Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 10. Словесные методы ознакомления детей с окружающим миром





При ознакомлении детей с природой используют: рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины, диа- и кинофильмы. С их помощью систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.

При использовании словесных методов воспитатель учитывает способность детей к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточению на содержании, передаваемом словом, а также наличие у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении или факте, которые будут предметом обсуждения, уточнения, систематизации.

Рассказ воспитателя. Для рассказа воспитатель использует разнообразный материал: собственные наблюдения из жизни природы, деловые очерки о природных явлениях, записки и рассказы натуралистов, научные материалы.

Беседа. Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед: предварительную и итоговую. Эффективность беседы зависит от предварительной подготовки детей. Беседа — это итог проведенной с ними работы. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение природоведческой книги, рассказы. Беседовать можно только о том, о чем есть у ребят конкретные представления.

Чтение художественной литературы. В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Детская книжка о природе используется педагогом, прежде всего, в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. В детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Детская природоведческая литература полезна в работе с детьми всех возрастных групп. Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей. Природоведческую книжку используют в работе с детьми дошкольного возраста с разными целями.

Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаются детям в процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы. Использование природоведческой литературы в процессе наблюдения помогает детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом.

Природоведческую книжку воспитатель читает детям и после наблюдения. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений.

Чтение детской природоведческой книги может быть и самостоятельным методом ознакомления с природой с обязательной беседой после чтения. В беседе после чтения книги важно помочь детям понять смысл произведения, полнее и глубже освоить его содержание. Поэтому беседа не должна строиться на пересказе прочитанного текста. Главное внимание здесь следует уделять раскрытию связей между явлениями, осмыслению фактов. Запас ранее приобретенных знаний влияет на усвоение детьми новых сведений. Поэтому в беседе следует устанавливать связи личного опыта с новыми знаниями. Обязательное требование к беседе — сохранить у детей непосредственность впечатлений от художественных образов. Это достигается с помощью вопросов от лица героя при использовании в вопросах образов рассказа, сказки.

Основная литература: [3,6-11 ]

Дополнительная литература: [12,13]

Тема 11. Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира

Слово « эксперимент» происходит от греческого «experimentum», что означает как « проба», «опыт».

Эксперимент – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотезы.

Наблюдение является составной частью любого эксперимента, т.к. с его помощью осуществляется восприятие хода и результатов опыта. Наблюдение может осуществляться и без эксперимента, если наблюдаемый процесс развивается самостоятельно, без участия человека (весеннее пробуждение природы).

Связь эксперимента с развитием речи, изодеятельностью, ФЭМП и с другими видами деятельности – чтением художественной литературой, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Классификации наблюдений и экспериментов.

Эксперименты можно классифицировать по разным принципам: 1. По характеру объектов, используемых в эксперименте. 2. По месту проведения опытов. 3. По количеству детей. 4. По причине их проведения. 5. По характеру включения в педагогический процесс и т.д.

Структура эксперимента. Требования к детскому экспериментированию: в каждом эксперименте можно выделить последовательно меняющих друг друга этапов: 1. Осознание того, что хочешь узнать. 2. Формулирование задачи исследования. 3. Продумывание методики эксперимента. 4. Выслушивание инструкций и критических замечаний и другие.

Методические требования к подготовке и проведению экспериментов.

Плановые наблюдения и эксперименты. Подготовка к проведению запланированных экспериментов начинается: с определения педагогом дидактических задач; затем выбирается объект, соответствующий требованиям; воспитатель заранее знакомится с объектом; осваивает технику экспериментирования, если та ему неизвестна. Предлагая детям поставить опыт, воспитатель: сообщает им цель и задачу, которая должна быть решена; дает время на обдумывание; затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

Продолжительность эксперимента определяется факторами: особенностями изучаемого материала; наличием свободного времени; состоянием детей; отношением детей к данному виду деятельности.

Эксперименты как ответ на детские вопросы: К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.

Случайные наблюдения и эксперименты: требуют особых знаний у педагога по биологи, географии, земледелия и т.п.

Решение экспериментальных задач: Со старшими дошкольниками можно начинать решать экспериментальные задачи – они служат зачатками настоящего экспериментирования. Дошкольникам доступны 3 типа экспериментальных задач: 1. Как доказать что… (воздух может передвигать предметы и т.д.); 2. Сколькими способами можно осуществить это действие… (потушить свечу, перенести воду из одной банки в другую, сдвинуть предмет со стола и т.п.); 3. Предскажите, что получится, если… (положим иголку на поверхность воды; положим монетку в блюдце, заполненное водой до самых краев; какой из предметов покатиться дальше, проникнет в песок и т.п.).

Решение задач осуществляется в 2-х вариантах: дети проводят эксперимент, не зная его результата, и т.о. приобретают новые знания; дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

Требования к детскому экспериментированию.

1. Максимальное соответствие избранного объекта целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента. 2. Безопасность объекта для детей. 3. Запрещается проводить эксперимент с незнакомыми объектами. 4. Желательно, чтобы объект, выбранный для эксперимента, был типичным для данной группы объектов и содержал необходимые части и другие.

Особенности детского экспериментирования: Детское экспериментирование свободно от обязательности. Не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Дети не могут работать не разговаривая. При проведении природоведческих экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия детей.

Типичные недостатки в проведении эксперимента.

1. Эксперимент проводится в д/с очень редко, одна из причин - недооценка познавательного и воспитательного значения данной формы организации; недостаточная научная и методическая подготовленность воспитателя как в теоретическом, так и в практическом плане; проводимые эксперименты не отвечают основному своему назначению – анализу природоведческого материала, ознакомлению с растительным и животным миром, с явлениями неживой природы, с приспособлением живых организмов к среде обитания и другие.

Особенности эксперимента в разных возрастных группах: Экспериментирование может осуществляться в разных формах. Чем старше ребенок, тем большим разнообразием форм он должен овладевать. Не существует форм экспериментирования, специфических для определенной возрастной группы. Ребенок каждого конкретного возраста должен владеть всеми формами деятельности, присущими младшим дошкольникам и одновременно осваивать новую форму.

Основная литература: [3,6-11 ]

Дополнительная литература: [5,6,12,13]

Date: 2015-10-19; view: 1693; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию