Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 6. Советская Россия и мир в 1920-30-е годы
1. «Вторая русская смута». 2. Создание советской политической и экономической системы. 3. Развитие индустриальных стран в 1920-1930-е гг. 4. Социалистический вариант модернизации: замысел, составные элементы, особенности. 5. «Версальская система» и первые попытки складывания единого мирового пространства. Лига наций.
Термины и понятия: Военный коммунизм, НЭП, «большой террор», ГУЛАГ, индустриализация, коллективизация сельского хозяйства, концессия, кулак, культурная революция, Народный фронт, нацизм (национал-социализм), политика «умиротворения агрессора», социалистический реализм, социалистическое соревнование, социально ориентированная рыночная экономика, сталинизм, стахановское движение, тоталитарное государство, фашизм.
Важнейшие события: Октябрьская революция, разгон Учредительного собрания, гражданская война, подписание Брестского мира, Генуэзская конференция, полоса признания СССР, курс на форсированную индустриализацию, курс на коллективизацию, первые пятилетки, открытие Туркестано-Сибирской железной дороги (Турксиб), Сталинградского тракторного завода, ввод в действие автозавода АМО, Саратовского завода комбайнов, пуск Днепрогэса, голод в зерновых районах страны, революция в Испании, вторжение японских войск в Маньчжурию, деятельность «Союза марксистов-ленинцев», приход фашизма к власти в Италии, Германии, начало «нового курса» Ф. Рузвельта в США, установлены дипломатические отношения с США, мятеж фашистов во Франции, первый Всесоюзный съезд советских писателей, вступление СССР в Лигу Наций, захват фашистской Италией Эфиопии, принятие новой Конституции СССР, создание Антикоминтерновского пакта (Германия, Япония, Италия), аншлюс Австрии Германией, советско-японский конфликт на озере Хасан, Мюнхенское соглашение, публикация «Краткого курса ВКП (б)», XVIII съезд ВКП (б), сделавший вывод о построении основ социализма в СССР, советско-японский конфликт на реке Халхин-Гол в Монголии. Проблемы для самостоятельного изучения: Приход большевиков к власти. Противоречия стран-победительниц после первой мировой войны и средства их разрешения. Военный коммунизм, НЭП. Образование СССР. Причины и особенности мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Характеристика либеральных государств. Истоки европейского тоталитаризма. Установление германской гегемонии в Европе. Советская внешняя политика в 1930-е гг.: основные направления и противоречия. Формирование плановой экономики и первые пятилетки СССР. Изменения в области идеологии и культуры. Политическая борьба по вопросам коллективизации. Формирование очагов военной агрессии в 1930-е гг. Коминтерн и гражданская война в Испании 1936-1939 гг.
Вопросы для самоконтроля: 1. Какие варианты выхода из кризиса предлагали демократические и тоталитарные режимы? 2. Чем было обусловлено установление тоталитарных режимов в ряде стран Европы? 3. Что было нового в политическом курсе Ф. Рузвельта? Почему США устранились от активного вмешательства в европейскую и дальневосточную политику? 4. Чем была вызвана крайняя агрессивность фашизма? Обоснуйте органическую связь фашизма и войны. 5. Определите главные особенности советской модели индустриализации. Существовала ли взаимосвязь между курсом на форсированную индустриализацию и сплошной коллективизацией? 6. Назовите причины победы И.В. Сталина и его окружения во внутрипартийной борьбе. 7. Какие цели преследовали организаторы массовых политических репрессий середине 1930-х г.? 8. Почему курс на унификацию и жесткую регламентацию духовной жизни общества стал в 1930-е гг. определяющим. 9. Какова роль репрессивных органов в формировании советской системы? 10. Почему США, олицетворяя технический прогресс того времени, стал центром мирового экономического кризиса? 11. Какие явления и факты общественно-политической жизни страны свидетельствует о том, что к 1929 г. И.В. Сталин смог окончательно установить режим личной власти. 12. Почему французским фашистам не удалось прийти к власти? Определите социальную и политическую базу Народного фронта во Франции. 13. Каковы особенности проявления мирового экономического кризиса в Германии и его последствия?
Вопросы для обсуждения и дискуссий: 1. Октябрь 1917 г. в истории России и мира. 2. «Великая депрессия»: итоги и уроки. 3. Судьба социал-демократии в XX веке. 4. Формирование советской элиты. 5. Почему демократическим силам не удалось предотвратить Вторую мировую войну?
Темы рефератов и презентаций: 1. Кризис 1918-1920 гг. в Европе и Гражданская война в России. 2. Сравните итальянский фашизм и германский нацизм как два тоталитарных режима. 3. Сравните деятельность правительства Народного фронта во Франции и «нового курса» Ф. Рузвельта. 4. Идея европейской гегемонии и проблема европейской безопасности в конце 1920-х – 1930-е гг. 5. Повседневность 1930-х гг. 6. Формирование культа личности Сталина. 7. Конституция «победившего социализма». 8. Власть и интеллигенция. 9. Репрессии и политические процессы 1930-х гг. 10. СССР и Германия в 1930-е гг. 11. Европейская дипломатия советского государства. 12. Дальневосточная политика советского правительства.
Электронные ресурсы: 1. http://tulpar.kpfu.ru/course/view.php?id=841 2. http://kpfu.ru/main_page?p_sub=13055 3. http://kpfu.ru/docs/F1662030075/%C8%F1%F2%EE%F0%E8%FF%20(1).doc 4. http://www.edu.ru/ 5. http://www.magister.msk.ru/library/history/ 6. http://znanium.com/ 7. http://e.lanbook.com/
Основная литература: 1. Скворцова Е.М. История Отечества: учебник для студентов вузов [Электронный ресурс] / Е. М. Скворцова, А. Н. Маркова. - 2-е изд., стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 845 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=391382 ЭБС "Знаниум". 2. Нестеренко Е.И. История России: Учебно-практическое пособие [Электронный ресурс] / Е.И. Нестеренко, Н.Е. Петухова, Я.А. Пляйс. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. - 296 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=330409 ЭБС "Знаниум". 3. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории [Электронный ресурс] / Л.И. Ольштынский - М.: Издательство: Логос, 2012. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=469156 ЭБС "Библиороссика". 4. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2015. – 592 с.
Дополнительная литература: Балаян Л.А. Сталин. Отец народа. М., 2011. Булавка Л.А. Феномен советской культуры. М., 2008. Верт Николя. Террор и беспорядок: сталинизм как система. М., 2010. Виола Линн. Крестьянский бунт в эпоху Сталина: коллективизация и культура крестьянского сопротивления. М., 2010. Горяева Т.М. Политическая цензура в СССР. 1917-1991. М., 2009. Гулаг: экономика принудительного труда. М., 2008. Дюллен Сабин. Сталин и его дипломаты. Советский Союз и Европа. 1930-1939гг. М., 2009. История сталинизма: Итоги и проблемы изучения: Материалы международной научной конференции. М., 2011. Кондрашин В.В. Голод 1932-1933 годов: трагедия российской деревни. М., 2008. Осокина Е.А. За фасадом «сталинского изобилия». М., 2010. Рыклин М. Свобода и запрет. Культура в эпоху террора. М., 2008. 1937-й: статьи и документы / ред. Ю. Здоровов. М., 2007. Хлевнюк О.В. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М., 2010.
Date: 2015-10-19; view: 968; Нарушение авторских прав |