Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 4. Классическая наука
Основу естественно-научной идеологии классического периода науки составляли следующие представления и подходы. Натурализм, выражающийся в доминировании идеи самодостаточности природы, управляемой естественными, объективными законами. Природы, лишенной примесей антропоморфизма и телеологического символизма, а также концептуализируемой на основе типологии «причина-следствие», а не «причина-значение». Комбинаторностъ. Согласно ему, всякий элемент мира представлялся не в виде некоего качественного целого, а в виде набора форм разной степени существенности и общности. Разнообразие действительности отныне описывалось в терминах механической комбинаторики нескольких фундаментальных форм, ответственных за известные качества. Отсюда, знать действительность означало знать правила сочетаний форм. Формируются черты новой идеологии: инструментальность и механистичность, сыгравшие видную роль в процессе оформления естествознания как науки. Квантитативизм. Это универсальный метод количественного сопоставления и оценки образующих всякий предмет форм: «познать — значит измерить». Существенную роль в создании метода сыграла разработка Декартом и его последователями (де Бон, Шутен, Слюз, де Витт, Валлис и др.) аппарата аналитической геометрии, где обосновывалась идея единства геометрических форм и фигур, объединенных формальными преобразованиями. Причинно-следственный автоматизм. Эта мировоззренческая позиция, нашедшая активную поддержку во внутринаучном сознании (Галилей, Бойль, Ньютон, Гюйгенс и др.), лишала действительность символически-телеологических тонов и открывала путь для объективно-необходимого закономерного ее описания. Аналитизм. Познавательная деятельность функционировала не как абстрактно-синтетическая спекуляция, а как конкретно-аналитическая реконструкция плана, порядка и конституции вещей, как умение разлагать их на фундаментальные составляющие. Формируется система физической причинности, которая окончательно сложилась и упрочилась с появлением механики Ньютона. Геометризм. Геометризация мира на основе евклидовой теории стимулировала утверждение картины безграничного однородного, управляемого едиными законами космического универсума. Устанавливалась картина онтологически гомогенной действительности, чему способствовал также факт открытия Галилеем пятен на Солнце. Фундаментализм — допущение предельных унитарных основоположений, образующих для познавательного много- и разнообразия незыблемый монолит центр-базис, имплицирующий производные от него дистальные единицы знания. Финолизм — интенция на гомогенную, неопровержимую, самозамкнутую, абсолютно истинностную систему знания. Имперсональность — субъективная отрешенность знания как следствие погружения последнего в область безличного объективно сущего, чуждого индуцируемых познающим субъектом аксиологических измерений. Абсолютизм — субъект как асоциальный, аисторичный, среднетипический познаватель, отрешенное воплощение интеллектуальных способностей обладает талантом непосредственного умосозерцания истин, данных как извечные, неизменные, непроблематизиру-емые регистрации беспристрастного обстояния дел. Наивный реализм — онтологизация познавательной рефлексии: постулирование зеркально-непосредственно-очевидного соответствия знания действительности, восприятие содержания мыслительных отображений реальности как атрибутивного самой реальности. Субстанциальность — элиминация из контекста науки параметров исследователя (натурализация познания), рефлексии способов (средства, условия) рефлексии субъектом объекта. Динамизм — установка на жестко детерминистическое толкование событий, исключение случайности, неопределенности, многозначности — показателей неполноты знания — как из самого мира, так и из аппарата его описания. Ставка на нетерпимый к дополнительности, альтернативности, вариабельности, эквивалентности агрессивно-воинствующий монотеоретизм, навевающий идеологию всеведения. Сумматизм — ориентация на сведение сложного к простому, с последующей реконструкцией комплексного как агрегата элементарных частей. Эссенциализм — разрыв явления и сущности, сущности и существования, нацеленность на восстановление за наличной вещностью скрытых качеств, сил, олицетворяющих внутреннюю господствующую, самодовлеющую, преобладающую основу. Механицизм — гипертрофия механики как способа миропонимания. С античного атомизма до вульгарного физиологического материализма XIX в. господствует редукционистская идеологема о мире-машине и человеке-автомате, которые, ввиду этого, доступны дознанию. Кумулятивизм — трактовка развития знания как линейного количественного его саморасширения. Цель познания — достижение все большего уровня систематичности и точности: будущие открытия в детализации наличного знания. Основные черты нового стиля мышления, который разрушил архаичную антично-средневековую картину мироздания следующие: 1) отношение к природе как самодостаточному естественному объекту, данному в непосредственной деятельности и подлежащему практическому освоению; 2)становление принципов строгой количественной оценки; 3) жестко детерминистская причинно-следственная типологизация явлений действительности, 4)введение каузализма; 5)инструменталистская трактовка природы и ее атрибутов — пространства, времени, движения, причинности и т. д., 6) образ геометризированной гомогенно-унитарной действительности, управляемой едиными количественными законами. Утверждение гипотико-дедуктивний методологии познания. Основу составляющего ядро современного естествознания гипотетико-дедуктивного метода образует логический вывод утверждений из принятых гипотез и последующая их эмпирическая апробация. Под последним понимается процедура, обеспечивающая возможность установления истинности теоретических утверждений в процессе их соотнесения с непосредственно наблюдаемым положением дел. Приоритет введения в науку гипотетико-дедуктивной тактики исследования по праву принадлежит Г. Галилею. Мы имеем в виду, прежде всего, разработанную им концепцию пустотной механики, базировавшуюся на принципах рациональной индукции и мысленного эксперимента. Галилей выработал особую исследовательскую тактику, предписывавшую проводить изучение не эмпирического, а как бы идеального, теоретического движения, описываемого аппаратом математики. В соответствии с этим новая, развиваемая Галилеем динамика условно распадалась на две части. В первой требовалось путем логического вывода получить законы движения в «чистом виде». Во второй, органически связанной с первой, требовалось осуществить опытное оправдание полученных в первой части абстрактных законов движения. Факт проведения Галилеем реальных опытов позволяет уточнить динамику оформления метода мысленного эксперимента, стимулировавшего образование научного естествознания. Метод Галилея — рациональная индукция, использование которой соответствовало условиям не естественного, а искусственного, абстрактно-логического пространства — пространства идеальной научной реальности. Так выкристаллизовалась концепция пустотной механики: мысленный эксперимент. Именно Галилей, обращая внимание на необходимость последовательного эмпирического обоснования идеально-логических законов и формулировок, создал универсальную методологическую канву естественно-научного познания. Выделим те доподлинно непреходящие моменты, какие внесло с собой утверждение принципов новоевропейского мышления, выразившее революциониза-духовной сферы. Это: - секуляризация и детеологизация интеллекта, освобождение науки из-под власти церкви, авторитета канонических текстов; очагами науки все в большей степени перестают быть приходы и становятся академии; - эмансипация научного мышления от фидеистических и организмических категорий; десакрализация пространственно-временных представлений — формирование и утверждение идей однородности и изотропности пространства и времени; забвение антропоцентризма; принятие картины унитарного космоса; - демократизация научного поиска: отказ от средневекового догматизма и талмудизма; принятие прогрессистской парадигмы научного знания, отбрасывающей схоластический авторитаризм, священной, абсолютной и непреложной «истины текста»; натурализация мышления; - развенчание средневекового представления о существовании априорного оправдания разума, отказ от интерпретации понятий как самостоятельных стихий, соединение логико-теоретического мышления с экспериментально-опытной базой исследований; - использование количественных методов анализа, расчета, обработки и оценки эмпирических данных, которые хорошо математически моделируются, поддаются квантитативизации; - упрочение программы корпускуляризма (атомизм Галилея, Хэриота, Хилла, Гассенди, Гоббса; сформировалось учение о частицах Декарта, Бойля, Зеннер-та), т. е. концепции составимости действительности из мельчайших материальных образований. В итоге была создана последовательная методология эксперимента и математического анализа. Date: 2015-10-19; view: 526; Нарушение авторских прав |