Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
III. Ритмика
УДАРНАЯ КОНСТАНТА № 60 Частушка Как пошли с гармоникой, – Как пошли по улице, – Солнце пляшет на лице. Выходите, девицы: Мы любиться молодцы. Запевай, которая! Будешь милая моя. Черная, подмигивай! Ветер песней задувай. С. Городецкий, [1912] № 61 «Я» и «Ты» Говорят, что «я» и «ты» – Тепленеет красный ком Кровопарным облаком. Нет, неправда: гладь тиха Розового воздуха, – Где, заяснясь, «я» и «ты» – Светлых светов яхонты, – А. Белый, 1918 № 62 Тантал (Отрывок)
– Встань, Солнце, из-за гор моих! Встань озарить Избыток мой и вознесенный мой престол, Мой одинокий, и сады моих долин! Встань, око полноты моей и светочем Уснувший блеск моих сокровищ разбуди, И слав моих стань зеркалом в поднебесьи, Мой образ-Солнце! Вечный ли Титан тебя, Трудясь, возводит тяжкой кручей предо мной, Иль Феникс-птица мне поет свой вещий гимн, Паря под сводом раскаленным меж двух зорь, – С тобой, мой брат, я одинок божественно!..
Вяч. Иванов, 1904 В русских двусложных размерах – ямбе и хорее – сильные места и слабые места чередуются через слог: (È)´È´È...È¢. Слабые места (È) преимущественно безударны (если и ударны, то лишь за счет коротких односложных слов), сильные места (´) преимущественно, но не обязательно ударны. Единственное место, на котором ударение обязательно (¢), – это последнее сильное место в строке – ударная константа (от лат. constans – «постоянный»). Если это ударение пропущено, то стих воспринимается как укороченный на стопу («Говорят, что “я” и “ты”» – 4-ст. хорей с мужским окончанием; «Мы телами столкнуты» – 3-ст. хорей с дактилическим окончанием). Нарушение этого правила – как в приводимых стихах – большая редкость. У С. Городецкого оно мотивировано имитацией частушки, с подчеркнутым скандированием под гармонику (характерна фонетическая рифма «с гармоник[а]й – затолкай»; в антропософских стихах А. Белого о преодолении плоти – имитацией немецкого стиха, где подобная рифмовка ударения с «полуударением» (Nebenton) обычна; во вступительном монологе трагедии Вяч. Иванова о Тантале, пресытившемся своим счастьем, – имитацией античного стиха («ямбического триметра»; в его имитации сочетаются 6-ст. ямб с мужским окончанием и 5-ст. ямб с дактилическим окончанием). Сравните с приведенными образцами такое стихотворение: № 63 * * * Твоя любовь – тот круг магический. Осталось мне безмерно малое. Пойми предел и устремление Ф. Сологуб, 1920 В каждом стихе 10 слогов; ни на 10-м, ни на 8-м ударной константы нет. Казалось бы, эти стихи можно тоже считать бесконстантными. Но прислушавшись, мы определяем: во всех нечетных стихах, рифмующих друг с другом («магический – механический» и т.д.), окончания дактилические (см. № 64) и ударная константа на 8-м слоге, а во всех четных («отделил – сил» и т.д.) – мужские и ударная константа на 10-м слоге. Стало быть, мы должны сказать: стихотворение представляет собой урегулированное чередование разностопных стихов (№ 113): 4-ст. ямба с дактилическим окончанием и 5-ст. ямба с мужским окончанием. На практике такое чередование встречается очень редко: поэты его избегают именно потому, что в нем неотчетлива ударная константа.
Date: 2015-10-19; view: 610; Нарушение авторских прав |