Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 3. Условия жизни живых организмовОтдельные свойства или части среды, воздействующие на организмы, называются экологическими факторами. Факторы среды многообразны. Они имеют разную природу и специфику действия, могут быть необходимы или вредны для живых существ, способствуют или препятствуют их выживанию и размножению. Абиотические факторы среды – это все свойства неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на живые организмы. Биотические факторы – это все формы воздействия живых существ друг на друга. Окружающий органический мир – составная часть среды каждого живого существа. Антропогенные факторы – это все формы деятельности человеческого общества, которые приводят к изменению природы как среды обитания видов или непосредственно сказываются на их жизни. Биоценоз, совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих определенный участок суши или водоема, имеющая определенный состав и сложившийся характер взаимоотношений, как между собой, так и со средой. Совокупность растений, входящих в состав биоценоза, называют фитоценозом. Биогеоценоз — биоценоз, который рассматривается во взаимодействии с абиотическими факторами, влияющими на него и в свою очередь изменяющимися под его воздействием. Экосистема — группа организмов разных видов, взаимосвязанных между собой круговоротом веществ. Свойства биогеоценоза: естественная, исторически сложившаяся система; система, способная к саморегуляции и поддержанию своего состава на опеределнном постоянном уровне; характерен круговорот веществ; открытая система для поступления и выхода энергии, основной источник которой — Солнце Основные показатели биогеоценоза: Видовой состав — количество видов, обитающих в биогеоценозе. Видовое разнообразие - количество видов, обитающих в биогеоценозе на единицу площади или объема. Одним из свойств биогеоценозов является способность к саморегуляции, то есть к подержанию своего состава на определенном стабильном уровне. Это достигается благодаря устойчивому круговороту веществ и энергии. Стабильный биогеоценоз, существующий длительное время, называется климаксическим. Стабильных биогеоценозов в природе мало, чаще встречаются устойчивые — меняющиеся биогеоценозы, но способные, благодаря саморегуляции, приходить в первоначальное, исходное положение. Каждый биогеоценоз — это экосистема, но не каждая экосистема — биогеоценоз. Основу подавляющего большинства биогеоценоза составляют зеленые растения, растительноядные и плотоядные животные, микроорганизмы. В биогеоценозе все потребляют органические вещества, или соединения образующиеся после распада органических веществ и ясно, что если растения – главный источник органического вещества исчезнут, то жизнь в биогеоценозе практически исчезнет. Фауна (от лат. Fauna - богиня лесов и полей, покровительница животных в римской мифологии), исторически сложившаяся совокупность видов животных, обитающих на определенной территории. Флора (лат. flora, по имени богини Флоры; от латинского flos, floris - цветок), исторически сложившаяся совокупность видов растений, произрастающих на данной территории или произраставших на ней в прошедшие геологические эпохи. Различают флору Земли, отдельных материков и их частей, островов, горных систем и т.п., а также флору стран, административных областей и др. Ареал (от лат. area — площадь, пространство), часть земной поверхности (или акватории), в пределах которой встречается тот или иной вид (род, семейство и т. д.) животных или растений. Ареал называется сплошным, если на всём его протяжении вид встречается на соответствующих его жизненным требованиям местообитаниях; прерывистым (или дизъюнктивным), если между двумя или несколькими пространствами, заселёнными каким-либо видом, есть промежутки настолько значительные, что любой контакт между разделёнными ими популяциями вида исключен. Иногда Ареал бывает в основном сплошным, но вблизи его окраины вид заселяет обособленные участки, которые называются «островными местонахождениями» (или эксклавами). Размеры ареала различны Реликты - виды, представляющие собой остатки флоры прошлых геологических периодов или сохранившиеся изолировано вне главной области их современного распространения. Эндемы - виды, встречающиеся только в определенной географической области и нигде более. Заповедник: особо охраняемое законом или обычаями пространство (территория, акватория), нацело исключенное из любой хозяйственной деятельности (в том числе посещения людьми), ради сохранения в нетронутом виде природных комплексов (эталонов природы), охраны видов живого и слежения за природными процессами (охр., прир., экол.), а также из религиозных при сохранении элементов язычества побуждений. Государственные заказники - это территории (акватории), выделяемые с целью сохранения, воспроизводства и восстановления природных комплексов или их отдельных компонентов на период, необходимый для выполнения поставленных перед заказником задач. Государственные заказники могут быть республиканского и местного значения. По своему функциональному значению заказники могут подразделяться на: ландшафтные (комплексные); биологические (ботанические, зоологические; палеонтологические; гидрологические (болотные, озерные, речные); геоморфологически; геологические и минералогические. Красная книга Казахстана — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения в Казахстане животных, растений и грибов. Основная литература: [3,10,11,12] Дополнительная литература: [20,32 ] Тема 4. Методика познания мира. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к природе и всему живому. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Для того, чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятии ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования е в воспитательно – образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников. В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» в процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи, которые неразрывно связаны между собой. Основная задача в умственном воспитании – образование у детей знаний о неживой природе, о растениях, животных и простейших, доступных чувственному восприятию детей знаний о неживой природе, о растениях, животных, связях между объектами и явлениями природы. Неотъемлемая часть умственного воспитания – сенсорная культура. Она направлена на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирования элементарных природоведческих понятий. Усвоение детьми знаний должно быть тесно связано с развитием их познавательных способностей, сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности, любознательности. Для развития мышления и формирования основ материалистического миропонимания нужно знакомить детей с предметами и явлениями природы, приучить их искать объяснение наблюдаемых явлений и подводить детей к осознанию связей и отношений между ними. В процессе осознания причинных связей и отношений между явлениями природы развивается мышление. Приучая наблюдать, т.е. целенаправленно сосредотачиваться на явлениях природы, тем самым развивается внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием «готовности детей к обучению». Интерес к природе необходимо воспитывать. Показывая детям, что и как надо наблюдать у животных, растений, обращая их внимание на внешний вид, движения, повадки, воспитатель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней. Необходимо учитывать всегда возраст детей и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении. В непосредственном соприкосновении в природой вместе с наблюдательностью развивается и любознательность. Активное участие детей в разрешении поставленных вопросов развивает у них любознательность и делает интерес к природе более устойчивым. В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое, трудовое и эстетическое воспитание. В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к живому. Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Наличие в д/с животных и растений, за которыми дети наблюдают и ухаживают, помогает воспитывать у них такие качества, как бережное отношение к природе, любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело. Для воспитания у детей трудолюбия, бережного отношения к природе учить их простейшим приемам выращивания растений и уход за животными. Очень важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда. Формируя такое качество, как трудолюбие, необходимо знакомить с трудом взрослых в природе, воспитывать уважение к их деятельности. Пребывание и труд детей в природе нужно использовать для укрепления их здоровья и физического развития. Природа является одним из средств эстетического воспитания детей. Знакомя детей с природой, надо обращать внимание на шум леса, журчание ручья и пение птиц, форму и окраску листьев, запах цветов, движение животных и т.д. Связь методики познания мира с псхолого-педагогическими дисциплинами. Основная литература: [1-6 ] Дополнительная литература: [15,17,,24,25,35 ]
|