Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Авторы: Н.Г. Гольцова и И.В. Шамшин





УМК получил премию Правительства РФ в области образования за 2003 г. (Постановление Правительства РФ от 15.12.2004 г. № 792 «О присуждении премий Правительства РФ в области образования за 2003 г.).

В данный УМК вошли следующие учебные пособия:

1. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя.

2. Гольцова Н.Г. Программа курса «Русский язык. 10-11 классы».

3. Гольцова, Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы. Поурочное планирование. Профильный уровень. Базовый уровень.

4.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты. Орфография и пунктуация. 10-11 классы.

5. Голъцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.«ЕГЭ. Русский язык».

6. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы.

 

 

Учебник включает все элементы образовательных стандартов среднего (полного) общего образования по русскому языку и представляет собой удачное соединение системности, научности и практической значимости. При доминирующем в процессе преподавания русского языка в школах изучении орфографии и пунктуации в отрыве от языковой системы как органичного единства настоящий учебник направляет школьников на изучение системы языка в целом, что позволяет освоить орфографию и пунктуацию как часть системы, не отдавая ей главенствующие позиции. Принцип научности можно назвать основным в анализируемом учебнике: в нём представлены все разделы языковой системы в соответствии с теоретическими трудами ведущих языковедов.

Содержание курса:

1. Лексика. Фразеология. Лексикография.

2. Фонетика. Графика. Орфоэпия.

3. Морфемика и словообразование.

4. Морфология и орфография.

5. Синтаксис и пунктуация.

6. Культура речи

7. Анализ текста.

8. Из истории русского языкознания.

Особый интерес представляют такие темы, как «Факультативные знаки препинания», «Авторская пунктуация», «Анализ текста», «Сочетаемость знаков препинания».

Цели курса: обобщение и систематизация знаний, полученных в 5-9 классах, закрепление основных правописных и речевых навыков и навыков лингвистического анализа. Расширение литературного кругозора, углубление уровня понимания не только языковых единиц, но и механизма их функционирования.

Общее количество объяснённых в учебнике понятий – 314.

Структура темы:

1. Теоретические сведения.

2. Система упражнений (тренировочные, объяснительные, комментированное письмо, упражне­ния по конструированию, упражнения на развитие речи, обобщающие упражнения, контроль­ные упражнения и задания, выборочные упражнения и задания, упражнения по стилистике).

3. Вопросы для повторения.

4. Рекомендуемая литература.

Учебник реализует принцип системности в изучении языка. Например, вставляя пропущенные буквы в слова из текста стихотворения М. Цветаевой «Чтобы помнил не часочек, не годок…», ученикам необходимо применить полученные ранее знания по морфемике. Объясняя такие морфологические признаки глаголов, как переходность – непереходность, ученики повторяют сведения из раздела «Лексика» о словах-паронимах.

Достоинством учебника является его практическая ориентация.

Деятельностный подход осуществляется следующими способами освоения учебного материала:

· самостоятельной работой с учебником;

· работой с учебной и справочной литературой;

· работой со словарями;

· изучающим чтением теоретического материала;

· составлением схем, планов, структурированием текста;

· алгоритмизацией;

· форматированием информации;

· информационно-коммуникативной деятельностью.

 

Знание языковой системы без практики не дает ничего, но функциональность полученной научной информации позволяет осваивать систему в действии.

Единство языка и речи в полной мере реализовано в учебнике: школьник активизирует информацию о языковом явлении и применяет ее на практике, что отражено уже в названиях параграфов: «Синонимы и их употребление», «Паронимы и их употребление» и т.д.

Теоретические сведения учебника излагаются полно, логично и доступно, носят инструментальный характер. Кроме того, старшеклассники могут пользоваться учебником в качестве справочного пособия при решении любых языковых затруднений, что позволяет им более эффективно организовать работу, связанную с устными или письменными текстами на любых предметах. Следовательно, можно говорить о том, что данный учебник способствует не только достижению образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, но и формированию языковой компетентности учеников в целом. Необходимо отметить включение в содержание курса 10 класса такой темы, как «Основные принципы русской орфографии». Эта тема очень важна, так как обеспечивает сознательный подход старшеклассников к изучаемому материалу. Например, объясняя орфограммы в тексте стихотворения А.С. Пушкина «Не мысля гордый свет забавить…», ученики находят слова, написание которых соответствует морфологическому принципу русской орфографии, и слова, в написании которых наблюдаются отступления от этого принципа.


По всем темам учебник предлагает 570 упражнений. Все они практически целесообразны, направлены на развитие орфографической зоркости и навыков грамотного письма.

Учебник предоставляет учителю возможность организации уровневой дифференциации обучения. Дифференцированные задания по вариантам включают аналитические задания, связанные с грамматическими разборами; комплексные упражнения (орфографические и пунктуационные) учитывают индивидуальные особенности ребенка.

Необходимо отметить вариативность заданий учебника. Большое количество упражнений (как тренировочных, так и обобщающих или контрольных) дает возможность учащимся сделать свой выбор, в соответствии с индивидуальными способностями. Например, к обобщающим урокам в конце года ученикам предлагается четыре текста диктанта.

Упражнения ориентированы не только на репродуктивный, но и продуктивный и творческий уровни. Так, при изучении темы «Происхождение лексики современного русского языка» ученикам предлагается составить предложения с приведёнными иноязычными словами и русскими синонимами; указать сферу употребления иноязычных слов (репродуктивный и продуктивный уровни). Затем следует упражнение продуктивного уровня: объяснить значение иностранных слов и подобрать к ним русские синонимы; выделить иноязычные словообразовательные элементы и подобрать слова, в которых встречались бы сходные словообразовательные элементы.

Формированию лингвистического мышления способствуют вопросы и задания для повторения и обобщения по каждой теме. Выполняя такие задания, ученики обязательно аргументируют ответы. Проблемные вопросы мотивируют учащихся на внимательное изучение теоретического и справочного материала, требуют пристального внимания к тренировочным упражнениям. Например, отвечая на вопрос «почему в современном русском языке краткие прилагательные могут быть только сказуемыми?», ученикам нужно хорошо знать особенности образования и изменения имён прилагательных. Востребованность знаний, полученных ранее, отражают такие задания: «Порядковые имена числительные склоняются как имена прилагательные. Какие еще сходные признаки обнаруживаются у этих разрядов слов?», «Какие изменения происходят при переходе причастий в прилагательные и существительные?» и т.д.

Учебник помогает учителю организовать разнообразную деятельность учащихся. Безусловно, необходимы традиционные задания, развивающие орфографические умения и навыки. Переписывая упражнения и раскрывая скобки, ученики обязательно аргументируют выбор написания. Упражнения распределительного характера эффективно проводить в группах. К примеру, закрепляя навыки правописания сложных имён существительных, каждая группа получает своё задание: выписать сложные существительные с глагольным элементом или слова, состоящие из двух самостоятельно употребляющихся существительных и т. д. Большое внимание авторы учебника уделяют работе со словарями ( 35 упражнений).


Ребятам предлагается установить по словарям значение иноязычных приставок; используя «Этимологический словарь», учащиеся могут найти ответ на вопрос, были ли приставки в некоторых современных словах и по какой причине произошло их слияние с корнем. Учащимся, проявляющим особый интерес к языку, можно предложить задания, предполагающие интеграцию знаний из лингвистической и литературоведческой областей. Так, при изучении раздела «Лексика» ученики выписывают авторские неологизмы из произведений поэтов серебряного века и готовят сообщение для класса о роли окказионализмов в поэтических текстах. Выделение старославянизмов в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк» предшествует сообщению об их функции в тексте.

Большое внимание авторы учебника уделяют самостоятельной работе после тренировочных упражнений на закрепление материала: проверочный диктант с последующей самопроверкой, написание изложения и т.д. Специальные упражнения по развитию речи (их в учебнике 52) направлены на развитие творческих способностей учащихся. Это задания на устный и письменный монологический ответ, работа с фрагментами текстов, связные высказывания на лингвистическую тему, написание изложений, чтение образцов сочинений-миниатюр из книги для учителя и т.д. Ученикам предлагается написание сочинений-миниатюр, отражающих изучаемые лингвистические явления. Например, при изучении темы «Употребление устаревшей лексики и неологизмов» ученики, опираясь на предложенный текст (отрывок из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»), пишут миниатюру «Жизнь слова». Закрепляя знания о морфологических признаках глаголов, ученики не только работают с текстом-описанием В.Солоухина, но и дают описание любимого гриба, используя глаголы различных грамматических категорий.

Ещё одним достоинством учебника является представленность раздела «Культура речи», что особенно важно, так как в наш век интеграции и развития культурных связей особую роль играет процесс межличностной коммуникации. Успешная деятельность социального субъекта на сто процентов зависит от его коммуникативного потенциала, умения правильно оценивать ситуации общения и выбирать адекватные языковые средства. Особенно важна культура речи для молодых людей, чья социально-психологическая адаптация в мире только начинается: насколько успешно подросток будет выстраивать свою коммуникативную деятельность, настолько успешным и комфортным будет его положение в социуме. Этот раздел учебника особенно актуален в свете плачевного состояния речевой культуры общества в целом и подростков в частности.

Речевая культура старшеклассников формируется целенаправленно и систематически. Так, при изучении темы «Имя прилагательное» учебник предлагает после прочтения стихотворения Ф.И. Тютчева «Осенний вечер» не только работать над морфологическими признаками прилагательных, но и объяснить значения некоторых прилагательных в контексте стихотворения, установить их функцию.


 

Орфографическая зоркость, пунктуационная грамотность, владение грамматической нормой, обогащение словарного запаса – вот основные условия формирования коммуникативной культуры и компетентности, представленные авторами учебника.

Очень важным является наличие в учебнике раздела «Стилистика», в котором предлагается повторение системы стилей русского языка, что ориентирует учащихся на различение коммуникативных ситуаций. Стилистический аспект учебника заслуживает особого внимания учителей-практиков. Чтобы подготовиться к выпускному экзамену, необходимо обобщить и повторить сведения по стилистике, закрепить практические навыки определения стиля текста. Например, при изучении темы «Имя существительное» ученики отрабатывают навыки нормативного употребления окончаний, устанавливают стилистическую окраску употребления существительных с разными суффиксами. При изучении темы «Местоимение» десятиклассники характеризуют смысловые и стилистические особенности местоимений в стихотворении А.С. Пушкина «Пустое вы сердечным ты…»; указывают в предложениях случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления местоимений.

В разделе «Из истории русского языкознания» происходит знакомство с известнейшими лингвистами XVIII-XIX в.в.: М.В. Ломоносовым, А.Х. Востоковым, Ф.И. Буслаевым, В.И. Далем, А.А. Шахматовым и др. и их вкладом в отечественное языкознание.

Очерки об известных русистах не только расширяют кругозор учащихся, но и способствуют более эффективному достижению образовательных и информационных целей обучения. Так, при изучении раздела «Лексика. Фразеология. Стилистика» десятиклассники имеют возможность принять участие в беседе по очерку, посвящённому В.В. Виноградову, и определить роль выдающегося лингвиста в изучении языка А.С. Пушкина, его вклад в изучение лексикологии, фразеологии и стилистики.

Отличительная особенность учебника – замечательные упражнения-тексты (их 156), взятые из произведений отечественной классической литературы XIX-XX веков и имеющие огромный нравственный потенциал. Десятиклассники знакомятся с образцами художественного слова на примерах произведений А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Цветаевой, Б. Пастернака, И. Гончарова, А. Чехова, А. Грина и др. Такие тексты помогают учителю достичь не только хорошего учебного результата, но и результата развивающего, воспитательного. Например, при изучении темы «Глагол» ученикам предлагается текст Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Решается учебная задача – анализ типов и видов сказуемых. Развиваются умения и навыки анализа текста – выделение главных мыслей, объяснение смысла заглавия. Воспитываются такие качества личности, как умение слышать и слушать собеседника, с уважением относиться к общественному мнению.

Завершают учебник орфоэпический и орфографический словари («Говори правильно», «Пиши правильно»), насчитывающие 710 слов, а также задания для самостоятельной работы, а также список литературы по разделам, который может пригодиться ученику и учителю. Так, при подготовке сообщений, докладов, рефератов можно воспользоваться списком рекомендуемой литературы. Время, которое может быть потрачено на поиски необходимой литературы, освобождается.

Таким образом, учебник полностью соответствует современным требованиям к образованию. Он представляет научную и методическую ценность, может быть использован для работы в школах с предпрофильной и профильной подготовкой, а также в школах с углублённым изучением русского языка и литературы, в гимназиях и лицеях гуманитарной направленности. Авторами учебника учтены все 26 умений, которые проверяет ЕГЭ по русскому языку. Задания полностью соответствуют требованиям контрольно-измерительных материалов.

Новый учебно-методический комплекс по русскому языку способствует оптимизации процесса обучения, не вызывает трудностей при использовании в учебном процессе в рамках любых педагогических технологий. Достоинства и преимущества данного курса в условиях модернизации российского образования очевидны.

 

 

Приложение

«Рекомендовано»

Основное общее образование

1) Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык, 5-9, Дрофа.

2) Бабайцева В.В., Купалова А.Ю. под ред. Купаловой А.Ю. Русский язык, 5, Дрофа.

3) Никитина Е.И. Русский язык, 5, Дрофа.

4) Бабайцева В.В., Линдман-Орлова Г.К., Никитина Е.И. Русский язык, 6, Дрофа.

5) Бабайцева В.В.. Пименова С.Н., Никитина Е.И. Русский язык, 7, Дрофа.

6) Бабайцева В.В., Пичугов Ю.С., Никитина Е.И. Русский язык, 8, Дрофа.

7) Бабайцева В.В., Пичугов Ю.С., Никитина Е.И. Русский язык, 9, Дрофа.

8) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык, 5, Просвещение.

9) Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык, 6, Просвещение.

10) Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык, 7, Просвещение.

11) Тростенцова А.А., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык, 8, Просвещение.

12) Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык, 9, Просвещение.

13) Львова С.И., Львов В.В. Русский язык, 5, Мнемозина.

14) Львова С.И., Львов В.В. Русский язык, 6, Мнемозина.

15) Львова С.И., Львов В.В. Русский язык, 7, Мнемозина.

16) Львова С.И., Львов В.В. Русский язык, 8, Мнемозина.

17) Львова С.И., Львов В.В. Русский язык, 9, Мнемозина.

18) Панов М.В., Кузьмина С.М., Ильинская И.С. и др. Русский язык, 5, Русское слово.

19) Панов М.В., Кузьмина С.М., Булатова Л.Н. и др. Русский язык, 6, Русское слово.

20) Панов М.В., Кузьмина С.М., Булатова Л.Н. и др. Русский язык, 7, Русское слово.

21) Панов М.В., Кузьмина С.М., Булатова Л.Н., Ильина Н.Е. и др. Русский язык, 8, Русское слово.

22) Панов М.В., Кузьмина С.М., Булатова Л.Н. и др. Русский язык, 9, Русское слово.

 

Среднее (полное) общее образование

1) Бабайцева В.В., Михальская А.К., Русский язык (профильный уровень), 10-11, Русское слово.

2) Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., Русский язык (базовый и профильный уровни), 10-11, Просвещение.

3) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А., Русский язык (базовый и профильный уровни), 10-11, Русское слово.

4) Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык (базовый уровень), 10-11, Просвещение.

 

«Допущено»

Основное общее образование

1) Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. Русский язык, 8, Просвещение.

2) Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. Русский язык, 9, Просвещение.

3) Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. под ред. Леонтьева А.А. Русский язык, 6, Баласс.

4) Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. под ред. Леонтьева А.А. Русский язык, 7, Баласс.

5) Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. под ред. Леонтьева А.А. Русский язык, 9, Баласс.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

В последние годы произошли серьезные изменения в школе. Появился обязательный минимум, школа реализует стандарт образования, началась подготовка к новому стандарту. С его появлением у нас будет 3 обязательных для выполнения документа, и все они неприкасаемы, новый не отменит предыдущие, а дополнит их. Программы и учебники должны соответствовать требованиям этих документов.

Объявлено, что с сентября 2008 года учебниками, как и в прежние годы, обеспечивает школа, школьные библиотеки. Это ставит нас, учителей, перед необходимостью более вдумчиво выбрать программы и учебники, соответствующие современному уровню, позволяющие решать задачи выполнения государственного стандарта образования, преподавания литературы на базовом и профильном уровнях, позволяющие обеспечить новое качество образования.

Сегодня известно много программ и учебников по литературе, готовятся к изданию и переизданию программы и учебники новых авторов. Поскольку они рассчитаны на пятилетний срок годности (в прямом смысле - не разорвутся, будут пригодны, и в переносном ­ полученный гриф Министерства образования, рекомендующего этот УМК, действует пять лет) надо особенно серьезно отнестись к выбору учебников.

Министерство образования России в обязательном списке учебников разводит их по двум группам: одни «рекомендованы» (за них Министерство образования несет ответственность, они соответствуют концепции образования, ориентированы на современные технологии, единые критерии в оценке знаний), другие ­ «допущены» (в них, очевидно, есть какие-то сомнения, может быть, неполное соответствие современной структуре школы, двухуровневому подходу к обучению, современным технологиям обучения).

Для 5-8 классов рекомендованы учебники «Литература» Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой (издательство «Баласс»). Они продолжают линию учебников начальной школы. У них своя логика построения программы обучения, структуры учебников с ориентацией на возрастные особенности школьников. Но это не законченная еще линия, поскольку в ней нет программы и обеспечения ее в 9-11 классах.

Рекомендованы и учебники Т.Ф. Курдюмовой «Литература» 5-9 класс (издательство «Дрофа»). Эти учебники хорошо известны всем учителям, по ним много лет работали в общеобразовательной школе.

Рекомендованы учебники, обеспечивающие выполнение программы В.Я. Коровиной «Литература. 5-9 класс» (издательство «Просвещение»).

Министерство образования рекомендует и получившие высокую оценку учителей-словесников учебники по программе РАО под редакцией Г.И. Беленького ­ 5-9 класс (издательство «Мнемозина»). В них есть возможность осуществлять, следуя заданиям по каждой теме, дифференцированный подход к обучению. В них учитель находит вопросы и задания, активизирующие эмоциональное восприятие школьников, позволяющие стимулировать их интеллектуальное развитие, формировать творческое отношение к учению и воспитывать культуру чтения.

Скажем сразу, что никто: ни Министерство образования России, ни ФИПИ, ни местные Министерства образования ­ не отменяет, не исключает из списка рекомендуемых учебников те, которые обеспечивали преподавание по программам обучения на повышенном уровне, ­ учебников В.Г. Маранцмана, А.Г. Кутузова, М.Б. Ладыгина. Они действительны до тех пор, пока действует срок их грифования. Они «допускаются» для обучения в 5-8 классах.

«Допущены» Министерством образования учебники под редакцией Б.А. Ланина «Литература. 5-6 класс» (издательство «Вентана ­ Граф»), Н.П. Михальской «Литература. 5-9 класс» (издательство «Дрофа»). Для 5 класса есть 3 новых учебника: под редакцией Г.В. Москвина («Вентана ­ Граф»), В.Ф. Чертова («Просвещение») и В.Ю. Свиридовой (издательство «Федоров»). Этих учебников еще не было в нашей области, по ним никто не работал, и судить о них трудно.

В старших классах несколько сложнее с учебниками, с их выбором. Возвращение к линейному принципу построения программы, отход от концентрического построения требует сегодня новых учебников для 9-11 классов.

Старые учебники для 9, 10 класса (по программам Беленького, Курдюмовой, Маранцмана, Ладыгина, Кутузова) не могут быть использованы без соответствующих коррективов.

Для старших классов Министерство образования рекомендует старые учебники, прошедшие многолетнюю проверку практикой, дополненные и скорректированные в соответствии с новыми требованиями. Это учебники Ю.В. Лебедева (базовый и профильный уровни) для 10 класса (издательство «Просвещение»), В.В. Агеносова (базовый уровень) для 11 класса (издательство «Дрофа»). Относительно новыми, предложенными лишь 2-3 года назад, являются учебники А.Н. Архангельского (базовый уровень) для 10 класса (издательство «Дрофа») и под редакцией В.П. Журавлева (базовый уровень) для 11 класса (издательство «Просвещение»).

Привлекаем особое внимание к новой линии учебников по литературе, рекомендованных Министерством образования.

Что такое линия учебников? Это разработанная программа изучения литературы от начала и до конца ­ с 5 по 11 класс, отличающаяся общей концепцией в понимании целей и задач курса, содержательного компонента, методического аппарата, обеспечивающего решение познавательных, воспитательных задач и развивающего обучения в соответствии с современным уровнем литературоведческой и педагогической наук.

Среднее звено закладывает фундамент литературного образования. УМК для 5 – 8 классов содержит программу, хрестоматию-учебник в двух частях (8 класс – в трех), рабочие тетради. Программа и учебники в соответствии с концепцией всей линии учебников, опираются (в отличие от других) не на тематико-хронологический, а на историко-литературный принцип. И это призвано сделать то, о чем давно говорят как о необходимости ­ уроки чтения в среднем звене становятся уроками литературы. Литература на доступном уровне рассматривается как искус ство слова. Этому служат рубрики «В мире слова», «Живое слово», «Пофантазируем», «Поговорим о прочитанном», «Для вас, любознательные», «После уроков...» Последняя рубрика побуждает учащихся к действию, предлагая такие задания:

9. Попробуйте инсценировать одну из басен И.А. Крылова.

10. Проведите конкурс рисунков к басням.

11. Разыщите в библиотеке сборники с баснями писателей вашего региона.

Что вы узнали о баснописцах? О чем их басни? Какие персонажи в них действуют? Подготовьте об одном из авторов небольшое сообщение.

Уже в 5 классе учащиеся знакомятся с тестированием.

Учебник может служить справочником по многим вопросам, дает, например, словарь мифов. Соединение познавательного и занимательного делает учебник привлекательным для подростков.

Методический аппарат учебника основан на активном деятельностном и коммуникативном подходе, обеспечении индивидуализации и дифференциации обучения, на современных педагогических технологиях, на выполнении проектных заданий.

Создание новой программы и линии учебников, отвечающих современным требованиям, под силу только коллективу, соединяющему высокий научный уровень и знание школьной аудитории - ученической и учительской. Такой союз науки и практики позволил разработать учебно-методический комплект, состоящий из программы, учебника, хрестоматии, тематического планирования, методических рекомендаций для учителя по каждому классу. Методическим сопровождением программы являются рабочие тетради для школьников (по классам), сборник критических материалов, наглядные пособия, программы элективных курсов и материалы к занятиям, дополнительные пособия для учителей по изучаемым авторам (серия «Писатель в жизни и творчестве»), монографии по самым сложным и недостаточно освещаемым проблемам истории и теории, методики преподавания литературы (романтизм, внутренние связи в преподавания литературы и др.)

В 2004 году учебники новой линии получили Национальную премию Русской Государственной библиотеки (бывшей им. Ленина в Москве). Это учебники В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева и С.А. Зинина для 10, 11 классов. К ним мы хотим привлечь особое внимание учителей, рекомендовать их для приобретения школами.

Что характерно для программы С.А. Зинина и этой линии учебников?

7. Научность. Она обеспечивается участием в разработке лучших специалистов Института мировой литературы: по 19 веку ­ В.И. Сахаров, по 20 веку ­ В.А. Чалмаев, методистов Г.С. Меркина ­ учителя, отлично знающего школу, доктора педагогических наук, зав. кафедрой методики Смоленского педагогического университета ­ и С.А. Зинина ­ доктора педагогических наук, заведующего кафедрой методики преподавания литературы Московского педагогического государственного университета, сотрудника Федерального института педагогических измерений. Каждый из них – на стрежне современных научных исследований.

8. Программа разработана авторами на почвеннической основе, на образцах отечественного искусства, на русской ментальности (соборности, причастности к миру, идеалах духовности...) В ней представлены русские писатели, русская картина мира. Зарубежная литература не является главной. Она изучается в контексте с отечественной литературой в профильных классах. В программе базового уровня это встраивается на понятийном уровне. Говорится о байронизме (в учебнике), поясняется понятие, дается портрет Байрона, называются его произведения, темы, раскрывается содержание понятия байронический герой. В профильном классе учитель знакомит с каким-то произведением Байрона.

9. Отбор произведений основан на соответствии пафосу отечественной литературы 19 и 20 веков, включена классика, которая созвучна вечным идеалам, а не обслуживает время, его запросы (успешный человек, предпринимательская жилка, неутолимость в поисках денег), которая учит смотреть вглубь, сопереживать, сострадать.

10. Современный подход к обзорным темам. Русское зарубежье изучается не отдельным обзором, а «встроено» во временные рамки истории отечественной литературы, рассматривается как ее органическая часть (советская и эмигрантская литература воспринимается в единстве).

11. Литературный курс достигает желаемой системы, насквозь «прошит» историко-литературными связями, сквозными идеями. Вопросы и задания для учащихся тоже это отражают, ориентируют на сопоставление текстов, авторских стилей.

12. В старших классах представлен образ русской литературы во всех ее направлениях.

13. Изложение историко-литературного курса доведено до конца 20 века (анализ стихов И. Бродского, произведений В. Распутина, В. Астафьева, В. Белова,

В. Шукшина).

14. Учебник в соответствии с новыми стандартами образования дает возможность двухуровневого обучения. Как это достигается? Для учащихся базового уровня программа предлагает 1 рассказ М. Горького и пьесу «На дне». Для профильного – 2-3 рассказа, «На дне». Авторы учебника представляют анализ 5 рассказов и пьесы «На дне». По В. Маяковскому предусмотрено изучение 6 стихотворений и по базовому, и по профильному уровням плюс «Облако в штанах». А учебник содержит анализ 6 стихотворений, поэмы «Облако в штанах» плюс «Во весь голос» и «Про это». Это обеспечивает возможность выбора и для учителя, и для ученика профильного класса.

15. Учебник имеет серьезный методический аппарат, маркированные задания (по степени сложности), ориентирован на современную методику (проектные задания, деятельностный принцип обучения, личностно ориентированный подход в обучении, формирование умений анализа, филологической компетентности).

16. Учебник своеобразно иллюстрирован (портреты писателя в разный период его жизни, на полях учебника ­ иллюстрации к «Евгению Онегину», выполненные рукой А.С. Пушкина).

Авторы заинтересованы в том, чтобы найти в учителе единомышленника, чтобы помочь ему в использовании учебника в двухуровневом обучении. С.А. Зинин написал Методические рекомендации по использованию учебника в 10 и 11 классах. Он же разработал и опубликовал Поурочное планирование при изучении, ориентированном и на 102, и на 170 ч.

Учебники сразу вошли в школьную проверку. На основании ее Г.Х. Ахбаровой, Т.О. Скиргайло подготовлено тематическое планирование к учебнику 11 класса с учетом национального регионального компонента (Татария). В каждом регионе компонент будет, естественно, свой.

6. Следует сказать, что учебник по литературе имеет свое «лицо» даже внутри жанра учебника. Вчитаемся и вслушаемся в формулировки рубрик.

«Горький». Биография как труд по сотворению личности.

«На дне» - вечно современный диалог.

«Дом Турбиных» как библейский ковчег на волнах истока.

«Поединок, в котором все проиграли».

«На поле Куликовом» - трагическое предупреждение об эпохе неслыханных перемен».

Замечательны запоминающиеся формулировки.

- Продумана система освоения школьниками теоретико-литературных понятий. В 10-11 классах уточняются и углубляются знакомые понятия.

Содержательность материалов заслуживает самой высокой оценки учителя: конкретность, четкость, многообразность освещения, что облегчает усвоение, являет образец работы и для учителя, и для ученика.

Приведем пример: «Сатирические приемы воссоздания В. Маяковским бюрократического действа как комедия абсурда» раскрываются с приведением плана:

5. сочетание архаизмов («аудиенция» и революционного «новояза» ­ «губкооператив»;

6. гиперболизация пространства («исколесишь сто лестниц»);

7. метафорические обороты («обдают дождем дела бумажные»);

8. алогизмы («объединение ТЕО (театральный отдел) и Гукона («главное управление коннозаводства»);

9. ироническое формообразование («заседание а-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома»);

10. гротеск («И вижу: сидят людей половины...»);

11. обобщенность персоналий («товарищ Иван Ваныч»);

12. реализация разговорно-экспрессивной формулы «разрываться на части».

· Богат выбор приводимых в конце каждой темы вопросов и заданий. По

В. Маяковскому их 16, шесть теоретических понятий (гипербола, антиэстетизм, ступенчатая строфа, неологизм, агитка, лирический монолог), формулировки шести тем сочинений, четырех тем докладов и рефератов и семи авторов в рекомендуемой литературе.

· В учебнике для 10-11 классов хорошо излагаются обзорные темы: «Литература периода Великой Отечественной войны», «Новый образ русской деревни и крестьянской души», «Характеристика новейшей прозы 80-90-х годов». Учебники дают представление о субкультуре и контркультуре, о постмодернизме, жанрах «фэнтези» и «ремейке», о неореализме, «интертекстуальности», монтажном начале как черте современной литературы, о виртуальности, о жанре эссе. Литература последних десятилетий освещает произведения В. Ерофеева, Л. Петрушевской, Т. Толстой, Л. Улицкой, В. Маканина, В. Пелевина, В. Цоя и др.

Все это позволяет особо выделить как современный, соответствующий актуальным задачам преподавания литературы УМК Г.С. Меркина, В.И. Сахарова,

В.А. Чалмаева, С.А. Зинина и рекомендовать их для приобретения школьными библиотеками.

 

 







Date: 2015-10-19; view: 906; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.039 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию