Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Адорно Т. О технике и гуманизме // // Философия техники в ФРГ Сост . : Ц. Г. Арзаканян, В. Г. Горохов. М, : Прогресс.- 1989.-С. 364—371
Современный мир – это «технизированное пространство» и «технологизированное» время. Мы живем и действуем не в первозданном мире, а фактически в «техносфере». Техника и технология в современном обществе занимают важнейшее место. Они практически воздействуют на все стороны общества, в значительной мере определяют развитие материально-производственной, бытовой и духовной сфер, радикально изменяют его систему коммуникации и информации, воздействуют на общественную и личную жизни людей, в корне преобразуют весь их образ жизни. Многие философы, учёные и политики утверждают, что компьютерно-информационная революция и новые информационные технологии создают принципиально иной тип цивилизации и общества, формируют «постиндустриальное» «информационное общество». Однако оценка места и роли технологии в современном общественном развитии далеко неоднозначна, существуют техницистские, антитехницистские и более умеренные позиции, хотя в наши дни, пожалуй, растут антитехницистские взгляды и настроения людей. Так, еще в 30-е гг. ХХ в. О.Шпенглер в книге «Человек и техника» утверждал, что человек, властелин мира, сам стал рабом машин. По его мнению, техника вовлекает всех нас, помимо нашего желания, в свой бег, подчиняет собственному ритму. И в этой большой гонке человек, считавший себя властелином, будет загнан насмерть. «Бунт машин и роботов» - излюбленная и расхожая тема современной массовой культуры кино, фантастической и публицистической литературы. Научно-техническая, в том числе и компьютерно-информационная, революция, в корне преобразует технику и технологию, материально-техническую базу общества, производительные силы, сферу материального производства, изменяет характер, содержание и условия труда человека. Внедрение новой техники и технологии существенным образом изменяет человеческий труд функционально, повышает его производительность и эффективность. Напомним, что основными трудовыми функциями человека являются: 1) транспортная – перемещение сырья или заготовок к рабочему месту и продукта труда от рабочего места; 2) технологическая – обработка, изменение предмета труда, его формы, структуры и т.п.; 3) энергетическая – преобразование или трансформация энергии; 4) контрольно-управляющая – контроль и управление техникой и технологическими процессами, всеми трудовыми функциями производства в целом; 5) функция обработки информации и принятия решений. Ныне все эти функции в основном берет на себя техника, человек всё более и более вытесняется из непосредственного производства. Короче говоря, осуществляются коренные изменения в технологическом способе производства, в способе соединения человека и техники в трудовом процессе. Коренные же изменения в технологическом способе производства, в свою очередь, вызывают «цепную реакцию» изменений в технике, производстве, во всех сферах общества. Однако далеко не всё так просто, ибо современная техника и технология порождают не только позитивные, но и негативные явления и процессы в сфере материального производства, да и в обществе в целом. В ХХ столетии расширился состав сфер отчуждения, обострились старые, появились новые формы, вызванные прежде всего компьютерно-информационной революцией, экспансией техносферы, культом денег, коммерциализацией общественных отношений. Усиливается технико-технологическое отчуждение, угрожающее человеческому существованию, его духовному, телесно-физическому развитию и самореализации личности. Современная техника существенно воздействует не только на машинно-производственную, но и бытовую сферу человеческой жизни. Здесь получила массовое распространение бытовая техника (холодильники, стиральные машины, пылесосы и т.п.), которая создает комфорт, удобство, эстетическую среду в наших служебных помещениях, в квартирах, а в принципе, увеличивает свободное время, которое может быть плодотворно использовано человеком для своего духовного, интеллектуального и физического развития, для самосовершенствования, самообразования и самовоспитания. Яркой характеристикой эпохи научно-технической революции, новейшей техники и технологии служит массовая культура. Массовизация культуры непосредственно связана с развитием средств массовой коммуникации и информации, которые, благодаря своей технической мощи, видоизменили способы производства, хранения и распространения культурной продукции, культурных ценностей, создали массовую аудиторию потребителей. Массовая культура – сложное и весьма противоречивое общественное образование, которое по-разному оценивается исследователями, но чаще всего негативным образом. Однако, думается, эта культура имеет и некоторые положительные моменты, удовлетворяет определенные потребности людей, выполняет развлекательную, зрелищную и компенсаторскую функции, а отдельные её талантливые продукты имеют эстетическую ценность, способны положительно повлиять на духовный мир людей. Техника и технология оказывают существенное воздействие на мир искусства и архитектуры, на эстетическую культуру и деятельность, предоставляют им новые технические средства, ведут к возникновению новых видов искусства и архитектуры, влияют на содержание художественного творчества, масштаб распространения эстетических ценностей, обусловливают развитие производственной эстетики, художественного конструирования, дизайна, технической эстетики, вызывают определенные изменения в стиле художественного мышления. Современные технические средства привели к появлению новых видов искусства (телевизионное кино, видеофильмы, компьютерная графика и др.), существенно усилили возможности музыкальной культуры, изобразительного искусства, художественной фотографии. В настоящее время процесс компьютеризации культуры, искусства, науки и образования всё усиливается и усиливается. В техногенном, рыночном обществе создается своеобразный «художественный рынок». СМИ в массовом порядке транслируют рекламу, комиксы, клипы, «чернуху», «порнуху», боевики, псевдонаучные передачи, культивируют насилие, агрессию, аморализм, разврат, героизируют и эстетизируют преступников, «авторитетов», проституток и т.п. В этой связи И.В.Никитина резонно замечает: «Маски массовой культуры хорошо показывают, что постиндустриальное общество генерирует и транслирует «массовую культуру» и «виртуальную реальность», «музыку для ног», словом, бескультурье: система СМИ «подстраивается» под ожидания публики, а формируют их, развивают технологию мультимедиа» [63,с.104]. Иными словами, СМИ практически перестают выполнять свою гуманистическую, культурно-воспитательную и эстетическую функции, становясь в основном фактором развлечения и отвлечения, внушая населению мысль о том, что жизнь есть игра, ни к чему в ней не надо относиться серьезно, «надо жить играючи». Кроме того, с помощью СМИ осуществляется манипулирование массовым сознанием и поведением людей. Порой даже говорится о необходимости в ней определенной ограничительной системы, обеспечивающей безопасность от того, что англичане называют «фул пруф» (защита от дурака). Телевизор – чудо ХХ века. И мы уже без иронии называем его «членом семьи». Люди ходят друг к другу в гости, а телевизор служит фоном, связкой для разговора. В силу этого теряется умение по-настоящему, по-человечески общаться. Сегодня ребенок сначала становится зрителем и лишь потом читателем, получив готовую визуальную картинку и лишившись возможности самостоятельно представить героя того или иного литературного произведения. Телефон, особенно мобильный, - также подарок научно-технической революции человечеству. Однако он существенно сокращает непосредственное общение между людьми, общение «лицом к лицу», возможность быстро сообщить информацию изживает культуру письма, которая отличалась содержательной и чувственно-эмоциональной наполненностью, личностно-информационным характером. Интернет – самое динамично развивающееся явление в жизни современного общества, способствующее усилению глобализации мира, диалогу этнокультур, их взаимообогащению. Хотя всё же Интернет в первую очередь выполняет информационную и развлекательную функции. Заметим ещё и то, что всемирные поисковые системы могут дать сведения о личной жизни людей всем, независимо от цели поиска. В результате этого возникает угроза разглашения информации о частной жизни личности, что лишает её безопасности, свободы в частной жизни. Современные технические, компьютерно-информационные и технологические средства широко используются в науке, позволяют получать громадный объем информации, хранить и обрабатывать её, в значительной мере освобождают учёного от рутинной, механической работы, усиливают его познавательные возможности, расширяют его арсенал исследования. В то же время они применяются и в системе образования, в которой выполняют такие основные функции, как информационная, познавательная, обучающая и контролирующая. Эти средства также обеспечивают программированное и дистанционное образование. Компьютерно-информационная революция радикально изменила всю систему человеческих коммуникаций, привела к возникновению электронной книги и Интернета. В этой связи остро встаёт вопрос о судьбе традиционной печатной книги. Одни авторы пытаются убедить общественность в том, что традиционная книга как носитель информации отживает свой век и заменяется электронной книгой. Другие – доказывают её незаменимость, указывая на «особую энергетику», на исключительно важную роль печатных книг в развитии цивилизации и культуры, духовной жизни интеллектуального человека. «Водопад информации», «Гималаи книг» - так оценивали науковеды в 50-60-е годы ХХ столетия всё возрастающий поток научной литературы, который удваивался за 10-15 лет. В силу компьютерно-информационной революции, появления Интернета и электронной книги проблема овладения человеком гигантским объёмом информации практически решена. Электронная книга сочетает в себе как положительные, так и отрицательные моменты. Она существенно облегчает поиск нужной информации, экономит время, создает эффект уплотненного научного знания, экономит ресурсы, древесину, необходимые для издания печатной продукции. В то же время электронная книга способна порождать соблазн получения готовой информации, использование готовых рефератов и докладов, что крайне негативно влияет на умственную деятельность человека, отучает его от способности самостоятельно и творчески мыслить. Электронные излучения отрицательно влияют на психику, здоровье и зрение человека. Кроме того, ЭВМ может порождать новое заболевание – «компьютерную» и «виртуальную» зависимость. Думается, что в современную эпоху традиционная и электронная книги будут мирно сосуществовать и дополнять друг друга. Однако печатная книга будет занимать доминирующее положение в коммуникативной деятельности творческого характера. Кроме того, художественная литература требует общения читателя с персонажами книги «лицом к лицу», когда можно читать и перечитывать полюбившиеся места, позволяет удовлетворять подлинно эстетические потребности личности, чего не в состоянии сделать электронная книга. В этой связи следует согласиться с афоризмом Смайлса, что книги обладают способностью бессмертия, они самые вечные плоды человеческой деятельности. Как видим, современные техника и технология многогранно воздействуют фактически на все стороны общественной и личной жизни. Однако нынешний технологический подход человека к миру гигантским образом усиливает его воздействие на природу, что обостряет экологический кризис, который приобретает глобальный характер, увеличивает количество всевозможных техногенных катастроф. Американский исследователь И.Барбур всесторонне характеризует современную технологию, называет её положительные и отрицательные последствия. В частности, она дает такие блага: повышает жизненный уровень населения, обеспечивает более высокие жизненные стандарты, повышает производительность труда, увеличивает свободное время населения и др. Но та же технология, по его мнению, создает ряд угроз: антропологическую, отчуждение человека, работника от общества, обезличивание и манипулирование человеческими отношениями, однообразие массового общества, сугубо утилитарно-прагматический подход к работнику и пр. [6,с.5-14]. Известно, что социологическая (футурологическая) концепция, информационного общества пришла на смену теории «индустриального» общества. Она уверенно начала утверждаться с начала 80-х годов ХХ века. Авторы этой концепции Д.Белл, Е.Масуда, Г.Кан, А.Тоффлер и др. Концепция информационного общества пронизана идеалами технологического оптимизма, главным и решающим фактором общественного развития считает производство и использование научно-технической и другой информации. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступили место информации и знанию. Представители данной концепции полагают, что компьютерная революция, новые информационные технологии в корне изменяют общество, его производство, социальную структуру, коммуникации, культуру, быт, образ жизни людей. Этому обществу, по их мнению, присущи такие характерные черты, как особая ценность информации и информационной технологии, элитарно-массовая структура (технократическая элита и средний класс), власть технократии, децентрализация, индивидуализация, приоритет интернационального, ориентация на решение глобальных проблем и др. Е.Масуда, в частности, считает, что информационное общество на высшей ступени своего развития превратится в общество высокого уровня потребления и всеобщего благоденствия, и тогда все проблемы и запросы личности, в том числе в творчестве и самореализации, будут удовлетворены за счет «глобального использования информации». Концепция информационного общества, несмотря на ряд интересных и плодотворных идей, всё же основывается на технологическом, точнее информационно-технологическом, детерминизме, во многом носит утопический характер, а главное - в ней слабо и неубедительно представлена гуманистика, гуманитарная проблематика. Однако тем не менее и в сегодняшней России опубликовано много работ, защищено несколько диссертаций, в которых с большим восторгом говорится о становлении информационного общества, о его великих благах. Таким образом, место и роль техники и технологии трудно оценить однозначно, ибо они несут людям как позитивные, так и негативные социальные последствия.
Задание для отработки практических навыков. Проанализируйте аспекты антропологического кризиса в условиях современной цивилизации их взаимосвязи с развитием современной техники.
Самостоятельная работа магистрантов по усвоению материала темы: Ø Ответ на вопросы, находящихся в методических рекомендациях по усвоению материалов. Ø Выполнение заданий, предусмотренных на практических занятиях, или подготовка к ним. Ø Пересмотр и дополнительное прочтение конспекта лекций для подготовки к соответствующим зачетным вопросам. Date: 2015-10-19; view: 1100; Нарушение авторских прав |