Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аристотель. В современном мире мозг, не заостренный наукой, не стоит и ломаного гроша





В современном мире мозг, не заостренный наукой, не стоит и ломаного гроша

Дж. Бернал, английский мыслитель XX в.

 

Наука - многоаспектное явление, многоликое по своим признакам и функциям. Рабочее определение ее может быть таким:

І. Это отрасль духовного производства, дающая прирост знания в виде понятий, законов, теорий.

ІІ. В то же время наука является формой общественного сознания (см. тему «Духовная жизнь общества»), отражающей общественное бытие.

ІІІ. Наука представляет собой социальный институт с соответствующей структурой и функциями. В нем выделяются три стороны науки: 1. система, 2. процесс, 3. методы.

Основными элементами науки выступают 1) ученые [занятия наукой требуют особой подготовкисубъекта, который познает]; 2) организации и оборудование; 3) информация.

Таким образом, наука связана с общественным разделением труда и является его необходимым следствием.

Особо подчеркнем, что возникновение духовного производства с такими чертами было исторической необходимостью. Подчеркиваем это из-за тех гипотез, которые настаивают на «случайном» возникновении науки. Такая гипотеза была выдвинута впервые А. Эйнштейном – см. Социология науки. Р-н-Д., 1968. С. 21-22. Но в гипотезе А. Эйнштейна схвачен один чрезвычайно важный момент - в процессе возникновения и формирования науки случайность, как и в других закономерных процессах, выступает в форме проявления необходимости.

Исторически наука произошла от неспециализированного, обыденногознания. Последнее представлено в культуре в трех формах:

1) рецептивное техническое знание (от слова «рецепт») 2) протонаука - как бы подготовительный этап становления науки 3) псевдонаука - совокупность убеждений и действий, выдаваемая за науку Данный культурный феномен иногда называют паранаукой.
Специализированное, но не научное знание, характерное для искусств, ремесел, торговли, мелкого производства. Сбор данных посредством научных методик, отдельные каузальные констатации при наблюдении за явлениями природы и т.п. При этом общий принцип подхода, методика исследования и принятых знаний является далекой от господствующей в данную эпоху научной рациональности. Это такие виды специализированного знания, как алхимия и астрология, теология и спекулятивная натурфилософия, парапсихология. Сегодня для всех очевидно, что данные способы постижения мира невозможно вычеркнуть из общей духовной культуры людей, но и не следует абсолютизировать их, особенно в настоящее время.

 

Известный западный методолог Т. Кун считал критерием научности знания наличие парадигмы, в рамках которой это знание производится и транслируется. В понятии парадигмы можно выделить следующие основные моменты:

1) «символические обобщения» - формальные или те, легко формализующиеся, компоненты теории, функционирующие как «законы природы» и определения соответствующих символов;

2) «метафизическая парадигма» (или картина мира) – модельные представления, обобщенные образы исходных объектов науки (например, газ в классической физике рассматривается как совокупность молекул, напоминающих бильярдные шары, находящиеся в хаотическом движении);

3) общепринятые в данном содружестве ученых методологические требования и ценностные ориентации: теоретические концепции должны быть простыми, непротиворечивыми, проверяющимися и т.п., научные пророчества - точными, по возможности количественно выраженными и т.п.;

4) общепринятые в содружестве образцы, по которым «изготовляются» научные описанияи объяснения, а также: базисные примеры решения конкретных научных проблем.

 

Следует четко ориентироваться и называть общие закономерности и тенденции развития науки,

І. Наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных от предыдущих поколений (сформулировал еще Ф. Энгельс в 1844 г.) Начиная с XVIII в. объем научной деятельности удваивается каждые 10-15 лет: открытия, информация, занятые люди.

II. Ускоренно-кумулятивный характер развития науки: прошлый результат в концентрированном виде входит в общий фонд развития науки - переосмысленный и уточненный, но не перечеркнутый. + + +

III. Наука - это особого вида социальная память человечества, теоретически кристаллизирующая прошлый опыт познания действительности.

Наука отличается от иных способов постижения мира – искусства или художественного постижения, от обыденного познания и религии. моя таблица…

Рассмотрим такой яркий пример. Сравним науку и искусство.

Известно, как часто и с каких разных сторон исследуется сердце в литературе, особенно в поэзии. Сердцем интересуется и наука. Причем, не только такая отрасль медицины, как кардиология, но и теория колебаний и волн. Однако сердце интересует исследователей в каждом конкретном случае во вполне определенном ракурсе. Поэта то, что он называет сердцем, привлекает своей неисчерпаемостью, способностью излучать широкий спектр эмоций - любить и ненавидеть, радоваться и скорбеть и т.д. (Вспомим: «Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить» или «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть»). Совсем в других целях, понятно, изучает сердце кардиология - ее интересует анатомия и физиология телесного органа в норме и патологии, способы сохранения нормы и возвращения (в случаях заболевания) от патологии к норме. А теорию колебаний и волн сердце интересует уже по третьему поводу и не более, чем колебание поверхности океана или земной коры: для выявления общих закономерностей колебательных и волновых процессов и выведения соответствующих уравнений.

В свете сказанного становятся более зримыми две ОСНОВНЫЕ функции науки:

(1) познавательная: наука проникает в сущность вещей,

(2) практически-действенная - участие науки в преобразующей деятельности человека и общества.

Date: 2015-10-19; view: 298; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию