Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Умственное воспитание и образование подростка 4 page





нет духовного основания личности. Мы стремились, чтобы этот идеал стал

духовным приобретением человека, его собственной мыслью, чтобы он утвердился

в размышлениях о самом себе, о собственной жизни. Знания, проникнутые

морально-политическими идеалами,- это прежде всего знания истории. Именно

они, отражаясь в духовном мире личности, закладывают основу убеждений. Это

становится возможным тогда, когда теоретический материал, проникнутый

морально-политическими идеями, человек соотносит с собой. Думая о мужестве

Александра Ульянова, подросток должен думать о себе. Тут есть одна тонкая

психологическая закономерность: соотносится с собой, отражается в духовной

жизни личности с наибольшей силой то, что не обязательно запоминать, что не

нужно подвергать специфическому "анатомированию". Эта закономерность

характерна именно для подросткового возраста, когда мысль разделяется между

окружающим миром и самим собой. Вот почему обязательные знания по истории и

другим гуманитарным предметам потребуют особенно широкого интеллектуального

фона.

Я старался, чтобы у каждого подростка была любимая книга, которую он

читает и перечитывает, над которой думает не потому, что прочитанное нужно

запомнить и изложить потом учителю, а по тому, что его волнует собственная

судьба. Я твердо убежден, что самовоспитание подростков начинается над

книгой и состоит в измерении самого себя высшей мерой - жизнью мужественных,

преданных благородным идеям людей. А самоизмерение, самопознание невозможно,

если в духовной жизни подростка есть только урок, слушание и сидение над

книгой только с целью запомнить. Уже психологическая установка на

запоминание отодвигает на второй план морально-политические идеи. Как врач,

анатомирующий человека, забывает о величии человека, хотя его труд в конце

концов утверждает это величие, так и подросток, который подвергает

теоретический материал логическому анализу с целью заучивания, в какой-то

степени отходит от мысли о морально-политической идее. У подростков, которые

встречают определенные трудности в умственном труде, идейно богатый материал

не оставляет следа в душе, потому что все их духовные силы идут на

"анатомирование". В классе, поле, в лесу, во время экскурсий я рассказывал

подросткам о жизни выдающихся людей. Меня радовало, что "Комната мысли"

постепенно становится очагом богатой идейной жизни. Я видел, как мальчики и

девочки перечитывают одну и ту же книгу. Потянулись руки к записным книжкам.

Вот один из наших философов и мыслителей. Юрко (он все подвергает сомнению,

ко всему пытливо присматривается), уже в пятый раз перечитывает речь

Александра Ульянова, произнесенную на суде. Варя записывает пламенные слова

Сергея Лазо об убеждениях. Мишко несколько раз перечитывает описание

мужества и духовной стойкости Зои Космодемьянской. Мысли подростка, я вижу,

уже не только о книге. Он думает о себе. Для меня дороги эти минуты. Как

нелегко достичь того, чтобы человек, перед которым только открывается дорога

в жизнь, посмотрел на себя глазами героя, мужественного человека, измерил

себя мерой героического! Разговор с самим собой, рассказ перед собственной

совестью - это настоящее самовоспитание. Этой высокой ступени идейной жизни

достигает только тот, кто нашел в моральном богатстве человечества пример

для себя, у кого возникло желание взять для своей души самое дорогое из этих

богатств. Морально-политическая идея, пронизывающая общественные науки,

литературу, искусство,- это верность убеждениям, преданность идеалам

трудового народа, сила воли, несгибаемость перед трудностями. Эта идея не

может быть "усвоена" на каком-то одном уроке или цикле уроков. Переживание,

осмысление требуют длительных раздумий. Лишь тогда, когда человек переживает

эту идею как высшую человеческую красоту, красоту нравственную, он

задумывается о самом себе. Открыть же эту красоту помогает чтение -

индивидуальное общение с умной книгой. Я считаю воспитательную цель

достигнутой лишь тогда, когда каждый юноша, каждая девушка нашли книгу,

которая оставляет глубокий след в их душах на всю жизнь. Я терпеливо жду

встречи подростка сего книгой. Эта встреча будет, если вы откроете подростку

настоящую людскую красоту. Я рассказал мальчикам и девочкам содержание очень

интересной книги о Софье Перовской. Посоветовал прочитать. Зашел в "Комнату

мысли". Интересно было: кто же первым откроет книгу? Очень обрадовался,

увидя, что это сделала Тина. Девочке шел тринадцатый год. Последнее время

она стала задумчивой, настороженной. Уже с первых страниц книга увлекла

девочку. Несколько дней Тина не разлучалась с ней. Забыла о кружке

художественного слова, в котором принимала активное участие. Не нужно

напоминать девочке об этом, нельзя нарушать поток мыслей и чувств,

взволновавших душу. Нельзя спрашивать: "Что ты думаешь о книге, какие мысли

и чувства она пробудила в тебе?" Пусть осмысливает идеи, переживает,

волнуется. Проходит неделя, другая. Девочка еще раз перечитывает книгу,

начинает вести дневник. В эти дни нельзя советовать девочке читать что-то

другое, нельзя поручать никаких бесед, потому что происходит напряженная

внутренняя работа мысли и чувств, человек познает мир и самого себя.

Необходимы и беседы, и горячие споры - юность стремится к борьбе мыслей,

ищет истину. Пионерская организация проводит диспут о мужестве, и Тина

просит слова. Она делится раздумьями: может ли обычный, простой человек

оставить после себя след на земле? Эта мысль, словно молния,, озаряет

сознание каждого подростка многими духовными запросами и интересами. От

того, каков будет ответ на этот вопрос, зависят нравственный облик человека,

его идейная целенаправленность и духовное богатство. "Книга о Софье

Перовской убедила меня,- говорит Тина,- что человек - это не пылинка,

которая пролетит в вихре жизни и бесследно исчезнет в вечности. Каждый может

оставить глубокий след после себя, если он любит Отчизну и хочет стать

настоящим патриотом". Прошли годы. Недавно Тина пришла в школу. Молодая

женщина счастлива. У нее хорошая семья. Женщина пришла посоветоваться, как

воспитывать детей. Мы вспомнили "Комнату мысли", и Тина сказала: "Та книга

(о Софье Перовской.- В. С.) навсегда осталась в моем сердце. Хочется, чтобы

и дети нашли свою книгу. А "Комната мысли"-это очень нужный огонек; пусть

никогда он не угасает". Долго искал свою книгу Володя. Это был очень сложный

подросток: с каждым годом ярче раскрывались его умственные способности и в

то же время проявлялись неприятные явления в моральном развитии. Чрезмерная

опека родителей закрывала ему глаза на самого себя, подросток еще не думал о

своем будущем. Нужно было добиться, чтобы Володя встретился с книгой,

которая заставила бы его по-иному взглянуть на свою жизнь, труд. Наконец

встретил Володя свою книгу-о сибирском комбайнере Прокофии Нектове, человеке

удивительной судьбы. Война отняла у Прокофия ноги, но он нашел в себе

огромную силу воли, заставил себя ходить на протезах, а потом стал за

штурвал комбайна. Прокофию Нек-тову было присвоено высокое звание Героя

Социалистического Труда. О нем я составил сборник из многих газетных и

журнальных вырезок. Тем временем Володя большими усилиями преодолевал свою

лень. Ему никак не удавалось начать день трудом.

Мы говорили с его родителями, но возлагали надежду на самого подростка:

нужно было добиться, чтобы человек, увидя себя, начал бороться с плохим. И

вот встреча состоялась - это была не только встреча с книгой, но и встреча с

человеком. Я не утешал себя мыслью, что Володя сразу же станет другим.

