Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 9. СССР в конце 1980-х-начале 1990-х гг. Становление новой России. Современные вызовы и проблемы глобализации





1. Перестройка: замысел, основные этапы, содержание, итоги и уроки. Распад СССР.

2. Российская Федерация: становление рыночной экономики и политической системы в стране.

3. Векторы внешней политики России в XXI веке в контексте трансформации международных отношений.

 

Термины и понятия: ГКЧП, «перестройка», страны СНГ, БРИКС, ШОС, Таможенный союз ЕАЭС, исламский фундаментализм, многополярный мир.

 

Важнейшие события: реформы Горбачева, конец «холодной войны», распад мировой системы социализма, победа демократической оппозиции на республиканских выборах в РСФСР – образование двоевластия, путч ГКЧП, падение коммунистического режима, распад СССР, создание зоны ЕАЭС и региональных международных организаций, «майские указы В.В. Путина», XXVII Всемирная летняя Универсиада-2013 в Казани и XXII зимние Олимпийские игры-2014 в Сочи, возвращение полуострова Крым в состав России, санкции Евросоюза.

 

Проблемы для самостоятельного изучения:

Федерализация и регионализация в Российской Федерации в 1990-е годы: причины и содержания. Конституция 1993 года.

Социальные последствия нового экономического курса России в 1990-х годах.

Парламентские и президентские выборы в России в 1990-е и начале 2000-х годов и их результаты.

Россия в региональных событиях на Кавказе и Украине в контексте вопроса глобальной безопасности.

Западноевропейский вектор внешнеполитических интересов российской дипломатии. Россия и НАТО. Россия и ЕС.

Новые вызовы во внешней политике Российской Федерации. Россия и международные организации на Ближнем Востоке. BRICS и ЕвразЭС – новые субъекты международных отношений.

Глобализация и антиглобалистические движения в контексте европейской интеграции.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Обдумайте содержание политики приватизации в Российской Федерации в 1991-2000 гг.

2. Проанализируйте причины дефолта 1998 года.

3. Проанализируйте динамику отношений между центром и регионами в 1990-е и 2000-е годы.

4. Охарактеризуйте основные «национальные проекты» современной Российской Федерации.

5. Проанализируйте роль Совета-НАТО в формировании системы глобальной безопасности.

6. Охарактеризуйте роль БРИКС и ЕвразЭС во внешнеэкономическом и внешнеполитическом векторе России.

7. Рассмотрите внешнеполитические интересы России на мусульманском Востоке.

 

Вопросы для обсуждения и дискуссий:

1. Почему «перестройка» закончилась крахом? Была ли ей альтернатива в варианте реформ Дэн Сяопина в Китае?

2. В чем феномен первоначальной популярности Б.Н. Ельцина? И в чем сходство его действий в борьбе за власть с тактикой В.И. Ленина?

3. Какие аналогии – по причинам, характеру, расстановке сил и последствиям – можно провести между Корниловским мятежом 1917 г. и путчем ГКЧП?

4. Был ли неизбежен распад СССР? Возможно ли было сохранить Советский Союз? Ответ обоснуйте.

5. «Бархатные революции» и крушение советского блока в Европе?

6. В чем состояла суть идеи «общеевропейского дома»?

7. Какие последствия повлекли за собой вспыхнувшие национальные конфликты и процесс суверенизации республик СССР. Реалии «лихих» 1990-х и ситуация в ближнем зарубежье?

8. Федерализация и регионализация в Российской Федерации: содержание, примеры?

9. Национальные геополитические интересы России?

10. Дайте характеристику новых тенденций во внутреннем и внешнем социально-политическом курсе нашей страны на современном этапе?

 

Темы рефератов и презентаций:

1. Реформы М.С. Горбачева в СССР и Дэн Сяопина в Китае: сравнительная характеристика (стартовые условия, содержание и направленность, итоги, роль личности).

2. Беловежские соглашения: причины и последствия.

3. «Сильные» и «слабые» стороны высоких цен на энергоресурсы.

 

Электронные ресурсы:

1. http://tulpar.kpfu.ru/course/view.php?id=841

2. http://kpfu.ru/main_page?p_sub=13055

3. http://kpfu.ru/docs/F1662030075/%C8%F1%F2%EE%F0%E8%FF%20(1).doc

4. http://www.edu.ru/

5. http://www.magister.msk.ru/library/history/

6. http://znanium.com/

7. http://e.lanbook.com/

 

Основная литература:

1. История России: учебник / А.С. Орлов [и др.], Моск. гос. ун-т, Ист. фак. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 525 с.

2. Кузнецов И. Н. Отечественная история: Учебник [Электронный ресурс] / И.Н. Кузнецов. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 639 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=406952

3. Мунчаев Ш.М. История России: Учебник для вузов [Электронный ресурс] / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2009. - 752 с Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=200373

4. Апальков В.С. История Отечества: Учебное пособие [Электронный ресурс] / В.С. Апальков, И.М. Миняева. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. - 544 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=218438

5. Шишова Н.В. Отечественная история: Учебник [Электронный ресурс] / Н.В. Шишова, Л.В. Мининкова, В.А. Ушкалов. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 462 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=202584

6. Отечественная история. Курс лекций [Электронный ресурс] / С.П. Бычков, Ю.П. Дусь. - М.: Форум, 2011. - 320 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=215741

7. Отечественная история. XX - начало XXI веков: Учебное пособие [Электронный ресурс] / Под ред. А.В. Ушакова. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. - 448 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=213997

8. История России: Учебно-практическое пособие [Электронный ресурс] / Е.И. Нестеренко, Н.Е. Петухова, Я.А. Пляйс. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. - 296 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=330409

 

Дополнительная литература:

Акмалова А.А. Капицын В.М. Формирование миграционной системы СНГ / Россия и современный мир, № 3 (68), 2010.

Савицкий, А. Г. Национальная безопасность. Россия в мире [Электронный ресурс]: учебник / А. Г. Савицкий. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 463 с. - ISBN 978-5-238-02307-6.

Страны БРИКС в современной мировой экономике / Е.Ф. Авдокушин, М.В. Жариков. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2013. - 480 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9776-0255-6, 500 экз.

Глобализация и интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе (прав. и эконом. исслед.): Моногр. / И.И. Шувалов, А.Я. Капустин, Под ред. Т.Я. Хабриевой - М.: НИЦ ИНФРА-М: ИЗиСП, 2014 - 333с.: 60x90 1/16. (п) ISBN 978-5-16-009870-8, 500 экз.

Гаджиев, К. С. Кавказский узел в геополитических приоритетах России [Электронный ресурс] / К.С. Гаджиев. - М.: Логос, 2010. - 532 с. - ISBN 978-5-98704-460-5.

Горбачев М.С. Жизнь и реформы. В 2-х томах. – М., 1995.

Рыжков Н.И. Перестройка: история предательства. – М., 1992.

Яковлев А.Н. Горькая чаша: Большевизм и реформация России. – Ярославль, 1994.

Горбачев – Ельцин: 1500 дней политического противостояния. – М., 1992.

Трагедия великой державы: национальный вопрос и распад Советского Союза. Сборник статей. – М., 2005.

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ:

Тема 1

1. Наука, изучающая не только законы и закономерности общественного развития в целом, но и конкретные процессы становления, развития и преобразования различных стран и народов во всем их многообразии и неповторимости:

а) обществоведение б) философия

в) история г) социология.

 

2. Конкретные способы изучения исторических процессов это:

а) принципы б) методы

в) методология г) подходы

 

3. Суть познавательной функции истории заключается в:

а) формировании рекомендаций для политической практики

б) воспитании общества в традициях уважения к своей стране

в) влиянии на мировоззренческие установки личности

г) объективном отражении исторических событий, создание концепций исторического процесса

 

4. Из методов, которыми пользуется историческая наука, укажите тот, который не является историческим

а) исторический

б) логический

в) хронологический

г) опрос общественного мнения и анкетирование

 

5 Выявление закономерностей социально-экономического и политического развития России, обобщение опыта преобразовательной деятельности государства является

а) предметом Отечественной истории

б) методом Отечественной истории

в) принципами Отечественной истории

г) функцией Отечественной истории

 

6. Принцип объективности в исторической науке подразумевает изучение исторической реальности:

а) с точки зрения интересов определённого государства

б) в соответствии с интересами одного социального слоя

в) независимость от каких либо установок и пристрастий

г) сообразность политической конъюнктуре текущего момента

 

7. Наиболее полные сведения об историческом прошлом дают:

а) археологические памятники

б) фотодокументы

в) изобразительные источники

г) письменные источники

 

8. Историческая дисциплина, изучающая в качестве основного источника истории монеты это:

а) нумизматика б) геральдика

в) палеография г) краеведение

 

9. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая происхождение географических названий:

а) краеведение б) эпиграфика

в) сфрагистика г) топонимика

 

10. Подход, который базируется на анализе законов классовой борьбы и смены форм собственности:

а) цивилизационный б) формационный

в) информационный г) культурологический

 

11. Подход к изучению истории, который наиболее полно учитывает развитие всех сторон общественной жизни: экономики, политической системы, духовности, культуры:

а) цивилизационный б) формационный

в) информационный г) культурологический

 

12. Историческая концепция, которую развивали Н.Данилевский, А.Тойнби, О.Шпенглер:

а) цивилизационная б) формационная

в) теократическая г) волюнтаристская

 

13. Функция истории, способствующая выработке объективного, научно-обоснованного видения процессов Отечественной истории:

а) воспитательная б) мировоззренческая

в) практически-рекомендательная г) аксеологическая

 

14. Функция истории, формирующая знание и понимание исторических процессов:

а) теоретико-познавательная б) методологическая

в) прогностическая г) воспитательная

 

15.Функция истории, дающая оценку историческим процессам, проводимым в странах преобразованиям, деятельности исторических личностей:

а) воспитательная б) теоретико-познавательная

в) регулятивная г) аксеологическая

 

16. Функция истории, позволяющая людям, знающим законы и закономерности развития исторических процессов, предвидеть возможные варианты развития событий в стране и мире:

а) методологическая б) воспитательная

в) прогностическая г) регулятивная

 

17. Функция истории, позволяющая влиять на поведение и действия людей:

а) воспитательная б) познавательная

в) регулятивная г) аксеологическая

 

18. Принцип исторической науки, требующий рассматривать исторический процесс таким, каким он был в действительности, а не таким, каким бы нам хотелось:

а) историзма б) объективности

в) социального подхода г) диалектический

 

19. Принцип, требующий при рассмотрении исторических процессов учитывать национальные, классовые, социальные и иные интересы:

а) объективности б) историзма

в) социального подхода г) диалектики.

 

20. Метод, рассматривающий исторические процессы в их завершенной, зрелой форме, когда уже ясен результат:

а) исторический б) логический

в) ретроспективный г) социологический

 

21. Метод, рассматривающий исторические процессы в их развитии, взаимодействии и взаимовлиянии:

а) исторический б) хронологический

в) диалектический г) ретроспективный

 

22. Метод, в основе которого лежит последовательное исследование развития событий с момента их появления до завершения:

а) диалектический б) хронологический

в) ретроспективный г) проблемный

 

23. Система принципов и методов исторического исследования, основывающаяся на диалектико-материалистической системе познания:

а) методология б) классификация

в) мировоззрение г) социализация

 

24. Главные, основополагающие положения науки, существующие не в природе, а в сознании людей на основе изучения законов и закономерностей развития природы и общества:

а) методы б) принципы

в) парадигмы г) функции

 

25. Подход к исследованию исторических процессов, в основе которого лежит взаимодействие и взаимовлияние производительных сил, производственных отношений и классовой борьбы:

а) исторический б) логический

в) формационный г) цивилизационный

 

26. Подход к изучению стран и народов, учитывающих способ производства, форму государственного устройства, религию, уровень развития культуры, мировоззрение и менталитет народа:

а) исторический б) социологический

в) формационный г) цивилизационный

 

Тема 2

1. Понятие, характеризующее совокупность народов, имеющих общий менталитет, сходные духовные ценности и идеалы, общие черты духовной культуры:

а) социально-экономическая формация б) цивилизация

в) мистификация г) интернационализация

 

2. Великое переселение народов представляло собой:

а) массовую миграцию первобытных людей в ледниковый период

б) переселение тюркских, иранских, угро-финских, германских племен на территорию Восточно-Римской империи

в) приход норманнов и других скандинавских племен в славянские земли

г) переселение славянских племен из района Карпат на Балканский полуостров, в район среднего течения Днепра и на побережье Балтийского моря.

 

3. Первичные Восточные цивилизации географически располагались:

а) в высокогорье б) на морских побережьях

в) в долинах рек г) в степных зонах

 

4. Характерными чертами Восточной цивилизации являются (укажите неверный ответ):

а) экстенсивный способ производства

б) огромная роль государства

 

в) буддизм и ислам как основа мировоззрения

г) индивидуализм как основа взаимоотношения людей

 

5. Не является характерной чертой первичных Восточных цивилизаций:

а) статичность общества

б) доминирование коллективизма над индивидуализмом

в) сосредоточенность человека на духовном

г) слабая централизация власти

 

6 Наиболее важными чертами Западной цивилизации являются (укажите неверный ответ):

а) интенсивный способ производства

б) коллективизм как основа жизни людей

в) государство служит человеку

г) поощрение христианской религией предпринимательской деятельности

 

7. Не является характерной чертой первичных Западных цивилизаций:

а) европоцентризм

б) демократическая форма правления

в) динамизм общества

г) слабое развитие частной собственности

 

8. Деспотичная форма правления подразумевает:

а) участие народа в управлении государством

б) наличие выборных органов власти

в) функционирование принципа разделения властей

г) ничем не ограниченную власть правителя, опирающуюся на силу

 

9 Период существования Киевской Руси (века):

а) VI-IX вв. б) IX-XII вв.

в) IX-XV вв. г) XIII-XV вв.

 

10. Суть норманнской теории возникновения Древнерусского государства

а) создание государства пришедшими из Скандинавии варягами во главе с Рюриком

б) объединение славянских племен в единое государство под воздействием Византии

в) создание государства в результате борьбы со степными кочевыми племенами

г) объединение славянских племен со степными кочевыми племенами

 

11.Укажите, с каким событием в истории России связано начало династии Рюриковичей

а) с призванием варягов б) с крещением Руси

в) с походом на Киев Олега г) с основанием Москвы

 

12. По форме правления Древнерусское государство представляло собой:

а) демократическую республику б) деспотическую тиранию

в) раннефеодальную монархию г) абсолютную монархию

 

13.Ислам в Волжской Булгарии был принят в:

а) 922 г. б) 988 г.

в) 1240 г. г) 1380 г.

 

14. Хазарский Каганат был разгромлен князем Святославом в (веке):

а) VIII в. б) IX в.

в) X в. г) XI в.

 

15. Христианство в Киевской Руси было принято в (году):

а) 922 г. б) 988 г.

в) 1240 г. г) 1380 г.

 

16. Олег, Игорь, Ольга, Святослав это:

а) князья Киевской Руси

б) основатели Московского царства

в) основатели русской Православной церкви

г) основатели династии Романовых

 

17. Правитель Древнерусского государства, первым принявший христианство:

а) Игорь б) Ольга

в) Владимир г) Святослав

 

18. Последствия принятия христианства на Руси (Укажите неверный ответ)

а) сблизило Киевскую Русь с формирующейся христианской Западной цивилизацией

б) христианские ценности стали основой морали и культуры

в) разрушило языческое мировосприятие восточных славян

г) привело Киевскую Русь к определенной зависимости от Ватикана

 

19. Нельзя считать последствием принятия христианства

а) сближение Древнерусского государства со странами Восточной цивилизации

б) укрепление княжеской власти

в) развитие духовной и материальной культуры

г) поднятие престижа Древнерусского государства среди европейских стран

 

20. В социальную структуру Древнерусского государства входили (указать неверный ответ):

а) дружинники б) холопы

в) свободные общинники г) царь

 

21. Сведения о правовых нормах Древнерусского государства содержит следующий документ:

а) «Табель о рангах» б) «Соборное уложение»

в) «Русская правда» г) «Генеральный регламент»

 

22. Причинами феодальной раздробленности являются: (укажите неверный ответ)

а) господство натурального хозяйства

б) усиление боярских и княжеских вотчин

в) раздача земель государства в удельное владение сыновьям киевских князей

г) нашествие монгольских войск Чингисхана

 

23.Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах это:

а) организаторы борьбы против Золотой Орды

б) Киевские князья, члены династии Рюриковичей

в) братья Рюрика

г) первые Московские цари

 

24. А.Рублев, Нестор, Даниил Заточник это:

а) князья Киевской Руси б) деятели древнерусской культуры

в) авторы славянского алфавита г) члены династии Рюриковичей

 

25. В период Киевской Руси начала складываться:

а) персонификация власти б) тирания

в) правовое государство г) демократия

 

26. Древляне за повторный сбор дани убили Киевского князя:

а) Олега б) Игоря

в) Святослава г) Ярослава

 

27. Киевский князь, упорядочивший сбор дани, ее размер и место сбора:

а) Ольга б) Владимир

в) Мстислав г) Святополк

 

28. Князь, убивший Аскольда и Дира и объединивший Новгородскую и Киевскую землю:

а) Рюрик б) Олег

в) Святослав г) Ярослав

 

29. Дуалистический характер власти Киевской Руси означал, что она одновременно принадлежала:

а) князю и митрополиту

б) вече и посаднику

в) князю и вече

г) посаднику и воеводе

 

30. причинами ослабления власти Киевских князей являются (укажите не верный ответ):

а) укрепление власти феодалов на местах

б) создание административных центров в удельных княжествах

в) господство натурального хозяйства

г) возрастание роли церкви в обществе

 

31. Капитуляция Новгорода, отмена вече, замена посадников и тысяцких московскими наместниками произошло при:

а) Иване Калите б) Василии I

в) Иване III г) Петре I

 

32. Наличие единого языка, относительного политического единства, близость материальной и духовной культуры характеризует:

а) народность б) клан

в) род г) общину

 

 

Тема 2

1. Развитие Российской цивилизации в 1240-1480-х годах определяла (ло):

а) усиление влияния Ватикана на Русь

б) отделение церкви от государства

в) борьба за освобождение от золотоордынской зависимости

г) борьба за выход к Балтийскому морю

 

2 Земельное владение на правах наследственной собственности в ХI-ХVI вв. - это:

а) поместье б) усадьба

в) вотчина г) надел

 

3.Битва на реке Калке, где русские князья впервые встретились с монголо-татарами, произошла в (году):

а) 1223 г. б) 1240 г.

в) 1380 г. г) 1480 г.

 

4.Победы русских войск под руководством Александра Невского обеспечили:

а) политическую и духовную независимость от стран Запада

б) усиление влияния католической церкви

в) укрепление дружбы и взаимопомощи с Тевтонским Орденом

г) независимость от Золотой Орды

 

5.Куликовская битва произошла в (году):

а) 1223 г. б) 1240 г.

в) 1380 г. г) 1480 г.

 

6. Москву в удельное княжение получил:

а) Иван Калита

б) Дмитрий Донской

в) Даниил Александрович

г) Даниил Заточник

 

7. Годы: 1497, 1581, 1597, 1649 – отражают основные этапы

а) борьбы России за выход к морю

б) образования Российского централизованного государства

в) борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость

г) закрепощения крестьян

 

8.В период феодальной раздробленности вечевые порядки играли ведущую роль в политической жизни:

а) Пскова и Новгорода

б) Владимира и Киева

в) Чернигова и Полоцка

г) Москвы и Владимира

 

9.Первая встреча русских войск с монголо-татарами произошла на реке:

а) Калке б) Угре

в) Оке г) Неве

 

10.Образование Московского централизованного государства связано с именем:

а) Андрея Боголюбского

б) Даниила Александровича

в) Юрия Долгорукого

г) Александра Невского

 

11.Политика Золотой Орды в отношении русских княжеств, характеризовалась следующими чертами (указать неверный ответ):

а) сбор дани

б) сохранение государственности русских княжеств

в) контроль за деятельностью русских князей

г) гонения на Русскую православную церковь

 

1. Фактор, способствовавший объединению русских земель после периода феодальной раздробленности (указать неверный ответ):

а) необходимость освобождения от золотоордынской зависимости

б) деятельность Русской православной церкви

в) потребность в создании единого экономического рынка

г) поддержка католическими военизированными Орденами русских княжеств

 

13. Причиной возвышения Москвы в процессе объединения русских земель и централизации русского государства не явилась (лось):

а) удаленность от окраин, подвергавшихся разорению

б) сочувствие Москве высшего духовенства

в) поддержка Москвы католическим Римом

г) близорукость ордынских ханов, не рассмотревших своего главного противника

 

14.Московский князь, получивший Золотой ярлык и право сбора дани со всех русских земель в пользу Золотой Орды:

а) Александр Невский

б) Иван Калита

в) Дмитрий Донской

г) Иван III

 

15. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской это:

а) Московские князья

б) авторы «Русской правды»

в) составители «Судебника»

г) Киевские князья

 

 

16. В Новгородской республике законодательная власть принадлежала:

а) князю

б) хану Золотой Орды

в) народному собранию – вече

г) Избранной раде

 

17. Причиной возвышения Московского княжества не стала (стало):

а) относительная отдалённость от границ с Золотой Ордой и агрессивными западными государствами

б) поддержка Тверского княжества

в) дальновидная и прагматичная политика московских князей

г) расположение на пересечении торговых путей

 

18. Законодательный акт, который свидетельствовал об окончательном утверждении крепостного права в России:

а) Судебник Ивана III

б) Русская Правда Ярослава Мудрого

в) Соборное Уложение Алексея Михайловича

г) Табель о рангах Петра I

 

19. Василий III, Иван III, Иван IV это:

а) организаторы централизованного Московского государства

б) авторы «Русской правды»

в) Киевские князья

г) сторонники церковного раскола

 

20. Борис Годунов, Василий Шуйский это:

а) выборные цари периода Смутного времени

б) организаторы централизованного Московского государства

в) организаторы церковного раскола

г) цари династии Рюриковичей

 

21. Михаил Федорович, Алексей Михайлович это:

а) первые цари династии Рюриковичей

б) первые цари династии Романовых

в) деятели русской культуры

г) составители «Русской правды»

 

22. Первым принял титул «князь всея Руси»

а) Иван III б) Иван IV

в) Василий III г) Иван Калита

 

23. «Заповедные лета» - это:

а) запрет перехода крестьян от одного помещика к другому

б) запрет вести междоусобные войны и местнические споры

в) срок розыска беглых крестьян

г) годы, запрещавшие вырубку старых лесов

 

24. К концу ХVII века в России установился следующий тип государственности:

а) сословная монархия

б) раннефеодальная монархия

в) самодержавие

г) республика

 

 

25. Земский Собор это:

а) орган сословного представительства в России в ХVI-XVII вв.

б) съезд духовенства в эпоху Московской Руси

в) органы местного самоуправления в XVII-XVIII вв.

г) сборник законоположений Бориса Годунова

 

26. Завершение централизации Московского государства относится к (веку):

а) середина IX века

б) XII – XIII вв.

в) конец XV – начало XVI века

г) начало XVII века

 

27.Основная цель опричного террора Ивана Грозного заключалась в следующем:

а) ослабить служилое дворянство

б) усилить духовенство

в) укрепить торгово-ремесленное сословие

г) ограничить влияние боярского сословия

 

28. В период царствования Ивана IV еще не вошло в состав России ханство:

а) Казанское ханство б) Астраханское ханство

в) Сибирское ханство г) Крымское ханство

 

29.«Соборное уложение» царя Алексея Михайловича, принятое в 1649 году:

а) зафиксировало освобождение от Ордынской зависимости

б) утвердило вхождение Новгорода и Пскова в состав Московского государства

в) усилило закрепощение крестьян

г) закрепило конституционные порядки в стране

 

30. «Бунташным веком» в истории России называли:

а) XVI век б) XVII век

в) XVIII век г) XIX век

 

31.Укажите год, с которым связано начало династии Романовых:

а) 1649 г. б) 1645 г.

в) 1613 г. г) 1654 г.

 

32. Восстание крестьян и казаков в 1667 – 1671 гг. возглавил:

а) Иван Болотников б) Степан Разин

в) Емельян Пугачев г) Василий Поярков

 

33.Не является причиной Смутного времени в начале XVII века:

а) ослабление государства опричниной и династической борьбой за власть

б) крестьянская война под предводительством И.И.Болотникова (1606-1607 гг.)

в) вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России

г) поддержка русской церкви Лжедмитрия и его покровителей

 

34. Одним из итогов Смутного времени стало:

а) избрание новой царской династии Романовых

б) потеря Поволжья

в) опричнина

г) завоевание Крымского ханства

 

35.Ф.Грек, А.Фиорованти, П.Яковлев и И.Барма это:

а) составители первой русской азбуки

б) деятели русской культуры XV-XVI вв.

в) деятели русской церкви

г) авторы «Судебника»

Date: 2015-10-19; view: 773; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию