Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни проблемного обучения 6 page





Из таблицы видно, что обе формы устной проверки и оценки знании включают 16 приемов, из которых 6 - традиционных, 10 -новаторских. В указанной последовательности и рассмотрим эти формы индивидуальной устной проверки.

Таблица 15

Формы устной проверки и оценки знаний

Индивидуальные Фронтальные
Традиционные Традиционные
Проверка без подготовки Проверка без подготовки
Проверка с подготовкой Проверка с подготовкой
Проверка комбинированная Проверка комбинированная
Новаторские Новаторские
1) Проверка исследовательская Проверка-КВН
2) Проверка тихая (тихий опрос) Проверка исследовательская
3) Проверка магнитофонная Проверка с самооценкой
4) Проверка проблемная Проверка-игра-цепочка
5) Проверка с самооценкой Проверка проблемная

Традиционные приемы устной проверки и оценки знаний

1) Проверка традиционная без предварительной подготовки перед ответом на вопрос учителя. Ученик, вызванный к доске, или сидящий за партой-столом, получив вопрос учителя, отвечает сразу, без какой-либо подготовки.

2) Проверка традиционная., но с предварительной подготовкой ученика. В данном случае вопрос ставится перед всеми учащимися класса и дается 2-3 минуты на подготовку к ответу. По истечении отведенного на подготовку времени вызывается отвечать один ученик к доске или с места. Остальные учащиеся слушают, дополняя, корректируя, уточняя, отрицая или, наконец, одобряя ответ. Несомненно, нет оснований указанные два подхода-приема индивидуальной устной проверки противопоставлять. Наилучший эффект, конечно же, может дать их рациональное, интенсифицирующее и оптимизирующее сочетание на процесс и конечные результаты проверки и

оценки знаний. Исходя из этого принципа, на одном и том же уроке, на любом его этапе и особенно на этапе по проверке опорных знаний, учитель одного ученика может спросить без подготовки к ответу, другого - с подготовкой. Здесь разные условия для ответов двух учащихся будут определяться рядом причин и факторов: уровнем сложности (проблемности) задаваемого вопроса (фактологический, понятийный, творческий), возрастом и подготовленностью каждого конкретного ученика, его индивидуальными природными, умственными качествами и чертами характера. Отсюда следует, что ответы на менее сложные вопросы фактологического характера целесообразнее давать экспромтом, без подготовки, а на вопросы более сложного творческого характера - с подготовкой.

Рассматриваемые приемы устной индивидуальной проверки широко используются в школьной практике потому, что они имеют целый комплекс достоинств, наиболее значимые из них следующие:

а) Ее можно проводить во всех классах, при любой материально-технической оснащенности кабинета биологии и школы в целом.

б) Она способствует логически мыслить и излагать материал, преодолевать застенчивость и робость, держаться и выступать перед аудиторией, развивает умение отстаивать свою точку зрения, развивает и укрепляет голос, дикцию

Однако, наряду с достоинствами, такая проверка и оценка знаний страдает не меньшим шлейфом недостатков, из-за которых нередко снижается качество учебно-воспитательного процесса, теряется интерес учащихся к предмету и учебе в целом. Наиболее частыми недостатками являются следующие:

а) За урок представляется возможность проверить и оценить знания не более, чем у 3-4 учеников. Это очень мало.

б) Во время ответа у доски или с места остальные учащиеся, как правило, бездельничают, скучают, изнывая от незанятости. Об этом безделье, кстати, так метко сказал Василии Александрович Сухомлинский. Да и анкетирование учащихся школ г. Тамбова показало, что более половины из них не слушали ответы других, другая половина учащихся объясняла свою пассивность и безделье тем, что слушать ответы товарищей им совсем неинтересно, ибо в них повторяется то, что на предыдущем уроке уже рассказал учитель и, к тому же, об этом написано в учебнике.

в) Редко контролируемые при такой проверке учащиеся (20-30 и более человек в классе один раз за 8-10 уроков) нерегулярно, от случая к случаю, готовятся лишь к тому уроку, когда по их простым расчетам и предположению учитель должен их спросить.

г) Будучи чуть ли не единственным приемом, индивидуальная устная проверка и оценка знаний занимает на уроке почти половину всего времени. Не только у начинающих, неопытных, но и с большим стажем работы учителей и поныне уроки по их бюджету времени нередко делятся на две, далеко неравноценные по своим дидактическим задачам части:


- изучение нового учебного материала, которое в той или мере заинтересовывает значительную часть учеников;

- устная проверка и оценка знаний (этот пресловутый опрос!), при проведении которой, как правило, царит скука н безделье. В итоге индивидуальная устная проверка и оценка знаний особенно слабых, неподготовленных учеников, вызываемых к доске или отвечающих с места, занимает лидирующее положение по потере учебного времени. Это противоречит требованиям экономить драгоценное время урока, требованиям не терять зря ни минуты. Мало того, ведущие учителя-новаторы, в том числе и В.Ф. Шаталов, и Л.И. Ивина и многие другие, стремятся экономить на уроке не только минуты, но и секунды. С этой целью они разрешают ученикам, особенно акселератам, не вставать при ответе или, если это необходимо, выходить к доске по проходу, чтобы не встречаться с учеником, идущим от доски и т.д.

д) При устной индивидуальной проверке игнорируется возраст учащихся, когда вместе с ними из класса в класс переходят одни и те же формы и методы проверки, т.е. так называемый опрос и в 4 классе, опрос и в,10-11 классах. Пожалуй, трудно найти другую сферу умственной деятельности, где бы однообразие являлось доминирующим фактором не месяц и не год, а целые 10-11 лет учебы в школе. В то же время известно, что любое однообразие, даже самое прекрасное (будь то род деятельности или лакомство) всегда приносит обратный результат. И школьная практика тому яркое подтверждение. Несовершенство и однообразие проверки и оценки знаний приводят к тому, что учащиеся утрачивают интерес и к предмету, и к учителю, и к учебе в целом. В итоге отличники деградируют в хорошистов, а потом и в посредственных, слабо успевающих учеников.

Для устранения (конечно, частичного) недостатков двух первых приемов устной индивидуальной проверки и оценки знаний учителя, особенно более опытные, нередко прибегают к более интенсивной комбинированной (уплотненной) проверке и оценке знаний.

3) Комбинированная (уплотненная) проверка и оценка знании. Ее особенности заключаются в том, что к доске одновременно вызывается несколько (3-4) учеников, каждый из которых получает разные задания. Затем один из них отвечает на задаваемые учителем вопросы. Другой в это же время на доске чертит и заполняет схему или таблицу, третий выполняет рисунок (или рисунки) по теме урока, четвертый проводит скоротечный опыт (опыты), пятый составляет на доске план своего ответа, подбирает средства наглядности (таблицы, натуральные образцы, муляжи, макеты и т.д.). После проведения индивидуальной устной проверки и оценки знаний учитель сам, а еще лучше с помощью группы ассистентов, заранее сформированной из наиболее активных учащихся, оценивает (оценивают) результаты заданий, выполненных остальными учащимися на доске (у доски). В процессе такой проверки учителю за 12-15 минут представляется реальная возможность оценить знания у 8-9 учеников, т.е. вдвое f больше, чем при обычной проверке. По опыту многих учителей-биологов школ г. Тамбова такой прием проверки и оценки знаний с неменьшим успехом можно использовать и на заключительных как контрольно-учетных, так и обобщающих уроках. Достоинства этого приема заключаются в том, что:

  • а) представляется возможность экономнее расходовать время на его проведение;
  • б) в 2-3 раза возрастает число проверяемых учащихся;
  • в) представляется возможность формировать и развивать практические умения и навыки в составлении планов, тезисов, написании таблиц, схем, диаграмм, рисунков, умения самостоятельно подбирать средства наглядности и использовать их при ответе.

Наряду с весьма существенными достоинствами, рассматриваемый прием имеет и недостатки:


а) В процессе проверки учителю приходится постоянно и напряженно следить и за учениками, работающими у доски, и за всем классом, и, конечно же, слушать отвечающих. Это делать нелегко и посильно лишь учителям с большим опытом, учителям, в

совершенстве владеющим современной методикой, и в совершенстве знающим свой предмет.

б) Ученики, работающие у доски, не участвуют в работе класса, не отвечают устно и поэтому оценка получается недостаточно объективной.

Еще в начале 60-х годов к современному уроку было предъявлено требование о том, чтобы наибольшая часть нового материала усваивалась учащимися на уроке. Поэтому многие учителя стали высказывать предложения о том, чтобы сократить время для проведения устной проверки и оценки знаний, приурочив ее (проверку) к другому этапу урока. Например, к этапу изучения нового материала, особенно при проведении лабораторных работ, решении примеров, задач, упражнений. При рассматриваемых приемах индивидуальную проверку можно осуществлять либо только словесным методом, либо словесным и наглядным, либо словесным, наглядным и практическим.

Нетрадиционные приемы устной проверки и оценки знаний

1) Исследовательская проверка и оценка знаний применяется сравнительно редко, лишь при выполнении тех лабораторно-практических работ, где учащиеся сами опытным путем отвечают на поставленную учителем проблему. Наиболее приемлемы для проведения исследовательской проверки такие занятия, на которых все применяемые методы изучения нового материала используются в самой активной степени, благодаря чему ученики выступают в качестве исследователей. На основе использования дедуктивного частично-поискового или исследовательского подхода применяемых методов ученики осуществляют не репродуктивную подтверждающую деятельность, а продуктивно-открывающую. При таком подходе учитель, например, перед проведением опыта на тему "Минеральное питание растений" в кратком инструктаже дает учащимся задание путем опыта ответить самим на два основных вопроса:

  • а) В каких направлениях осуществляется продвижение растворов минеральных и растворов органических веществ?
  • б) По каким тканям передвигаются растворы минеральных и растворы органических веществ?

Исследовательская проверка и оценка знаний после выполнения данной работы (опыта) отличается от всех предыдущих тем, что она

сочетает в себе и словесные, и наглядные, и. наконец, практические методы. При этом она проводится не по готовому книжному материалу, а по материалу, полученному самими учащимися самостоятельно в результате выполненного опыта, где они применяли частично-поисковый и исследовательский подходы, т.е. выступали в роли исследователей.


2) Тихая проверка и оценка знаний применяется донецким учителем физики и математики Виктором Федоровичем Шаталовым. В начале урока по изучению и закреплению нового материала он дает задание всем учащимся класса воспроизвести по памяти опорные конспекты. На это он выделяет 10-12 минут. В это же время он приглашает к своему столу ученика и ведет с ним тихую беседу, чтобы не мешать работать остальным. Так, за 10-12 минут он устно проверяет и оценивает знания 3-4 учеников.

Достоинства тихой проверки:

  • а) Процесс проверки носит доверительный характер, поэтому даже самые робкие, застенчивые ученики, обретая уверенность, отвечают учителю логично, четко, доказательно, не боясь выглядеть невежей перед всем классом.
  • б) Тихая проверка и оценка знаний не мешает остальным учащимся воспроизводить по памяти опорный конспект.

Недостатки:

  • а) Учащиеся не приучаются выступать перед классом, аудиторией.
  • б) В течение урока тихой проверкой можно оценить знания у 3-4 человек.

3) Магнитофонная проверка и оценка знаний.

Также применяется В.Ф. Шаталовым как дополнительный прием проверки и оценки знаний. Для этого учащийся подходит к магнитофону, установленному в сторонке класса и тихо, чтобы не мешать остальным учащимся воспроизводить опорный конспект, проговаривает негромко, вполголоса основное краткое содержание опорного конспекта.

Достоинства:

  • а) Это наглядный вариант эффективного использования технических средств обучения (ТСО) в учебно-воспитательном процессе.
  • б) Этот прием приучает учащихся кратко, последовательно, точно излагать основное содержание учебного материала.
  • в) Не мешает остальным воспроизводить опорные конспекты.
  • г) Учащиеся более уверенно, чем при других формах ответа, записывают свой ответ на магнитофон.
  • д) При наличии нескольких магнитофонов можно резко повысить количество проверяемых (от 3-4 при одном магнитофоне, до 15-20 человек при 4-5 магнитофонах).
  • е) Слабые ответы проверяет только учитель, хорошие заслушивает весь класс. Это элемент щадящей педагогики, педагогики содружества и сотрудничества.

Недостатки:

  • а) Учащиеся не приучаются выступать перед классом, пользуются только словесным методом (рассказом, информацией).
  • б) При одном магнитофоне можно проверить и оценить не более 3-4 человек.
  • в) Во время записи ответа на пленку учитель не корректирует ученика.

4) Проверка проблемная.

В отличие от обычной проверки и оценки знании при проведении проблемной задаются более сложные, вызывающие повышенное умственное (мыслительное) напряжение, в результате порождающие затруднительную (проблемную) ситуацию. Для разрешения таковой требуется неординарный творческий подход. Например, при изучении темы "Корень" из раздела "Растения" в качестве проблемного может быть такой вопрос: "Как можно управлять ростом и развитием корневой системы?". Проблемным высокотворческим этот вопрос будет потому, что, во-первых, лишь одного, притом, однозначного, ответа на него быть не может, во-вторых, ответы на этот вопрос потребуют от учащихся глубоких знаний не только по изучаемой теме "Корень", но и всего раздела "Растения" в целом. И знаний по целому комплексу смежных фундаментальных (физика, химия, математика, биология) и прикладных (земледелие, агрономия, агрохимия) наук. Поэтому ориентировочными на этот проблемный вопрос могут быть следующие, взаимосвязанные и взаимодополняющие ответы:

а) Пикировка или пересадка молодых растений (чаще 2-3 недельных сеянцев) овощных и плодовых культур под колышек (пику) или просто под указательный палец. В процессе пикировки удаляется от 1/4 до 1/3 длины центрального корешка, что способствует разветвлению и формированию наиболее развитых боковых всасывающе-проводящих корешков.

Л Окучивание растений, способствующее (стимулирующее) формированию наиболее развитой боковой мочковатой корневой системы.

в) Поливы: мелкий (поверхностный) и глубокий (основательный). Из них первый будет способствовать подъему особо активной всасывающей мочковатой части корневой системы к поверхности почвы. Наоборот, при глубоком увлажнении почвы (на глубину пахотного горизонта - на 25-35 см) наиболее активная мочковатая часть разрастается на глубину полива.

г) Разнообразные приемы предпосевной и предпосадочной обработки семян, корней рассады овощных, саженцев плодово-ягодных культур и клубней картофеля стимуляторами роста (гетероауксином, гиббереллином и др.), физическими агентами (лучами Рентгена, тепловыми нейтронами, быстрыми нейтронами, ультрафиолетовыми лучами, электричеством и т.д.).

Перечень подобного рода ответов на данный проблемный вопрос можно удвоить, утроить и даже удесятерить. Поэтому одному-двум-трем учащимся полностью раскрыть свой емкий, широкомасштабный вопрос весьма сложно. Это посильно лишь большей группе и даже всего коллектива (целого класса) учащихся.

5) Проверка с самооценкой знаний.

В отличие от всех рассмотренных приемов индивидуальной устной проверки и оценки знаний, этот прием способствует учащимся, наряду с обычной проверкой и оценкой знаний, осуществлять самим и самопроверку, и самооценку. Таким приемом, основанным на принципе педагогики содружества, в основе которого заложена идея партнерства и доверия, чаще всего пользуются творчески работающие учителя-новаторы. В итоге оценка учащегося складывается из одной внутренней оценки (самооценка ученика) и двух внешних, из которых одна - это оценка учеников-товарищей и вторая окончательная - это оценка учителя. Наиболее существенные достоинства этого приема проверки и оценки следующие:

а) Учащимся представляется возможность критично, как бы со стороны, взглянуть на себя, оценить свои знания. Эта возможность способствует развитию у учащихся целого комплекса положительных качеств: самостоятельности, ответственности, самоконтроля, чувства локтя, коллективизма, взаимовыручки, взыскательности к себе и к товарищам.

б) Приемы самопроверки и самооценки знаний частично исключают субъективизм, присущий при одной лишь оценке учителя.

в) Осуществляя в процессе самопроверки и самооценки часть функций учителя, ученики приобретают более реальное, конкретное представление о работе учителя. Поэтому этот прием способствует выбору профессии учителя., т.е. имеет профориентационное значение.

Недостатки:

а) Для эффективной реализации приема самопроверки и самооценки знаний требуется более длительная, напряженная и целенаправленная подготовка и учителя, и учащихся,

б) Слабо подготовленные учащиеся либо совсем не смогут проводить самооценку знаний, либо эта самооценка будет неадекватной их фактическим знаниям, умениям, навыкам.

Формы фронтальной устной проверки и оценки знаний

В отличие от рассмотренных приемов индивидуальной проверки и оценки знаний, фронтальная дает наибольший эффект на уроках заключительных как контрольно-четных, так и обобщающих.

Традиционные приемы фронтальной проверки

  1. проверка без подготовки;
  2. проверка с подготовкой;
  3. проверка комбинированная.

Принципиально отличаются от индивидуальной проверки как спецификой их проведения, так и характером их достоинств и недостатков. Специфика их проведения состоит в том, что учитель задает вопрос (вопросы) не одному вызванному к доске ученику, или ученику, сидящему за партой (столом), а ученикам всего класса. Подготовленные к фронтальной проверке учащиеся, же взывая и не якая, должны молча поднимать руки, тем самым показывая учителю свою готовность к ответу. Из этого, как правило, леса рук учитель по своему усмотрению разрешает отвечать на его вопросы тем ученикам, которых он наметил еще при подготовке к уроку. И проверка идет тихо, деловито, результативно. Столь подготовленных, вышколенных (в лучшем смысле этого слова) учеников, организованную и высокоэффективную проверку и оценку знаний на высочайшем

профессиональном уровне всегда проводила учитель биологии гимназии №12 г.Тамбова Лидия Ильинична Ивина и другие учителя школ №№ 7, 19,21, Там, где ученики не подготовлены к такой проверке, ее результат невысок, ибо каждый вопрос учителя сопровождается громким и затяжным шумом учащихся, нетерпеливо якающих и взывающих к учителю дать им возможность показать свои знания.

Всем приемам традиционной фронтальной проверки и оценки знаний характерны свои достоинства и недостатки.

Достоинства:

  • а) Фронтальная проверка и оценка знаний косит массовый (общеклассный или групповой) характер, поэтому можно довольно быстро, в течение 15-25 минут заключительного урока проверить и оценить знания всех или почти всех учащихся класса.
  • б) В процессе проверки работают все или почти все учащиеся, но при условии, что учитель привлекает к проверке и тех учеников, которые умышленно не спешат поднимать руки.
  • в) Фронтальная проверка способствует повышению эффективности индивидуальной проверки.
  • г) Активизируется состязательность между учащимися в подготовке к ответу.
  • д) Способствует высокому эмоциональному настрою, являющемуся мощным фактором мотивации обучения, фактором познания истины.

Недостатков у фронтальной проверки не меньше, чем достоинств:

  • а) В связи с напряженностью проведения фронтальной проверки и дефицитом времени оценки нередко бывают неаргументированными, субъективными, непрокомментированными, тайными или полутайными для учащихся.
  • б) Расходуется много времени на анализ и проставление оценок.
  • в) Предоставляется мало возможностей для взаимопроверки, взаимоконтроля, самопроверки и самооценки.
  • г) Ученики, как правило, дают необоснованные, односложные, неубедительные, недоказательные ответы, не приучаются излагать мысли логично, аргументировано, доступно, четко, в виде связного рассказа.
  • д) Невозможно полностью провести проверку и выявить знания ученика.
  • е) При необоснованном проведении всего урока фронтальной проверкой отвечают обычно одни и те же наиболее подготовленные ученики. Остальные, это в основном слабоподготовленные или вовсе неподготовленные ученики, от безделья и незанятости начинают откровенно скучать и зевать. Поэтому все приемы проверки, в том числе и фронтальная, наибольший эффект дают в сочетании с другими.

Нетрадиционные приемы фронтальной проверки и оценки знаний

1) Фронтальная проверка и оценка знаний с использованием разноцветных оценочных жетонов.

При такой проверке ученик сразу же после ответа на вопрос учителя получает от него соответствующий (адекватный) качеству ответа балловый жетон-оценку. Оценочный жетон представляет собой или квадратик с длиной сторон 3x3, 4x4 см., или компактный прямоугольник с длиной сторон 3x4, 4x5 см. Изготовить такие жетоны можно из различных материалов: цветной пленки или цветной (точнее, разноцветной!) плотной ватмановской или полуватмановской бумаги, или из плотного бумажного картона, или, наконец, из отходов цветной (чаще искусственной) кожи. На заготовленных (нарезанных ножницами) квадратиках пишут шариковой ручкой соответствующие цвету жетона баллы: красный жетон - 5, зеленый, желтый - 3, черный - 2. Заготовить следует по 30-40 жетонов каждого балла, а всего 120-140 шт. Этот прием с оценочными жетонами по сравнению с обычным (без жетонов) имеет целый комплекс весьма существенных достоинств. Вот некоторые из них:

а) Гораздо оперативнее, чем при обычной проверке, можно проверить и оценить, притом более объективно и гласно учащихся всего класса, Такую проверку учитель-биолог гимназии №12 успевает весьма качественно провести в зависимости от объема и сложности учебного материала, от возраста и подготовленности учащихся в течение 10-15 минут.

б) Учащиеся сами по количеству и достоинству набранных (умственным трудом честно заработанных) жетонов оценивают себя и сами же полученные средние оценки проставляют в заранее подготовленную настенную ведомость. Поэтому эти оценки, в отличие от обычной (безжетонной) проверки не являются для учащихся и их родителей тайной или полутайной. Здесь все открыто, гласно,

демократично, исключает даже малейший повод или намек на всякие домыслы, недоразумения, кривотолки.

в) Азарт, состязательство учащихся получить как можно больше оценочных жетонов, причем, ни каких попало, а зелено-красных порождает такой накал страстей и эмоций, что для незанятости, безделья и скуки тут просто нет места.

г) Доверие, оказываемое учителем для самопроверки и самооценки учащимися своих знаний путем подсчета баллов по набранным жетонам не только экономит время на столь рутинное дело, каковым для учителя является подведение результатов проверки и оценки знании, но и воспитывает у учащихся чувство ответственности и своей полноценности. Ни один учитель, долгие годы оказывавший доверие учащимся, не зафиксировал ни одного случая злоупотребления учащимися его доверием.

2) Фронтальная проверка и оценка знаний в форме КВН.

Проводится по принципу популярной телепередачи Клуба веселых и находчивых или Клуба знатоков. Для этого учитель заблаговременно (за 2-3 недели) до намеченной проверки осуществляет целый комплекс подготовительных работ. Определяется раздел, например, "Стебель". Подбирается дополнительная литература, материалы, средства наглядности, особенно натуральные образцы. В начале урока учитель объявляет, что сегодня 6-й класс необычный, он не просто класс, а Клуб веселых и находчивых знатоков. По заранее продуманной схеме-сценарию учащиеся класса делятся на группы (команды) с капитаном во главе. Для удобства создания таких групп объединяются учащиеся, сидящие за двумя соседними столами. Число таких команд по 4 человека в каждой будет зависеть от количества учащихся в классе. Например, в классе с количеством учеников 20-24 человека таких команд будет 5-6. Каждая из созданных команд получает по несколько (чаще 2-3) вопросов разного уровня сложности (фактологический, понятийный, творческий). На обдумывание ответов на вопросы выделяется 4-5 мин, после чего капитан каждой команды зачитывает вопросы и дает на них ответы команды. После заслушивания ответов капитанов всех команд учитель дает правильный ответ. На так называемую разминку, как правило, расходуется первая половина урока. Во втором туре проверки и оценки знаний, т.е. во второй половине урока, каждая команда получает по 4 дидактических карточки с вопросами, зашифрованными рисунками,

незаполненными тезисами и прочими заданиями, раскрывающими основное содержание пройденной темы. Получив карточку-задание, каждый ученик команды дает устные ответы своему капитану и тот оценивает их, пользуясь простой таблицей, согласно которой оценка каждого члена команды складывается из самооценки, оценки капитана и оценки учителя.

№ п/п Ф.И. ученика самооценка оценка капитана оценка учителя средняя оценка
  Грачев В.       4,7

После того, как все члены команды дадут ответы своему капитану, тот отвечает на свои вопросы членам своей команды и та оценивает их, проставляя в таблицу. В конце урока собравший заполненные таблицы-ведомости всех команд учитель выставляет в них свою лучшую и общую (среднюю) оценку. Структура заключительного урока, на котором была проведена нетрадиционная устная фронтальная проверка по форме КВН, ориентировочно такова:

  1. Введение - 2-3 мин.
  2. Групповая игра-разминка - 20-22 мин.
  3. Проверка и оценка знаний в группах по дидактическим карточкам -15-17 мин.
  4. Выставление средних и общих оценок учителем в журнал и учащимися в настенную ведомость -3-4 мин.

Достоинства такой проверки:

а) Проверяются и оцениваются более объективно, чем при обычной фронтальной проверке, знания всех учеников класса.

б) Взятые из дополнительной литературы вопросы вызывают повышенную заинтересованность учащихся.

в) Внедряемые в рассматриваемую форму проверки элементы коллективной системы обучения (КСО) позволяют каждому ученику выступить не только в роли учащегося, но и учителя. Следовательно, эта форма проверки имеет и профориентационное значение, способствуя заблаговременному выбору учащимися своей будущей профессии.

г) Сложная и поныне недостаточно разработанная сторона - компонент учебно-воспитательного процесса, каковой является проверка и оценка знаний, при указанной форме ее реализации снимает

чрезмерную нервозность, беспокойство, устраняет конфликтные ситуации, свойственные обычным формам проверки.

д) Интенсифицируется и оптимизируется учебно-воспитательный процесс, развивается познавательная самостоятельность, развивается речь, вырабатываются умения и навыки логично и ясно выражать свою мысль, определять главное.

е) Такая форма проверки, от начала и до конца пронизанная элементами ролевой игры и новаторства, снимает усталость и переутомляемость., порождает положительные эмоции, что в конечном итоге способствует самому главному в учебе - это повышенный истинный интерес и даже радость учащихся. Однако, у столь перспективной новаторской формы проверки есть свои сложности и недостатки, прямо или косвенно ограничивающие и сдерживающие более широкое внедрение ее в школьную практику: а) подготовить и эффективно провести такую проверку посильно лишь учителям высокого профессионального уровня, творческого склада ума и беззаветно любящим свой непомерно тяжкий труд; б) для подготовки к такой проверке учителю обязательно надо подключить и переработать большой объем дополнительной литературы. В отличие от обычной проверки, в основе которой положен материал учебника, на подготовку такой проверки потребуется не менее 2-3 недель напряженного труда, который учитель должен выполнять одновременно и параллельно со своей обычной и ежедневной традиционной работой. Подготовка к таксой проверке будет проводиться в сверхурочное вечернее и ночное время. И главное, что за столь длительную, напряженную высокотворческую сверхурочную деятельность (подготовку) учитель в лучшем случае может быть вознагражден морально. Следовательно, столь нужная, важная, высокоэффективная форма данной проверки посильна только великим энтузиастам, до фанатизма любящим свое дело и детей.







Date: 2015-10-19; view: 701; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию