Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Эллинистический период. (Эллинизм)





1. Ранний эллинизм. (Стоицизм, скептицизм, кинизм)

2. Средний эллинизм

3. Поздний эллинизм. (Неоплатонизм)

 

 

2.2.2. Главные философские школы ранней и средней классики.

 

Под философской школой принято понимать систему взглядов определенного круга мудрецов-философов, живших в одно время, в одном городе и занимавшихся близкими проблемами. Эти школы получили название по имени города, в котором они жили, по имени наиболее яркого представителя или по главной идее в их учении. Основными философскими школами ранней классики были:

1. Милетская школа (город Милет);

2. Пифагорейский союз, «пифагорейцы» (Главный представитель Пифагор);

3. Элейская школа, «элеаты» (город Элея);

4. Атомисты (Основное понятие их учения «атом»).

Все эти школы объединяла одна общая проблема – поиск первоосновы и

первопричины всего существующего, то есть того, из чего происходят все вещи. Эта первооснова первична, неизменна, в отличии от вещей, которые изменчивы и преходящи. Эта первооснова иногда обозначалась термином «физис», что означало природу, то есть первоначало. Поэтому представителей ранних философских школ часто называют физиками или натуралистами.

Милетская школа самая первая из известных в истории философии.

 

Основные представители: За первооснову принимали:

 

Фалес Воду

Анаксимандр Апейрон (нечто «беспредельное»),

«вещество как таковое».

Анаксимен Воздух

 

Таким образом, представители милетской школы занимались поиском первоосновы, некого «физиса», из которого можно было бы вывести все вещи логическим, рациональным способом.

К милетской школе примыкал еще один мудрец из города Эфеса – Гераклит Эфесский. Фундаментальным началом он полагает огонь, а все остальное рассматривает как трансформации огня. Все вещи это «размен огня», Как на золото меняются все товары, так и на огонь меняются все вещи в этом мире. В этом учении Гераклит подобен милетцам. Однако он идет дальше их в понимании способа существования вещей.



Милетцы обратили внимание на динамизм, изменчивость вещей, которые возникают, растут и гибнут, и все миры подчинены этому процессу. Но Гераклит здесь идет дальше. Он глубже раскрыл эту идею и пришел к более глубоким и смелым выводам. У Гераклита все не только возникает и исчезает, а все находится в процессе становления, то есть в процессе непрерывного перехода то одной противоположности к другой: холодное нагревается, горячее охлаждается и так далее. Между противными сторонами идет «вечная война». «Война есть мать всего и повелительница всего». Но это такая война, в которой есть моменты мира. Противоположности соединяются в гармонии, поскольку «одни вещи, меняясь, становятся другими, а те, другие, меняясь, становятся первыми». Таким образом, «все есть одно, а «из одного проистекает все». Такое учение о противоположностях, их борьбе и гармонии, единстве позднее получит название диалектика.

ДИАЛЕКТИКА – учение о всеобщей взаимосвязи и развитии в мире, о борьбе и единстве противоположностей. Первым мыслителем, кто ясно и последовательно изложил основы этого учения, был Гераклит. В этом состоит его главная заслуга в античной философии.

 

Пифагорейская школа или пифагорейцы – весьма оригинальное учение периода ранней классики. Основателем ее был Пифагор из Самоса. Другим, более поздним представителем, являлся Филолай.

Наиболее яркая и известная характеристика пифагорейской мысли принадлежит Аристотелю. «Пифагорейцы стали первыми математиками… и поскольку числа по своей природе суть первые начала в математике, то в них они видели начала всех вещей, более чем в воде, огне, земле…более того, видели, что ноты и аккорды заключаются в числах, и многие другие вещи, и вся реальность кажется образом чисел. Отсюда полагали они, что элементы чисел должны быть элементами вещей, а весь универсум был бы гармонией и числом». Можно сказать, что пифагорейцы в своем учении:

1).оторвали числа от реальных вещей, придали им самостоятельное, независимое от вещей, существование; 2).мистифицировали числа, то есть, наделили их особыми свойствами оказывать влияние на все вещи, явления, процессы. В конечном итоге числа – это не только начала, образующие вещи («физис» вещей), но и то, что придает им их свойства, отношения. В целом, числа правят миром. Такой отрыв чисел от реальных вещей есть первый шаг на пути к идеализму - философскому направлению, признающем первичность идей по отношению к материальным вещам.

 

Элейская школа, (элеаты) зародилась в городе Элея. Главные представители – Парменид, Зенон, Ксенофан, Мелис.

Элеаты в истолковании первоначала перешли от конкретных природных стихий (вода, огонь, воздух, земля) к предельно абстрактному понятию. Центральное понятие их философии бытие.

БЫТИЕ – это предельно абстрактное понятие, обозначающее то общее свойство, что присуще всем вещам и явлениям, а именно – свойство существовать, быть в наличии, присутствовать. Именно благодаря бытию всякая вещь, явление сущесествует (есть в наличии), а то, что вне бытия, не имеет бытия, то не существует. Исходная мысль элеатов: «Бытие есть, а небытия нет». Бытие, как первооснова, характеризуется такими атрибутами.



1. Бытие едино, так как не может быть «бытие» и «бытие» - все одно.

2. Бытие вечно – ему неоткуда возникнуть, так как небытия нет.

3. Бытие бесконечно – оно не имеет ни начала, ни конца.

4. Бытие неизменно – у него нет возможности стать другим, измениться. Отсюда весьма парадоксальный вывод - «движения нет». Этот вывод вызвал большую полемику у современников Парменида и стал эффективным стимулом для развития диалектики и логики мышления.

Атомисты - последняя философская школа в рамках философии физиса, которая пыталась ответить на вопросы, поднятые элеатами. Главные представители этой школы – Левкипп и Демокрит.

АТОМ – основное понятие для объяснения мира у Левкиппа и Демокрита. Они вводят его для обозначения первоосновы всего существующего. Атомы в переводе с древнегреческого языка, то, что не делится. Это предельно малые, поэтому невидимые глазом, а только умопостигаемые частицы, из которых состоят все вещи. Они невозникающие, неразрушимые и неизменные первоначала этого мира.

Суть учения атомистов сводится к следующим положениям:

1. Все вещи образуются из сочетания атомов: все многообразие мира происходит из соединения и разделения, поэтому вещи различаются лишь по количеству своих атомов, по их форме, порядку и положению.

2. Атомы вечно движутся в окружающей и пустоте: место, занимаемое одним атомом по отношению к другому атому, совершенно случайно.

Философия атомистов носит умозрительный характер, поскольку атомы не встречаются в чувственном восприятии; но она является попыткой решения проблемы существования множественности и движения, поставленной элеатами.

Средняя классика. Этот термин обычно употребляется для того, чтобы отличить философские школы «физиков», занимающихся, в основном, проблемами внешнего, по отношению к человеку, мира от философов, сделавших предметом познание человека и общество. К средней классике принято относить софистов и Сократа.

«СОФИСТЫ» - этот термин, применяемый для обозначения группы

 

древнегреческих мыслителей середины V – первой половины IV в. до н.э. Наиболее видные представители – Протагор, Горгий, Гиппий. Со второй половины 4 века до н. э. слово «софист» стало обозначать особый тип философа-прфессионала, учителя философии.

Софисты изменили предмет философии. Они совершили подлинную революцию, сменив проблематику физиса и космоса на проблемы человека и его жизни как члена общества. Главные проблемы софистики – этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание, то есть все то, что сегодня называют культурой. Поэтому можно утверждать, что софисты зачинатели гуманистического периода в античной философии.

В философии софистов человек становится единственным бытием. По их утверждению, бытие вне человека не существует. Человек только в себе самом может найти истину. Софист Протагор выразил свою мысль так: «Человек мера всех вещей, существующих в том, что они существуют и не существующих в том, что они не существуют». Этим принципом Протагор подверг отрицанию абсолютный критерий, отличавший бытие от небытия, истину ото лжи. Критерием здесь может быть только человек, индивидуум: «каковы отдельные вещи предстают предо мною, таковы они и есть для меня, какими пред тобой, таковы они для тебя». Все относительно: нет абсолютной истины и нет абсолютных моральных ценностей, блага. Мудрец – это тот, кто понимает полезность относительного, приемлемого и уместного, умеет убедить других в этом и актуализировать это полезное.

Сократ (9470-399гг. до н.э.) подобно софистам, сосредоточил свое внимание на проблемах человека, углубив проблематику на человеке, как существе моральном, существе познающем. Главные проблемы философии, по Сократу: «Как жить»? и «Познай себя».

Основополагающей способностью человека является разум, способный дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы найти его. Для получения общезначимого знания Сократ разработал свой оригинальный «сократовский метод познания».

Исходным началом метода Сократа является ирония, то есть особое отношение к действительности, порождающее сомнение в признанных истинах, побуждающее к выработке своей собственной позиции, основанной на разумных аргументах. Причем Сократ исходил из мысли о том, что знания уже имеются у человека и их нужно только актуализировать, «родить». Задача же философа состоит в том, чтобы помочь человеку родить истинное знание и, тем самым, и человеку помочь как бы «родиться» к новой жизни, обрести подлинные и истинных моральные нормы и принципы.

 

 

2.2.3.Философия Платона и Аристотеля.

 

Платон и Аристотель – «вершины» древнегреческой философии. В их системах философское знание этой эпохи приобретает наиболее системный характер. Платон и Аристотель подводят итог классическому периоду в развитии древнегреческой философии.

Платон (427-347гг.до н.э.) является родоначальником и виднейшим представителем философского направления, который позднее назовут объективным идеализмом. Мир по Платону имеет двойственную природу. Он как бы расколот на два мира: видимый мир изменчивых, чувственно воспринимаемых предметов - материальный мир и невидимый, умопостигаемый мир идей. Настоящий, подлинный мир – это мир идей, это подлинное бытие. Чувственно воспринимаемые вещи – это нечто среднее между бытием и небытием. Они только «тени», образы идей, их слабые копии.

Идеи – это образцы вещей, явлений и всего, того, что есть в мире. Они существуют до вещей, не зависимо от них в ином, запредельном мире – мире идей. Идеи нематериальны, несотворимы и неуничтожимы (вечны), неделимы. Они предельно совершенны и неизменны, обладают некой божественной сущностью, заряженные энергией, целевой причиной. Между идеями существуют отношения координации и подчинения, то есть высшие и низшие. Высшая идея - это идея абсолютного добра, или Идея Мирового разума, Идея Высшего Блага.

Идея человека – это его душа. До его рождения она пребывает в царстве идей, совершенном мире добра и красоты. Потом она попадает в чувственный, грубый мир, где временно живет в человеческом теле, как узник в темнице. Мышление, познание человека есть воспоминание души-идеи о прежней жизни. В процессе мышления она активна, внутренне противоречива, способна к творчеству.

Аристотель (384-322 гг.дон.э.) сначала ученик, потом соратник и младший друг Платона, хотя по ряду принципиальных вопросов расходился с ним. Он стремился преодолеть платоновский разрыв между чувственным миром и миром идей. В отличие от Платона, основой мира Аристотель считает материю и форму. Материя, по Аристотелю, несотворима и неуничтожима, однако сама по себе она инертна, пассивна и содержит лишь возможность, потенцию создания всего разнообразия чувственного мира. Не обладая внутренней, собственной активностью, материя нуждается во внешней побудительной силе. Активным творческим фактором для материи является форма. Форма у Аристотеля это причина становления вещей из однообразной материи. Формы – это не только причины, но и образы вещей. Они разнообразны, существуют высшие и низшие формы. Наивысшей из них является форма всех форм – Бог. Это первая причина и начало всех начал. Он сообщает миру цель и конечную заданность.

 

Кроме материальной и формальной причин в основании вещей, Аристотель выделяет причину движущую и целевую причину. Учения Аристотеля о причинах, о материи и форме оказали существенное влияние на всю последующую европейскую философию. Развиваемые его учениками и последователями, философские идеи Аристотеля воплотились в аристотелизме, учении и методе, господствующем во многих западных и восточных философских традициях вплоть до Нового времени.

 

2.2.4. Античная философия периода эллинизма.

 

В период эллинизма (IV век до н.э.-V век н.э.) меняется предмет и характер античной философии. Интерес философов смещается в сторону отдельного человека и его проблем. Социальна философия Платона и Аристотеля уступают место индивидуальной этике эпикурейцев и стоиков, киников.

ЭПИКУРЕЙСТВО – этическое философское учение, основанное древнегреческим философом Эпикуром (342-271 гг.н.э.). Эпикур основал философскую школу, которая получила название «Сад Эпикура». В ней преобладал интерес к проблемам человека, цели его жизни.

Цель человеческой жизни, согласно учению эпикурейцев, удовольствие, которое трактуется не только как чувство удовольствия, но и как избавление от физической боли, страданий, беспокойства души, страха смерти и оков принуждения. Если стремиться к покою, уравновешенности, душевному миру, «спокойствию духа», то духовная радость будет ощущаться сильнее. Идеалы жизни эпикурейцев таковы: жить скрытно, в тесном дружеском кругу, неучастие в государственной жизни. Высшим благом для человека является достижение им блаженства, высшего наслаждения, а высшее блаженств – состояние полной отрешенности от всех проблем этого мира – атараксия. В целом их этика носила индивидуалистический и созерцательный характер. Понятие эпикурейство стало нарицательным, оно означает подчинение жизни устремлениям к удовольствиям.

СТОИЦИЗМ – греко-римская философская школа, название которой от греческих слов «стоя поикле» - «пестрый портик» - (место в Афинах, где собирались основоположники стоицизма). Основателем стоицизма был Зенон из Китиона. Видными представителями этой школы были Клеанф и Христипп. Главными представителями позднего стоицизма были – Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.

В соответствии с этой философией добродетель никогда не бывает врожденной, но ее можно достичь воспитанием. Идеалом мудреца-стоика является невозмутимость, стоическое спокойствие. Стоицизм исходит из роковой, неотвратимости и предопределенности всего существующего. Человек ничего не может изменить в этом мире. Главный принцип этики эпикурейцев – поступать разумно, жить сообразно с природой, поскольку

 

природа тождественна разуму. Поздние стоики стремились дать людям утешение посредством житейской мудрости. Исходные положениия религиозных взглядов стоиков приняли первоначальные христиане.

КИНИЗМ – философская школа эллинистического периода. Свое название получила либо от Киносарга – гимнасия, где занимался с учениками Антисфен, основатель школы, либо от слова кинос (собака), Антисфен считал, что жить следует «подобно собаке».

Главные представители кинической школы – Антисфен и Диоген Синопский. Согласно учению киников, конечная цель человеческих устремлений – добродетель; она совпадает со счастьем. Добродетель заключается в умении довольствоваться малым. Антисфен проповедовал отказ от каких-либо потребностей, презирая роскошь и стремление к наслаждению, он призывал быть ближе к природе. По его мнению, не должно быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака.

Ученик Антисфена – Диоген утверждал, что моральная свобода заключается в освобождении от желаний и считал, что, проявляя безразличие к благам, можно освободиться от страха. Блага жизни не прочны, поскольку есть дары судьбы и случая, а не честные вознаграждения за наши подлинные заслуги. Мир плох, поэтому нужно научиться жить независимо от него. В I в.н.э. кинизм возродился в Риме и существовал там еще в IV в.

В целом античную философию характеризуют такие особенности, как космоцентризм, онтологизм, рационализм, гуманистический характер основных идей. Для нее характерно раздвоение на два основных направления – материализм и идеализм («линия Демокрита» и «линия Платона»). В античности были сформулированы основные идеи диалектики. Античная философия по своему духу оптимистична, она есть высшее достижение европейской и мировой культуры, которая придала мощный духовный импульс развитию всей мировой культуры.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие периоды выделяют в развитии античной философии?

2. Перечислите основные философские школа «ранней классики»?

3. Каковы основные философские идеи Гераклита?

3. В чем состоит отличие милетской школы от «пифагорейского союза»?

4. Какими проблемами занимались философы элейской школы?

5. Какие новые идеи привнесли в философию «атомисты»?

6. Кто такие «софисты» и чему они учили современников?

7. Как изменился предмет философии и период «средней классики»?

8. В чем состоит новизна и оригинальность философии Сократа?

9. Что существенно новое внес в мировую философию Платон?

10. Какова роль Аристотеля в развитии античной и мировой философии?

11. Перечислите основные философские школы античного эллинизма?

12. Дайте общую оценку античной философии.

 

Тема 2.3. Статус и функции философии в средне­вековой европейской культуре.

Вопросы для подготовки

 

2.3.1.Возникновение средневековой европейской философии. Патристика и Схоластка – основные этапы развития средневековой философии.

2.3.2. Проблема разума и веры в европейской средневековой философии.

2.3.3. Номинализм и реализм в европейской средневековой философии.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ:

 






Date: 2015-10-19; view: 149; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию