Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Аристотель. В современном мире мозг, не заостренный наукой, не стоит и ломаного гроша
В современном мире мозг, не заостренный наукой, не стоит и ломаного гроша Дж. Бернал, английский мыслитель XX в.
Наука - многоаспектное явление, многоликое по своим признакам и функциям. Рабочее определение ее может быть таким: І. Это отрасль духовного производства, дающая прирост знания в виде понятий, законов, теорий. ІІ. В то же время наука является формой общественного сознания (см. тему «Духовная жизнь общества»), отражающей общественное бытие. ІІІ. Наука представляет собой социальный институт с соответствующей структурой и функциями. В нем выделяются три стороны науки: 1. система, 2. процесс, 3. методы. Основными элементами науки выступают 1) ученые [занятия наукой требуют особой подготовкисубъекта, который познает]; 2) организации и оборудование; 3) информация. Таким образом, наука связана с общественным разделением труда и является его необходимым следствием. Особо подчеркнем, что возникновение духовного производства с такими чертами было исторической необходимостью. Подчеркиваем это из-за тех гипотез, которые настаивают на «случайном» возникновении науки. Такая гипотеза была выдвинута впервые А. Эйнштейном – см. Социология науки. Р-н-Д., 1968. С. 21-22. Но в гипотезе А. Эйнштейна схвачен один чрезвычайно важный момент - в процессе возникновения и формирования науки случайность, как и в других закономерных процессах, выступает в форме проявления необходимости. Исторически наука произошла от неспециализированного, обыденногознания. Последнее представлено в культуре в трех формах:
Известный западный методолог Т. Кун считал критерием научности знания наличие парадигмы, в рамках которой это знание производится и транслируется. В понятии парадигмы можно выделить следующие основные моменты: 1) «символические обобщения» - формальные или те, легко формализующиеся, компоненты теории, функционирующие как «законы природы» и определения соответствующих символов; 2) «метафизическая парадигма» (или картина мира) – модельные представления, обобщенные образы исходных объектов науки (например, газ в классической физике рассматривается как совокупность молекул, напоминающих бильярдные шары, находящиеся в хаотическом движении); 3) общепринятые в данном содружестве ученых методологические требования и ценностные ориентации: теоретические концепции должны быть простыми, непротиворечивыми, проверяющимися и т.п., научные пророчества - точными, по возможности количественно выраженными и т.п.; 4) общепринятые в содружестве образцы, по которым «изготовляются» научные описанияи объяснения, а также: базисные примеры решения конкретных научных проблем.
Следует четко ориентироваться и называть общие закономерности и тенденции развития науки, І. Наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных от предыдущих поколений (сформулировал еще Ф. Энгельс в 1844 г.) Начиная с XVIII в. объем научной деятельности удваивается каждые 10-15 лет: открытия, информация, занятые люди. II. Ускоренно-кумулятивный характер развития науки: прошлый результат в концентрированном виде входит в общий фонд развития науки - переосмысленный и уточненный, но не перечеркнутый. + + + III. Наука - это особого вида социальная память человечества, теоретически кристаллизирующая прошлый опыт познания действительности. Наука отличается от иных способов постижения мира – искусства или художественного постижения, от обыденного познания и религии. моя таблица… Рассмотрим такой яркий пример. Сравним науку и искусство. Известно, как часто и с каких разных сторон исследуется сердце в литературе, особенно в поэзии. Сердцем интересуется и наука. Причем, не только такая отрасль медицины, как кардиология, но и теория колебаний и волн. Однако сердце интересует исследователей в каждом конкретном случае во вполне определенном ракурсе. Поэта то, что он называет сердцем, привлекает своей неисчерпаемостью, способностью излучать широкий спектр эмоций - любить и ненавидеть, радоваться и скорбеть и т.д. (Вспомим: «Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить» или «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть»). Совсем в других целях, понятно, изучает сердце кардиология - ее интересует анатомия и физиология телесного органа в норме и патологии, способы сохранения нормы и возвращения (в случаях заболевания) от патологии к норме. А теорию колебаний и волн сердце интересует уже по третьему поводу и не более, чем колебание поверхности океана или земной коры: для выявления общих закономерностей колебательных и волновых процессов и выведения соответствующих уравнений. В свете сказанного становятся более зримыми две ОСНОВНЫЕ функции науки: (1) познавательная: наука проникает в сущность вещей, (2) практически-действенная - участие науки в преобразующей деятельности человека и общества. Date: 2015-10-19; view: 352; Нарушение авторских прав |