Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Советская Россия и мир в 1920-30-е годы





1. «Вторая русская смута».

2. Создание советской политической и экономической системы.

3. Развитие индустриальных стран в 1920-1930-е гг.

4. Социалистический вариант модернизации: замысел, составные элементы, особенности.

5. «Версальская система» и первые попытки складывания единого мирового пространства. Лига наций.

 

Термины и понятия: Военный коммунизм, НЭП, «большой террор», ГУЛАГ, индустриализация, коллективизация сельского хозяйства, концессия, кулак, культурная революция, Народный фронт, нацизм (национал-социализм), политика «умиротворения агрессора», социалистический реализм, социалистическое соревнование, социально ориентированная рыночная экономика, сталинизм, стахановское движение, тоталитарное государство, фашизм.

 

Важнейшие события: Октябрьская революция, разгон Учредительного собрания, гражданская война, подписание Брестского мира, Генуэзская конференция, полоса признания СССР, курс на форсированную индустриализацию, курс на коллективизацию, первые пятилетки, открытие Туркестано-Сибирской железной дороги (Турксиб), Сталинградского тракторного завода, ввод в действие автозавода АМО, Саратовского завода комбайнов, пуск Днепрогэса, голод в зерновых районах страны, революция в Испании, вторжение японских войск в Маньчжурию, деятельность «Союза марксистов-ленинцев», приход фашизма к власти в Италии, Германии, начало «нового курса» Ф. Рузвельта в США, установлены дипломатические отношения с США, мятеж фашистов во Франции, первый Всесоюзный съезд советских писателей, вступление СССР в Лигу Наций, захват фашистской Италией Эфиопии, принятие новой Конституции СССР, создание Антикоминтерновского пакта (Германия, Япония, Италия), аншлюс Австрии Германией, советско-японский конфликт на озере Хасан, Мюнхенское соглашение, публикация «Краткого курса ВКП (б)», XVIII съезд ВКП (б), сделавший вывод о построении основ социализма в СССР, советско-японский конфликт на реке Халхин-Гол в Монголии.

Проблемы для самостоятельного изучения:

Приход большевиков к власти.

Противоречия стран-победительниц после первой мировой войны и средства их разрешения.

Военный коммунизм, НЭП.

Образование СССР.

Причины и особенности мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.

Характеристика либеральных государств.

Истоки европейского тоталитаризма.

Установление германской гегемонии в Европе.

Советская внешняя политика в 1930-е гг.: основные направления и противоречия.

Формирование плановой экономики и первые пятилетки СССР.

Изменения в области идеологии и культуры.

Политическая борьба по вопросам коллективизации.

Формирование очагов военной агрессии в 1930-е гг.

Коминтерн и гражданская война в Испании 1936-1939 гг.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие варианты выхода из кризиса предлагали демократические и тоталитарные режимы?

2. Чем было обусловлено установление тоталитарных режимов в ряде стран Европы?

3. Что было нового в политическом курсе Ф. Рузвельта? Почему США устранились от активного вмешательства в европейскую и дальневосточную политику?

4. Чем была вызвана крайняя агрессивность фашизма? Обоснуйте органическую связь фашизма и войны.

5. Определите главные особенности советской модели индустриализации. Существовала ли взаимосвязь между курсом на форсированную индустриализацию и сплошной коллективизацией?

6. Назовите причины победы И.В. Сталина и его окружения во внутрипартийной борьбе.

7. Какие цели преследовали организаторы массовых политических репрессий середине 1930-х г.?

8. Почему курс на унификацию и жесткую регламентацию духовной жизни общества стал в 1930-е гг. определяющим.

9. Какова роль репрессивных органов в формировании советской системы?

10. Почему США, олицетворяя технический прогресс того времени, стал центром мирового экономического кризиса?

11. Какие явления и факты общественно-политической жизни страны свидетельствует о том, что к 1929 г. И.В. Сталин смог окончательно установить режим личной власти.

12. Почему французским фашистам не удалось прийти к власти? Определите социальную и политическую базу Народного фронта во Франции.

13. Каковы особенности проявления мирового экономического кризиса в Германии и его последствия?

 

Вопросы для обсуждения и дискуссий:

1. Октябрь 1917 г. в истории России и мира.

2. «Великая депрессия»: итоги и уроки.

3. Судьба социал-демократии в XX веке.

4. Формирование советской элиты.

5. Почему демократическим силам не удалось предотвратить Вторую мировую войну?


 

Темы рефератов и презентаций:

1. Кризис 1918-1920 гг. в Европе и Гражданская война в России.

2. Сравните итальянский фашизм и германский нацизм как два тоталитарных режима.

3. Сравните деятельность правительства Народного фронта во Франции и «нового курса» Ф. Рузвельта.

4. Идея европейской гегемонии и проблема европейской безопасности в конце 1920-х – 1930-е гг.

5. Повседневность 1930-х гг.

6. Формирование культа личности Сталина.

7. Конституция «победившего социализма».

8. Власть и интеллигенция.

9. Репрессии и политические процессы 1930-х гг.

10. СССР и Германия в 1930-е гг.

11. Европейская дипломатия советского государства.

12. Дальневосточная политика советского правительства.

 

Электронные ресурсы:

1. http://tulpar.kpfu.ru/course/view.php?id=841

2. http://kpfu.ru/main_page?p_sub=13055

3. http://kpfu.ru/docs/F1662030075/%C8%F1%F2%EE%F0%E8%FF%20(1).doc

4. http://www.edu.ru/

5. http://www.magister.msk.ru/library/history/

6. http://znanium.com/

7. http://e.lanbook.com/

 

Основная литература:

1. Скворцова Е.М. История Отечества: учебник для студентов вузов [Электронный ресурс] / Е. М. Скворцова, А. Н. Маркова. - 2-е изд., стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 845 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=391382 ЭБС "Знаниум".

2. Нестеренко Е.И. История России: Учебно-практическое пособие [Электронный ресурс] / Е.И. Нестеренко, Н.Е. Петухова, Я.А. Пляйс. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. - 296 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=330409 ЭБС "Знаниум".

3. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории [Электронный ресурс] / Л.И. Ольштынский - М.: Издательство: Логос, 2012. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=469156 ЭБС "Библиороссика".

4. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2015. – 592 с.

 

Дополнительная литература:

Балаян Л.А. Сталин. Отец народа. М., 2011.

Булавка Л.А. Феномен советской культуры. М., 2008.

Верт Николя. Террор и беспорядок: сталинизм как система. М., 2010.

Виола Линн. Крестьянский бунт в эпоху Сталина: коллективизация и культура крестьянского сопротивления. М., 2010.

Горяева Т.М. Политическая цензура в СССР. 1917-1991. М., 2009.

Гулаг: экономика принудительного труда. М., 2008.

Дюллен Сабин. Сталин и его дипломаты. Советский Союз и Европа. 1930-1939гг. М., 2009.

История сталинизма: Итоги и проблемы изучения: Материалы международной научной конференции. М., 2011.

Кондрашин В.В. Голод 1932-1933 годов: трагедия российской деревни. М., 2008.

Осокина Е.А. За фасадом «сталинского изобилия». М., 2010.

Рыклин М. Свобода и запрет. Культура в эпоху террора. М., 2008.

1937-й: статьи и документы / ред. Ю. Здоровов. М., 2007.

Хлевнюк О.В. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М., 2010.

 







Date: 2015-10-19; view: 968; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию