Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проектирование учебных ситуаций: взгляд студентов. психологического факультета
ОБУЧАЮЩАЯ СИТУАЦИЯ Костенко П., студент II курса психологического факультета В процессе учебы, начиная со школьной скамьи, я сталкивался со многими проблемами. Одна из них - овладение алгеброй. В буквальном смысле с 1-го класса я испытывал очень большие трудности с усвоением математики. Очень частая смена школ не способствовала освоению знаний и навыков. Да и преподаватели то часто сменялись, то работали только с преуспевающими учениками, для них остальная часть класса вообще не существовала, а только терпелась. В результате интерес к алгебре исчез, возникло чувство некоторого отвращения к предмету. В 9-ом классе в нашу школу пришел новый учитель, в то время аспирант факультета вычислительной математики и кибернетики (ВМК). Взяв учебник в руки, пролистав его несколько раз, он попросил нас объяснить домашнее задание. Сначала он спрашивал тех, кто поднимал руки, а затем всех оставшихся. Причем он спрашивал не столько формулы, сколько их смысл, их понимание. Оказалось, что мы могли лишь автоматически оперировать некоторыми числами, формулами, теоремами, но не больше. На следующий раз он задал нам проработать 30 параграфов, причем больше половины новых. Совершенно естественно, что, [69] хотя мы и просмотрели материал, "выучить" его не представлялось нам возможным. Урок начался со свободного опроса - "что мы из прочитанного поняли". Затем он стал с самого начала объяснять материал, побочно приводя совершенно замечательные примеры, связанные с открытием той или иной формулы. При этом он заводил в тупик решение или доказательства той или иной теоремы и устраивал дискуссии всего класса для преодоления возникших трудностей. Даже мало-мальски "бредовые" предложения он выслушивал и предлагал на всеобщее обсуждение. В результате практически весь класс был вовлечен в процесс обучения. Домашним заданием на этот раз было 15 новых параграфов и варианты решения небезызвестной теоремы Ферма - "а" + "Ь" = "с" (которая до сих пор не решена). Каково же было изумление, когда, придя домой, раскрыв учебник и изучая прошедший, абсолютно непонятный материал, я обнаружил, что очень хорошо его знаю, все стало ясным, понятным и интересным. С другой стороны, новое домашнее задание явно вызывало трудности. То вывод теоремы непонятен, то связь графика или диаграммы с доказательством. Но начинался новый урок, и по истечении его я понимал то, что раньше для меня являлось пределом моего "уразумения". Мои оценки также изменились: если раньше у меня по алгебре были сплошные тройки, то постепенно я "переходил" на четверки, для меня это был поистине праздник. Через некоторое время преподаватель уехал, а его сменила прежняя учительница. Занятия велись по ее сценарию, для нее троечники так и остались троечниками, любимчики-любимчиками. И все вернулось на круги своя, т.е. непонимание предмета, нежелание им заниматься. Постараюсь проанализировать, почему учебный процесс с новым преподавателем оказался успешнее, чем с бывшим. 1. Организация учебного процесса у него основана на взаимодействии ученика и учителя, причем форма взаимодействия демократична, а не директивна. 2. В процесс усвоения знаний входили ситуации, направленные не только на закрепление, усвоение, но и на поиск, сопоставление, анализ, уяснение получаемых знаний. 3. Преподаватель вовлекал в обучение не только учеников, мотивированных на достижение какого-то результата (например, для поступления в вуз), но весь коллектив, независимо от успешности учебы того или иного ученика. 4. Более богатое обоснование математики различным материалом, неоднородность его преподавания, перенос на другие сферы знания. 5. Формирование новых понятий путем обобщения, ассоциаций по смежности, разнообразия типов задании. 6. Контроль за усвоением знаний осуществлялся одновременно с подачей материала, на основе включения наших знаний, соображений, догадок в предлагаемые учителем пояснения, путем анализа, сравнений нового с ранее освоенным., 7. Оценка производилась по мере и степени освоения нового материала, а не основе личных пристрастий учителя.
Date: 2015-10-19; view: 324; Нарушение авторских прав |