Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Уровни проблемного обучения 5 page
учащихся, эффективно поощряя получение качественных глубокоосознанных знаний, формирование комплекса стойких специальных -и общеобразовательных умений и даже навыков. Так что без благотворного комплексного воздействия текущей проверки на все стороны учебно-воспитательного процесса, в конечном итоге порождающего заинтересованное отношение к учебной работе, итоговая проверка теряет свою основу и предназначение. Мало того, игнорирование и недооценка текущей проверки и возведение в абсолют проверки итоговой может, как и всякая крайность, породить сложную проблему, из-за которой центр тяжести в учебно-воспитательном процессе с развивающего урочно-классного обучения может сместиться на односторонний контроль, с изучения основной доли нового материала в классе (а это одно из основных требований, предъявляемых к современному уроку биологии!) на домашнюю подготовку. Это может привесит (часто так и бывает!) к значительной перегрузке и перенапряжению учащихся, а следовательно, к резкому снижению интереса к предмету и ко всякого рода физическим и нервно-психическим расстройствам, недугам, заболеваниям. Поэтому итоговую проверку нельзя противопоставлять традиционной, проверенной опытом и временем текущей проверке. Лучшим вариантом использования этих двух видов проверки и оценки знаний должно быть их наиболее рациональное сочетание, являющееся фундаментом оптимизации учебно-воспитательного процесса. Одним из путей рационального сочетания этих двух видов проверки и оценки знаний должно служить проведение итоговой проверки не по всем темам и разделам, а лишь по наиболее ключевым и значительным с обязательной опорой на основной учебный материал, обязательный для усвоения. Главное преимущество оценивания знаний при проведении итоговой (тематической) проверки, а именно, ее результатам, а не результатам предшествующей текущей (поурочной) проверки и оценки знаний состоит, по опыту учителей-новаторов, в том, что учащимся открываются перспективы хорошо подготовиться к итоговой проверке и получить соответствующую знаниям и ответу высокую оценку. Получить таковую, не взирая на имеющиеся пробелы в процессе текущей проверки. Однако, значительная (если не подавляющая!) часть учителей и поныне за основу результатов итоговой проверки берет оценки, полученные учащимися по текущей проверке. Поэтому учащимся с хорошими оценками по текущей проверке такие учителя автоматически (без проверки) ставят высокую (чаще отличную) оценку на зачете. На итоговую проверку они приглашают в основном тех, кто не имеет достаточно оценок по текущей проверке или имеет невысокие оценки. Автоматическое выставление итоговой оценки по результатам текущей кроме того, что закрывает перспективы остальным ученикам получить высокую итоговую оценку, как бы добросовестно и напряженно они к зачету ни готовились, имеет другой, не менее существенный недостаток. Он состоит в том, что освобожденные от итоговой проверки ученики к ней не готовятся, поэтому и не получают обзорной, взаимосвязанной, целостной картины о пройденной теме (темах, разделах) и предмете в целом. А этот пробел, во-первых, и поныне является острой актуальной проблемой школьного (да и вузовского!) образования. Не случайно в связи с этим за последнее время все настойчивее предпринимаются попытки перевода процесса обучения с раздельного предметного к интегрированному. Во-вторых, учащиеся, получающие автоматически итоговую оценку и, следовательно, освобождаемые от подготовки к ней, лишаются возможности развития и формирования у них важнейших операций мыслительной деятельности: абстрагирования, анализа, сравнения, обобщения, систематизации и выводов. Поэтому и вывод напрашивается сам собой: все, решительно все учащиеся, независимо от результатов текущей проверки и оценки знаний, должны пройти итоговую проверку. 2) Одним из путей совершенствования проверки и оценки знаний, путей активизации и оптимизации всего учебно-воспитательного процесса служит педагогика содружества и сотрудничества, в основе которой лежит партнерское взаимоотношение учителя и учащихся, построенное на идее доверия. Такие учителя создают из учеников группы помощников-ассистентов, кроме того, стремятся постоянно привлекать всех учащихся класса к проведению различных этапов урока, в том числе и к проверке, и оценке знании и, что особенно важно, к самопроверке и самооценке знаний. Но перед привлечением учащихся к проверке и самопроверке учитель обязан подготовить каждого из них к осознанию справедливости оценки, поставленной учителем, чтобы он был ознакомлен с основными критериями проверки и оценки знаний, настойчиво и систематически овладевал умениями и навыками самостоятельно оценивать свои знания и знания своих одноклассников. Одним из эффективных приемов выработки у учащихся верной самооценки являются комментарий выставляемых учителем оценок. При такой системе проверки качество знаний каждого ученика определяется его самооценкой (или внутренней оценкой), а также двумя внешними оценками (оценкой товарищей и оценкой учителя). 3) Более совершенной и в большей мере активизирующей оценкой является не цифровая шкала, принятая у нас еще в 1944 году, а словесная оценка. Преимущество словесной оценки по сравнению с цифровой состоит в том, что она выражает качество знаний, тогда как цифровая служит количественным критерием знаний. Кстати, в зарубежных школах предпочтение отдается словесной оценке. Так, в бывшей ГДР: очень хорошо - "1", хорошо - "2"5 удовлетворительно -"3", достаточно - "4", недостаточно - "5", в бывшей Чехословакии -отлично, очень хорошо, хорошо, удовлетворительно. Но применяемый в нашей школе балл "достаточно" соответствует такому уровню знаний и подготовки школьника, при котором тот, имея существенные пробелы и нуждаясь в помощи, должен в дальнейшем овладеть учебным материалом и наверстать упущенное. При создании групп помощников-ассистентов для проведения " проверки и оценки знаний своих одноклассников учитель должен предложить разработанную им схему и последовательность требований, которые необходимо предъявлять при оценке ответов. Наиболее существенными из них являются следующие:
4) Заслуживает внимания проверенная школьной практикой и эффективная система по совершенствованию проверки и оценки знаний в форме комплексного подхода, предлагаемая М.Д. Касьяненко (5, "Советская педагогика", №10, 1986 г.). Эта система включает четыре последовательных, взаимодополняющих и взаимосвязанных вида (этапа, ступени) проверки и оценки знаний: предварительная, текущая, тематическая, итоговая. Предварительная проверка и оценка званий проводится с целью установления учебных возможностей учащихся, их подготовленности, активности, прилежания, культуры труда, их багажа прочно усвоенных знаний и умений. Из веера функций, свойственных контролю в процессе проведения предварительной проверки в основном реализуются диагностическая, прогноэтическая и частично управленческая. Текущая (поурочная, оперативная) проверка, как правило, должна проводиться на всех уроках по изучению нового материала. В отличие от предварительной проверки, здесь, в первую очередь, реализуются контрольно-управленческая, образовательно-воспитательная и развивающая функции. Текущая проверка, обычно проводимая в оценочной форме, преследует цель разрешения целого комплекса дидактических задач, поставленных учителем перед каждым уроком в отдельности и перед несколькими уроками целой темы. В частности, эта проверка способствует коррекции и расширению знаний, формированию интересов к учебе, знаниям, активизации познавательной самостоятельности. Ее приоритетная задача - развитие и совершенствование культуры учебного труда. Здесь в основном проводится оценка активной (частично поисковой, исследовательской) культуры труда, его результатов. Тематическая проверка и оценка знаний подводит результаты усвоения учащимися не всех тем раздела, а наиболее важных, ключевых, без глубокого и прочного усвоения которых невозможно получить более связного и целостного представления о разделе предмета. Итоговая проверка и оценка знаний может проводиться за четверть, полугодие, год и, наконец, за весь срок обучения. При этом проверка за четверть и полугодие чаще проводится в виде собеседования (коллоквиума) и письменно оформляется недифференцированной, небалловой оценкой - "зачет" или "незачет". Проверка же за год и тем более за полный срок обучения всегда проводится в форме экзаменов с обязательной дифференциацией знании. Непременным условием проведения всех видов проверки и оценки знаний должна быть обстановка доброжелательности, высокой (только высокой и никакой иной!) требовательности, взаимопонимания и доверия. К сожалению, и поныне немало учителей, преподавателей не придают важности этим требованиям, недооценивают ни методической, ни психолого-педагогической, ни просто человеческой их значимости. Напротив, есть еще в учительско-преподавательском корпусе и такие, которые искусственно, умышленно создают условия, неблагоприятные для проверки и оценки знаний. В итоге наэлектризованная, взвинченная, сверхнервная обстановка, откровенно-демонстративное визуальное прощупывание и без того перепуганных, готовящихся к ответу, дабы упредить даже малейшую возможность воспользоваться им шпаргалкой приводит к тому, что некоторые учащиеся от перенапряжения и избыточного волнения забывают не только хорошо известные прописные истины, но и забывают свое имя. Короче, такие экзаменаторы превращают итоговую проверку и оценку знаний, этот важнейший волнительный, даже праздничный этап учебно-воспитательного процесса в грубую антипедагогическую и античеловеческую акцию, процедуру, смахивающую на экзекуцию. С той лишь разницей, что экзаменующихся порют не розгой или ремнем и не по мягкому месту, а порют и хлещут их морально, по самому уязвимому., малозащищенному, самому ценному и невосполнимому, беспардонно, цинично и грубо порют душу, сердце, мозг. Швов и рубцов от таких экзекуций не видит никто, в том числе и получившие их, но они, в отличие от швов физических, не зарастают никогда, они остаются на всю жизнь. Сейчас учащимся дано право письменно и тайно оценивать профессиональные и человеческие качества своих наставников. Но результаты этой оценки, как правило, носят неопределенный, аморфный характер и главный их смысл сводится лишь к тому, чтобы набрать максимальное количество баллов. Однако, далеко не всегда набранное при таком анкетировании количество баллов находится в прямой связи с профессионализмом и человечностью проверяемого. Объясняется это рядом причин и, прежде всего, явным несовершенством, а порой и абсурдностью вопросов анкеты. Но этот вопрос требует особого обсуждения и рассмотрения. 5) С целью упрочения связей и преемственности среднего образования с высшим, а также подготовки школьников к вузовскому обучению в школе все более широкое место получает зачетная система проверки и оценки знаний. Выпускники школ, где эта система давно обрела достойное место в учебно-воспитательном процессе, быстрее и легче адаптируются к режиму вузовского обучения, успешнее учатся. В отличие от традиционных приемов школьной проверки и оценки знаний, зачетная система имеет свою специфику, особенности в процессе подготовки к ней и ее последующего проведения. Не забывая о том, что успех каждого мероприятия в определяющей мере зависит от качества подготовки к нему, учителю заблаговременно и абсолютно необходимо подготовить к зачету перечень вопросов и ознакомить с ними учащихся. В противном случае, они к зачетной проверке и оценке знаний не смогут подготовиться. В итоге такая проверка вместо ожидаемой пользы может оказаться пустой и ущербной тратой времени, значение которой лишь будет сведено к формальной галочке о проведенном мероприятии. В старших классах стали чаще применять зачеты во внеурочное время после изучения крупных разделов курса: дарвинизма, основ цитологии, генетики и селекции, экологии и учения о биосфере. Ученики заранее предупреждаются о проведении зачета, получают перечень основных вопросов и список дополнительной литературы. Вопросы должны быть разных (чаще трех) уровней сложности и акцентированы на проверку наиболее существенных знаний, умений обобщать, анализировать, сравнивать, конкретизировать, абстрагировать, устанавливать причинно-следственные связи, связи внутри- и межпредметные, связи теории с практикой, умение полученные знания реализовать в жизнь, ориентировать на систематизацию и переосмысление учебной информации. Составленный учителем план-график проведения зачетов надо своевременно довести до всех учащихся, однако не следует чрезмерно увлекаться зачетной системой, т.к., во-первых, ученики перестают систематически и напряженно готовить уроки, во-вторых, зачеты школьной программой не предусмотрены. Поэтому проводить их надо не чаще раза в четверть или: полугодие. Формы зачета разные:
Подготовленные к зачету вопросы необходимо разделить по проверяемым темам, что нацелит и сориентирует учащихся на повторение основного зачетного раздела. Надо также на доступных понятных примерах ознакомить учащихся с требованиями, которые будут предъявляться к ответам учащихся. Существует целый перечень подобных требований, среди которых особое внимание надо обратить на следующие. Ответы должны быть четкими, лаконичными, правильными, аргументированными конкретными и наглядными примерами, взятыми из учебника и из дополнительных источников литературы. Наряду с убедительностью и доказательностью, ответы также должны быть логичными и сопровождаться элементами внутри- и межпредметных связей и особенно связей теории с жизнью, практикой. Каждый блок-раздел, по которому планируется проведение зачета, должен удовлетворять ряду требований. Вот некоторые из них:
С учетом указанных требований учебный материал каждого блока биологии целесообразно разделить на оптимальное число зачетных разделов. По опыту учителей, освоивших проведение зачетной проверки знаний, количество зачетных разделов в зависимости от объема и сложности учебного материала блока варьирует от 5-6 до 7-8. По каждому выделенному блоку все проверяемые учащиеся должны иметь зачетные оценки. Очень важно заблаговременно и чем раньше, тем лучше, проинформировать учащихся об объеме зачетного материала, о конкретных сроках (день и час) сдачи зачета, об основных требованиях к знаниям, умениям и навыкам специальным и общеучебным, которые обязательно к ним будут предъявляться. Столь необходимую и важную предподготовку к зачету можно провести в виде устной информации, объяснения или инструктажа. В дополнение к устной предподготовке к зачету весьма целесообразно создать на самом видном месте в кабинете биологии или живом уголке специальный стенд "К зачету". Для проведения зачетов за первое полугодие такой стенд необходимо создать в начале учебного года, а для зачетов за второе полугодие или целый год - в конце первого полугодия или в начале второго. На этом стенде и будут выделены основные перспективные вопросы по всей зачетной системе проверки и оценки знаний. Подобный стенд, словно таблица умножения в арифметике, позволит учащимся заблаговременно не только познакомиться с комплексом требований, предъявляемых к зачету, но и глубоко их осмыслить, проанализировать и прочно запомнить. Вот ориентировочное содержание-вопросник стенда: а) Предъявляемые к зачету требования:
Перечень отмеченных требований способствует развитию у учащихся комплекса важнейших качеств, среди которых приоритетными, несомненно, являются развитие и активизация познавательной самостоятельности и умения обобщения: и систематизации знаний. б) Обязательное наличие биологической тетради-дневника, необходимой для фиксации результатов самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой, наблюдений, опытов и пр. в) Четкость, ясность, лаконичность, убедительность, аргументированность и доказательность ответов, г) Точные (а не ориентировочные, приблизительные) сроки сдачи зачета. д) Обязательность проведения консультации перед зачетом. е) На зачет обязательно принести биологическую рабочую тетрадь, чтобы учитель смог ее просмотреть. Из форм организации и проведения проверки и оценки знаний по зачетной системе можно применять и индивидуальную, и групповую, и фронтальную. В связи с тем, что каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, их можно использовать и раздельно, но все же наибольший эффект, как правило, чаще дает их рациональное сочетание. Так, требуя больших затрат времени., индивидуальная проверка и оценка знаний дает возможность комплексно выяснить знания учащихся. Поэтому ее проведение наиболее рационально лишь для проверки тех учащихся, которые часто пропускали уроки, редко и слабо отвечали на вопросы в процессе проверки домашних заданий. Напротив, групповая организация и проведение зачета обеспечивает возможность активизировать деятельность всех учащихся. И это объяснимо, ибо тут, наряду с традиционным учительским контролем, осуществляется самоконтроль. При самом всеобъемлющем фронтальном зачете наибольший эффект дают письменные зачетные работы, реализовать которые можно по-разному. Это выполнение практических и лабораторно-практических работ, проведение и обобщение опытов и составление диаграмм, графиков, и выполнение рисунков, и заполнение таблиц и т.д. Проведение же устной проверки и оценки знаний при зачетной системе менее эффективно и поэтому она может быть использована в качестве дополнительного приема к письменной и практической проверке и оценке знаний. Наибольший эффект устная проверка при зачетной системе может обеспечить при оценке знаний учащихся по фундаментальным теоретическим вопросам раздела, ключевым, опорным понятиям, а также с целью установления связей внутри- и межпредметных, причинно-следственных и т.д. Заготовленные для устной проверки вопросы можно выписать на доске, или продиктовать их учащимся, или написать в виде карточек-вопросников и раздать их учащимся. Число вопросов может быть разным, но чаще в каждой карточке-варианте их вносят по 2-3 вопроса разных уровней сложности. Один из них должен иметь проблемный характер с тем, чтобы учащиеся смогли проанализировать и переосмыслить основу пройденного материала под углом зрения этой проблемы. Другие вопросы варианта должны носить фактологический характер, раскрывать какой-то (какие-то) факт, явление, закономерность, подлежащие более глубокому осмыслению и анализу. Аналогичные вопросы могут быть акцентированы на проверку умений и навыков или на решение упражнений, примеров, задач. Главная же цель практической проверки при зачетной системе сводится к установлению уровня умений и навыков учащихся в работе с натуральным материалом, микроскопами и препаратами, средствами наглядности, с книгой, рисунками и т.д. Для проверки и оценки знаний фактического материала (строение и функции клетки, тканей, частей, органов и т.д.) наиболее рациональна письменная форма зачета. 135:: 136:: 137:: 138:: 139:: 140:: 141:: 142:: 143:: 144:: 145:: 146:: 147:: 148:: 149:: 150:: 151:: 152:: 153:: 154:: 155:: 156:: 157:: 158:: Содержание 159:: 160:: 161:: 162:: 163:: 164:: 165:: 166:: 167:: 168:: 169:: 170:: 171:: 172:: 173:: 174:: 175:: 176:: 177:: 178:: 179:: 180:: 181:: 182:: 183:: 184:: Содержание ТЕМА XIX Устная проверка и оценка знаний План
Виды устной проверки знаний по времени их проведения По времени, характеру, дидактическим целям и задачам устную проверку и оценку знаний условно можно разделить на следующие три вида: 1) Текущая (ежеурочная, поурочная, оперативная) проверка осуществляется постоянно на всех видах уроков и особенно на основных уроках, главной, доминирующей дидактической задачей которых является изучение нового материала. На таких уроках текущей проверке и оценке знаний, как правило, отводится его начальная, а точнее, следующая за введением часть, в большинстве источников методико-педагогической и ширпотребовской литературы называемой ухорежущим, не вписывающимся ни в какие рамки - каноны филологии - опросом, органично созвучным со следственно-криминальным термином - допросом. За последнее время эту часть, точнее, этап - элемент - компонент структуры урока стали определять более подходящими и полнее раскрывающими его суть терминами и словосочетаниями. Вот наиболее частые из них: проверка домашних заданий, проверка знаний, проверка и оценка знаний, проверка с целью актуализации опорных знаний и т.д. На наш взгляд, в наибольшей мере раскрывают содержание урока два последних определения. Поэтому в дальнейшем при рассмотрении данного вопроса мы будем пользоваться этой терминологией. На основных уроках текущая проверка и оценка знаний проводится в зависимости от разных причин (объем и сложность учебного материала, возраст, способности и подготовленность учащихся, качество подготовки учителя к этому этапу урока и к уроку в целом и т.д.) в течение 10-15 мин. Специальные методические и психолого-педагогические исследования, а также опыт учителей-новаторов и школьная практика в целом показали, что текущая проверка и оценка знаний является базовой, фундаментальной. В общеобразовательной средней школе этот вид проверки и оценки знаний как ведущий, доминирующий проверен временем и применяется широко (школярство!). Но в вузах, где основная ставка-упор делаются на доверие, самостоятельность, самодисциплину, самоконтроль-самопроверку, самооценку своих действий, этот вид проверки и оценки знаний практикуется от случая к случаю. Однако, вузовская практика последних лет со всей убедительностью показала, что ставка на доверие и самостоятельность себя не всегда оправдывает и поэтому служит одной из главных причин, расхолаживающих многих студентов, особенно младших курсов. 2) Поэтапная (тематическая, за темы, блок тем, разделы и т.д.) проверка и оценка знаний осуществляется на заключительном (контрольно-оценочном) уроке темы в течение всего часа. 3) Итоговая (зачетно-экзаменационная) проверка и оценка знаний является основной в вузах. В школе же эта проверка, кроме выпускных классов, до недавнего времени нередко носила формальный характер, ибо она как бы подкрепляла, а еще точнее, формально закрепляла результаты многолетней текущей и поэтапной проверки. Однако, за последнее время в школьной практике все шире пробивает себе дорогу, особенно в старших классах, одна из разновидностей итоговой проверки - это зачетная система проверки и оценки знаний. Более подробное и аргументированное отношение к оценке данной разновидности итоговой проверки в школе уже дано в разделе нашей работы "Пути совершенствования проверки и оценки знаний". К ранее высказанному лишь добавим, что внедрение фрагментов вузовской проверки и оценки знаний в среднюю школу, пожалуй, имеет больше достоинств, чем недостатков. При этом главным достоинством является практическое решение главнейшей проблемы разобщенности процессов обучения в средней и высшей школах. С этой точки зрения внедрение зачетной вузовской системы проверки и оценки знаний в среднюю школу следует рассматривать в качестве связующей ниточки, мостика, интегрирующих обучение школ и вузов. Но жизнь, а с нею мысль и помыслы-дерзания человеческие на месте не стоят. Поэтому сейчас все чаще стали призывать к тому, чтобы упразднить итоговую проверку и оценку знаний, т.е. сессии с их зачетами и экзаменами в вузах. Сторонники столь смелых и дерзких предложений аргументируют и мотивируют это тем, что, мол, настоящего эффекта - зеркала успеваемости студентов сессионные экзамены не давали и не будут давать впредь. Объясняется это тем, что год от года традиционные экзамены все больше и больше напоминают собой карточную игру, лотерею. Так что они являют собой не скорее объективное отражение фактических знаний студентов, а являются наглядным показателем незаслуженного везения одним (имеются в виду с прохладцей учащиеся студенты) и еще более незаслуженного, прямо-таки фатального невезения другим (добросовестно и напряженно учащимся студентам). По своему многолетнему опыту работы в вузе могу лишь отчасти согласиться со сторонниками этой точки зрения и столь крамольного, прямо-таки революционного предложения. Согласиться с тем, что в жизни и на экзаменах, как на одной из сторон ее проявления, может случиться всякое, может, что называется, и бес попутать. Может и слабенький студент по шпаргалке иногда проскочить, получив свою заветную, спасительную троечку-выручалочку. Может и сильный, трудолюбивый студент вместо желанной (да и справедливой!) пятерки получить четверку, а то и тройку. Повторяю, все это было, есть и будет впредь. Но будет ни как правило, а как исключение или досадное недоразумение. Но ведь правил-то, как известно, без исключений нигде, никогда не было и не будет. Так что опытного, в совершенстве знающего свой предмет экзаменатора ни один, даже самый прожженный лодырь-ловкач-шпаргальщик вокруг пальца не обведет и за блестяще, по-левитански прочитанную шпаргалку, но ни на один из вопросов экзаменатора (а вопросы в таких случаях будут обязательно!) не ответившего, больше двойки не подучит. И как бы ни пытался доказать этот горе-студент, что он блестяще, не менее, чем на пятерку, ответил на вопросы билета, его шансы изменить мнение экзаменатора равны нулю. Таким образом, получить положительную оценку только по шпаргалке, без тщательной предварительной подготовки, невозможно. И это легко объяснимо, ибо шпаргальщик обычно не говорит, не доносит ответ, а, приклеившись к шпаргалке, от начала и до конца просто зачитывает ее. Кроме того, он не использует в своем ответе (точнее, прочтении шпаргалки) дополнительный материал программы, не устанавливает связей прочитанного материала ни по горизонтали, ни по вертикали. Короче, шпаргальщик во время экзамена напоминает собой канатоходца, который, чтобы не свалиться, не может отклониться в сторону ни на миллиметр. И, конечно же, на вопросы экзаменатора шпаргальщик либо отвечает партизанским безмолвием, либо несет ахинею. Рассматриваемые виды проверки и оценки знаний имеют разный смысл и поэтому реализуют разные функции. Так, текущая оценка обычно констатирует знания в узкой области, ее образовательно-познавательная функция сводится к выявлению уровня усвоения учащимися простых понятий в пределах урока. Но чаще она должна нести воспитательный заряд, реализуя воспитательные функции. Конкретно эти функции должны проявляться в том, что одних следует поощрять за упорство, трудолюбие, прилежание, за первые достижения, обнадеживающие результаты. Других следует критиковать за леность, расхлябанность, неорганизованность, несерьезное отношение к учебе. Поэтому оценки, несущие отрицательный заряд, не всегда могут быть адекватны ответу учеников. Итоговая же проверка и оценка знаний, в первую очередь, реализует образовательно-познавательную функцию и поэтому ее главная дидактическая задача должна заключаться в объективной констатации уровня усвоения учащимися основных сложных понятии, выявления глубины знаний, умений и навыков учащихся переосмысливать проработанный за четверть, полугодие или год материал, установить умения учащихся абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, делать выводы. Итак, из рассматриваемых видов проверки и оценки знаний в средней общеобразовательной школе используются все три вида, при этом ведущей, приоритетной из них является поурочная. На ее проведение расходуется времени при изучении любого раздела биологии в 2,5-3,5 раза больше, чем на поэтапную (тематическую). Например, при изучении раздела "Растения" текущая проверка должна проводится примерно на 80 уроках из 100 уроков по программе, тематическая - на 8-10 уроках (равна числу тем раздела), а итоговая - 3-5 уроков. Формы устной проверки и оценки знаний В школьной практике издавна применяются две основных наиболее распространенных формы проверки и оценки знаний. В свою очередь, по уровню творческого подхода и частоте применения каждая из форм включает две группы приемов проверки и оценки знаний: традиционные и нетрадиционные (новаторские). Более наглядно эту классификацию форм и приемов устной проверки и оценки знаний можно представить в виде таблицы 15. Date: 2015-10-19; view: 402; Нарушение авторских прав |