Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Согласование рифмических цепей
№ 52 * * * Трава свежа, земля мягка,
Ф. Сологуб, 1889 № 53 Италии В стране богов, где небеса лазурны,
Вяч. Иванов, [1911] Когда мы обозначаем схему рифмовки строфы АБАБ, или АББА, или АБАББА, то этим мы говорим, что они сплетены из рифмических цепей А-А... и Б-Б... Обычно подбор рифм для цепей А к Б осуществляется независимо друг от друга; поэты лишь стараются, чтобы А не было похоже на Б и они не путались бы при восприятии. Но возможно и иное: эти цепи точных рифм могут перекликаться друг с другом ассонансами и диссонансами. Сонет Вяч. Иванова (ср. № 202) состоит из переплетения 5 рифмических цепей на -урны, -арно, -орней, -ирней, -ерний: слух сразу улавливает, что они образуют друг с другом диссонанс, и настраивается на соответственное ожидание. (Содержание стихотворения – воспоминание о Тоскане; струи фэзуланские – от старинного названия городка Фьезоле близ Флоренции; Либурна – это Ливорно близ Пизы.) В стихотворении Ф. Сологуба четные рифмы всех 8 строф связаны ассонансом на -о- и различаются только стоящими после этого согласными: -от-од-он-ом-ос-ов-ор-оп-. Это менее заметно (ср. № 27), отчасти благодаря перемежающим их нечетным рифмам, свободным от всяких перекличек. Чем дальше перемежение, тем менее заметна перекличка рифмических цепей. У Вяч. Иванова есть стихотворение, написанное в годы первой мировой войны: № 54 «Адаме!» – Мать-Земля стенает,
В этих двух строфах вторые четверостишия написаны с рассчитанной перекличкой мужских и женских рифм, но всякий ли читатель улавливает эту закономерность?
ФОНИКА № 55 Утро (и-е-а-о-у)
Над долиной, – как изливы лилий, Как изливы лебединых крылий.
В нежном небе нехотя юнеет, Хрусталея, небо зеленеет.
Синева ночная, там, над нами, Синева ночная давит снами!
Золотом хохочущие очи! Молотом грохочущие ночи!
Потекут в излучине летучей Пурпуром предутренние тучи А. Белый, 1917 № 56 Слово (Стихи с созвучиями) Случая спутник слепой, строгий свидетель сует, Сфер созерцающий сфинкс, – стены судьбы стережет! Сладостью свадебных снов, сказкой сверкая сердцам, – Слыша со стонами смех, сверстник седой Сатаны, Стали, секиры, стрелы, сумрачной смерти страшней! В. Брюсов, 1918 № 57 Date: 2015-10-19; view: 604; Нарушение авторских прав |