Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общественно-политический строй и система органов власти
и управления Беларуси в период образования государственности в IX–XIII вв. (Полоцкое, Турово-Пинское княжества) Классовая структура общества в период IX–XII вв. еще четко не определилась: шло формирование двух основных классов – феодалов и феодально зависимых людей. К этому времени сложились следующие социальные группы: князья, бояре, духовенство, сильные мужи, купцы, а также ремесленники, простые люди, служанины, крестьяне, холопы, челядь и др. Феодально зависимое население было обязано уплачивать подати или дань и выполняло различного рода повинности (подводную, мостовую, дорожную, сторожевую) в пользу феодала или государства. В начале данного периода термина «государство» не существовало: употреблялись термины «земля», «город», «княжество» (под городом подразумевался замок феодала и близлежащие поселения подданных). Каждая «земля» имела свой политический центр – стольный город. В это время преобладали мелкие государства-княжества, они объединялись под протекторатом более сильных княжеств или сливались с ними как на основе добровольных соглашений, так и по принуждению. По форме правления они представляли собой монархию, по типу государственного устройства – унитарное государство. Высшими органами были князь, совет или дума (рада), вече (сейм). Князь выступал в качестве главы государства и дворцовой администрации. Он имел право решать все вопросы, важнейшие из которых (сбор дани, ополчения, организация военного похода и т.п.) ему полагалось решать только после обсуждения в совете или на вече. Это свидетельствует о том, что власть монарха была ограниченной. К тому же ему надлежало учитывать мнение православной церкви – епископа, игумена. Он не имел права судить единолично и не был наделен полномочиями издания новых законов. Возведение князя на престол происходило по-разному. Чаще всего на престол избирался один из наследников, но считалось в порядке вещей также и приглашение кандидата на этот пост со стороны. Вступление князя на престол проходило в соответствии со специально разработанным ритуалом. Процедура предусматривала принятие князем присяги, по которой он давал обещание охранять территорию и защищать интересы подданных, соблюдать сложившиеся традиции. Условия вступления князя на престол закреплялись в договоре. Такой политический режим следует считать демократическим. Княжеская рада не имела постоянного состава. Князь мог приглашать на совещание всех, кого желал, но ему не позволялось игнорировать мнение наиболее влиятельных лиц в государстве. Если бы подобное случилось, то принятое совещанием решение не могло бы считаться обязательным для могущественных лиц государства. При отсутствии князя все руководство государственными делами сосредоточивалось в руках членов рады. Но любое ответственное решение все-таки подлежало обсуждению также и на вече. Следовательно, и на вече членам рады отводилась главенствующая роль. Вече (сейм) – наиболее древний орган государственной власти. Оно возникло одновременно с государством у всех древних славянских народов. Словами «вече», «снем», «сейм» или «сойм», а позже «копа», «купа» обозначалось всякое собрание народа. Вече созывалось в определенном месте, чаще всего на торговой площади, возле церкви. Его полноправными участниками считались только свободные главы семейств. Для признания кворума достаточным требовалось присутствие не просто большинства населения, но при этом самой влиятельной его части. Круг рассматриваемых вопросов заранее не определялся. Наиболее важными вопросами считались распределение повинностей и налогов, избрание или изгнание князя, решение вопросов войны и мира, организация ополчения и обороны, рассмотрение важных судебных дел, обсуждение состояния международных отношений. Функции органов управления исполняли специальные должностные лица. Посадник являлся наместником князя. Он избирался на вече. В его обязанности входило вместе с князем судить виновных, участвовать в разработке проектов важных решений, в том числе договоров, старшинствовать на вече, замещать князя во время его отсутствия. Тысяцкий также избирался на вече или назначался князем на неопределенный срок. В военное время он командовал ополчением, в мирное следил за поддержанием порядка в городе, а также руководил торговыми делами. Подвойский следил за исполнением решений вече и распоряжений князя. Он возглавлял княжескую дружину. Хозяйственными делами в государстве ведали ключник и тивун. Они же управляли и некоторыми судебно-административными делами. Функции дворцово-вотчинных органов, которые обслуживали текущие потребности князя и его приближенных непосредственно в замке, выполняли тиуны, ключники, тысяцкие, войские. В отдаленных местностях земель действовали местные органы власти в лице наместников, волостелей, старцев. 3. Основные черты древнего права в Беларуси (IX–XIII вв.)
В древности господствующим было обычное право. Оно представляло собой систему неписаных правовых норм, которые возникли непосредственно из общественных отношений и потом были санкционированы государством. Обоснованием этих норм служили общепринятость и давность употребления. Данное право складывалось и развивалось по мере возникновения государственных органов, которые санкционировали и поддерживали выгодные господствующему классу правовые нормы. После введения льгот для господствующего класса пользоваться обычным правом, равным для всех, стало невозможным. Потребовалось издание специальных законов, дополнений, разъяснений норм обычного права, которые, сохраняя внешнее подобие на равенство, по существу легализировали получение привилегий представителями социальной верхушки. В создании писаного права были заинтересованы и простолюдины, которые полагали, что в этом случае не будут допускаться слишком большие злоупотребления со стороны судей и иных интерпретаторов обычного права. Характерной чертой древнего обычного права являлись идеи формального равноправия свободных граждан, а также полного бесправия холопов и челяди невольной при очевидных и неоспоримых льготах представителей пирамиды власти. Все свободные граждане могли участвовать в решении государственных дел, однако в реальной жизни крупные землевладельцы добились преимуществ при занятии государственных должностей и получили право «законно» присваивать себе значительную часть общественных доходов. Особенностью обычного права была разъединенность, выражавшаяся в том, что в каждом государстве-княжестве действовало свое собственное местное обычное право. Это право отличалось стойким консерватизмом, что в значительной степени ограничивало законодательную деятельность князя и вече. Даже в XV–XVI вв. правительство Великого княжества Литовского обещало старины не нарушать, новых порядков не вводить. Во всех древних памятниках писаного права основное содержание составляли нормы, взятые из обычного права. Сочетание старых норм обычного права и нового правотворчества особенно наглядно видно в «Русской правде», Судебнике 1468 г. и в Статутах Великого княжества Литовского. Наиболее древними памятниками писаного права в Беларуси были грамоты, которые касались отношений Полоцка и Витебска с Ригой и немецкими купцами. Из их содержания видно, что в XIII–XIV вв. между белорусскими и немецкими купцами существовали устойчивые торговые и дипломатические отношения, основанные на равноправии. Особенно большой интерес вызывает договор 1229 года, который был заключен Смоленским, Витебским и Полоцким княжествами с Ригой, Готландской землей и немецкими городами. В нем предусматривалось закрепление мирных отношений, определялись объем ответственности за криминальные деяния, порядок и очередность взыскания долга, порядок судопроизводства. Объектом права в этот период являлись только физические лица, а также имущество. Нормы права охраняли частную собственность, регламентировали порядок ее передачи по договорам и обязательствам. Договоры заключались при свидетелях или в присутствии таможенника. Торги проводились при продаже людей, коней, вещей, проведении займов (денег, вещей), кредитовании (под проценты) и др. Преступление квалифицировалось не как нарушение закона или княжеской воли, а как «кривда», то есть причинение морального или материального вреда. Объективная сторона состояла из покушения на преступление (вынул меч, но не ударил) и законченного деяния. Субъектом выступала любая личность, кроме холопа: за холопа ответственность нес хозяин. Субъективной стороной считались намерение и неосторожность. В числе криминальных деяний упоминались убийства, телесные повреждения, побои, унижение действием. Развитие и укрепление феодальных отношений получило отражение в нормах гражданского и уголовного права. В первую очередь это отразилось на установлении разной правоспособности простых людей и феодалов. Наиболее полной правоспособностью владели князья, бояре и высшие слои духовенства. Они могли распоряжаться имениями, которыми владели, проводить разнообразные общественно-правовые сделки, иметь зависимых от себя людей и холопов. Меньшей правоспособностью обладали свободные люди, которые находились в вассальной зависимости от крупных землевладельцев. Еще более ограниченной была правоспособность феодально зависимых крестьян. Холопы и челядь невольная владели незначительной правоспособностью. Они не имели права владеть недвижимостью, не могли выступать в суде. В зависимости от классовой принадлежности потерпевшего и преступника устанавливалась и разная степень уголовной ответственности. Более высокая ответственность предусматривалась за злодеяния в отношении лиц господствующего класса. Например, в договоре 1229 года указывалось, что за убийство свободного человека взыскивалось 10 гривен серебра, за священника или посла – 20 гривен, за холопа – лишь 1 гривна серебра. Выявление и доставка преступника в суд должны были, как правило, осуществляться самим потерпевшим. Это ставило лиц непривилегированных слоев явно в неравное положение по сравнению с лицами господствующего класса. К имущественным преступлениям относились разбои, кража (татьба), уничтожение имущества, поджог, конокрадство, злостный неплатеж долга. Высшей мерой наказания считались поток и разграбление (нередко убийство, раздача имущества, продажа в холопы). Другой мерой наказания выступала вира (штраф), которая выносилась только убийцам. В том случае, когда ущерб, причиненный убийцей, возмещался общиной, эта мера именовалась дикой вирой. Все остальные преступления облагались продажей (штрафом), которая шла в казну, при этом часть продажи передавалась потерпевшему. Деления между криминальными и гражданскими правонарушениями в данный период еще не существовало. Судопроизводство было открытым и устным. Систему доказательств составляли очевидцы (видоки), вещественные доказательства («поличное»), испытание огнем, водой, железом («ордалии»), присяга. В семейном праве главное внимание уделялось браку. Для его действительности было достаточно согласия родителей и организации свадьбы. Обряд свадьбы состоял из определенных магических действий – расплетания косы невесты, разувания жениха и др., а также угощения присутствовавших, исполнения песен и танцев. Не менее древним являлся обычай наделения невесты приданым, которое она приносила в дом жениха. Личные отношения внутри семьи строились на основе подчинения жены мужу. В древнем праве женщины пользовались значительной защитой и уважением. За проступки в отношении женщины налагалось более суровое наказание. Так же строго преследовались посягательства против устоев моральности. Так, по договору 1229 года прелюбодеяние наказывалось, как и за убийство, в размере 10 гривен.
Date: 2015-10-19; view: 430; Нарушение авторских прав |