Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос. Правовая природа налоговой ответственности
Налоговая ответственность обладает всеми признаками юридической ответственности, возникает в случае совершения правонарушения, влечет для нарушителя неблагоприятные последствия и содержит отрицательную оценку государством поведения правонарушителя, применяется государственным органом в порядке, установленном законом. Признаки налоговой ответственности: 1) Наступает только за налоговое правонарушение, определение которого содержится в ст. 106 НК; 2) Реализуется в особой процессуальной форме, определенной НК; 3) Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция – денежное выражение тех неблагоприятных последствий, которые должен понести правонарушитель, устанавливается в виде штрафа 114 НК, они могут выплачиваться добровольно или взыскиваться принудительно. Принудительное взыскание санкций включает в себя бесспорный (административный) и судебный порядки; Взыскание санкций с организаций осуществляется в соответствии со ст. 46, 47 НК, в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями действует судебный порядок взыскания санкций согласно ст. 48 НК В случае отказа в возбуждении уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела. Вопрос второй: общие условия привлечения к налоговой ответственности или принципы налоговой ответственности. 1. Принцип законности: Запрет на привлечение к налоговой ответственности, не иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном в НК. 2. Принцип однократности: Запрет на привлечение к налоговой ответственности повторно за совершение одного и того же налогового правонарушения. Пункт 2 статьи 108 НК РФ. 3. Презумпция невиновности: Пункт 2 статьи 107 НК РФ. 4. Принцип сложения налоговых санкций: При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое налоговое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкцией более строгой санкцией. ПКС от 15 июня 1999 года №11-П установление и применения налоговых санкций должно быть основано на таких конституционных принципах как справедливость, соразмерность, возможность ограничения прав и свобод только для достижения целей, указанных в Конституции. Поэтому налоговые санкции должны применяться с учетом личности виновного, характера вины, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. Обстоятельства смягчающие налоговую ответственность – пункт 1 статьи 112 НК РФ. Этот перечень не является исчерпывающим. Отягчающие налоговую ответственность - совершение налогового правонарушения лицом ранее привлекаемым к ответственности за аналогичные правонарушения – пункт 2 статьи 112 НК РФ. При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей глав 16-18 НК РФ. При наличии отягчающего обстоятельства размер штрафа увеличивается в 100% - пункт 4 статьи 114 НК РФ. Вопрос третий: Давность привлечения к налоговой ответственности. Состоит в установлении срока, по истечении которого лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности – пункт 4 статьи 109 НК РФ. Согласно статье 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого оно было совершено и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли 3 года. Данный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит. Для большинства исчисления срока давности начинается со дня его совершения. Только для налоговых правонарушений связанных с неуплатой налогов и сборов – со следующего дня после окончания налогового периода – статья 122, 123 НК РФ. Течение срока давности прекращается с момента вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности. Приостановление срока давности также возможно – статья 113 НК РФ, если лицо привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение активно противодействовало проведению ВНК, что стало непреодолимым препятствием для его проведения и определения НО сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему. Вопрос четвертый: Налоговые правонарушения. Таковыми признаются виновно совершенное противоправное нарушения законодательства о налогах и сборах деяния (действия или бездействия) налогоплательщика,налогового агента и иных лиц, за которое НК установлено ответственность - статья 106 НК РФ. Признаки налогового правонарушения: 1. Это всегда поведенческий акт, выступающий в форме действия либо бездействия. Большинство налоговых правонарушений состоит в неисполнении своих обязанностей, т.е. совершаются в форме бездействий. 2. Противоправность деяния, выраженная в нарушении норм налогового законодательства. 3. Виновность деяния. 4. Наказуемость деяния, т.е. применения к лицу налоговых санкций. Объектом налогового правонарушения являются охраняемые законом правоотношения, возникающие при взимании налогов и сборов, а также в ходе проведения налогового контроля. Объективная сторона налогового правонарушения тремя признаками характеризуется: наличием противоправного деяния, негативных последствий, наличие причинной взаимосвязи между противоправным деянием и негативными последствиями. Субъектами налогового правонарушения – лица, обладающие налоговой дееспособности, согласно статье 107 НК в их качестве могут выступать физические лица и организации. Физические лица – с 16 лет. Организации – с момента государственной регистрации. Также налоговые агенты, Банки, лица, обязанные предоставлять информации в налоговые органы, лица, способствующие проведению отдельных мероприятий налоговых органов. Субъективной стороной - психическое отношение лицо к совершенному деянию и последствиям противоправного деяния. Статья 110 различает две формы вины - умысел и неосторожность. Умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправность своего деяния либо бездействия, желало либо сознательно допускало наступление таких последствий. П неосторожности, если лицо, его совершившее не осознавало противоправность своего действия или бездействия или вредного характера последствий, возникших в следствии этих действий или бездействий, хотя должно было и могло это осознавать. Умысел только в трех составах - пункт 3 статьи 122, пункт 2 статьи 122 прим. Есть ряд составов, в которых нет прямого умысла, однако оно предполагается – дача заведомо ложных показаний, дача экспертом заведомо ложных показаний. Вина организации в зависимости от вины его должностных лиц, либо представителей, действия или бездействия которых обусловили совершение данного правонарушения. Кроме того, статьей 111 НК установлено обстоятельство, исключающий вину лица за совершение правонарушения: 1. В случае стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств. 2. В момент совершения правонарушения не мог отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния. 3. Выполнял письменное разъяснение финансовых органов по вопросам применения законодательства. 4. Судом или налоговым органом могут быть признаны и иные обстоятельства, исключающие вину лица. Этот перечень не исчерпывающий. Исключающие случаи могут быть только в том случае, если непосредственно обусловили совершение налогового правонарушения и относятся к налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение. Письменные разъяснения финансовых органов по вопросам разяъснения применения налогового законодательства: 1. Финансовыми органами только в пределах своей компетенции, в частности должностными лицами излагать официальную позицию Минфина, письменных разъяснений. Таковыми являются министр финансов, его заместитель, директор департамента налоговой и таможенной тарифной политики, и его заместитель. 2. Они должны быть письменными. 3. Разъяснения должны быть адресованы самому налогоплательщику или неопределенному кругу лиц. Постановление ВАС от 30.11.10 -П. Разъяснения в СМИ освобождают любого налогоплательщика от ответственности, а не только тех, в ответ кого было адресовано это. 4. Разъяснения должна основываться на полной и достоверной информации. Вопрос пятый: Виды налоговых правонарушений. В зависимости от субъекта налоговых правонарушений: 1. Правонарушения налогоплательщиков – статьи 116 по 122 НК, 126 НК. 2. Правонарушения налоговых агентов – статьи 123- 126. 3. Правонарушения свидетелей – статья 128 НК. 4. Правонарушения эксперта, переводчика или специалиста – статья 129 НК РФ. 5. Правонарушения Банков – статьи по 132-136. 6. Правонарушения иных лиц – статьи 129, 129 прим. В зависимости от объекта, на которое направлено противоправное деяние: 1. Нарушения порядка постановления на учет налоговым органа. 2. Нарушения порядка предоставления сведений налоговым органов – статья 118, 119 НК, 119.1, 126. 3. Нарушения установленного порядка учета объекта налогообложения – статья 126 4. Нарушения порядка уплаты, удержания и перечисления в бюджетную систему – статья 122 НК. 5. Нарушения порядка осуществления налогового контроля – Статья 129. 6. Нарушения порядка владения, пользования, и распоряжения арестованным имуществом. 7. Нарушения Банками установленных НК обязанностей. Вопрос шестой: Общий порядок применения за налоговые правонарушения. Привлечение к ответственности осуществляется в ходе отдельных процедур, производств по делу о налоговых правонарушениях. НК различает два вида производств по делам о налоговых правонарушениях. В зависимости от того, в ходе каких мероприятий налогового контроля выявлено налоговое правонарушение. Если налоговое правонарушение выявлено в ходе камеральной и выездной налоговой проверки, то производство осуществляется в порядке статьи 101 НК РФ. Если же налоговое правонарушение обнаружено в ходе иных мероприятий налогового контроля, то производство по нему осуществляется в порядке статьи 101.4 НК РФ. Налоговые правонарушения, связанные с неправильным исчислением и не своевременной уплатой налогов могут быть выявлены только в ходе налоговых проверок, и дела по ним рассматриваются в порядке статьи 101 НК. Не уплата или не полная уплата сумм налога или сбора – статья 122 НК РФ и не выполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налога – статья 123 НК РФ. Иные налоговые правонарушения могут быть выявлены и без проведения налоговых проверок. Поэтому для них статьей 101.4 НК РФ предусмотрено упрощенная процедура фиксации правонарушения и последующего рассмотрения материала руководителем или заместителем руководителя налогового органа. Вместе с тем, если иные НП были выявлены в ходе проведения налоговых проверок, то процесс привлечения к налоговой ответственности будет проходить по усложненной процедуре, закрепленной статьей 101 НК РФ. Вопрос седьмой: Процедура привлечения к ответственности за правонарушения, выявленные в ходе налоговой проверки. Составление акты налоговой проверки – фиксируется налоговое правонарушение. При проведении выездной налоговой проверки – в течение двух месяцев с момента предоставления справки. По результатам камеральной проверки – в течение 10 дней с момента е окончания. Производство п делам о налоговых правонарушениях начинается с составления акта налогового правонарушения. В течение 5 дней должно быть передано лицу, в отношении которого проводилась проверка или его представителю под расписку или передано иным способом – пункт 5 статьи 100 НК РФ. Проверяемое лицо в течение одного месяца имеет право представить возражения по акту в целом или по отдельным его положениям. В течение 10 дней со дня истечения срока установленного для направления возражений, принимается решение по результатам налоговой проверки. Указанный срок может быть продлен,но не более чем на один месяц. Основанием для продления срока может служить проведение дополнительных мероприятий налогового контроля. Дополнительные мероприятия – это допрос свидетеля, проведение экспертизы и т.д. Правовое значение этих дополнительных мероприятий – наличие факта нарушения закона о налогах и сборах или их отсутствие. Если проводится дополнительное мероприятие, то решение по рассмотрению этих материалов должно быть осуществлено в течение 10 дней со дня истечения срока направления лицом возражений на эти дополнительные мероприятия. Полномочиями по рассмотрению дополнительных мероприятия и принятия по ним решения обладает руководитель налогового органа и его заместитель. По результатам рассмотрения материалов может быть вынесено одно из двух решений: 1. О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. 2. Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Требование, предъявляемые к данным решениям установлены пунктом 8 статьи 101 НК РФ. Налоговым кодексом содержится нарушения процедуры привлечения к налоговой ответственности, который является основанием отмены решения налогового органа. Эти нарушения являются существенными, нарушения которых не допускаются. Ознакомить проверяемое лицо со всеми материалами дела. Основаниями для отмены решения налогового органа является нарушения процедуры привлечения лица ко ответственности. К ним относятся абзац 2 пункт 12, статьи 101 НК РФ: 1. Обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка участвовать в процессе рассмотрения налоговой проверки лично и (или) через своего представителя. 2. Обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения. Постановлением Пленума ВАС выделено еще одно важное условие, которое и до этого признавалось таковым: 3. Не соблюдение принципа непосредственного участия в исследовании материалов и обсуждение ее итогов лицом, принявшим решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Все иные будут являться основанием для его отмены только в том случае, если они привели или могли привести к принятию неправомерного решения В каждом конкретном случае должны быть отражены характер и законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения. В случае несогласия лица в отношении коотрого вынесено решение с выводами налогового органа полностью или в части наступает следующая стадия производства по делу – стадия обжалования. Решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования в вышестоящий налоговый орган. Внесудебный порядок обжалования предполагает рассмотрения жалобы заявителя может быть апелляционным, если жалоба подана на не вступившие в законную силу и обычные, если решения вступили в законную силу. Решения о привлечении, отказе о привлечении к налоговой ответственности вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения лицу либо его представителю лица в отношении которого оно было вынесено. Со дня вынесения решения оно должно быть вручена лицу, либо его представителю под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения. В случае если решение вручить невозможно оно направляется по почте заказным письмом и дата его вручения считается 6 день со дня отправки письма. В случае подачи апелляционноцй жалобы указанное решение вступает в силу: 1. В неотмененной или не обжалуемой части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе. 2. В случае отмены решения нижестоящего налогового органа и принятия вышестоящим налоговым органом иного решения – со дня принятия такого решения. 3. В случае оставления апелляционной жалобы без рассмотрения – со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы. Вопрос восьмой: процедура привлечения к ответственности за налоговое правонарушения, выявленные вне рамок налоговых проверок. Выявленный факт налогового правонарушения в течение 10 дней со дня его выявления фиксируются в акте, который подписывается составившим его должностным лицом налогового органа и лицом совершившим налоговое правонарушение. Акт вручается лицу, совершившим правонарушения под расписку или вручается иным способом, подтверждающим дату получения. Если лицо уклоняется от получения, то отправляется заказным письмом, то днем получения считается 6 день со дня его отправки. Рассматриваются руководителем налогового органа или его заместителем в течение 10 дней, исчисляемых со дня истечения срока для представления возражения по акту. По результатам рассмотрения акта и приложенным к нему документов руководитель налогового органа выносит решение о привлечении лица к налоговой ответственности либо об отказе. Особенность этих решений заключается в том, что они вступают в силу со дня вручения их лицу, его представителю, в отношении которого были вынесены либо со дня, когда они считаются полученными, т.е. здесь никакого месяца не даются. Вопрос девятый: административный, внесудебный порядок обжалования. Date: 2015-10-19; view: 441; Нарушение авторских прав |