Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






От мира вещей к миру идей 1 page





 

Если в детские годы важнейшим источником духовной жизни человека

является мир вещей- их суть, причинно-следственные связи и зависимости, то в

годы отрочества перед ним открывается мир идей. Отцам и матерям кажется

странным, непонятным, оскорбительным для их самолюбия, что сын словно

забывает о колыбели, из которой он увидел солнце и небо, забывает о груди

материнской, вскормившей его. Но в этом выражается сложная, противоречивая

сущность того факта, что на фоне широкой картины общественной жизни семья,

домашний очаг, колыбель, материнская любовь вдруг кажутся подростку

маленькими, незначительными. Даже собственные "грешки" - нарушение норм

поведения - кажутся ему делом несущественным в сравнении с мировыми

проблемами. Подросток начинает философствовать - мыслить широкими

общественно-политическими, моральными понятиями. Все, что происходит в мире,

касается его личности. Пусть это не удивляет вас, воспитатели подростков:

глубокая заинтересованность в судьбе других людей - суть отрочества. Помню,

с каким волнением и вниманием, затаив дыхание, слушали мои

воспитанники-шестиклассники рассказ о далеком Алжире, о героической борьбе

вольнолюбивого народа за свободу. Волновали подростков, конечно, и факты, но

каким бы ярким ни был факт, он отступал на второе место - все внимание

подростков поглощали идейные, философские вопросы: почему, на каком

основании правящие круги империалистических государств угнетают трудящихся

колониальных и зависимых стран? До каких пор на Земле будут угнетатели и

угнетенные? Что можно сделать нам, подросткам, юношеству первого в мире

социалистического государства, чтобы помочь борцам за свободу и

независимость? Как воспитатель - классный руководитель и преподаватель

гуманитарных предметов,- я стремился, чтобы у подростков развивалось,

обострялось гражданское видение мира. Без волнения за судьбу далеких людей,

которые не имеют, казалось бы, непосредственного отношения к личной судьбе,

к жизни собственной семьи, села, невозможно вступление в мир идей. Природа,

место и роль отрочества в моральном развитии человека требуют, чтобы,

поднимаясь вверх по ступеням общественной жизни, человек

мысленно оглядывал мир, понимал смысл сложных общественно- политических

явлений, видел борьбу за те идеалы, которые волнуют его лично. От

воспитателя решительным образом зависит то, как видит мир подросток, что его

волнует, удивляет, заботит, трогает, пробуждает сочувствие и презрение,

любовь и ненависть. Я заботился о том, чтобы подростки постепенно вступали в

мир идей. Для этого еженедельно (иногда дважды, трижды в неделю) я

рассказывал им, что происходит в мире. Это была не просто информация, что в

практике работы школ приобрела название политической. Это было мышление

идеями. Каждый факт, о котором сообщалось, пробуждал в подростке личное

эмоциональное отношение к нему. Идея становилась духовным приобретением

личности, потому что проходила через сердце. Самое глубокое впечатление на

подростков производили рассказы, в которых раскрывались, можно сказать,

материализовались идеи: человек и общество, свобода и угнетение, счастье и

горе, социальный прогресс и сила реакции. С большим волнением слушали

мальчики и девочки рассказы о том, что в наши дни - в дни искусственных

спутников Земли и первых полетов человека в космос (это были те незабываемые

дни, когда победы советской науки в космосе по-новому осветили нам,

гражданам СССР, наш собственный мир и заставили по-новому взглянуть на

судьбу всего человечества) - в мире есть еще страны, где людей продают,

словно скот, в рабство, где правительства издают законы, устанавливающие

цены на "живой товар". Я показывал документы о работорговле в Южной Африке;

о том, что итальянские матери, задавленные нуждой, продают своих детей

американским богачам,- все это вызвало сначала глубокое удивление, даже

недоверие, а потом гнев и ненависть к эксплуататорам. Когда я показал

английскую газету, в которой опубликовано фото: арабские дети, закованные в

кандалы, ждут продажи на невольничьем рынке, Варя с болью сказала: "Что ж

это такое? У нас человек мечтает о путешествии к далеким звездам, а там

человек - раб, словно в Древнем Египте! Так вот каков он, тот проклятый мир,

который за границей любят называть свободным! Там, где все покупается и

продается, человек не может быть свободным". Свои рассказы о мире я назвал

бы уроками гражданского видения мира. В эти часы мальчики и девочки с особой


остротой ощущали сложность и противоречивость жизненных явлений,

непримиримость коммунизма и капитализма. На фоне борьбы человечества за

освобождение от остатков рабства, угнетения, экономической и духовной

зависимости человека от человека, на фоне борьбы народов против ужасов

атомной войны наша Советская Родина вставала перед глазами мальчиков и

девочек как живое воплощение добра, справедливости, чести. Гражданское

видение мира - это живая плоть и кровь нравственности. Я стремился к тому,

чтобы воспитанники не только знали, понимали добро и зло, справедливость и

несправедливость, честь и бесчестье, но и переживали непримиримость,

ненависть к социальному злу, бесчестью, несправедливости. Отрочество-возраст

горячих и бескомпромиссных чувств. Очень важно, чтобы сферой утверждения и

выражения чистых, высоких моральных чувств была богатая, благородная

эмоциональная жизнь, личное отношение человека к значительным социальным,

общественно-политическим явлениям. Многолетний опыт привел меня к твердому

убеждению, что корни аморальных явлений в среде подростков и юношества

питаются ограниченностью, убожеством, примитивностью мира чувств. Зло

рождается там, где подросток ненавидит не угнетение человека человеком, не

страшный мир, где все можно купить и продать, а своего ровесника, у которого

часы или пальто лучше, чем у него. Такой подросток принимает близко к сердцу

не то, что борцу за свободу и независимость угнетенного народа, коммунисту

угрожает расправа, а то, что собранный с приусадебного участка родителей

виноград пришлось продать на рынке дешевле, чем предполагалось. Чему и кому

принадлежит сердце человека в зрелые годы, какие идеалы волнуют, тревожат,

вдохновляют и понуждают к труду и борьбе - все это зависит от того, как

человек оттачивает свои убеждения в борьбе с чуждыми ему убеждениями, в

противоборстве с каким идейным противником формируется его нравственность.

Нельзя эту борьбу представлять только как прямое столкновение с человеком,

который разделяет взгляды, чуждые коммунистическому мировоззрению. Такое

бывает редко. Но перед каждым подростком открыт мир духовной борьбы, мир

непримиримого разоблачения идей, враждебных коммунизму, человечеству,

счастью, гуманности. Эти идеи не что-то абстрактное, за ними стоят атомные

бомбы и другие способы массового уничтожения людей, за ними - дубинка

полицейского, который не пускает негритянских детей в американскую школу для

белых, за ними - дьявольские печи Майданека и Освенцима, о которых нельзя

забывать. Станет или не станет ваш воспитанник активным борцом против идей,

враждебных коммунизму (а враг коммунизма-враг человека, добра,

справедливости, чести), зависит от того, чему и кому принадлежит его сердце

в годы отрочества и ранней юности. Я стремился, чтобы мои рассказы о мире не

только доносили знания до сознания мальчиков и девочек, но и заставляли

задуматься над судьбой мира, над тем, что мое личное счастье, счастье семьи

зависят от кое-чего более значительного, нежели огород и приусадебный

участок, урожай яблок в нынешнем году и цена на них. Как важно, чтобы,

оставаясь наедине с самим собою, раздумывая о мире, подросток определенное


время был одухотворен прежде всего гражданскими заботами, волнениями и

тревогами! Пока мне не удавалось достичь этого в воспитании каждого

мальчика, каждой девочки, я считал, что мне не удалось даже возвести их на

первую ступень морального воспитания и самовоспитания. Приходилось проводить

не только коллективные, но и индивидуальные беседы о событиях в нашей стране

и за рубежом. Я старался найти с каждым воспитанником духовную общность, не

ломился с политическими идеями в открытую дверь, а шел к подростку с мыслями

о том, что глубоко волновало, беспокоило; мое волнение передавалось

воспитаннику, мы с ним одухотворялись одними и теми же стремлениями. Долго

мне пришлось бороться, чтобы предметами ненависти Коли и Толи не были вещи

мелкие, незначительные, чтобы мальчики не стали мелкими себялюбцами и

эгоистами. Несколько дней во время работы в саду, когда мы оставались

наедине с Колей, я рассказывал ему о героине алжирского народа Джамиле

Бухиред. Оставаясь с Толей в комнате "Источники знаний", я рассказывал ему

волнующую повесть о Хосрове Рузбехе - человеке кристальной чистоты, вожде

иранских коммунистов, выдающемся ученом-математике, замученном палачами

иранского народа. С обоими мальчиками несколько вечеров мы говорили о

подвиге Александра Матросова. Я хотел, чтобы духовный мир героя-патриота

стал тем ярким огнем, который бы освещал подросткам путь к их личному

счастью. Эти рассказы были непосредственным обращением к гражданскому

сознанию мальчиков. Я хотел, чтобы Коля понял, что в мире есть зло

несравненно значительнее, чем зависть его матери к честным, правдивым,

трудолюбивым людям. Есть также и добро, в свете которого недостатки его

матери особенно нетерпимы. Я стремился, чтобы мои воспитанники видели мир

вокруг себя и самих себя глазами гражданина. На основе гражданского видения

мира строится все моральное воспитание.

 

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА, НРАВСТВЕННОСТЬ И АТЕИЗМ

 

Чем больше человек узнает об окружающем мире, тем больше он должен

знать о человеке. Пренебрежение к этому очень важному правилу нарушает

гармонию между знаниями и нравственностью. Это явление я бы назвал моральным

невежеством. Оно состоит в том, что человек, владея значительными знаниями

об окружающем мире, не знает сути человеческого ни в историческом, ни в

общественно-политическом, ни в духовно-психологическом, ни в эстетическом

аспектах. Без знания, без мысли о том, что возвышает человека над миром

живого, не развивается эмоциональная сфера; это ведет к примитивности

чувств. Нашу общественность беспокоит существование образованных

бездельников. Мы удивляемся: как же это так получается: человек имеет

среднее образование-и вдруг становится правонарушителем или даже

преступником? Часто эти случаи объясняют тем, что человек оторван от труда;


праздность- мать всех пороков и т. д. Но вот я взял 100 дел осужденных за

особо тяжкие преступления, совершенные лицами в возрасте от 16 до 26 лет, и

оказалось: 88 из них-молодые рабочие и колхозники буквально от станка.

Духовная культура человека будет неполной, если он не обладает знаниями,

которые являются основой моральной культуры. Я раскрывал перед подростками

картину становления человека, убеждал, что человек в социалистическом

обществе-высшая ценность и на него возложена величайшая ответственность за

все, что происходит. Раз в две недели одну из воспитательных бесед я

посвящал человеку. Я рассказывал подросткам о тяжелой, полной невзгод жизни

первобытного человека, который не понимал сил и явлений природы. Большой

интерес у подростков вызывала характеристика того, как говорил Г. В.

Плеханов, "царства физической необходимости", в котором постепенно

обогащался человеческий ум. Отдельный беседы были посвящены труду, без

понимания роли которого невозможно уважение к человеку и самоуважение.

Понимание человеческого как творческого труда должно пронизывать все

обучение. Эта сфера человеческого - первоисточник культуры, моральной,

основа духовной культуры. Я рассказывал подросткам, как человек, создавая

орудия и средства труда, постепенно возвышал себя, завоевывал самого себя,

становился не только разумным существом, осознающим свое бытие, но и

личностью. Понимание той истины, что в становлении личности решающее

значение имеет труд, рождает и укрепляет в подростке чувство собственного

достоинства. Моих воспитанников заинтересовала, взволновала картина

отчуждения человека, по словам Маркса и Энгельса, господство стихийных

общественных сил над человеком. Много тысячелетий, пока существовали и

существуют еще и теперь в мире эксплуататорские общества, человек труда был

и есть существо, которое "утратило самое себя". Без ясного представления и

эмоциональной оценки "человека, который утратил самого себя", невозможно

понимание высшей в мире гуманности, которую принес Великий Октябрь.

Несколько воспитательных бесед было посвящено раскрытию той истины научного

коммунизма, что полный расцвет человеческих сил является самоцелью и

настоящим царством свободы. Мне казалось очень важным, чтобы понимание

человека как высшей ценности было основой духовной и моральной культуры.

Особое место в моих рассказах занимали элементарные сведения из истории

религии как одной из форм общественного сознания. Подростки должны понять

религию как отражение окружающего мира в сложной, противоречивой духовной

жизни человека. Без понимания религии невозможен настоящий атеизм. А без

атеизма невозможна коммунистическая идейность, убежденность в справедливости

благороднейших идеалов человечества. Понять религию нельзя, не осмыслив

сложного исторического пути развития человека. Я рассказывал о трудовой

жизни первобытного человека. Необходимы были тысячелетия, пока у него

возникло "антропоморфное мышление", когда "мерой всех вещей" стал он сам.

Наделяя человеческими чертами живую и мертвую природу, отношения в семье,

роду, племени, свои страсти и слабости, человек сотворил множество богов.

Когда вместо Многих потерявших силу и власть вождей племен носителями

политической власти стали цари, которых было немного, человек сотворил

богов-самодержцев.

Преподавая историю духовной жизни человека в период возникновения

христианства, я раскрывал суть этой качественно новой религии не только как

новое духовное угнетение, но и как смелый протест человека-бунтаря.

Христианство-сложное историческое явление духовной жизни человека. В образе

вездесущего и всемогущего Христа раб жаждал найти какую-то, хотя бы и

призрачную, надежду на освобождение. Но освобождение в этом мире, в реальной

жизни не только было невозможно, но и немыслимо. Апокалиптические образы

огня и ада, образ рая - это порожденное тяжкими страданиями представление

раба о правде. В мире же социального зла, жестокой эксплуатации служители

церкви превратили это представление в ложь, в обман. Христос - царь небесный

- стал таким же душителем свободы и мысли, как и земные цари.

Четырнадцати-пятнадцатилетние подростки, которые пытливо ищут ответ на

мировоззренческие вопросы, должны осмыслить христианство как бунтарские

устремления человека. Подростку нужно много сказать, чтобы доказать, что

религия - порабощение человеческого духа. Она поработила человека потому,

что человек не знал истинного пути к свободе: духовная свобода, счастье

невозможны без ликвидации частной собственности и эксплуатации. Бог угнетает

человека до тех пор, пока люди угнетают друг друга. Это человеческое

угнетение не ограничивается сферой экономических отношений. Оно проникает в

быт, в повседневные взаимоотношения - в частности, во взаимоотношения между

мужем и женой. Я твердо убежден, что первая мысль о божестве возникла в

сознании женщины. Ведь она "стала рабой раньше, чем появился раб" (А.

Бебель) 12. Осмысливая историческую сложность противоречивого и

многотрудного человеческого духа, мои воспитанники переживали гордость за

человека и понимали детство человеческого мышления. Религия - этап

социальной и духовной жизни. Но точно так же, как в общественной жизни

человек неминуемо стал на путь освобождения от эксплуатации, так и в

духовной жизни он неизбежно освободится от веры в несуществующего бога.

Отрицание бога - настоящее возвышение, возвеличивание человека. В этой

истине кроется суть атеистических убеждений, непримиримость к религии как

средству духовного угнетения человека в наши дни. Я старался, чтобы к

отрицанию бога мои воспитанники пришли, поняв религию. Воспитывать атеистов

невозможно без глубокого проникновения в духовный мир того, кого

воспитываешь,- без настоящего человекознания. Чтобы стать настоящим

атеистом, герольдом Нового Света, нужно пройти самому через всю историю.

Было бы педагогическим бескультурьем представлять себе воспитание

нравственности так: учитель вещает, словно оракул, а ученики складывают

порции знаний в свои головы, "усваивают". Нет, надо, чтобы вместе со мною

мои воспитанники прошли всю историю и прежде всего через историю

человеческого духа. Чтобы вместе со мной они пришли на берега Нила к

строителям древних пирамид, к людям, которые поклонялись солнцу, создали

поэтическую легенду о солнцеликом Ра. Чтобы мы вошли в театры Древнего Рима,

вместе с первыми христианами вслушались в гневные слова против насилия и

угнетения. Чтобы мы вышли на площадки древних ассирийских и вавилонских

обсерваторий, вместе с первыми учеными-жрецами взглянули на звезды и

задумались над сущностью мира. Чтобы мы ощутили на себе одежду смертника -

великого мученика науки Джордано Бруно, сожженного во имя бога... Только

таким вхождением в историю человек поймет, что такое религия и что такое

настоящее свободомыслие. Я постепенно подводил своих воспитанников к выводу,

что религиозные догмы, мировоззрение и моральные поучения неминуемо вступали

в противоречие с наукой. Наука и религия-несовместимы и непримиримы. В этом

подростков убеждали прежде всего факты, которые свидетельствовали, что много

честных священнослужителей или теоретиков церкви сделали выдающиеся научные

открытия. С большим интересом подростки слушали рассказы об

ассиро-вавилонских и египетских жрецах - первых астрономах и создателях

календаря. Я рассказал также о том, что католический священник Николай

Коперник доказал несостоятельность геоцентрической системы Птолемея, создав

новую картину вселенной; иезуит Секки стал отцом астрофизики; чешский пастор

Ян Амос Коменский - признанный всем миром отец современной педагогики;

монаха-доминиканца Джордано Бруно сожгли за создание учения о безграничности

миров; монах-доминиканец Томмазо Кампанелла, томившийся тридцать лет в

застенках и темницах инквизиции, написал поразительную книгу "Город Солнца",

которая стала предвестницей научного социализма; убежденный католик Томас

Mop - творец гениальной "Утопии", которая дала название целому направлению в

философии, приблизила человечество к идеалам социализма; французский

священник Жан Мелье, настоятель маленького сельского прихода, оставил после

смерти знаменитое "Завещание", которое волнует человечество и сегодня;

мятежный священник Томас Мюнцер поднял крестьянские "Евангельские полки" на

борьбу с феодальными князьями и епископами; чешский монах Грегор Мендель

своими опытами положил начало новой науке - генетике. Если правильно подать

суть этих фактов, то они ярко раскрывают мятежный дух человеческой мысли,

вселяют в сердце подростков уверенность в том, что нет такой

мировоззренческой истины, под которой могли бы подписаться и наука, и

религия. Для моих воспитанников Джордано Бруно и Николай Коперник, Томмазо

Кампанелла и Жан Мелье, Томас Мюнцер и Грегор Мендель стали не служителями

религиозного культа, которые случайно начали заниматься научными и

общественными проблемами, а мятежниками человеческого духа, борцами против

религии. Рассказывая о тернистом пути борьбы за настоящую свободу духа, я

пробуждал в юных сердцах восхищение борцами за торжество человеческого

свободомыслия - образами великих ученых-гуманистов, социалистов,

коммунистов.

Без знания исторического пути борьбы за свободомыслие невозможно

настоящее духовное богатство современного человека. Я стремился, чтобы мои

воспитанники осмыслили и пережили истину: да, человеческий дух бессмертен!

Человек бессмертен. Он не безвестная пылинка в вихре времени, а творец.

Бессмертно духовное богатство человечества, бессмертны прогрессивные идеи,

завоевания, добытые человеком в его многовековой борьбе за освобождение.

Через все мои рассказы и беседы о человеке проходила идея моральных

ценностей, созданных человечеством на протяжении многих столетий его

существования. Понимание сути моральных ценностей очень важный элемент

духовной и моральной культуры человека.

 

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ МОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

 

Процесс морального воспитания состоит в передаче от поколения к

поколению моральных ценностей человечества. Ценности морали отражены в

Программе КПСС как моральный кодекс строителя коммунизма. Они являются

высшим достижением морального прогресса человечества и в то же время

программой воспитания новых поколений. Если в младшем возрасте нормы морали

раскрываются прежде всего в конкретном, эмоционально выразительном поступке,

то в годы отрочества складываются благоприятные условия, чтобы раскрыть

воспитанникам идейную сущность этих норм, пробудить моральную потребность в

благородных поступках. В связи в этим мы стремились к единству разъяснения

сути норм нравственности, наставления, убеждения, понуждения к активной

деятельности. Нормам нравственности я посвящал специальные беседы, стараясь

раскрыть суть их в такой эмоциональной окраске, чтобы побуждение к

правильным, хорошим поступкам было первой школой гражданства. Вот важнейшие

нормы нравственности, которые я стремился раскрыть подросткам как азы

моральной культуры. 1. Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое

ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем,

что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания-это радости или слезы ваших

близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла,

неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям,

которые окружают вас, было хорошо. Разъясняя подросткам сущность этого

морального поучения, я показываю, как следует себя вести среди людей.

Подумайте, не причиняете ли вы зла людям, делая приятное себе. Вот на

школьной аллее цветет сирень. Вам хочется сломить цветущую веточку. Но если

каждый удовлетворит свое желание, цветущий куст превратится в голые ветви.

Людям нечему будет радоваться-своим поступком вы украдете у них красоту.

Если эти поучения подкрепляются культурой моральных отношений в

повседневной жизни коллектива, у человека вырабатываются духовные силы,

которые ограничивают желания и не допускают превращения желаний в капризы. А

это очень важно для формирования чувства долга - одной из элементарных основ

гражданского воспитания. Человек, который не знает границ своим желаниям и

не умеет соотносить их с интересами других людей, никогда не станет хорошим

гражданином. Нужно, чтобы маленький человек чувствовал и понимал

необходимость в чем-то сдерживать свои порывы и желания. Вот на этой зеленой

полянке хотелось бы поиграть в мяч, но нельзя: трава тут всегда должна быть

свежей, потому что она - это чистый воздух. Если сызмала не учить ребенка

руководить своими желаниями, это постепенно воспитает распущенность,

капризность: мне все можно, мне море по колено. Ответственность - это значит

ответственность перед кем-то и за кого-то. Мы старались создать такие

трудовые отношения, чтобы подростки руководили работой младших школьников,

подавали им пример. 2. Вы пользуетесь благами, созданными другими людьми.

Люди дают вам счастье детства, отрочества и юности. Платите им за это

добром. Эта норма нравственности является важнейшим источником чувства

гражданского долга. Прежде чем человек осмыслит всю глубину истины, что он

гражданин и это возлагает на него большие обязанности, он должен научиться

платить добром за добро, творить своими силами счастье и радость другим

людям. Совесть не должна позволять ему быть только потребителем благ и

радостей. "У вас уютный, светлый, чистый класс, учебные кабинеты, спортивный

зал, наглядные пособия,- говорю я подросткам.- Все это создали для вас люди.

Умейте отблагодарить за это. В тихий предрассветный час, когда вы еще лежите

в постели, доярки уже давно работают на ферме: убирают навоз, доят коров -

готовят вам теплое, свежее молоко. На дворе лютый мороз, а тракторист едет в

поле за кормом для коров, чтобы молоко было у вас и завтра и послезавтра.

Повар разжигает печь на школьной кухне- готовит завтрак. Кочегар поддает

огня в котлы центрального отопления, чтобы горячими были батареи, когда вы

придете в класс. Вам щедро дают, но от вас и ждут. У вас уже достаточно сил,

чтобы делать добро людям". Чувство благодарности людям - это родная сестра

чувства ответственности, долга, гражданского достоинства. Основа моральной

воспитанности состоит в том, чтобы человек готов был делать добро для людей

по велению собственной совести. Вот здание животноводческой фермы, вот место

для отдыха животноводов. Посадим тут яблони, пусть этот уголок станет

уголком красоты для ваших матерей и сестер. Эта работа дает подросткам много

радости, потому что она одухотворена благородной мыслью. Потом подростки

переходят к другой работе для людей-так и идут они тропой моральной

культуры. Чувства их облагораживаются, в их сердцах утверждается

благодарность за все, что дают старшие поколения. В духовный мир человека в

годы детства и отрочества входит привычка делать добро для людей - платить

добром за добро. Если эта привычка приобретена уже в детстве и отрочестве,

то в годы юности человек не может жить, не делая добра людям. Он ощущает

себя морально зрелым прежде всего потому, что к моменту вступления в юность

много раз пережил радость творения, радость труда для общества. З. Все блага

и радости жизни создаются трудом и только трудом. Без труда нельзя честно

жить. Народ учит: кто не работает, тот не ест. Лодырь, дармоед - это трутни,

которые пожирают мед трудолюбивых пчел. Учеба - ваш первый труд. Идя в

школу, вы идете на работу. Чтобы утвердить в сознании подростков народные

взгляды на труд, мы сызмала воспитываем в каждом привычку работать. В школе

поддерживается атмосфера нетерпимости к лени, безделью, неряшеству.

Маленький бездельник-это живучий корешок дармоедства и паразитизма, и если

человек стал взрослым дармоедом, вырвать этот корень, который прижился с

детства и отрочества, очень трудно. Мы никогда не забываем об опасности:

атмосфера беззаботности, бездумного поглощения благ, созданных старшими,

порождает бездельников и дармоедов. Предотвратить эту опасность нелегко,

потому что безделье маленького человека на первый взгляд кажется не таким уж

большим недостатком, в действительности же это опасное зло. В желании

родителей (а иногда и учителей) облегчить жизнь детей и подростков, уберечь

их от трудностей кроется большая опасность. Труд-корень нравственности.

Необходимо, чтобы в духовной жизни коллектива красной нитью проходило

уважение к труду, людям труда, чтобы на этой основе утверждалось уважение к

самому себе, наши подростки всегда имели перед собой определенную

гражданскую цель, преодолевали трудности, переживали коллективное чувство

радости в связи с борьбой и победой. В сфере труда - широкое поле для той

духовной борьбы, о которой я говорил как о важнейшем условии становления

нравственного облика человека. Понять истину, что без труда нельзя жить,







Date: 2015-10-18; view: 291; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.078 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию