Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информация и телекоммуникации в постиндустриальном обществе





В наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества. Три аспекта постиндустриального общества особенно важны для понимания телекоммуникационной революции:

1) переход от индустриального к сервисному обществу;

2) решающее значение кодифицированого теоретического знания для осуществления технологических инноваций;

3) превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений.

Показатели перехода от индустриального к сервисному сектору достаточно очевидны. В США в 1970 г. 65% рабочей силы было занято в сфере услуг, около 30 — в промышленности и строительстве и неполных 5% —в сельском хозяйстве.

Однако осевым принципом постиндустриального общества является громадное социальное значение теоретического знания и его новая роль в качестве направляющей силы социального изменения. Каждое общество функционировало на основе знания, но только во второй половине XX века произошло слияние науки и инженерии, изменившее самую сущность технологии. Промышленные отрасли, пока что доминирующие в обществе, — сталелитейная, моторостроение, электротехническая, телефонная, авиастроительная — представляют собой «промышленность XIX века» (хотя литье стали было освоено в XVIII веке, а авиация — в XX веке) в том отношении, что все они были созданы «талантливыми жес­тянщиками», которые работали независимо от какой бы то ни было науки и в полном ее неведении. Александр Белл — изобр­татель телефона — был преподавателем ораторского искусства, принцип телефона он открыл в поисках средства, которое помогало бы лучше слышать людям с плохим слухом. Бессемер, разработавший доменный процесс для усовершенствования литья пушек, не знал научных работ Генри Сорби но металлургическим процессам. А Томас Альва Эдисон, по-видимому, наиболее изобретательный и талантливый из этих «жестянщиков» (среди прочего он изобрел электрическую лампу, фонограф, «движущиеся картинки»), был совершенно несведущ в математике и не имел ни малейшего представления о теоретических уравнениях Кларка — Максвелла по электромагнитным свойствам вещества.

Изобретательство в XIX веке было сугубо эмпирическим процессом проб и ошибок, время от времени озаряемым блистательными прозрениями. Сущность же современной развитой технологии — в ее органически тесных отношениях с наукой; здесь исследователь заинтересован не столько в конечном продукте своей работы, сколько в познании разнообразных свойств материалов в основных принципов их комбинаций, сочетаний и замещений. Как отмечает выдающийся металлург С. Смит, в наше время «материалы стали рассматриваться в сравнении, с точки зрения их свойств, необходимых для того или иного применения. Каждая новая технологическая разработка — радар, ядерный реактор, реактивный двигатель, компьютер, спутник связи — по-своему разрушала прежнюю модель, в которой каждый данный материал был жестко связан с каждым данным видом продукта. Так возникла современная инженерия».

Сущность этого изменения как в технологии, так и в науке связана с расширением «поля отношений» теории и сферы ее применения, вследствие чего становится возможным систематическая синергия в открытиях и разработках новых продуктов и теорий. Наука в своих основаниях — это набор аксиом, топологически связанных в унифицированную схему. Но, как заметил Броновский, «новая теория изменяет систему аксиом и устанавливает новые связи на стыках, что изменяет топологию. Когда две науки объединяются в одну, новая сеть оказывается более богатой и четкой, чем простая сумма двух частей».

По мере того как современная наука, как, впрочем, и почти все остальные виды человеческой деятельности, движется по пути все большей специализации, дабы детализировать свои концепции, наиболее важным результатом ее связей с технологией становится интеграция различных областей или наблюдений в единую теоретическую систему, имеющую все большую продуктивность.

Основным методологическим достижением второй половины XX века стало управление организованными множествами — теориями множеств с большим числом переменных и комплексными организациями и системами, требующими координации деятельности сотен тысяч и даже миллионов людей. Начиная с 40-х годов шло бурное развитие новых областей научного знания, связанных именно с этими проблемами организованных множеств: информационной теории, кибернетики, теории принятия решений, теории игр, теории стохастических процессов. В этих дисциплинах был разработан ряд специальных методик, таких, как линейное программирование, статистическая теория решений, цепи Марко­ва, метод Монте-Карло, метод экстремальных стратегий, которые позволяют выявлять определенные закономерности из больших множеств, получать оптимальные решения из различных альтернатив или, во всяком случае, определять рациональные моменты в условиях неопределенности.


