Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функции речи в жизнедеятельности человека
В качестве основополагающих, базовых можно выделить две функции речи: коммуникативную и сигнификативную. Коммуникативная функция обслуживает процесс передачи информации от одного человека к другому (определение содержания сообщения, облечение его в языковую форму, передача через тот или иной канал информации). Сигнификативная связана с отражением объективной реальности через понятия. Эти функции обычно тесно переплетены, поскольку процесс непосредственного общения опирается на сигнификативные возможности языка, на понятийной основе которого формулируется то или иное коммуникативное сообщение. В повседневной жизни на этот аспект обращают мало внимания. Но как только люди перестают использовать тот или иной язык в речевом общении, он становится мертвым языком (например, древнегреческий, латинский). Языковые средства необходимы не только для выражения мысли, но и для ее формирования. Ведь мы не можем узнать содержание наших мыслей, пока не облечем их в словесную форму. Вспомним, что даже узнавание происходит только тогда, когда мы делаем соответствующий вывод о совпадении воспринимаемого объекта с эталонной моделью (перцептивным образом). Слово не совпадает однозначно с содержанием мышления, поскольку в последнем присутствуют, помимо вербального (словесного, понятийного, нормативно-содержательного), образный и эмоциональный компоненты. Однако без "подведения мысли под слово" мы не можем отдифференцировать главные значения и смыслы происходящего или переживаемого от второстепенных, осуществить категоризацию, сравнить текущие события с эталонными моделями, то есть "включить" мышление на полный диапазон его возможностей. Поэтому можно сказать, что по отношению к психической жизни человека речь" выполняет функцию формообразования. Речь - это средство, с помощью которою осуществляется введение человека в социальную среду, в отношения между людьми. Поэтому язык служит и для передачи информации (информативная функция речи), и для хранення совокупного опыта человечества и индивидуального опыта каждого конкретного человека (кумулятивная функция). Помимо этого, речь выполняет еще эмотивную (экспрессивную) функцию в процессе общения, состоящую в выражении внутреннего, эмоционального состояния человека. Мы зачастую не можем сделать содержание наших чувств, мыслей, переживаний актуальным для другого человека, не сказав ему об этом. Кроме того, в разных видах деятельности можно говорить о частных функциях, выполняемых речью. Так, в педагогической деятельности речь педагога выполняет такие дополнительные функции: • развивающую - обеспечивает формирование личности обучаемого, передачу ему норм и правил поведения, руководство процессом их усвоения, раскрытие нравственного смысла совершаемых им и другими людьми поступков, овладение оценочными и самооценочными критериями; • информационную - осуществляет передачу знании; • регулятивную - создает благоприятную психологическую атмосферу совместной и индивидуальной деятельности, согласовывает и объединяет усилия для достижения общего и личного результата; • эмоциональную - формирует и корректирует межличностные отношения. Date: 2015-10-19; view: 294; Нарушение авторских прав |