Такого не бывает. Но меня радовало, что первое чувство подростка, пережитое

от встречи с книгой,- восхищение. - Так ведь это такой же подвиг, как и

подвиг Мересьева,- сказал мне Володя, ощущая желание поделиться своими

чувствами. - У каждого человека - свое сердце, своя душа, свой путь к

подвигу,- ответил я. - Когда я перечитываю эту книгу, всегда думаю о себе.

Словно Прокофий упрекает: "Разве можно откладывать на завтра то, что нужно

сделать сегодня?" Мужество настоящего человека открывает нам собственное

сердце, и нам тоже хочется быть настоящими людьми. Это было сказано

искренно, в глазах Володи засветились огоньки. Я рассказал ему, как,

составляя книгу о Прокофий Нектове, воспитывал сам себя. И тут же заметил,

как Володя сосредоточился. Я ждал, что будет дальше. Володя несколько раз

прочитал книгу о Нектове. Постепенно глаза мальчика теряли выражение

душевной пустоты. Конечно, не одна книга сыграла решающую роль в воспитании

Володи. Воспитывать чем-то одним - это все равно что пытаться сыграть

"Героическую симфонию" Бетховена на одной клавише. Воспитывает только

гармония. Но гармония не была бы достигнута, если бы не было книги, которая

стала для подростка чем-то дорогим, личным. Книга о герое-комбайнере, а со

временем еще одна книга - о Николае Островском - вошли в духовную жизнь

Володи. Через несколько лет после окончания школы он рассказал мне: "Стыдно

стало, когда я читал ту книгу. Сначала меня только увлекал подвиг, но потом

пришла мысль: "А какой я? Задают работать над сочинением две недели, а я все

откладываю, берусь за работу накануне. Словно стал он, Прокофий Нектов,

передо мной и говорит: "Лодырь ты, Владимир". Взяла меня злость на самого

себя: неужели я такой слабовольный? Где-то в глубине сознания звучал голос:

"Не всем же быть таким, как герой-комбайнер". Хотелось прислушаться к этому

голосу, но становилось стыдно. Так стыдно было перед самим собою, что,

бывало, когда кто-нибудь из учителей посмотрит в глаза, кажется, будто видит

во мне ленивое и равнодушное существо, которое шепчет: "Не всем же быть

героями"... На людях я стал себя чувствовать так, будто меня видят насквозь.

Захотелось быть настоящим человеком. Задали сочинение. Пришел домой и

написал в тот же день. А рано утром встал и переписал, дополнил, уточнил.

Захотелось, чтобы во мне видели человека лучшего, чем до тех пор. Написал

список художественной литературы и дал себе слово: прочитать за три месяца.

Это было уже когда прочитал книгу Николая Островского..."

Это слова двадцатидвухлетнего молодого человека, который прошел школу

жизненной закалки. Эти слова дают основание утверждать, что книга играет

большую роль в самовоспитании. На отдельных полках в "Комнате мысли" были

книги о странах и народах мира, о прошлом народов нашей страны и зарубежного

мира, о языке народов. Много труда затратили мы, чтобы подобрать книги о

жизни и творчестве выдающихся ученых и изобретателей. Подбирая книги для

"Комнаты мысли", мы исходили из того, что познавательные силы человека

огромны. Тогда мы имели научные данные, что в коре полушарий головного мозга

свыше 14 миллиардов нейронов. Через несколько лет мы узнали о новом открытии

ученых: только в одном мозжечке свыше 100 миллиардов клеток мыслящей

материи. В детстве, отрочестве, ранней юности человек может овладеть

знаниями,' по объему в десять раз большими, чем овладевает он потом. Понятие

доступности овладения определенным объемом знаний относительно, все зависит

от культуры умственного труда и прежде всего от соотношения двух элементов

знаний: того, что обязательно для заучивания, запоминания, сохранения в

памяти, и того, над чем нужно только подумать. Объем усвоенных знаний

зависит также от эмоциональной окраски умственного труда: если духовное

общение с книгой является для человека радостью, в его сознание входит

великое множество фактов, вещей, истин, закономерностей, которые он и не

ставит целью запомнить. Состояние духовной приподнятости, вызванной

радостным общением с книгой,- это могучий рычаг, с помощью которого

поднимаются глыбы знаний. В этом состоянии словно открывается, бьет могучей

струей большой родник умственного труда - непроизвольное внимание и

невольное запоминание. Чем сильнее духовная приподнятость и вдохновение, тем

больше знаний входят в сознание. В те моменты учебного года, когда по

характеру изучаемого материала требовалось большое напряжение произвольного

внимания, наши воспитанники проводили много времени в "Комнате мысли" за

любимыми книгами. Особенно мы заботились о том, чтобы книга стала духовной

потребностью тугодумов. Нелегким был путь к знаниям для Петрика. В

шестом-седьмом классах во время изучения сложных обобщений и закономерностей

он столкнулся с трудностями, в преодолении которых ему помогли только книги.

Для этого мы специально подбирали литературу по математике, физике, химии. В

этих книгах был выразительный эмоциональный элемент: абстрактная истина

раскрывалась на фоне творческой деятельности человека, одухотворенного

жаждой знаний. Книга стала для подростка не кладовой истин, а источником

переживаний. Были такие моменты, когда мы советовали Петрику: отложи

учебник, прочитай вот эту книгу. И чтение вливало в него новые

познавательные силы. Мы считали, что не нашли тропки к сердцу подростка,

если о н не увлекся научной книгой, если в "Комнате мысли" у него нет

любимой полки. После того как подросток прочитает несколько книг в "Комнате

мысли" и почувствует радость познания, он читает дома. Какие книги читает

человек в годы отрочества и ранней юности, чем стала для него книга - от

этого зависят его духовное богатство, осознание и переживание цели жизни. От

этого зависят и воспитание взглядов, чувств, отношение молодого человека к

своему долгу. Жить в мире книг - это не только аккуратно, старательно

выполнять уроки. Человек может неплохо, даже на "отлично" закончить школу и

совсем не знать, что такое мир интеллектуальной жизни, не чувствовать

высокой радости общения с книгой. Жить в мире книг-это приобщаться к

тончайшим сферам культуры, переживать величие человека, который знает

настоящую цену духовных богатств. Все споры и размышления о том, как сделать

обучение воспитывающим, будут беспредметными, пока в жизни подростка

самообразование не наберет необходимого веса. Без самообразования, без

напряжения умственных и волевых сил для познания и самопознания образование,

обучение не могут стать воспитывающими. Жизнь современного человека

немыслима без того постоянного духовного общения с книгой, которое

вдохновляется гордым человеческим стремлением возвеличить самого себя. Я

твердо убежден, что важнейшая причина тех нездоровых явлений среди

подростков и юношества, которые все больше тревожат общественность,-

пьянство, хулиганство, бессмысленная трата времени - это пустота, убогость,

ограниченность умственной жизни после окончания школы, которые процветают на

почве пустоты и убогости интеллектуальных интересов в школьные годы. Жизнь

современного человека, которая повседневно затрагивает тончайшие,

чувствительнейшие сферы его существа, требует постоянного и очень тонкого

воспитания этих сфер, воспитания исключительно тонкими средствами - умной

книгой, музыкой, искусством. Никакие средства борьбы против пьянства,

хулиганства, правонарушений не помогут, если всю жизнь не длится это тонкое

воспитание разума и эмоций. Но послешкольное воспитание - это главным

образом самовоспитание, оно же возможно только при том условии, когда в

школьные годы человек полюбил книгу, научился познавать по книге не только

окружающий мир, но и самого себя. Если эта основа самовоспитания не заложена

в школьные годы, если после школы человек или совсем не знает книги, или же

чтение ограничивается детективом, его внутренний мир грубеет, человек ищет

острых наслаждений и находит их там, где теряется все человеческое. Я не

представляю духовную жизнь молодого рабочего полноценной, если он ежедневно

не посидел два-три часа над умной книгой. Советую воспитателям подростков:

посвящайте целые часы школьных занятий наипрекраснейшему человеческому

занятию - встрече с книгой. Пусть книга увлекает так, как любимая мелодия,

как прекрасный танец. Если книга станет для подростка всегда новым,

неизъяснимым чудом, если молодой человек будет стремиться к одиночеству,

чтобы осмыслить тайны этого чуда, если среди юношества будет много чудаков,

влюбленных в книгу, чудаков, которые отдают книге предпочтение перед всем

другим,- исчезнут проблемы, перед которыми бессильны другие, казалось бы,

могучие средства...

 

САМООБРАЗОВАНИЕ

 

В это понятие мы вкладываем: 1) комплектование личной библиотеки; 2)

умственный труд дома, наеди-не. Без страсти к книге человеку недоступны

культура современного мира, интеллектуальное и эмоциональное

совершенствование. Возможно, при коммунизме личная собственность на книгу

достигнет высокого развития: в этой собственности человек будет видеть

частицу самого себя. Уже в годы детства мои воспитанники составляли личные

библиотечки. Самым дорогим подарком для ребенка на праздники, день рождения

стала хорошая книга. В год окончания начальной школы личная библиотечка

каждого моего воспитанника насчитывала не менее 150 книг, а у некоторых

детей - 400-500. Много заботились мы о том, чтобы создать личные библиотечки

у тех детей, чья духовная жизнь в семье без книги была убогой и

однообразной, а также у тех, кто встречал серьезные трудности в учебе.

Родители Коли и Петрика не думали о личных библиотечках своих детей. За годы

учебы в начальных классах школа (пионерская организация, родительский

комитет, директор) подарила мальчикам много книг. Мы видели свою цель в том,

чтобы у каждого была своя жизнь в мире книг. В школе было Общество

почитателей книги, которое объединяло и детей, и взрослых. Оно проводило

еженедельные чтения. Подростки создали кооператив, который занимался

распространением книг. "Комната мысли" стала местом, где воспитывалась

любовь к знаниям. Ежегодно каждый класс проводил Праздник книги. Во всем

этом мы видели средства, которые формировали жизнь в мире книг. Мы далеки от

мысли, что в отрочестве окончательно определяются склонности, призвание. Это

подвижная сфера духовной жизни, которая постоянно развивается. Но в годы

отрочества человек должен углубиться в одну область человеческих знаний, что

возможно только на основе разносторонних интеллектуальных интересов. Мы

убедились, что без самостоятельного чтения невозможен сознательный выбор

жизненного пути. Чтобы заинтересованность чем-то не оказалась скоротечной и

случайной, пусть в годы отрочества человек много читает, думает, ищет; пусть

интеллектуальная жизнь тесно связывается с творческими, трудовыми

интересами. Самообразование как раз и представляет собой единство овладения

знаниями на уроках и той самостоятельной интеллектуальной работой дома над

книгой, в которой выражается длительный процесс становления склонностей,

способностей, призвания. Если домашняя учебная работа сводится к подготовке

уроков, не может быть и речи о многогранных умственных интересах, об

осмысленном выборе жизненного пути, о любви к книге и знаниям. Большую часть

домашней работы наших подростков составляло самостоятельное чтение по

личному выбору и меньшую часть - чтение учебников. Мы достигли того, что

домашние задания ученики выполняли в течение 1,5 (5-7-е классы) и 2,5 часа

(8-10-е классы). Это стало возможным потому, что умственный труд не сводился

к выполнению домашних заданий. Больше того - чтение необязательного

материала и подготовка уроков были равнозначными составными частями духовной

жизни. Как и в начальных классах, домашние задания выполнялись главным

образом утром, перед тем как идти в школу (все дети учились только в первую

смену). Этот целесообразный с точки зрения психической культуры режим труда

был бы неосуществим, если бы в младшем возрасте не выработались прочные

привычки, самодисциплина. В годы отрочества закрепляется все достигнутое в

детстве. Каждый из нас, учителей, побуждал подростков к волевым усилиям,

говорил им: "Заставьте себя выполнять домашние задания утром, и вы

убедитесь, как это облегчает умственный труд, даст свободное время для

чтения, кружков, самообразования. Чем больше в вашей духовной жизни будет

чтения, кружковой работы, тем легче будут даваться обязательные знания". Во

второй половине дня (после обеда и отдыха) воспитанники тоже занимались

умственным трудом, но это был своеобразный труд: чтение в "Комнате мысли" и

дома, работа над словом (сочинения). Итак, во второй половине дня умственные

силы были направлены на то, что интересует каждого. Как же удается достичь

того, что подростки выполняют домашние задания утром? Ведь утром они

занимаются и физической работой. Чтобы выполнять задания утром, нужно рано

вставать и рано ложиться спать. Мы придаем большое значение формированию и

развитию потребности в самообразовании. Опыт убедил, что эта потребность

рождается только на основе интересов, увлечений. Известный советский

психолог С. Л. Рубинштейн говорил, что внешнее влияет на личность только

через внутреннее ". К этому я бы прибавил: нет в человеческом поведении

ничего, что не имело бы своим стимулом внешнее, отраженное в глубоко личном,

индивидуальном. От увлечения кружковой работой к книге, от книги к с в о -е

и области научных знаний, от знаний к творческому труду - таков путь

воспитания и самовоспитания потребности в самообразовании. Постепенно, без

поспешности, но последовательно мы добивались, чтобы каждый подросток нашел

свой любимый предмет. Не у всех это происходило одновременно. В одном

вспыхивал огонек интеллектуального вдохновения уже в шестом, в другом -

только в восьмом классе. Каждый приходил к увлечению тем или другим

предметом своим путем, но всегда решающим в этом были единство жизни в мире

книг и творческого труда. Путь к любимому предмету шел от урока к

внеклассному чтению научной книги, от класса к "Комнате мысли", от первой

книги, которая пробудила интерес, к маленькой личной библиотеке по любимому

предмету. В пробуждении интереса к своему предмету каждый преподаватель

видел творческое соревнование. Мы убедились, что первая искра

заинтересованности тем или иным предметом выражается в том, что человек

узнает больше, чем требует программа, и стремится знать еще больше.

Повторяю, если умственная жизнь подростка ограничивается учебником, если,

выучив урок, он считает цель достигнутой, у него не может появиться любимого

предмета. Нашим учителям приходилось проявлять изобретательность, чтобы

удовлетворить пытливость мальчиков и девочек. Во время летних поездок мы

находили интересные книги для "Комнаты мысли" и для личных библиотечек своих

воспитанников. Нашего возвращения домой подростки ждали с большим

нетерпением. Привезенные книги были огоньками, пробуждавшими пытливость. Мы

были далеки от надежды на то, что интеллектуальное вдохновение окончательно

решит жизненную судьбу каждого воспитанника. Но в то же время в любимом

предмете мы видели основу интеллектуальной жизни. "...Без ограничения сферы

деятельности,- говорит К. Маркс,- нельзя ни в одной области совершить ничего

значительного" *. Разумное ограничение сферы интеллектуальных интересов в

годы отрочества ведет не к ограничению, а к гармоничному всестороннему

развитию. Мы видели в этом ограничении важный стимул самопознания,

самовоспитания и самоутверждения.

В интеллектуальном развитии подростков и юношества большую роль играют

научно-предметные кружки. Учитель, руководя одним из этих кружков,

осуществляет вторую программу обучения, о которой речь шла выше. Без этого

немыслима школа. В научно-предметных кружках принимают участие

старшеклассники и подростки, начиная с шестого-седьмого классов, а иногда и

с пятого класса. Все мои воспитанники стали участниками этих кружков. Это

были очаги интеллектуальной жизни, благодаря которым в школе живет культ

книги и дух самообразования. Ни один подросток не должен чувствовать себя

обездоленным в интеллектуальном развитии, обреченным на отставание. Корень

многих трагедий отрочества именно в этом, человек не может быть счастливым,

ощущая свою неполноценность, а там, где несчастье, рождается замкнутость,

настороженность, недоверие к людям, потом - самое страшное: неверие в

человека, жестокость. Я не могу без сердечной боли думать о том, что во

многих школах сидят за партами хмурые, настороженные или равнодушные ко

всему двоечники. Это зеркало низкой педагогической культуры нашей, уважаемые

коллеги-учителя. Нельзя допустить, чтобы человек выходил из школы не только

недоученным, но и равнодушным к знаниям. Там, где не воспитывается любовь к

знаниям, образованию, науке, книге, культуре, нет настоящей школы.

 

* Маркс К. Капитал. Т. I. М., 1960. (Сочинения, 2-е изд. / К. Маркс, Ф.

Э н г е л ь с; т. 23), с. 378.

 

ОБМЕН ДУХОВНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ

 

Самообразование-это не механическое пополнение знаний, не замкнутость и

оторванность от людей, а живые человеческие взаимоотношения.

Интеллектуальная жизнь школы немыслима без тех тонких отношений, в которых

человек открывается перед человеком как большое духовное богатство. Суть их

должна состоять в обмене знаниями, умениями. Передавая свои знания людям,

человек познает другого человека и себя. Интеллектуальные чувства при этом

переплетаются с чувствами нравственными; человек переживает в себе рождение

чувства долга перед людьми. В сложном переплетении этих чувств - залог

предупреждения интеллектуального эгоизма, когда человек удовлетворен тем,

что знает, а к другим он равнодушен. Обмен духовными богатствами начинается

уже на уроке. Готовясь к чтению реферата, рассказывая содержание прочитанной

книги, подросток переживает радость отдачи своих духовных сил. Мы проводили

отдельные уроки, целью которых был прежде всего обмен духовными ценностями:

чтение сочинений, написанных по материалам наблюдений; доклады, которые

обобщают опыты и наблюдения; сообщения наших талантливых математиков об

интересных задачах. Все это оценивалось коллективом как отчет о

самостоятельном умственном труде. Чувство ответственности перед товарищами

заставляло подростков читать, думать. Ваня, Лида и Сашко уже в пятом классе

научились готовить препараты для работы с микроскопом. Они с радостью

передавали свое умение товарищам. Ваня учил одноклассников и младших

товарищей прививать плодовые деревья к дичкам. Коля, Сергей, Лариса, Юрко,

Тина, Варя рисовали иллюстрации к урокам. Поэтическое творчество, которое

захватило в младших классах всех, в годы отрочества не угасло. Мы проводили

утренники поэтического творчества, на которых подростки читали стихи. Когда

Галя училась в шестом классе, я посоветовал ей руководить кружком математики

учеников второго и третьего классов. Девочка искала интересные задачи,

готовила для занятий кружка рисунки. Она стала требовательней к себе. В ее

личной библиотечке появились новые книги по истории математики. Кружком она

руководила до окончания школы. Эта работа наложила отпечаток и на

интеллектуальное развитие, и на гражданские взгляды девочки. Руководителями

математических кружков стали Павло, Зина, Валя, Сергей, Федя. Мы

побаивались, что руководство математическим кружком будет нелегким делом для

Кости, и не поручали ему такого задания. Подросток сам попросил, чтобы его

назначили руководителем. Люда и Ваня стали настоящими помощниками учителя

биологии. Кружковцы вели фенологические наблюдения, оберегали птиц и

деревья. Кружок Вани заложил виноградник. Лариса, Таня, Нина, Володя, Катя,

Date: 2015-10-18; view: 251; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию