Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Важнейшими закономерностями развития науки являются. IV. Дифференциация и интеграция научного знания
IV. Дифференциация и интеграция научного знания. По мереколичественного и качественного роста информации нужна все большая специализация ученых. Так, более 300 самостоятельных научных дисциплин насчитывает сегодня в своем составе медицина. Такая картина характеризует в принципе любую современную науку. Прогрессивна ли дифференциация науки? Да. Она заключается 1) в углублении процесса познания и 2) в усовершенствовании средств, применяемых каждой конкретной наукой. Но она имеет и «теневую» сторону, а именно, заслоняет от исследователяцельный образ исследуемого предмета и характеризующие его общие закономерности. Эти недостатки восполняются и уравновешиваются интеграцией. Можно образно заметить: если дифференциация, так сказать, центробежный процесс, то интеграция - центростремительный. Сегодня интеграция видна в возникновении и бурном развитии «стыковых» научных дисциплин: биохимии, биофизики, кибернетики, бионики.
2. Формы научного знания.
Что же собой представляет научная продукция? Научное знаниев процессесвоего генезиса и становления проходит определенные формы: научный факт, научная проблема, научная гипотеза, (научные идеи), научная теория, научный закони самая объемная форма - научная картина мира. Д/3: раскрыть каждую из форм по учебникам, словарям. Этот экзаменационный вопрос. В лекции же мы коснемся самого важного. Исходной формой генезиса научного знания выступает проблема, точнее, ее выявление и формулировка.В переводе с греческого языка проблемаозначает «препятствие, трудность, задача». Именно существование проблемы придает научному исследованию цель и содержание. Там, где нет проблем, научное исследование теряет смысл. Проблема может быть определена как осознанность недостаточности имеющегося знания для решения поставленных теоретических и практических задач, а следовательно, необходимости его расширения. Проблема имеет место только в том случае, если а) отсутствующее знание является отсутствующим у общества в целом и поэтому должно быть заново получено; б) неизвестен алгоритм, посредством которого цель научного исследования может быть достигнута (если же алгоритм известен, перед нами не проблема, а задача).
По словам Р. Дж. Коллингвуда, «...вся наша наука начинается со знания нашего собственного незнания - не незнания всего, а незнания какой-то определенной вещи: происхождения парламента, причин рака, химического состава Солнца, незнания того, как вынудить работать насос, не применяя физической энергии человека, лошади или другого прирученного животного. Наука - это поиск...» [В Коллингвуд Г. Дж. Идея истории. Автобиография. М, 1980. С. 12-13]. Но: далеко не любые проблемы могут составлять научный интерес и квалифицироваться как научные. Вспомним широко распространенные в средние века схоластические проблемы, суть которых и методы их решения хорошо переданные историческим анекдотом о Фоме Аквинском. Проблемы подразделяются на фундаментальные («чисто» теоретические) и прикладные (технологические). Еще одну из классификаций можно представить в виде схемы: Научные проблемы Предметные Процедурные
Без проблем нет науки. Но это никоим образом не значит, что содержание науки сводится к нерешенным задачам. Ткань науки составляют в первую очередь уже решенные проблемы. Научная гипотеза - это научное допущение или предположение, истинность которого еще нужно доказать. Необходимость гипотезы обусловливается тем, что законы непосредственно не проявляются в отдельных фактах, поскольку сущность никогда не лежит на поверхности вещей. Отношение к гипотезе на разных этапах развития науки было разное. В ХУП-ХУШ вв. она часто воспринималась ее же творцами как вынужденное отступление от классического пути получения истины и даже как личная трагедия. Так, Ньютон, оставивший после себя немало гипотез во всех областях науки, которыми он занимался, был в то же время принципиальным противником гипотез. "Hipothesis non fingo" ("гипотез не измышляю), - заявлял он. Положение науки принципиально изменилось в XIX и особенно в XX веке.Ф.Энгельсотмечал, чтосамой важной формой развития научного знания является гипотеза. Сегодня здание науки появляется перед рассматривающими ее в «лесах» гипотез. Есть условия выдвижения и возможности / состоятельности гипотез. 1) Она не должна противоречить уже известным и проверенным фактам. Это совсем не означает, что когда выявляется противоречие между новой гипотезой и старыми фактами, оно всегда должно разрешаться в интересах фактов. Так, атомный вес некоторых элементов сначала не отвечал сформулированному Д.И. Менделеевым периодическому закону: вес урана, например, принимался за 120, в то время как закон требует 240. Повторные измерения дали величину 238. 2) Нужно придерживаться и принципа соответствия гипотезы известным законам науки. Примером выполнения этого условия является отказ рассматривать любой проект вечного двигателя, поскольку он противоречит закону сохранения энергии. Очень часто противоречие между новой гипотезой и старой теорией разрешается таким образом, что старая теория оказывается частью, случаем новой (таково, например, соотношение между классической механикой и теорией относительности). Следовательно, гипотеза носит вероятностный характер, а теория - знание достоверное. Гипотеза становится научной теорией, если она удовлетворяет следующим требованиям (выражающим ее объективный характер) - домашнее задание по учебнику: Філософія/ За ред. І.Ф. Надольного. – К., 1997. С. Теория является высшей, (очень) развитой формой организации научного знания. Она отличается от научных фактов: 1) Строго логически организована и 2) Отражает сущность явлений, их функционирования и развития. Поэтому только теория дает возможность понять объект познания в его внутренней связи и целостности как систему. 3) Благодаря этому теория не только объясняет, но и выполняет не менее важную функцию научного предвидения. Теория посредством основных понятий выражает определенную совокупность ключевых утверждений, которые фиксируют законы взаимодействия элементов, сторон и связей объекта (Среди утверждений выделяют «фундаментальные», исходные - принципы, постулаты, аксиомы). Проблема соотношения старой и новой теории достаточно успешно разрешается «принципом соответствия», что был замечен еще Н.И. Лобачевским и был утвержден в наукознании Нильсом Бором. Этот принцип гласит, что старая теория при возникновении и утверждении новой не отбрасывается начисто, а сохраняется в ней в статусе той самой части, случая, о которых говорилось выше. Роль воображения в развитии наук велика. Свою неэклидову геометрию Н.И.Лобачевский назвал «Воображаемая геометрия», потому что в то время были еще не известны реальные процессы, предметы, пространственные свойства, отражающиеся в его теоретической системе. Роль воображения в течение всей истории физики убедительно раскрытаА. Эйнштейном: «в физике появилось новое понятие, самое важное достижение со времени Ньютона: поле. Требовалось большое научное воображение, чтобы осознать для себя, что не заряды и не частицы, а поле в пространстве между зарядами и частицами существенно для описания физических явлений» (Эйнштейн А. Физика и реальность. М: Наука, 1985. С. 299). Зафиксируем структуру современной науки. В ней выделяются 3 этажа: Методологические и общетеоретические проблемы науки Специализированные теории («теории среднего уровня») Date: 2015-10-19; view: 312; Нарушение авторских прав |