Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Случай с телепатом Сарой. Мы видели, что в отличие от теории обоснованного истинного убеждения Платона каузальная теория не сталкивается с проблемой регресса обоснований
Мы видели, что в отличие от теории обоснованного истинного убеждения Платона каузальная теория не сталкивается с проблемой регресса обоснований. Может быть, следует согласиться с каузальной теорией? Увы, нет. К сожалению, каузальная теория сталкивается со своими проблемами. Пиджин остается при своем мнении, чтообоснование должно играть какую-то роль при определении знания. Он подкрепляет это мнение следующим мысленным экспериментом. Пиджин: Ты ошибаешься, когда утверждаешь, что для знания требуется только, чтобы убеждение человека было причинно обусловлено тем положением дел, которое делает это убеждение истинным. (1эт: Почему? Пиджин: Но ведь кто-то может иметь такое убеждение и все-таки не знать. Пэт: Приведи пример. Пиджин: Очень хорошо. Представь себе женщину, назовем ее Сара, которая является телепатом. Она действительно обладает телепатическими способностями. У нее имеется некий «психический» механизм, который, возможно, когда-нибудь будет открыт, порождающий истинные убеждения, так сказать, «шестое чувство». Допустим, она родилась с этим шестым чувством. Пэт: Допустим. Пиджин: Я не предполагаю, что это нечто сверхъестественное. Это может быть вполне естественный, каузальный механизм, подобный зрению или слуху. Просто мы о нем еще ничего не знаем. Пэт: Хорошо, пусть Сара обладает телепатическими способностями. Пиджин: Сейчас Сара убеждена в том, что ее мать сегодня находится в городе. Причиной ее убеждения является ее телепатическая способность: ее мать действительно сегодня находится в городе, хотя обычно живет в сотне миль от города. Но сегодня она решила нанести своей дочери неожиданный визит. Так вот с точки зрения каузальной теории, Сара знает, что ее мать находится в городе, так? Пэт: Так. Если ее убеждение причинно обусловлено этим психическим механизмом, то есть тем положением дел, которое делает это убеждение истинным, то она знает. Пиджин: Верно. Но беда в том, что она не знает. У Сары нет никаких причин считать, что она телепат. В действительности у нее имеются многочисленные свидетельства того, что телепатических способностей не существует. Поэтому у Сары нет причин верить в то, что ее мать находится в городе, поскольку мать живет далеко отсюда. Пэт: Какое это имеет значение? Сара знает, что ее мать в городе. Она телепат, независимо от того, знает она сама об этом или нет! Пиджин: Нет, она не знает, что ее мать приехала в город. С ее точки зрения ее убеждение является совершенно вздорным и иррациональным У нее нет причин верить в то, что мать находится в городе. Она никогда не считала себя телепатом. Поэтому она борется со своим навязчивым убеждением и пытается его отбросить. Но если сама она считает свое убеждение безумным, то как можно говорить, что она знает? Пэт: Нет, она знает! Пиджин: Нет, не знает!* Знает ли Сара? Каузальная теория утверждает: да, она знает. Психический механизм Сары порождает истинное убеждение. Она действует подобно термометру. Однако большинство из нас испытывают некоторые сомнения, рассматривая утверждение о том, что убеждение человека, которое с его собственной точки зрения является совершенно иррациональным, можно тем не менее считать знанием. Конечно, мы могли бы легко справиться с проблемой, встающей в связи с Сарой-телепатом, добавив к каузальной теории требование, что убеждение должно быть обосновано. Тогда у Сары нет знания, ибо у Сары нет оснований придерживаться своего убеждения. Однако требование рассматривать в качестве знания только обоснованные убеждения приводит к другой трудности — к проблеме регресса обоснований. Это требование лишает нас возможности вообще обладать каким-либо знанием. Мы стоим перед трудной головоломкой. С одной стороны, нам нужно обойти проблему регресса обоснований. Это можно сделать, устранив требование рассматривать в каче- * Этот пример представляет собой упрощенный вариант знаменитого примера, представленного Лоуренсом Бонжуром (Laurence Bonjour) См. его работу «Externalist Theories of Empirical Knowledge», Midwest Studio in Philosophy, Vol. 5 (1980). — Примеч. автора. стве знания только обоснованные убеждения. Но если мы устраняем это требование, то сталкиваемся с проблемой Сары-телепата: совершенно иррациональное убеждение может тогда считаться знанием. Иными словами, мы находимся на распутье. Кажется, знание требует обоснования. В то же время оно не может быть обосновано. Как разрешить эту головоломку? Есть ли у вас собственные соображения по этому поводу? Date: 2015-10-19; view: 325; Нарушение авторских прав |