Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Житие и страдания святого славного великомученика
Великомученик Димитрий родился в городе Солуни в Греции (иначе – Фессалоники, ныне – Салоники) в правление нечестивых царей‑богоборцев Диоклетиана и Максимиана. По преданию, его род имел славянское происхождение. Отец Димитрия был проконсулом Фессалоникийской области в то время, когда нечестивые цари воздвигли на христиан жестокое гонение. Тайно веруя в Господа нашего Иисуса Христа и исполняя Его заповеди, он не осмеливался открыто исповедовать Его Пресвятое имя. В своих палатах, в сокровенной горнице, служившей ему домовым храмом, он хранил две святые иконы, украшенные золотом и драгоценными камнями. На одной из них было изображение Спасителя, на другой – Пресвятой Богородицы. Перед этими иконами он возжигал свечи и воскурял фимиам. В этом храме он вместе со своей женой часто молился Истинному Богу, в Вышних Живущему, и Пренепорочной Владычице. Благочестивые супруги щедро раздавали нищим милостыню и никогда не отказывали нуждающимся людям. Одно лишь сильно огорчало супругов: у них не было детей. Они усердно просили Господа, чтобы Он даровал им наследника. Всевышний внял их молитвам и даровал им сына, которого они назвали Димитрием. Велико было их ликование. Вся Солунь разделяла радость своего проконсула; отец младенца устроил трапезу для горожан и особенно постарался накормить убогих. Когда отрок подрос, родители ввели его в храм, где были святые иконы, и, указывая на них, сказали: – Вот изображение Единого Истинного Бога, сотворившего небо и землю, а это – образ Пресвятой Богородицы. Они рассказали ему все, что знали о Господе нашем Иисусе Христе, научили святым заповедям Христовым и объяснили, насколько суетна и пагубна вера в языческих богов. С этого времени наставляемый своими родителями и особенно свыше Духом Святым Димитрий всей душой уверовал в Господа и с благоговением поклонялся святым иконам. Родители Димитрия, призвав священника, в присутствии нескольких христиан в своем потаенном храме крестили отрока во имя Отца и Сына и Святого Духа, и Божия благодать сошла на него. Восприняв Святое Крещение, Димитрий поднимался все выше и выше по лестнице добродетелей. Преподав своему сыну пример богоугодной жизни, его родители закончили свой жизненный путь и оставили его наследником всего имения. К этому времени юноша уже достиг совершеннолетия. Император Галерий Максимиан вызвал к себе Димитрия после смерти его отца и, убедившись в образованности и военно‑административных способностях юноши, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Приняв назначение, Димитрий возвратился домой и с почестями был встречен жителями Солуни. Уже давно он скорбел, видя, как многие горожане поклоняются бездушным идолам, и желал утвердить в городе истинную веру. Теперь, по прибытии в Солунь, он стал открыто исповедовать Иисуса Христа, поучать Его заповедям, обращая язычников в истинную веру; словом, он был для солунян вторым апостолом Павлом. Скоро слух об этом дошел до самого Максимиана. Император сильно разгневался, узнав, что Димитрий – христианин и многих римских подданных, увлеченных его примером, уже обратил в свою веру. Как раз в то самое время император возвращался из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), из Причерноморья. Намереваясь расправиться с солунскими христианами, он решил вести армию через Фессалоникийскую область. Еще до прибытия Максимиана в город Димитрий поручил своему верному слуге по имени Лупп раздать бедным и нуждающимся все доставшееся ему после смерти родителей: золото, серебро, драгоценные камни, одежды и другое имущество. – Раздели земное богатство между ними, – сказал святой, – а мы будем искать себе Небесного богатства. Святой Димитрий стал молиться и поститься, готовясь к мученическому венцу. По прибытии в Солунь император начал проверять, правдивы ли дошедшие до него слухи о Димитрии. Смело выступив перед царем, святой Димитрий объявил себя христианином и стал порицать языческое многобожие. Злой мучитель тотчас приказал заключить в темницу исповедника истинной веры. В темнице святой молился словами пророка Давида: Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне! (Пс. 69, 2), ибо Ты – надежда моя, Господи Боже, упование мое от юности моей. На Тебе утверждался я от утробы; Ты извел меня us чрева матери моей; Тебе хвала моя не престанет. Радуются уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя, которую Ты избавил; и язык мой всякий день будет возвещать правду Твою (Пс. 70, 5, 6, 23, 24). Как в светлом чертоге, святой Димитрий сидел в темнице, хваля и прославляя Бога. Дьявол, желая устрашить его, обратился в скорпиона и хотел ужалить святого в ногу. Осенив себя крестным знамением, святой безбоязненно наступил на скорпиона, произнося слова: на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона (Пс. 90, 13). В темнице святой удостоился посещения Ангела Божиего; в ярком свете предстал перед ним небесный посланник с прекрасным райским венцом и сказал: – Мир тебе, страдалец Христов, мужайся и крепись! Святой Димитрий отвечал: – Радуюсь о Господе и веселюсь о Боге Спасителе моем! Явление Ангела ободрило святого страдальца; еще сильнее возжелал он запечатлеть своей кровью исповедание истинной веры Христовой. Между тем император устроил гладиаторские игры и стал забавляться зрелищами. Был у него один любимый силач, выдающийся борец по имени Лий. Приказав построить для него высокие подмостки, Максимиан с большим удовольствием смотрел, как Лий борется со своими противниками и предает их мучительной смерти, сбрасывая их с подмостков вниз на копья воинов. В числе погибших было много христиан, которых насильно заставляли вступать в бой. Среди зрителей находился юноша‑христианин по имени Нестор. Узы духовной дружбы соединяли его со святым Димитрием, его наставником в вере. Нестор с негодованием смотрел на это побоище и пожелал сам сразиться с царским борцом. Но прежде нежели вступить в бой, он отправился в темницу к святому Димитрию. Здесь Нестор рассказал ему обо всем содеянном Лием, сообщил о своем желании вступить в борьбу с этим жестоким губителем христиан и просил у святого благословения и молитв. Осенив Нестора крестным знамением, святой Димитрий предсказал: – Ты одержишь победу над Лием и претерпишь муки за Христа! Подойдя к месту зрелища, Нестор во всеуслышание воскликнул: – Боже Димитрия! Помоги мне в борьбе с моим противником! Затем, вступив в единоборство с Лием, он по молитвам святого угодника одолел свирепого варвара и сбросил его с помоста на острые копья. Гибель Лия сильно опечалила Максимиана; он тотчас приказал предать смертной казни блаженного Нестора. Но эта казнь не утешила Максимиана, весь день и всю ночь он жалел о смерти Лия. Узнав, что святой мученик Нестор вступил в единоборство с Лием по совету и благословению святого Димитрия, император повелел пронзить святого Димитрия копьями. Беззаконный мучитель думал: раз Лий был низвергнут рукой Нестора на острия копий, такою же смертью должен умереть и Димитрий, погубивший любимого борца императора Лия. Но безумный мучитель заблуждался, полагая, что смерть праведника и грешника одинакова, ибо сказано: смерть грешников люта, а кончина святых честна перед очами Господа (см.: Пс. 33, 22 и Пс. 115, 6). Лишь только забрезжило утро 26 октября 306 года, в темницу вошли воины; они застали святого мужа стоящим на молитве и тут же пронзили святого копьями. Так исповедник Христов, святой Димитрий, предал в руки Создателя свою честную и святую душу и перешел в вечные светлые обители. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солунские христиане ночью тайно взяли тело святого и благоговейно предали его земле. На месте блаженной кончины святого великомученика находился его верный слуга Лупп; он снял с пальца святого Димитрия императорский перстень, знак высокого сана, благоговейно взял ризу своего господина, обагренную его честною кровью, и омочил в ней перстень. От этой ризы и перстня совершилось множество чудес: исцелялись различные болезни и изгонялись злые духи. Слух об этих чудесах разнесся по всей Солуни, и многие больные стали стекаться к Луппу. Этот слух дошел и до Максимиана. Император приказал взять блаженного Луппа и отрубить ему голову. Так святой мученик Лупп последовал за своим господином, святым Димитрием, в Обители Небесные. Когда гонения на христиан прекратились, над могилой святого Димитрия был воздвигнут небольшой храм, в котором совершалось много чудес и исцелений от всяких недугов и болезней. Один иллирийский знатный вельможа по имени Леонтий впал в тяжкий, неизлечимый недуг. Слыша о чудесах святого страстотерпца, он с верою обратился к святому великомученику Димитрию. Когда его внесли в храм и положили на том месте, где были погребены мощи святого, он тотчас получил исцеление и стал совершенно здоровым. В знак благодарности за исцеление Леонтий захотел выстроить в честь святого славного Димитрия Солунского величественный храм. Прежний небольшой храм был разобран, и когда стали копать ров для фундамента, были обретены мощи святого великомученика Димитрия совершенно целыми и нетленными. Из них истекало благовонное миро, так что весь город наполнился благоуханием. От прикосновения к мощам и помазания святым миром совершались чудеса и исцеления. Истечение мира от честных мощей святого было одним из самых дивных чудотворений, которым Бог благоволил прославить Своего великого угодника. Это истечение – знамение благодати Божией. Целый ряд писателей и историков свидетельствует об этом непостижимом явлении. Приведем свидетельство Дмитрия Хризолога, писателя, жившего во второй половине XIV века: «Оно (то есть миро) по свойству своему не вода, но гуще ее и не походит ни на одно из тел на земле, не из жидких, не из твердых, и ни на одно из приготовленных искусственно… оно удивительнее всех благовоний, не только приготовленных искусственно, но и по естеству созданных Богом». Много исцелений произошло через помазание этим миром; даже народы, не верующие во Христа, дорожили этим дивным истечением. Так, при разорении Солуни турками в 1429 году благоразумные из врагов намеревались взять с собою некоторое количество сего мира, о целебной силе которого они много слышали. Святая Церковь, именуя святого Димитрия Мироточивым, так восхваляет святого подвижника: «Мира благовонна и честна, Димитрие, отверзенный источниче… твоего проливаются мира источницы приснотекущие…» (Канон, глас 8). На это духовное торжество собралось много народа. С великим благоговением святые мощи были взяты с земли. Леонтий радовался не столько о своем исцелении, сколько об открытии святых мощей. Скоро окончил он начатое дело и построил на том месте прекрасный храм во имя святого Димитрия. Здесь, в ковчеге, окованном золотом и серебром, украшенном драгоценными камнями, и были положены честные мощи великомученика. Но заботы Леонтия простирались и далее: он купил села и виноградники и отдал их на содержание служащих при этой церкви. Когда пришло время Леонтию возвратиться на родину, он задумал взять некоторую часть мощей святого, чтобы и в своем городе построить церковь во имя великомученика Димитрия. Но святой, явившись, запретил ему отделять какую бы то ни было часть мощей. Тогда Леонтий взял только обагренную кровью святого плащаницу и, вложив ее в золотой ковчег, отправился к себе в Иллирию. Во время путешествия по молитвам святого от плащаницы произошло много чудес. Однажды Леонтию понадобилось переправится через реку Дунай, которая сильно разлилась и грозно бушевала; страх и ужас охватили его, но вдруг перед ним предстал святой Димитрий и сказал: – Возьми в руки ковчег с плащаницей и без страха переправляйся на другой берег. Леонтий поступил так, как велел ему святой: и сам он, и бывшие с ним все благополучно переправились. Когда он возвратился к себе на родину, то прежде всего построил прекрасный храм во имя святого великомученика Димитрия. Призывая с верою его имя, Леонтий по молитвам святого творил чудеса. Правитель Иллирии был сильно болен: гной и струпья покрывали все его тело от головы до ног. Обратившись с молитвой к святому Димитрию, Леонтий избавил болящего от тяжкого недуга. Так же дивно исцелил он одного кровоточивого, уврачевал беснующегося; много и других чудес совершилось там по молитвам святого. Но особенно много было чудес в Солуни, где почивали мощи великомученика Димитрия. Однажды в храме, посвященном святому, произошел пожар. От сильного огня расплавилась серебряная сень над мощами святого. Архиепископом Солуни в то время был Евсевий, который хотел восстановить серебряную сень. Но у него было слишком мало серебра. В этом храме находился серебряный трон, оставшийся совершенно неповрежденным во время пожара. Архиепископ решил перелить трон на сень для гроба святого, но пока еще не сообщал никому о своем намерении. В то же самое время при храме был один благочестивый пресвитер по имени Димитрий. Святой великомученик явился ему и сказал: – Иди и скажи епископу города: не переливать трон, который находится в моем храме. Димитрий тотчас же отправился к Евсевию и передал ему указание святого. Архиепископ сначала был поражен словами пресвитера, но потом, полагая, что пресвитер мог узнать о его плане, перестал удивляться и даже сделал выговор этому священнику. По прошествии нескольких дней архиепископ приказал явиться мастерам. И снова к Евсевию пришел пресвитер Димитрий и сказал: – Святой великомученик опять явился мне грешному в сонном видении и приказал сказать тебе: ради любви к святому не переливай трон. Архиепископ сурово принял пресвитера, но, однако, пока не велел переливать трон. Через некоторое время он в третий раз хотел было отдать трон, но святой Димитрий снова явился пресвитеру и сказал: – Не унывай, я сам позабочусь о моем храме и городе, предоставьте мне самому попечение о них. Узнав об этом, архиепископ уже не мог воздержаться от слез и сказал всем окружающим: – Подождите немного, братья, ибо нам обещал свою помощь сам угодник Божий. Архиепископ не успел договорить эти слова, как пришел один солунский гражданин по имени Мина и принес с собой 75 фунтов серебра. – Часто святой Димитрий, – говорил Мина, – избавлял меня от опасностей и даже спасал от смерти. Я уже давно хотел сделать пожертвование в храм моего милостивого покровителя и дивного заступника. Ныне с самого утра какой‑то голос побуждал меня: «Ступай и сделай то, что намеревался давно сделать». Отдавая серебро, Мина пожелал, чтобы это серебро было истрачено для сени над гробом святого. Затем явились и другие граждане Солуни, которые также принесли серебро. Из пожертвований была сделана прекрасная сень к гробнице великомученика Димитрия. В царствование императора Маврикия авары потребовали большую дань от жителей Византии, но Маврикий отказался ее платить. Тогда авары собрали громадное войско и решили взять Солунь, отличавшуюся своей обширной торговлей и великими богатствами. Император Маврикий прислал в город войско, но свирепствовавшая незадолго перед тем моровая язва сильно уменьшила число солунских жителей, а неприятельское войско было громадно: оно насчитывало до ста тысяч человек. Еще дней за десять до прибытия врага святой Димитрий явился архиепископу Евсевию и предупредил о грозившей опасности. Но солуняне думали, что неприятельское войско приблизится к городу еще не скоро. Вдруг, вопреки ожиданию, неприятель показался недалеко от городских стен. Он мог беспрепятственно войти ночью в город, но могущественная десница Всевышнего по молитвам святого Димитрия дивным образом остановила страшных врагов недалеко от города. Враги приняли один из укрепленных монастырей, находившихся вне города, за саму Солунь и простояли там целую ночь. Утром они заметили свою ошибку и устремились на город. При виде огромного вражеского войска отчаяние стало овладевать даже самыми храбрыми горожанами. Сначала казалось, что гибель города неизбежна. Неприятельские отряды прямо пошли на приступ, но тут на городской стене на глазах у всех появился святой Димитрий в виде вооруженного воина. Святой поразил копьем и сбросил со стены первого из неприятелей, который поднялся на стену. Падая, тот увлек за собой других наступавших. Ужас овладел врагами, и они отступили. Видя покровительство дивного заступника и бегство врага, жители ободрились и стали уповать, что защитник Солуни, святой Димитрий, не оставит своего родного города и не допустит, чтобы он достался врагам. А между тем неприятель опомнился и снова осадил город, придвинул орудия и стал потрясать основания городских стен; тучи стрел и камней, пущенных из метательных орудий, застилали дневной свет – вся надежда оставалась на помощь свыше, и толпы народа наполнили храм святого Димитрия. В то время в городе был один богобоязненный и весьма добродетельный человек по имени Иллюстрий. Придя ночью к церкви святого великомученика Димитрия, он в церковном притворе горячо молился Богу и Его славному угоднику об избавлении города от врага и вдруг сподобился узреть дивное видение: перед ним предстали два Ангела в виде светоносных юношей, похожих на царских телохранителей. Двери храма сами распахнулись перед ними, и они вошли в него. Иллюстрий последовал за Ангелами, желая посмотреть, что будет. Войдя в храм, они громогласно спросили: – Где находится господин, живущий здесь? Тогда явился третий Ангел, похожий на слугу, и ответил им: – Для чего он нужен вам? – Господь послал нас к нему. Указав на гроб святого, третий Ангел воскликнул: – Вот он! Ангел поднял завесу, и оттуда вышел святой Димитрий. Он был таким, как его изображают на иконах; от него исходил яркий свет, подобный солнечному. От страха и ослепительного блеска Иллюстрий не мог смотреть на святого. Пришедшие юноши приветствовали Димитрия. – Благодать да будет с вами, – ответил святой, – что побудило вас посетить меня? Они же отвечали ему: – Владыка послал нас, повелевая тебе оставить город, ибо Он хочет предать город в руки врага. Услышав это, святой преклонил голову и молчал, проливая горькие слезы. А юноша‑слуга сказал пришедшим: – Если бы я знал, что ваше появление огорчит моего господина, я не сообщил бы ему о вас. Тогда сам святой сказал: – Такова ли воля Господа моего Владыки, чтобы город, искупленный честною кровью Христовою, предать в руки врага, который не верует в Него и не чтит Его святого имени? На это пришедшие отвечали: – Если бы не хотел этого Владыка наш, то не послал бы Он нас к тебе! Тогда Димитрий сказал: – Ступайте, братья, передайте Владыке моему, что раб Его Димитрий говорит так: «Знаю я щедроты Твои, человеколюбивый Владыка Господи; даже беззакония всего мира не могут превзойти милосердия Твоего; ради грешников Ты пролил Свою святую кровь, Ты положил за нас душу Свою; прояви же ныне милость Свою на этом городе и не повелевай мне оставлять его. Ты Сам поставил меня стражем этого города; позволь мне подражать Тебе, моему Владыке: дай и мне положить душу свою за жителей этого города, и если им суждено погибнуть, то пусть погибну и я вместе с ними; не погуби же, Господи, города, где все взывают к Твоему святому имени; если люди эти и согрешили, они все‑таки не отступили от Тебя; ведь Ты Бог кающихся». Пришедшие юноши спросили Димитрия: – Так ли отвечать нам пославшему нас Владыке? – Да, отвечайте так, – сказал он, – ибо я знаю, что щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам (Пс. 102, 8–10). Сказав так, святой вошел в гробницу, и священный ковчег затворился, а беседовавшие с ним Ангелы стали невидимы. Вот что сподобился узреть Иллюстрий в чудесном и страшном видении. Придя в себя, он упал на землю и стал благодарить святого, вознося ему хвалу за то, что он молил Владыку не предавать жителей города Солуни в руки врагов. Утром Иллюстрий рассказал обо всем виденном согражданам и ободрял их мужественно бороться с неприятелем. Услышав рассказ Иллюстрия, все со слезами просили Господа, чтобы Он ниспослал им милость, и призывали на помощь святого Димитрия. Хранимый славным угодником Божиим, город остался цел: на седьмой день осады враги отступили от его стен с великим стыдом. Они без всякой видимой причины обратились в беспорядочное бегство, побросав свои палатки и метательные орудия. На следующий день после отступления некоторые из врагов, взятые в плен, рассказали следующее: – С самого первого дня осады мы видели у вас такое множество защитников, которое значительно превосходило наше войско. Мы решили, что воинство ваше скрывается за стенами города. А вчера оно вдруг устремилось на нас, и мы побежали. Мы также видели огненного сияющего мужа на белом коне в белоснежной одежде во главе вашего войска. Граждане Солуни поняли, кто обратил врагов в бегство. Так святой Димитрий защитил свой город. Вскоре после того, как неприятель отступил от Солуни, другое бедствие обрушилось на город. Враги опустошили во время осады все хлебные запасы, так что во всем городе начался великий голод: люди умирали от недостатка пищи. Видя, как его родной город гибнет от голода, святой несколько раз являлся на кораблях, плававших по морю, обходил пристани и острова, повелевая повсюду кораблям с пшеницей плыть в Солунь, и таким образом избавил от голода свой город. Когда благочестивый царь Юстиниан выстроил великолепный храм в Константинополе во имя Софии – Премудрости Божией, он послал в Солунь честных мужей, чтобы они принесли оттуда некоторую часть мощей святого великомученика Димитрия на украшение и освящение вновь воздвигнутого храма. Придя в Солунь, посланные приблизились к священному ковчегу, где почивали мощи великомученика, дабы исполнить царское повеление; вдруг из ковчега вырвался столп пламени, осыпав всех целым снопом искр, и из огня послышался голос: – Стойте и не осмеливайтесь прикасаться ко мне. Все присутствовавшие при этом упали на землю, объятые страхом. Затем посланные, взяв лишь немного земли у того места, где находились мощи, возвратились к царю и рассказали ему обо всем случившемся с ними. Все слушавшие их рассказ были поражены. Половину взятой земли посланные передали царю, а остальную часть положили в церковную сосудохранительницу. Не позволял святой Димитрий расхищать пожертвования, сделанные его храму. Одной из обязанностей юноши Онисифора было зажигать свечи и оправлять лампады в церкви святого Димитрия. По наущению дьявола юноша стал красть свечи и тайно продавать их, а деньги, вырученные от продажи, присваивал себе. Святой Димитрий не потерпел такого святотатства в храме: он явился во сне Онисифору и с величайшим снисхождением стал обличать его: – Брат Онисифор, мне неприятно, что ты крадешь свечи; этим ты обижаешь тех, кто жертвует их; не менее ты вредишь и самому себе; вспомни, что людей, поступающих подобно тебе, ждет осуждение; оставь это злое дело и покайся. Онисифор, проснувшись, почувствовал стыд и страх, но спустя некоторое время он забыл повеление святого и стал, как и раньше, красть свечи. Однако вскоре его постигло наказание. Однажды некий благочестивый человек, встав рано утром, пришел в церковь святого Димитрия и принес несколько больших свечей. Он зажег их, поставил у гроба великомученика и, помолившись, ушел из храма. Подойдя к свечам, Онисифор протянул свою руку, чтобы взять их, как вдруг из гроба раздался голос святого: – Опять ты делаешь это! Пораженный, как громом, голосом святого, Онисифор тотчас рухнул на землю и лежал, как мертвец, до тех пор, пока не пришел один из клириков. Он поднял юношу, объятого страхом. Как только Онисифор пришел в себя, он рассказал всем о своей греховной страсти, о явлении ему во сне святого и о повторном обличении Димитрия. И тогда великий трепет объял всех, слышавших этот рассказ. Известно также множество случаев помощи святого великомученика Димитрия по освобождению пленных от ига неверных. Так, один епископ был взят в плен варварами и закован в цепи. Святой явился ему, освободил от оков, и епископ, хранимый святым, благополучно прибыл в Солунь. В другой раз варвары забрали в плен много жителей города. Между пленниками находились две прекрасные девицы; они умели искусно вышивать на пяльцах и изображать на ткани разные цветы, деревья, птиц, зверей и человеческие лица. Варвары увели их в свою землю и отдали в дар князю. Узнав о высочайшем мастерстве девиц, князь сказал им: – Мне известно, что в вашей земле есть великий бог Димитрий, который творит дивные чудеса; вышейте на полотне его изображение, и я поклонюсь ему. Князь‑язычник много слышал о чудесах святого и хотел поклониться его изображению, словно идолу. Девицы отвечали: – Нет, князь, Димитрий не Бог, а только великий слуга Божий. Твоего требования мы не исполним, ибо знаем, что ты хочешь не поклониться святому, а надругаться над его изображением. – В моей власти, – отвечал им князь, – ваша жизнь и смерть, выбирайте: сделайте то, что я требую от вас, тогда будете живы, а если не исполните моего приказания, вас немедленно казнят. Боясь погибнуть, пленницы стали вышивать изображение святого Димитрия. В ночь на 26 октября, перед самым днем празднования памяти святого, девицы окончили работу и начали плакать, склонившись над вышитым ими образом: – Не прогневайся на нас, мученик Христов, – говорили они. – Князь варваров хочет посмеяться над твоим изображением; призываем тебя в свидетели: мы не хотели вышивать твоего образа для него, нас заставили сделать это под угрозой смерти. Обливаясь слезами над образом святого, они заснули. Святой Димитрий, как некогда Ангел Аввакума, перенес спящих девиц вместе с вышитым ими образом в Солунь на свой праздник во время всенощного бдения и поставил их в храме у своих мощей. Присутствовавшие на службе в церкви возрадовались чудесному возвращению из плена девиц. Пробудившись, девицы долго не могли прийти в себя от удивления и думали, что все происходит с ними во сне. Наконец они убедились, что действительно находятся в Солуни, видят пред собою гробницу святого в его храме, где присутствует множество молящегося народа. Тогда во всеуслышание они стали благодарить своего заступника, святого Димитрия, и рассказали обо всем случившемся с ними. Жители Солуни, обрадованные таким дивным чудом, с великим ликованием праздновали день памяти святого Димитрия, а вышитый образ поставили над алтарем, и много чудес совершалось от него во славу Бога, Единого в Троице. Первоначально великомученик Димитрий почитался как местный святой, защитник и покровитель Фессалоник. Среди множества эпитетов, которыми он награждался, были «градолюбец» и «градоспаситель». Святой избавлял город от различных бедствий (голод, эпидемии, землетрясения, восстания) и становился на его сторону в случаях противостояния с центральной властью. Авторитет великомученика Димитрия как защитника Фессалоник был так высок, что его почитание затем распространилось по всей империи. Множество чудес совершил святой великомученик Димитрий Солунский и в нашем Отечестве. По предуказанию Божиему в самых древних русских летописях имя святого великомученика Димитрия упомянуто прежде, чем имена других святых: преподобный Нестор Летописец рассказывает, что греки, побежденные великим князем Олегом под Константинополем в 907 году, приписывали свое поражение не храбрости славян, а заступничеству за них их покровителя святого Димитрия. Славяне, безуспешно осаждавшие Салоники в VI–VII веках, а затем поселившиеся в его округе, рано познакомились с культом великомученика Димитрия и вскоре стали ревностными его почитателями. Из славяногреческой среды Фессалоник вышли равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, которые перенесли любовь к великомученику Димитрию в большой славянский мир. Первым собственным сочинением на славянском языке святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после создания ими славянской азбуки был «Канон Димитрию Солунскому». Этот канон занимает важное место и сыграл большую роль в рождении великой славянской литературы. Впоследствии славяне неоднократно пытались «присвоить» себе покровительство святого Димитрия, но никогда не отрывали его имени от Фессалоник, всегда называя «Солунским». Сербы и болгары с древнейших времен чтят великомученика Димитрия как покровителя славян, называют его «отечестволюбцем» славянских народов, связывая это со славянским происхождением святого. В этих странах почитанию великомученика Димитрия, несомненно, способствовали как наличие христианского населения еще до официального крещения страны в IX веке, так и близость к главному центру культа великомученика – Фессалоникам. Параллельно с распространением официального церковного почитания великомученика Димитрия оно рано проникает и в народные верования. Свидетельством большого почитания святого Димитрия является широкое распространение мужских и женских имен Димитр, Димитрин(к)а и фамилии Димитров.
Date: 2015-10-18; view: 245; Нарушение авторских прав |