Поскольку технология есть инструментальный способ рационального действия, я назвал эти новые разработки «интеллектуальной технологией», так как все они дают возможность поставить на место интуитивных суждений алгоритмы, то есть четкие правила принятия решений. Эти алгоритмы могут быть материализованы в автоматической машине, выражены в компьютерной программе или наборе инструкций, основанных на какой-либо статистической или математической формуле, представляющей собой способ формализации суждений и их стандартного применения во многих различных ситуациях. Поскольку интеллектуальная технология становится основным инструментом управления организациями и предприятиями, можно сказать, что она приобретает столь же важное значение для постиндустриального общества, какое для общества индустриального имела машинная технология.

Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе под редакцией П.С. Гуревич.- М.- Издательство: Прогресс.-1986.- С. 330-342

Что такое технический прогресс? Каков критерий технического прогресса? Существует взгляд, что повышение производительности труда является важнейшим критерием технического прогресса. Действительно большей производительности труда можно достичь с помощью более совершенной техники. Однако интенсификация труда и улучшение его организации также приводят к повышению производительности труда. Выдвигаются ряд других показателей уровня технического прогресса – надежность, трудоемкость, масштабы используемых материалов и процессов, уровень рациональности конструкций, интенсификация информационных процессов. Заметим, что названные критерии выделяют различные технико-технологические аспекты технического прогресса, не выявляя отношения техники к человеку и обществу. Однако сам по себе технический прогресс не самоцель. Человек переходят к более совершенной технике, стремясь освободить себя от тяжелой рутинной работы и увеличить степень свободы своих действий. В качестве критерия технического прогресса примем замену труда человека работой машины с целью увеличения степени свободы человека.

Каковы же закономерности технического прогресса? Техника занимает промежуточное положение между природой и обществом. Она имеет естественную и социальную основу. Создается техника на основе практического использования законов природы. Вряд ли возможно действующее техническое устройство, которое бы по своей конструкции противоречило бы законам природы. Попытки пренебречь законами природы ведут к созданию «технических устройств» аналогичных вечному двигателю.


Поскольку техника является социальным феноменом, то на её развитие влияют закономерности социального общественного развития. Именно они определяют темпы, масштабы и характер технического прогресса. На основе сплава природных и социальных закономерностей образуются внутренние закономерности развития техники. Это специфический класс законов и закономерностей, который свойственны технике и не сводятся к закономерностям природы и общества.

Общие закономерности технического прогресса определяют выполняемые техникой в обществе функции, основную направленность, тенденции, характер и темпы технического прогресса. Специфические закономерности связаны с техническим использованием естественных процессов и материалов. Общесоциологические законы выступают внешними закономерностями развития техники.

Техника – это искусственно созданные средства деятельности людей. Каковы причины их создания? В процессе практической человеческой деятельности возникают потребности, которые не могут быть удовлетворены наличными техническими средствами. Возникшее противоречие разрешается путем создания более высокого уровня техники.

Состояние наличной техники и технологии, объективные условия общественного развития вынуждают людей развивать технику в определенном направлении. Поэтому реализуется объективная последовательность этапов развития техники. Отметим, что вокруг принципов периодизации в историко-технических исследованиях не утихают горячие обсуждения. В отечественной литературе утвердилась периодизация технического прогресса разработанная в своё время К. Марксом: «Простые орудия, накопление орудий, сложные орудия: приведение в действие сложного орудия одним двигателем – руками человека, приведение этих инструментов в действие силами природы; машина; система машин, имеющая один двигатель; система машин, имеющая автоматически действующий двигатель, - вот ход развития машин». (Маркс К. Нищета философии // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 4, С. 156).

Существуют и другие попытки периодизации технического прогресса. Если за основу периодизации брать материал, из которого изготавливались используемые орудия труда, то выделяют каменный, бронзовый и железный век. При такой подходе, более 99% всего времени существования человечества приходится на период каменных орудий. Если брать за основу периодизации наиболее распространенный в данный период вид энергии, то мы придем к выделению «века пара», «века электричества», «века атомной энергии». Выделяют следующие эпохи развития техники: эпоху ручных орудий труда, эпоху механизации, эпоху детерминированных автоматизированных систем и эпоху самоуправляющихся и самосовершенствующихся систем.

Также выделяют три этапа технического прогресса – ручные орудия труда, машина, автомат.


На этапе ручных орудий труда человек орудием труда непосредственно воздействовал на предмет труда. Движения орудия определялись движением человека. На этом этапе человек, по словам К. Маркса, срастался с орудием также тесно как улитка с раковиной. Орудия труда создавались по аналогии с естественными органами человека, являясь их продолжением. При этом сам человек выступал в качестве специфического «живого механизма».

На этапе машины основная трудовая функция человека – работа инструментами, приведение их в движение и управление ими передается машине. Усложнение машин приводит к тому, что структурное подобие техники человеку сменяется функциональным. Поскольку деятельность человека, его движения определяются и регулируются работой машины, то по существу человек превращается в живой придаток машины.

На этапе автомата происходит полная или частичная замена участия человека в процессах получения, преобразования, хранения, передачи и использования материалов, энергии или информации. Техника замещает человека в выполнении им функции управления технологическим процессом. За человеком остается лишь контроль за работой техники, её наладка и настройка. Человек выходит из непосредственного технологического цикла и становится рядом с ним.

Общий смысл развития техники обнаруживается в том, что человек передает нетворческие трудовые функции техническим средствам, добиваясь повышения производительности труда и все большей свободы от технологического процесса. Можно согласиться с утверждением Г.Н. Волкова, что «вся история техники была предысторией автоматики». (Волков Г.Н. Социология науки, М., 1968. С. 49-50).

Каждому этапу технического прогресса соответствует определенный технологический способ производства. Технологический способ производства характеризует не социальную, а техническую сторону производства. К технической стороне производства относятся определенные формы и методы организации производства, способ соединения производителей со средствами производства, а также те отношения, которые складываются между людьми в непосредственном производственном процессе.

Технический прогресс имеет различные формы своей реализации. Выделяются периоды технических революций и периоды технических усовершенствований в имеющихся технических средствах. Первой технической революцией было изобретение лука и стрел, а затем освоение сверления и шлифования. Далее, как показал в книге «Люди, машины и история» С. Лилли примерно с 2500 г. до н.э. наступил период совершенствования техники.

Коренное изменение технологического способа производства связано с передачей рабочих функций человека машине. Эта передача может относиться не только ко всей технике, но и к отдельным техническим средствам. Например, в 1876 г. немецкий конструктор Н. Отто изобрел четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. Это была революция в технике транспорта. Последующее применение этого двигателя в различных видах транспорта – автомобиле, моторной лодке, мотоцикле – было эволюционным развитием техники транспорта. Создание одноместной моторной повозки в 1885 г. немецким изобретателем Г. Даймлером было революционным шагом в развитии транспортной техники. В дальнейшем автомобили претерпели и претерпевают лишь различные совершенствования.

Отметим ещё одну закономерность технического прогресса. Чем новее и совершеннее техника, тем выше темпы её развития. Все более сокращаются сроки разработок и использования технических средств, все быстрее наступает их моральное старение. Тем самым, можно говорить об ускореннии темпов технического прогресса. Усиление интенсификации информационных процессов, увеличение объемов передаваемо информации, усиление процесса её передачи на ЭВМ.

Если между появлением изобретения бумаги и её практическим использованием прошло 1.000 лет, то для фотографии – 102 года, паровой машины – 80 лет, телефона – 56 лет, самолета – 20 лет, телевидения – 5 лет, транзисторной техники – 3 года, ФАКСа – 3 месяца.







Date: 2015-10-19; view: 954; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию