых инструментах, обеспечивает бо́льшую эффективность и художественную выразительность исполнения уже на начальной ступени освоения (с первых недель обучения). Нам удалось выявить две основные рабочие артикуляционные функции: первая, это функция «поршня», нагнетающего внутриротовое давление, что и обеспечивает стабильность работы всего исполнительского аппарата инструменталиста-духовика; вторая – функция «прерывателя» этого воздушного потока на выходе из ротовой полости.

На Рис.17 показан принцип действия языка в роли поршня, обеспечивающее необходимый уровень внутри-ротового давления (ВРД) повышающего скорость прохождения воздушного потока, создающего, с одной стороны: выход на тембр звука (на самых ранних периодах); с другой стороны, способствующего стабильной работы губного аппарата, во взаимодействии с артикуляционной функции во время исполнения. В процессе освоения СТОДИ, артикуляционная функция языка реализуется в поступенном его подключении (в определенных алгоритмах).

Рис. 17. Иллюстрация работы языка в роли поршня при произнесении слога “ТИ” в верхнем регистре: 1 – это купол ротовой полости (верхнее небо); 2 – это направление движения подбородка во время звукоизвлечения; маленькие стрелочки показывают направление течения воздушного потока под действием языка, сжимающего его, направляя этот поток в “камеру” (первичная позиция) ВРД, где и создается необходимое воздушное давление; большой стрелкой показывается действие собственно поршня, осуществляемое самим языком (вторичная позиция) в положении “арки”.

 

По аналогии с вокализацией в его подключении к звукообразованию основным приемом является фрикативная атака на слоге – «ПА». В этом случае сохраняется естественное (физиологически целесообразное положение) губного аппарата во время

Date: 2015-10-19; view: 408; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию