Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование новой картины мира: натурфилософия и социальная философия эпохи Возрождения





 

Натурфилософия Возрождения.

Эпоха Возрождения стала творческой лабораторией, в которой происходило активное изучение природы. В отсутствие научной методологии, основанной на синтезе эксперимента и математики, это изучение происходило в русле натурфилософии (от лат. natura —природа) - философии природы, понимаемой как единая целостность. Во многом интерес к природным процессам и явлениям был подготовлен сменой теоцентризма (Бог в центре мироздания) на пантеизм – представление о Боге, растворенном в природе.

В целом, натурфилософы Возрождения:

1. Обосновывали материалистический взгляд на мир.

2. Формировали научное мировоззрение, свободное от теологии.

3. Выдвигали новую картину мира, в которой Бог, Природа и Космос

едины.

4. Считали, что мир познаваем органами чувств и разумом.

Представители натурфилософии Возрождения:Николай Кузанский, Николай Коперник, Джордано Бруно.

 

Николай Кузанский (1401-1464) – немецкий философ и ученый-математик.

Основные идеи:

1) Учение о Боге: Бог – деперсонализирован, является абсолютным максимумом, пребывает во всем сущем, является единством творящего и сотворенного. Таким образом, абсолютный максимум (Бог) совпадает с абсолютным минимумом (тварным миром) в вечности как процессуальности, становлении мира вещей.

2) Учение о человеке: человек – микрокосм, подобие Бога, диалектическое единство конечного и бесконечного, обладает свободой воли, имеет естественную потребность в познании.

3) Учение о познании: в трактате «Об ученом неведении» Н. Кузанский полагает, что знание состоит в сравнивании и сопоставлении того, что нам неизвестно, с тем, что известно. Такой процесс познания не испытывает трудностей, когда познаются вещи конечные. Однако по-другому обстоит дело, когда речь идет о вещах бесконечных, - таково же большинство абстрактных объектов, объектов не чувственных, а мыслимых. Бесконечное не может быть познано посредством сопоставления с конечным, а только последнее нам известно достоверно. «Ученое неведение» и заключается в признании невозможности познания бесконечного прямым путем.

 

Николай Коперник (1473-1543) - польский астроном, математик, механик.

Создатель гелиоцентрической картины мира, согласно которой Земля не является центром Вселенной (отвергает геоцентризм), Солнце является центром для Земли, космические тела движутся по собственной траектории, а космос бесконечен.

 

Джордано Бруно (1548-1600) - итальянский монах-доминиканец, натурфилософ. Создатель учения «О бесконечности Вселенной и мирах», согласно которому природа и Вселенная бесконечны, существует бесконечное множество миров.

Данные тезисы противоречили догматам Римской католической церкви, что привело Дж. Бруно к суду инквизиции и сожжению на костре в 1600 г.Выводы: философская мысль эпохи Возрождения находилась в постоянном развитии, внесла огромный вклад в развитие научной мысли благодаря новому пониманию места и роли человека в объективном мире.

.

Социальная философия Возрождения:

Для социальной философии эпохи Возрождения характерен повышенный интерес к проблемам общества и государства.

Одну из первых политических концепций, описывающих систему управления обществом, создал Никколо Макиавелли (1469-1527). Он полагал, что самый сильный стимул человеческих действий – это эгоистический интерес, личная заинтересованность в сохранении своего имущества, собственности: «Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества». Для ограничения эгоизма требуется учреждение государства. Макиавелли оправдывает любое насилие во имя государственного блага: мудрый правитель обязан «по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла». Государь должен быть сильным, как лев, и хитрым, как лисица. «И раз государю необходимо владеть искусством подражания зверям, из всех живых существ пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев не защищён от капканов, а лиса — от волков. Следовательно, нужно быть лисой, чтобы избежать ловушек, и львом, чтобы отпугнуть волков. Те, кто выбирает одного льва, этого не понимают, что тот, кто всегда подобен льву, может не заметить капкана».

С именем Макиавелли связано название такого явления, как макиавеллизм в политике: цель оправдывает любые средства, если цель – это могущество государства.

Важное место в ренессансной философии занимают учения об утопии Томаса Мора («Утопия»), Томмазо Кампанеллы («Город Солнца»). Утопия – буквально «несуществующее место», любая благородная и впечатляющая, но невыполнимая на практике идея. В утопиях описывается идеальное государство, где царят равенство, справедливость, всеобщее благополучие. Так, например, в «Утопии» Т. Мора отсутствует частная собственность, и все граждане подвержены всеобщей трудовой повинности, произведенные продукты труда поступают на общественные склады, откуда равномерно распределяются между всеми жителями Утопии, а в «Городе Солнца» Кампанеллы жизнь граждан регламентирована до мельчайших подробностей, и все делается совместно. Утопии эпохи Возрождения явили собой первые социалистические учения, в которых проявилась надежда на справедливое, гармоничное общество.

Итак, отметим: философская мысль эпохи Возрождения находилась в постоянном развитии, внесла огромный вклад в становление научной мысли благодаря новому пониманию места и роли человека в объективном мире. Человек стал пониматься не как исключительно существо природы, но как творец самого себя, этим обстоятельством отличающийся от всех прочих живых существ. Человек становится на место Бога: он сам собственный творец, владыка природы. Однако завершение эпохи Ренессанса принесло собой крайнее разочарование, скепсис (что отражено в творчестве Шекспира, Сервантеса и Монтеня.)

Date: 2015-10-19; view: 3914; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию